НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЖИВОПИСНАЯ ШКОЛА ДЕМИДОВЫХ В XVIII в
«…ПОВЕЛЕТЬ РИСОВАНИЮ ОБУЧАТЬ…»
КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.
Н.В. Зайцева,
З-17 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых»
622034, г. Нижний Тагил, пр. Ленина, д. 38. Заведующая музеем истории колледжа
ntgmk-300-let@mail.ru
Ил. 5. Здание Горнозаводского училища. Рис. неизв. автора. Ватман, акварель. НТМК
В статье затрагиваются вопросы обучения рисованию в общеобразовательных учебных заведениях с XVIII в. Рассматриваются причины возникновения и востребованности образовательного предмета в частной горнозаводской школе Демидовых, методы преподавания рисования, временные рамки процесса обучения. Осуществляется попытка оценки коллекции ученических рисунков.
Находка небольшой коллекции рисунков, предположительно, ученика Горнозаводского училища, побудила заняться темой изобразительного искусства. Рисунки выполнены на ватмане акварелью, цветными карандашами. Встал вопрос об авторстве этих работ. Какова их художественная, а возможно, и историческая ценность?
Но, прежде всего, зачем нужно рисовать, если изучаешь горнозаводские науки и не планируешь стать художником? Рисованием и живописью занимаются люди многих профессий. Восприятие и познание действительности в основном происходит посредством зрения. Рисование развивает точность зрения и наблюдательность, координацию между рукой и глазом, фантазию. Улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства, мелкая моторика. Это современный взгляд.
В старину методика преподавания рисования была связана с обучением грамоте. В начале XVIII в. рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Оно включено в число учебных предметов Морской академии, хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале, Кадетского корпуса, воспитательного училища при Воскресенском монастыре. В 1724 г. в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием [1].
Причины, побуждавшие обучать детей рисованию и живописи в частной школе Демидовых, были несколько иными. В начале XIX в. Николай Никитич Демидов, проявляя отеческую заботу, стремился дать каждому воспитаннику заводской школы определенные профессиональные знания в живописи, дабы добывать средства к существованию. Он рассуждал: «…даже будучи за дурное поведение исключенными из служительского штата, знавши живопись, будут питаться писанием подносов…», и приказал в обязательном порядке обучать живописи «всю Выйскую общеобразовательную школу по 2 часа три раза в неделю» (1811 г.) [2, с. 204 – 205].
Хотя распоряжение о дополнительном образовательном предмете – рисовании в Нижнетагильской арифметической школе, было дано еще за 50 лет до этого его отцом Никитой Акинфиевичем Демидовым, чуть ли не вслед за гимназией при Академии наук (1747)! В предписании прямо указывалось: «Для обучения робят и которые уже грамоте и писать обучились, то повелеть и рисованию обучать» [3].
В мае 1761 г. Московская контора должна была выслать в Тагил «книгу рисовальную»: «да для школы послано 6 ящиков… семнадцать дюжин карандашей, одна книга рисовальная…». В сопроводительном реестре указано: в ящике № 6 – рисовальные инструменты, в ящике № 7 – готовальни и карандаши [4].
Скорее всего, речь идет о книге Иоанна Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие в России. В основу обучения рисунку Прейслер ставил геометрию.
Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета. При этом изображение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и анатомии. Большое значение Прейслер придавал умению владеть линейным рисунком.
В красивой выразительной линии, считал он, заключена эстетическая ценность рисунка. Более обстоятельной и четкой методической разработки в то время не было, поэтому труд Прейслера в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах.
Демидовы рассматривали рисование как школу ремесла, и прежде всего с позиций горнозаводской деятельности. Список геометрического класса арифметической школы 1770 г. красноречиво свидетельствует об обучении учеников составлению планов и «рисованию» чертежей, что совершенно невозможно без определённых знаний [5].
