АГЕНТЫ ГЕРМАНСКОЙ РАЗВЕДКИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1941-1945 гг

К ПРОБЛЕМЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ АГЕНТОВ ГЕРМАНСКОЙ РАЗВЕДКИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1941-1945 гг.

Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы V региональной научной конференции, декабрь 2002 г. — Екатеринбург : Издательство Гуманитарного университета, 2003. — С. 321-322.

Е. В. Вертилецкая (Екатеринбург)

В годы Второй мировой войны разведывательные органы Германии интересовал промышленный комплекс СССР, особенно Уральского региона. На его территории было сосредоточено более трети военно-промышленных предприятий страны, которые за весь период Великой Отечественной войны дали 40% всей военной продукции СССР.

Для проведения разведывательно-диверсионной деятельности в тылу Советского Союза привлекались военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен во время войны, а также политэмигранты из стран Восточной Европы и Германии, прибывшие на территорию Советского Союза в 1930-е гг.

Заброшенные на советскую территорию агенты должны были создать сеть разведывательных организаций, которые бы проводили сбор шпионских сведений на предприятиях и новостройках региона. При этом особое внимание уделялось сбору информации о спецпродукции оборонных заводов.

Одновременно разведывательные группы должны были вести антисоветскую агитацию, осуществлять подрывную и вредительскую деятельность: при удобных обстоятельствах совершать на заводах диверсионные акты, поджоги, выводить из строя станки, электрооборудование, организовывать крушение железнодорожного транспорта путем порчи линий, а также готовить повстанческие кадры из числа тех, кто был недоволен существующим строем.

Так, в январе 1942 г. в г. Свердловске была раскрыта шпионская группа в количестве четырех человек. Ее руководителем являлся Г.В. Гейлинг, 1899 г. рождения, уроженец Германии, бывший германский подданный. Г.В. Гейлинг прибыл в Советский Союз в 1931 г. как политэмигрант и работал резчиком по металлу на Уралмашзаводе.

Следствием было установлено, что в 1929 г., находясь в Германии, он был завербован для ведения провокаторской деятельности среди членов Союза Красных Фронтовиков. В результате в 1931 г. по его доносу были арестованы 6 человек — руководящих работников этого Союза. Затем, под видом политического эмигранта он был направлен в СССР со шпионскими заданиями. С началом войны Г.В. Гейлинг создал шпионскую группу из проживающих в Свердловске немцев. Эта группа активизировала свою шпионскую деятельность, проводила пораженческую профашистскую агитацию среди рабочих Уралмашзавода1.

В октябре — ноябре 1942 г. была раскрыта и ликвидирована шпионско-диверсионная организация в городах Нижнем Тагиле и Свердловске. Эта организация была создана в 1932 г. иностранным специалистом — германским подданным Гибгардтом, который спустя два года был выдворен за пределы СССР. Организация проводила сбор шпионских сведений о выпуске спецпродукции Уралвагонзаводом, Коксохимическим заводом, а также заводами № 63, 183, 381 и др. Одновременно эта группа осуществляла диверсионно-вредительскую деятельность на Высокогорском железном руднике, а также готовила повстанческие кадры из числа ссыльного кулачества.

Всего за годы Великой Отечественной войны на территории Свердловской области Управлением НКГБ было выявлено и разоблачено 151 человек агентов иностранных разведывательных органов, в том числе 139 человек агентов германской разведки. Было также раскрыто и оперативно ликвидировано 11 шпионско-диверсионных групп, в которых насчитывалось 86 человек. Кроме того, было вскрыто и оперативно ликвидировано 19 диверсионных групп с количеством участников в них 115 человек2.

По подозрению в шпионаже в пользу германской разведки и за проведение антисоветской пропаганды среди рабочих завода № 63 г. Нижнего Тагила был арестован И.М. Матус.

Следствием было установлено, что в 1940 г. он прибыл в Советский Союз с оккупированной Германией территории Польши. В 1939 г. во время польско-германской войны был призван в польскую армию и находился на фронте. 17 сентября 1939 г., будучи контужен, попал в плен.

Затем И.М. Матус был направлен на один из лесопильных заводов Польши. Там он был привлечен к провокаторской деятельности среди рабочих этого завода и дал письменное обязательство о сотрудничестве с германскими властями, получив при этом псевдоним “Ян Петлюра”. За период своей провокаторской деятельности Матус выдал немецким властям ряд рабочих-антифашистов, которые впоследствии были арестованы и осуждены.

В марте 1940 г. И.М. Матус был завербован для проведения разведывательной работы против СССР и должен был собирать интересующие германское правительство сведения о промышленных центрах Советского Союза. Перед переброской на советскую территорию он получил задание проникнуть на Урал в г. Свердловск или г. Магнитогорск, установить расположение там оборонных заводов и добыть сведения о выпускаемой ими продукции.

По прибытию в июле 1940 г. в г. Нижний Тагил он устроился работать чернорабочим на Тагилстрой. В дальнейшем И.М. Матус передал связному В.К. Тарневичу сведения о расположении некоторых воинских частей и о выпускаемой заводами № 56 и 63 военной продукции. Кроме того, И.М. Матус готовил диверсионные акты на заводах и железнодорожном транспорте, проводил активную антисоветскую, пораженческую агитацию, высказывал недовольство жизнью в СССР и восхвалял фашистский строй в Германии3.

Вся эта информация была получена в ходе первого допроса И.М. Матуса. О его антисоветской деятельности на территории Свердловской области известно также из протоколов допроса рабочих завода № 63. 10 апреля 1943 г. И.М. Матус был приговорен по ст. 58-1 “а”, 58-9, 58-10 4.2, 59-13 УК РСФСР особым Совещанием при НКВД СССР к 20 годам ИТЛ. А в апреле 1989 г. за отсутствием доказательств постановление Особого Совещания НКВД СССР от 10.04.1943 г. в отношении Ивана Михайловича Матуса было отменено, и производство по его делу прекращено.

Как правило, члены шпионско-диверсионных групп осуждались на разные сроки, их  руководители получали высшую меру наказания. При этом необходимо отметить, что часть дел по обвинению в шпионаже была основана лишь на показаниях самих обвиняемых и проходивших по данным делам свидетелей.

Подобная ситуация может объясняться либо высокой загруженностью следователей и сжатыми сроками ведения дел, либо погоней за «валом” и осуществлением превентивных мер по отношению к отдельным категориям советских граждан.

Таким образом, прямые доказательства принадлежности данных лиц к разведорганам иностранных государств в ряде случаев отсутствовали. Это отразилось и в результатах проводимого в 1990-х гг. органами У КГБ и УФСБ по Свердловской области пересмотра дел на агентов иностранных разведок. Для этого производились допросы свидетелей и проходящих по делу осужденных граждан.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. и в соответствии со статьями Закона РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий” от 18 октября 1991 г. часть осужденных по обвинению в проведении разведывательно-диверсионной деятельности на территории Советского Союза в пользу иностранных государств была реабилитирована.

Примечания

1 Архив Управления ФСБ РФ по Свердловской области Ф І Оп. I . Д.239. Л.248-249

2 Там же. Л.247.

3 Там же. Д.163. Л.131-133.