НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ДЕМИДОВЫХ

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ДЕМИДОВЫХ

КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.

Е. В. Галимова,
ГУК ТО «Тульское музейное объединение» Историко-мемориальный музей Демидовых 300002, г. Тула, ул. Демидовская, д. 9
demidov@museum-tula.ru

В статье рассматривается организация профессионального обучения на демидовских уральских заводах, в том числе становление и работа одного из частных учебных заведений первой половины 19 века – живописной школы заводчика Н. Н. Демидова. Организованный учебный процесс готовил специалистов в области лаковой росписи по металлу.

Когда Никита Демидов на очень выгодных условиях получил от императора Петра I Верхотурские железные заводы, построенные на реке Нейве на Урале, и первым из Демидовых туда прибыл его старший сын Акинфий, это событие сделало Демидовых хозяевами Урала.

Важным моментом в развитии горной промышленности Урала в XVIII в. было создание и развитие горнозаводских школ. В своей работе «Династия Демидовых. Исторические очерки» Н. И. Мезенин отмечает, что в «Памяти» Петра I от 1702 года о передаче Невьянского завода» Н. Демидову вменялось в обязанность, чтобы при его заводах на собственные деньги «однолично деткам школы были б построены и работников добрых и смышленых к тому делу у домен, и у руд, и у угольного сжения учить, чтоб и впредь за оскудением людей остановки и никаких вредительских причин не учинилося».

Первая «цифирная» школа была открыта по указанию Петра I Никитой Демидовым при Невьянском заводе в декабре 1709 г. По словам историка Сибири П. Словцова, она предназначалась «для грамоты, для счисления и руководства к заводскому делу» [1].

К середине XVIII в. строилась Нижнетагильская группа заводов, и центр уральской империи Демидовых переместился в Нижний Тагил. Здесь в 1740 г. открыли арифметическое училище, база которого была заложена еще в Невьянске.

В училище мальчиков 8-14 лет обучали грамоте, арифметике, геометрии, черчению и копированию планов, проектному делу, практическим основам горнозаводского искусства, а некоторые и иностранным языкам. Наставниками и преподавателями были определены крепостные и вольные учителя. Но не только техническое образование рабочих интересовало Демидовых.

Младший сын Акинфия Демидова Никита Акинфиевич стал основателем художественного образования на Урале. Он проявлял интерес к античному и европейскому искусству, был щедрым меценатом. За свою благотворительную деятельность его избрали почетным членом Санкт-Петербургской Академии художеств и Вольно-экономического общества.

Никите Акинфиевичу принадлежит инициатива учреждения в 1779 г. при Академии художеств премии-медали «За успехи в механике». Особым покровительством Демидова пользовался выпускник Петербургской Академии художеств Федот Иванович Шубин, окончивший ее с большой золотой медалью.

При покровительстве и поощрении промышленника в принадлежащей ему нижнетагильской вотчине активно развивались художественные промыслы, в частности, художественное чугунное литье и лаковая роспись по металлу.

Большие суммы тратил Никита Акинфиевич на обучение молодых дарований.
Он поддерживал умельцев, которые освоили лаковую роспись по металлу. Наиболее талантливыми из них были Яков Журавлев и Андрей Худояров. В 1778 г. Демидов распорядился набрать к ним в науку группу учеников. Он назначил художникам неплохое жалование, обязав делиться своими знаниями без утайки и строго спрашивать с воспитанников, отчисляя из школы неспособных к обучению.

После кончины в 1787 г. Никиты Акинфиевича его наследником стал 14-летний сын Николай. До его совершеннолетия управление заводами было возложено на опекунов. Но к середине 1790-х гг. предприятия, лишенные рачительного хозяина, практически перестали давать доход. Однако Николай Никитич сумел поправить дела и, ознакомившись с опытом крупнейших металлургических предприятий Западной Европы, начал требовать от управляющих заводами незамедлительного внедрения передового зарубежного опыта. При этом он не жалел средств не только на переоборудование заводов, но и на просвещение. В школах, открытых при заводах, обучалось до 80 детей, причем наиболее способных и успешных отправляли на дальнейшее обучение в Санкт-Петербург и за границу.

Новый управляющий демидовскими заводами М.Д. Данилов обратил внимание на то, что среди тагильчан широкое распространение имело искусство росписи и лакирования. Он предложил Николаю Никитичу создать в Тагиле господскую лакировальную фабрику. В 1806 г. решился вопрос об открытии при заводе и своей школы живописи, которая могла бы обеспечить фабрику первоклассными мастерами – иконописцами и живописцами. Попутно школа должна была готовить специалистов по росписи подносов, шкатулок, столиков. 

К сожалению, документы, из которых можно получить представление о работе школы, немногочисленны. Несомненно то, что за ее деятельностью Николай Никитич следил очень внимательно. В 1806 г. Николай Никитич Демидов при посещении Нижнетагильских заводов уделил внимание и живописной школе.