С другой стороны, желающий иметь изделия, достойные уровня лучших европейских мастеров, Н.А. Демидов в 1778 г. предписывает Нижнетагильской конторе определить к мастерам Худояровым учеников лакировального искусства – «избрать оной конторе из ребят, или из школьников, склонных к сему искусству» [2, с. 89].
Стремясь к совершенствованию художественного процесса, Никита Акинфиевич обеспечивал тагильских ремесленников методическими пособиями. Так, Демидов приказал прислать в Тагил для обучения учеников образцы «разных цветов» – 19 листов для срисовывания, которые находились бы в заводской конторе. По мере надобности выдавать их как мастерам, так и ученикам, с возвратом, ведя при этом учетную запись. Новое учебное пособие – книгу из 76 листов с цветками «в натуральных их видах и колерах», выслано в Тагил в декабре 1781 г. [2, с. 92].
В 1806 г. в Тагиле по предложению выписанного из столицы художника Василия Ивановича Албычева, выпускника Императорской Академии художеств, учреждается школа живописи (первая для Урала и Сибири!), которую он и возглавил. Демидов требовал, чтобы в живописную школу определялись мальчики из семей, занимающихся лаковой росписью. Причем только те из них, кто не мог стать служителями в заводском деле по болезни или по другой причине. Служительские же дети, имея талант к живописи, должны обучаться в заводском училище и в свободное от уроков рисования время изучать хотя бы часть заводских наук [2, с. 138 – 139, 225 – 226].
Таким образом, дарованная детям возможность обучения живописной грамоте имела огромное значение для воспитания и развития способностей талантливых крепостных. Школа была оснащена учебными комплектами эстампов, среди которых находились модные гравюры Ф. Бартолоцци. Кроме гравюр в распоряжении учеников был комплект в количестве 21-й мраморной скульптуры. Коллекция гравюр систематически пополнялась самим Н.Н. Демидовым. В 1809 г. в школе числилась 171 единица, в 1812-м – 200. В 1814 г. Демидов приобрел для школы 27 эстампов в рамках и особо ценных – 46 без рамок, требуя беречь «оные из Рафаэлевской галереи, того места, куда все славнейшие мастера учиться едут» [2, с. 209].
В сентябре 1820-го из Петербурга отправлены книги для Выйского училища и 13 ящиков с пособиями для живописной школы: «Отправятся с караванными служителями для Выйского училища книги, а для живописного класса алебастров из Парижа статуй и бюсты доставятся…» [6, л.183].
По иронии судьбы, когда ящики прибыли в Тагил, живописная школа была уже закрыта. Несмотря на непродолжительное существование, деятельность живописной школы способствовала расцвету и славе подносного промысла, позволила поднять работы местных художников от простого ремесла до уровня настоящего искусства. В то же время, художественный промысел благоприятствовал совершенствованию заводского производства.
В Выйском училище продолжалась практика обучения рисованию и живописи, о чем свидетельствует переписка. Учитель И.Г. Калашников, обращаясь в Главную Нижне-Тагильскую контору в марте 1818 г. и ссылаясь на приказания директора заводов М.Д. Данилова, требует для обучения рисованию чертежей в Выйском училище: «готовален пять, кистей, грецкой губы, китайских чернил, киновари, гумигуту (гуммигут), лазори, умбры, бакану, веницейской яри и белил… приказать выдать» [7].
В конце 1826 г. из Флоренции Н.Н. Демидов напоминает в заводскую контору: «до 25 мальчиков при Выйской школе обучать не только черчению планов, но и обязательно рисованию». [8].
Количество учеников в Выйском заводском училище сначала было около 60, затем периодически увеличивалось до 130 – 160. По возрасту и знаниям воспитанники распределялись по трем отделениям. Обучали рисованию Павел Баженов и Яков Арефьев – из первых выпускников живописной школы, вернувшиеся после обучения в Риме. Позднее, еще находясь в школе, преподавал воспитанник Яков Турыгин.
