«ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (08 МАЯ 1945 Г.) НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ АРХИВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ.Д.Н.МАМИНА-СИБИРЯКА», УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ (08 МАЯ 1945 Г.)

Муниципальное казенное учреждение «Нижнетагильский городской исторический архив» Фонд № Р-507

Период времени: 1946 — 2008 гг.

Согласно решения Совета Народных Комиссаров РСФСР — в подарок Уралу за его выдающийся вклад в Великой Отечественной войне, — в Нижнем Тагиле в 1945 г. был создан драматический театр.

В июне 1945 г. Свердловский облисполком принял решение о создании в Нижнем Тагиле драмтеатра. Труппа театра формировалась в Ленинграде, костяк театра составили выпускники Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского. Театр начал работу в канун первой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — 8 мая 1946 г. спектаклем «Оптимистическая трагедия» Вишневского в постановке художественного руководителя Б. Рощина.

С момента своего создания Нижнетагильский драматический театр поступил в ведение отдела по делам искусств Свердловского облисполкома Комитета по делам искусств при СНК СССР (с марта 1946 г. — при Совете Министров СССР).

В марте 1953 г. было создано союзно-республиканское Министерство культуры СССР, в ведение которого поступили все органы управления в области культуры. Нижнетагильский драмтеатр поступил в ведение управления культуры Свердловского облисполкома Главного управления по делам искусств при Министерстве культуры СССР.

В ноябре 1954 г. в связи с расширением прав союзных республик все театры, находящиеся на территории СССР и руководство которыми осуществляли союзные органы, были переданы в ведение Министерства культуры РСФСР.

В 1957 г. при Министерстве культуры РСФСР было создано Главное управление театров, в ведение которого поступил Нижнетагильский драмтеатр.

В декабре 1962 г. в областях создаются по два Совета депутатов трудящихся — промышленный и сельский, — и их исполнительные органы. Ноябрьский пленум ЦК КПСС в 1964 г. принял решение вновь вернуться к единым советским органам. В указанный период Нижнетагильский драмтеатр находился в ведении управления культуры исполкома Свердловской области промышленного Совета депутатов трудящихся.

В связи принятия Конституции СССР в 1977 г. местные совета были преобразованы в Советы народных депутатов. Соответственно изменилось название Свердловского облсовета. Нижнетагильский драмтеатр с октября 1977 г. находился в ведении управления культуры исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов.

Штатное расписание драмтеатра в 1948 г. было следующим:
Административно-управленческий аппарат:
— директор;
— главный администратор;
— главный бухгалтер;
— бухгалтер;
— кассир;
— секретарь-машинистка;
— зав. складом;
— шофер.

Художественно-руководящий персонал:
— художественный руководитель;
— режиссеры (2 человека);
— режиссер-ассистент;
— художники-постановщики (2 человека);
— зав. музыкальной частью;
— помощник режиссера;
— зав. труппой;
— суфлер.

Художественно-творческий персонал:
— артисты (41 человек);
— артисты оркестра (10 человек).

Художественно-технический персонал:
— зав. постановочной частью;
— гримерно-парикмахерский цех (3 человека);
— машинно-декоративный цех (8 человек);
— электроцех (4 человека);
— костюмерный цех (7 человек);
— мебельно-реквизиционный (4 человека);
— декоративный цех (3 человека).
Хозяйственно технический персонал (14 человек).

В 1964 г. в штат театра введены:
— поделочный цех (4 человека);
— автотранспортный цех (6 человек);
— пожарно-сторожевая охрана (6 человек);
Были увеличены штаты машинно-декоративного и мебельно-реквизиционного цехов, а хозяйственно-технический персонал насчитывал 36 человек.

В 1965 г. в штат аппарата управления театра введена должность коменданта здания, изменился состав художественно-руководящего персонала, который был следующим:
— главный режиссер;
— режиссер-постановщик (2 человека);
— главный художник;
— художник постановщик;
— инспектор сцены;
— помощник режиссера;
— суфлер;
— зав. музыкальной частью;
— зав. постановочной частью.
Уменьшился художественно-творческий персонал, артистов насчитывалось 40 человек, а артистов оркестра 5 человек.

