«ТАГИЛАВТОРЕМОНТ» ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НИЖНЕГО ТАГИЛА. АРХИВ
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТАГИЛАВТОРЕМОНТ» (Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) [АПРЕЛЬ 1942 Г. — 2003 Г.]
Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный архив социально-правовых документов города Нижний Тагил» Фонд № 39
Период времени: 1942 — 2002 гг.
Предположительно Нижнетагильский авторемонтный завод был организован в апреле 1942 г. на базе эвакуированных авторемонтных мастерских из города Рыбинска Ярославской области (МКУ МАСПД, ф. 39, дело фонда, л. 4).
Предприятие было размещено в автогараже (трехпролетное здание шириной 54 м, длиной 220 м, поперечным пролетом шириной 30 м, оборудованное двумя мостовыми кранами грузоподъемностью 5 т) Новотагильского металлургического завода. Находилось в непосредственном подчинении треста «Тагилстрой-Тагиллаг НКВД СССР».
С 1942 г. по 1959 г. завод выполнял работы по ремонту двигателей автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5. За указанный период были отремонтированы 3810 двигателей, 3781 автомобиль.
В феврале 1960 г. завод был передан в подчинение Свердловскому областному управлению автомобильного транспорта Совета народного хозяйства Средне-Уральского экономического района (МКУ МАСПД, ф. 39, дело фонда, л. 5).
С 1960 г. по 1965 г. помещения завода реконструировались с целью наиболее полной механизации производственного процесса. Возглавлял Нижнетагильский авторемонтный завод с октября 1964 г. Балахнин Николай Макарович (в сентябре 1971 г. назначен генеральным директором производственного объединения, проработал на этой должности до ухода на пенсию (16 мая 1978 г.)). (МКУ МАСПД, ф. 39, оп. 1-л, д. 266, л. 13).
На основании приказа от 14 декабря 1965 г. № 261 СНХ Средне-Уральского экономического района Свердловское областное управление автомобильного транспорта переименовано в Средне-Уральское территориальное управление автомобильного транспорта, в ведение которого был передан авторемонтный завод.
Структура предприятия на 1965 г. была следующей: администрация (директор, главный инженер, экономист, главный бухгалтер), отделы (технического снабжения, комплектования, технического контроля, жилищно-коммунальный), участки (механический № 1, механический № 2), группы (промышленная, непромышленная), цехи (ремонтно-механический, кузнечно-кузовной, монтажный, сборки и разборки, моторно-дизельных двигателей, бензиновых двигателей, электроцех, шинно-монтажный). Авторемонтный завод производил капитальный ремонт автомобилей, в том числе кузовов, двигателей, шин.
Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 15 августа 1967 г. № 311 Средне-Уральское территориальное управление автомобильного транспорта переименовано в Средне-Уральское территориально-транспортное управление (СУТТУ). В соответствии с приказом СУТТУ от 08 июля 1971 г. № 108 на базе Нижнетагильского авторемзавода организовано производственное объединение «Тагилавторемонт», в состав которого вошли: головное предприятие — «Нижнетагильский авторемзавод» и филиалы — «Красноуральский авторемзавод», Кушвинский цех (МКУ МАСПД, ф. 39, дело фонда, л. 7).
С целью повышения производительности труда и качества ремонта двигателей объединением построен и внедрен в производство конвейер для сборки. Для улучшения проработки и испытания коробок перемены передач был сконструирован стенд с применением электродвигателя (в 2 раза превышающий по мощности старый). Освоен капитальный ремонт двигателей МАЗ-500 (МКУ МАСПД, ф. 39, дело фонда, л. 8).
1972 г. — на головном предприятии функционировало два цеха — механосборочный и цех сборки автомобилей и агрегатов; организован участок по ремонту кузовов автомобилей БЕЛАЗ, ремонта автомобилей КРАЗ-256.