В 1820 г. директор училища П.И. Морозов и заводская контора выясняли между собой: «преподавал уроки живописи Турыгин, но почему оный ныне уничтожен, о том сюда при прочем дать знать…». [6, л. 63об.]
Впоследствии Яков Евстратович Турыгин стал штатным учителем рисования. В декабре 1830 г. в этом статусе он награжден сукном на «сертукъ» и брюки. Сын Я. Турыгина, Глеб, после окончания Выйского училища в 1843 г. обучал черчению и рисованию в течение 56 лет!
В фондах музея истории НТГМК хранятся два рисунка: Дмитрия Шорина (1830 г.) [Ил. 1], учителем которого был Яков Турыгин, и Якима Ерофеева (1844 г.) [Ил. 2], учитель Василий Образцов [9].
Ил. 1. Архитектурный рис. Д. Шорина. 1830 г. Ватман, тушь,отмывка. НТГМК
Ил. 2. Академический рис. Я. Ерофеева. 1844 г. Ватман, карандаш. 1844 г. НТМК
Василий Образцов, как и Турыгин, воспитанник Выйского училища, получивший дальнейшее образование во Франции: изучал в Руане французский язык и искусство коммерции. В Петербурге обучался модной и редкой в России литографии. Приобрёл глубокие знания художника-графика.
В Нижне-Тагильском заводе В. Образцов в качестве заведующего поднял деятельность литографической мастерской на высокий уровень. По собственной инициативе обучал воспитанников училища азам гравёрного дела. Любопытно, как «Почетный учитель рисования и чистописания» в Демидовском заводском училище – так себя обозначил Василий Образцов, «желая доставить пользу и скорейшую методу обучения геометрии», в Представлении Попечителю училища Д.В. Белову предлагает свой способ, приспособленный к ремёслам Нижнетагильских заводов – посредством введения линейного рисования по методу Франкёра. «Геометрия учит теоретически изображать тела в природе с их измерениями и отношениями, – излагал он, – напротив, Линейное рисование учит практически той же Геометрии, но к тому еще присовокупляет правило о Проектах и Перспективе, и всё приспособляет более к ремёслам и Изящным Художествам» [10].
Руководство к линейному рисованию математика Луи Бенжамена Франкёра, переведенное с французского, было издано Департаментом народного просвещения в Петербурге в 1831 г. для учителей уездных училищ. Предлагаемый В. Образцовым способ обучения перекликается и с методикой И. Прейслера.
Павел и Анатолий Демидовы продолжали традиции, заложенные отцом, в том числе по обеспечению училища учебными пособиями. В 1833 г. для рисовального класса присылается 239 рисунков. [2, с. 239].
Предмету уделялось серьёзнейшее внимание. Согласно учебному плану 1830-х гг. рисованию обучали в течение трёх лет по 4 часа в неделю: начальный курс –2-й год обучения, рисование академическое – 3-й год обучения, рисование академическое и геометрическое – 4-й год. На 5-й год преподавалось черчение архитектурных планов и рисование академическое и топографическое – 8 часов в неделю. На 6-й год – черчение машин и топографическое рисование, также 8 часов. То есть, на самом деле рисованием занимались в общей сложности 5 лет.
Рисование становится непременным спутником предметов учебного курса. И в этом усматривается фундаментальность обучения! Для сравнения – на химию, физику, астрономию, минералогию и геогнозию, статику и механику отводилось всего по 4 часа в неделю в течение одного года за весь период обучения [11].
Насколько графические знания были востребованы в горнозаводской деятельности? Приведем пример из послужного списка выпускника Выйского заводского училища. Алексей Шептаев в 1848 г/ был определён в механическую чертёжную за «особо замечательные способности» к съёмке с натуры машин и черчению планов. В течение 2-х лет он под руководством механика К.К. Беккера и инспектора И.И. Вольстедта на Медном руднике занимался вычерчиванием с натуры паровых машин, построенных Е. Черепановым и П. Мокеевым.