Ее первым художественным руководителем был назначен Василий Иванович Албычев. Он увлекся преподаванием, отдавая школе всего себя. «Первоначально в обучении у него находилось девять человек, в основном из «служительских детей». Почти все они зарабатывали впоследствии на хлеб «лаковой росписью» [2].

Перед Албычевым хозяин поставил конкретную задачу: обеспечить лакировальную фабрику достаточным количеством художников, которые смогут создавать предметы не хуже, чем зарубежные мастера.

Живописная школа ежегодно отчитывалась перед Демидовым, который требовал посылать изготовленные лаковые изделия в его московскую и петербургскую конторы. Школа была нацелена на обучение мастеров по росписи металлических изделий. Поэтому основным методом преподавания стала интенсивная практика и ежедневные упражнения.

В октябре 1806 г. на заводе получили предписание по организации слесарной мастерской для изготовления подносных форм, куда разрешалось отобрать самых лучших заводских слесарей, а также частных мастеров «из заводских жителей, отличающихся чистотой работы». Всего 12 человек. Числу слесарных мастеров точно должен был соответствовать штат учеников живописной школы. Демидов рекомендовал набрать 12 мальчиков из детей заводских жителей.

Удалось набрать девять, при этом пятеро из них были детьми служащих. Каждому ученику определялось жалованье 25 рублей в год на все содержание и бесплатная приличная одежда, а также краски и материалы для обучения.

Однако, как пишет Н.А. Мезенин в своей работе «Династия Демидовых», Николай Никитич выразил недовольство медленным строительством лакировальной фабрики. При этом в письме управителю содержится замечание Василию Ивановичу Албычеву: «Каково идет живописная школа, ибо Албычев затем и взят, чтобы научить мальчиков искусству писать, и нужно хоть и малую, но иметь фабрику, собственно мне принадлежащую. А то до сих пор он (Албычев) все обучает школьников, как работать на обывательских (частных) фабриках».

Контракт, заключенный с Албычевым, был расторгнут в 1809 г. Данилов доносит:
«…мальчики, обучающиеся у г. Албычева, все почти весьма успели и заняты теперь писанием образов для Висимо-Уткинской церкви. Управляющий заводов сообщил, что остановил постройку лакировальной фабрики ввиду невыгодности сего предприятия» [3].

Преемниками Албычева стали Павел Баженов и Яков Арефьев. Заметив талантливых и прилежных мальчиков, Демидов отдал распоряжение отправить их на обучение в Италию. Вернувшись в Россию в 1812 г., они после по разрешению заводчика, поступили в Академию художеств. Однако их успехи в обучении не сделали художников свободными людьми. Они работали в Нижнем Тагиле, добиваясь от своих учеников хорошо отточенного умения и мастерства, сделали популярной жанровую роспись предметов из металла.

К сожалению, живописная школа в Нижнем Тагиле просуществовала до 1820 г. и была закрыта, так как Николай Никитич Демидов был не заинтересован в ее дальнейшей поддержке.

Тагильский лаковый промысел продолжал существовать и достиг своего расцвета в 30 – 40-х гг. XIX в. На мануфактурных выставках он завоевывает множество наград, получает мировую известность. В нем формируются два основных направления: подносы-картины, расписанные классическими сюжетами, и подносы, оформленные в народном стиле с применением традиционной «маховой» росписи.

«В 1842 г. статистика зафиксировала в наличии 24 подносных заведений в Нижнетагильском заводе и двух в Выйском. В 1860 г. вследствие экономических потрясений количество лакировочных мастерских сократилось до 10 на Нижнетагильском заводе и до 2-х в Выйском» [4].

В конце XIX – начале XX вв. промысел испытывал кризис. Однако ему удалось выжить и возродиться в новом качестве.

В 2021 г. тагильскому промыслу по производству лакированных подносов исполняется 275 лет. В связи с этим Президент России Владимир Путин присудил грант в миллион рублей на возрождение производства кованых подносов, которое известно в Нижнем Тагиле с демидовских времен.

В экспозиции Историко-мемориального музея Демидовых представлены два подноса, выполненные нижнетагильскими. Они наглядно демонстрируют красоту этого уникального и самобытного творчества

 

Список источников и литературы:

1. Мезенин Н.А. Династия Демидовых. Исторические очерки. Нижний Тагил 2002, http://
historyntagil.ru/books/11_12_25.htm

2. Там же.

3. Там же.

4. Дмитриев А.В., Максяшин А.С. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале /
Под ред. Е.В. Логунова и И.Г. Семенова. – Екатеринбург: Изд-во «Старт», 2000. 140 с., ил., http:// historyntagil.ru/books/11_6.htm