В 1973 г. Кушвинский цех освоил выпуск металлических конструкций гаражей-стоянок. Красноуральский филиал произвел реконструкцию участков испытательной станции двигателей ЗИЛ и ремонта двигателей ЯМС-240.
До декабря 1990 г. производственное объединение «Тагилавторемонт» входило в состав территориального объединения «Свердловскавтотранс», занималось ремонтом двигателей, изготовлением нестандартных транспортных средств и деталей.
Структура производственного объединения на 1990 г. была следующей: администрация (генеральный директор, главный инженер, бухгалтерия), филиал Красноуральский, отделы (технического контроля, кадров, материально-технического снабжения), цехи (Кушвинский, сборочно-сварочный, механо-разборочный), участки (изготовления прицепов, транспортный, энерго-механический, ремгруппы, ремонта и сборки двигателей, инструментальный, гальваники, разборки), Имелись ведомственные подразделения: детский комбинат № 81, котельная.
В соответствии с решением собрания трудового коллектива от 20 сентября 1990 г., решением исполкома Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 20 декабря 1990 г. № 266 ПО «Тагилавторемонт» вышло из состава территориального объединения «Свердловскавтотранс» и было реорганизовано в Нижнетагильское предприятие «Тагилавторемонт».
Производственно-техническому объединению жилищно-коммунального хозяйства города Нижний Тагил в марте 1991 г. была передана котельная предприятия (Распоряжение Нижнетагильского горисполкома от 17 января 1991 г. № 14-р, приказ директора «Тагилавторемонт» от 26 марта 1991 г. № 116). Работники котельной были уволены (МКУ МАСПД, ф. 39, оп. 1-л, д. 480, л. 254).
В связи с уменьшением объемов производств, в апреле 1992 г. Красноуральский филиал был выведен из состава Нижнетагильского предприятия «Тагилавторемонт» (Приказ директора от 27 февраля 1992 г. № 84).
На баланс отдела народного образования Тагилстроевского района города Нижний Тагил 01 июня 1992 г. был передан детский комбинат № 81 (Постановление главы администрации города Нижний Тагил от 14 мая 1992 г. № 176, приказ директора предприятия от 25 мая 1992 г. № 178) (МКУ МАСПД, ф. 39, оп. 1-л, д. 504, л. 133). 1992 г. — закрыт сварочный участок (МКУ МАСПД, ф. 39, оп. 1-л, д. 504, л. 93, 102, 150).
На основании решения Нижнетагильского городского комитета по управлению имуществом от 24 декабря 1992 г. № 102, постановления главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 31 декабря 1992 г. № 229 предприятие «Тагилавторемонт» было зарегистрировано как акционерное общество открытого типа «Тагилавторемонт» (АООТ «Тагилавторемонт») (МКУ НТ ГИА, ф. 574, оп. 1, д. 2, л. 125).
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» АООТ «Тагилавторемонт» было перерегистрировано в открытое акционерное общество «Тагилавторемонт» (ОАО «Тагилавторемонт») (Постановление главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 01 августа 1996 г. № 696) (МКУ НТ ГИА, ф. 574, оп. 1, д. 68, л. 123).
Документы по личному составу Нижнетагильского авторемонтного завода за 1942-1970 гг. были переданы на хранение отделу по делам архивов Администрации города Нижний Тагил ликвидированным областным объединенным архивом предприятий автомобильного транспорта.
В январе 2000 г. документы поступили на муниципальное хранение в архив социально-правовых документов.
В связи с сокращением объемов работ, в августе 2002 г. общим собранием акционеров ОАО «Тагилавторемонт» было принято решение о ликвидации предприятия. Ликвидатором назначена Лисицина Елена Викторовна (Протокол заседания Совета директоров ОАО «Тагилавторемонт» от 20 января 2003 г.) (МКУ МАСПД, ф. 39, дело фонда, л. 18).
Документы по личному составу предприятия были переданы на муниципальное хранение в сентябре 2003 г. в описанном состоянии.