В то время не было введено порядка хранения детальных рисунков и чертежей, поэтому после смерти механиков чертежи не сохранились. Затем в строительном отделении выполнял съёмку всех зданий и сооружений с «положением оных на план»: план Нижне-Тагильского заводского поселения был экстренно затребован Горным Правлением.
Какое-то время Шептаев служил смотрителем работ в подчинении химика-француза Ж. Тисса, исполнял обязанности кондуктора по строительным работам под руководством Управляющего заводом В.К. Рашета. Занимался в комиссии по землеустройству по заводам Нижне-Тагильского округа. В Главном лесном отделении выполнял чертежную работу на планах лесных карт с обозначением сортов леса по Нижне-Тагильской даче и т.п. В фондах государственного архива Свердловской области обнаружен «План Выйского заводского училища при Нижнетагильском заводе гг. Демидовых» за подписью чертежника А. Шептаева. [12, 13].
Дошедшие до наших дней свидетельства убедительно иллюстрируют обучение рисованию и черчению планов в Выйском училище и в последующие годы. Так, Александр Петров в 1858 году аттестован по рисованию – «очень хорошо», черчению планов – «порядочно» [14].
«Нифантий» Худояров во 2-м классе (1855 г.) показал успехи по рисованию – 5 баллов. Особую награду – ящик с красками Вонифатий получил за успехи в черчении и рисовании в 1856/1857 учебном году. У Дмитрия Белова в аттестате 1857 года оценка по рисованию «очень хорошо» [15].
Выпускники Нижне-Тагильского Реального (преемника Выйского) училища Николай Шорин (1868 г.) и, спустя 10 лет, Николай Панкратов (1878 г.) при благонравном поведении продемонстрировали отличные успехи в рисовании и черчении.
В свидетельстве об успехах ученика 2-го класса того же училища Петра Кожевникова (средний балл 5!) за 1889 – 1890 учебный год значится и рисование с черчением [16].
Надзиратель Нижнетагильского горнозаводского (бывшего реального) училища М.А. Дмитриев, организатор экскурсий в начале XX века, во время поездки на гору Благодать передал Горному начальнику д.с.с. А.С. Левицкому (Левитскому) рисунки, до 30 штук, выполненные Александром Степановичем 40 лет назад. «Рисунки замечательно хороши и А.С. Левицкий был очень обрадован этим сюрпризом», – описывал Михаил Абрамович поездку. Горный инженер Левицкий первоначальное образование получил в Нижне-Тагильском Реальном училище в 1870-х годах. [17].
Остается сожалеть о том, что эти рисунки утеряны для истории.
Таким образом, обучение рисованию не только не прерывалось в течение всего XIX века, но было обязательным и в начале XX столетия. В выпускном свидетельстве Дмитрия Левитского от 1900 года наряду с топографией и маркшейдерским искусством, минералогией и геогнозией, металлургией, рисование – «отлично». Среди учебных предметов Сергея Бородина, ученика Приготовительного класса, за 1916 – 1917 учебный год есть и рисование [18].
В фондах музея истории колледжа хранятся чертежи и рисунки Николая Осинцева, ученика Горнозаводского училища (1914 – 1919) с пометами преподавателя А.Г. Дятлова. Запись в документе об образовании свидетельствует об аттестации Николая в графических занятиях по рисованию, геометрическому и проекционному черчению, техническому черчению (детали машин и составление проектов) [19].
Пожалуй, последнее упоминание предмета «рисование» найдено в расписании вступительных экзаменов в Нижне-Тагильский горно-металлургический техникум в 1928 – 1929 учебном году. Наряду с математикой, родным языком, физикой, химией, обществознанием, географией, черчением поступающим предлагается испытание по рисованию! [20].
Но вернёмся к нашей находке. Коллекция содержит 20 рисунков. Состояние их удовлетворительное. Визуальный анализ бумажной основы работ Н. Осинцева (1916 – 1918) [Ил. 3, 4] и неизвестного автора N не противоречит ожидаемой датировке. Рисунки выполнены акварелью, цветными карандашами, два из них – просто карандашом. На некоторых рисунках видна более поздняя обводка линий фломастерами.
Ил. 3. Рис. Н.Осинцева. Ватман, тушь, отмывка. 1916 г. НТМК
Ил. 4. Рис. Н. Осинцева. Пейзаж. Ватман, акварель. 1917 г. НТМК
Неизвестный ученик N запечатлел виды Нижнего Тагила и окрестностей Висимо-Уткинска: пейзажи, заводские постройки, здания церквей, памятник А.Н. Карамзину, здание НТГЗУ [Илл. 5,6,7,8].
Ил. 6. Никольская церковь. Рис. Неизв. автора. Ватман, карандаш. НТМК
Ил. 7. Висимо-Уткинск. Рис. неизв. автора. Ватман, акварель. НТМК
Ил. 8. Висимо-Уткинск. Акинфиевская церковь. Рис. неизв. автора. Ватман, акварель. НТМК
Возможно, Висимо-Уткинск являлся малой родиной N. По характеру изображения рисунки ощущаются как учебные. Несколько работ помечены инициалами С.Б., на трех из них – С.В.Б. Очевидно, имя «С.», отчество «В.», фамилия «Б.». Такое сочетание инициалов может принадлежать только одному выпускнику Горнозаводского училища – Бердникову Сергею Васильевичу. В аттестате С. Бердникова от 1918 г. успехи по рисованию оценены на «хорошо».
Казалось бы, всё сходится, но всего лишь один аргумент перечеркивает прекрасно сложившуюся версию. Это надписи к рисункам. Если у Н. Осинцева орфография слов содержит «Ъ», то в работах неизвестного автора N эта буква отсутствует. Как известно, в конце 1918 г. «Ъ» был отменён. Не исключено, что работы первоначально не были подписаны, и кто-то другой позднее решил их подписать. Таким образом, имя автора ученических рисунков до сих пор остаётся загадкой, как и их датировка.
И последнее. Несут ли рисунки с позиций исторической ценности важную информацию? Вероятно, хотя некоторые из них выполнены со старинных открыток. Вопрос требует дальнейшего изучения.
Список источников и литературы:
1. Методы обучения рисованию в России в 10-17 веке. [Электронный ресурс] – URL: https:// infopedia.su/15xee66.html (Дата обращения: 21.06.2021).
2. Силонова О. Н. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIIIXIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми / О. Силонова – Екатеринбург : Баско, 2007 – 416 с.
3. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 84. Л. 25об.
4. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 129. Л. 25-25об.
5. ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Д. 30. Л. 371.
6. ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Д. 68. Л. 63об., 183.
7. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 535. Л. 118.
8. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 587. Л. 157.
9. Фонд музея истории Нижнетагильского горно-металлургического колледжа имени Е.А. и М.Е. Черепановых (НТГМК): ИК-403, ИК-408.
10. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 745. Л. 38-38об.
11. Фонд музея истории НТГМК: экспозиция Демидовского зала.
12. Фонд письменных источников музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: ТМ-21630/180.
13. ГАСО. Ф. 642. Оп. 1. Д. 2962.
14. Фонд письменных источников музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: ТМ-3260.
15. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 1294. Л. 13-19, 34.
16. Фонд письменных источников музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: ТМ-2755/2; ТМ20585/4; ТМ-2836.
17. Фонд музея истории НТГМК: Дмитриев М.А. Описание экскурсий 1908-1912 гг. ИК-1260. С. 16, 87.
18. Фонд письменных источников музея-заповедника «Горнозаводской Урал»: ТМ-2825; ТМ3773.
19. Фонд музея истории НТГМК: ИК-395.
20. Нижнетагильский государственный исторический архив. Ф. 26. Оп. 1. Д. 293. Л. 10.