В 1969 г. в составе художественно-руководящего персонала появилась должность помощника главного режиссера по литературной части. (Ф. 507. Оп. 1. Д. 113. ЛЛ. 12,13)

С 1965 г. исчезла цеховая структура художественно-технического персонала, его штат насчитывал 40 человек.
С 1965 г. в театре было создано подразделение, включающее работников для обслуживания передвижного автотеатра из 6 человек. (Ф. 507. Оп. 1. Д. 86. Л.3)

До середины 1970-х гг. штатная численность театра не изменялась. В 1978 г. произошли некоторые изменения. Структура театра была следующей: административно-управленческий аппарат и художественно-руководящий персонал; в их ведении находился артистический, производственный, обслуживающий персонал, пожарные. В аппарат управления была введена должность зам. главного бухгалтера.

В 1980-1987 гг. в состав производственного персонала была включена должность педагога-организатора воспитательной работы с детьми и подростками. (Ф. 507. Оп. 1. Д. 183. ЛЛ.3)

В 1981 г. в состав художественно-руководящего персонала включена должность аккомпаниатора- концертмейстера. (Ф. 507. Оп. 1. Д. 208. Л. 2)

С 1988 г. увеличен штат охраны театра до 9 человек. В 1989 г. это подразделение получило название «Пожарно-сторожевая охрана» во главе с начальником. (Ф. 507. Оп. 1. ДД. 340, 352)
В 1988 г. состав работников по обслуживанию здания и оборудования включена должность фотографа.

В 1989 г. структура драмтеатра была следующей:
— канцелярия;
— бухгалтерия;
— режиссерская часть;
— литературная часть;
— музыкальная часть;
— художественно-постановочная часть;
— пожарно-сторожевая охрана.
— профком (Ф. 507. Оп. 1. Д. 352)

Штатное расписание на 1988 г. включало:
Аппарат управления:
— директор;
— зам директора (2 человека);
— главный администратор;
— главный бухгалтер;
— зам. главного бухгалтера;
— экономист;
— старший бухгалтер;
— старший администратор;
— администратор.

Пожарно-сторожевая охрана:
— начальник;
— сторож-пожарный (8 человек).

Художественно-руководящий персонал:
— главный режиссер;
— режиссер-постановщик (2 человека);
— главный художник;
— художник-постановщик;
— помощник главного режиссера по литературной части;
— ассистент режиссера (2 человека);
— зав. музыкальной частью;
— суфлер;
— помощник главного режиссера по труппе.
Артистический персонал (46 человек).
Производственный персонал (46 человек).
Рабочие по обслуживанию здания и оборудования (14 человек).
Обслуживающий персонал МОП (30 человек).
Водители автотранспорта (5 человек). (Ф. 507. Оп.1. Д. 352)

Первые годы существования театра были годами определения и утверждения его творческих позиций. Коллектив пробует силы на сложном, серьезном материале. Основная линия творческого поиска театра была намечена его первым спектаклем, сыгранном в день открытия театра — «Оптимистическая трагедия». Это исследование человеческой души; не смакование сложности и тупиковых ситуаций, а вера в красоту и силу, в духовность человека — борца, мечтателя, создателя, в его способность преодолевать и побеждать трудности.

В репертуаре театра появились значительные произведения советской драматургии, русской и зарубежной классики: «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Русский вопрос» К. Симонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева и др.

В первое время театр не имел своего собственного помещения, спектакли кочевали по разным сценическим площадкам города. Театр был вынужден работать на клубных площадках. С одной стороны это приближало театр к зрителям, а с другой — ухудшало качество спектаклей.

20 августа 1955 г. коллектив театра получил новое здание, в котором были все условия для создания больших, высоких в идейном и художественном отношении спектаклей. К этому событию коллектив подготовил спектакль «Порт Артур» по роману А. Степанова в постановке режиссера Н. Скворцова и Е. Островского.

Здание драмтеатра было построено в центре города по проекту архитектора А. Тарасенко. Декоративно-художественные работы были выполнены под руководством художника М. Штеймана и скульптора В. Захарова. Массивные колонны на главном фасаде здания и шестиметровые скульптуры на фронтоне олицетворяют труд, науку, искусство. Объем здания 361 куб.м., в нем насчитывается более 200 залов и комнат. Зрительный зал рассчитан на 800 мест. Вестибюли, фойе, буфеты, зрительный зал украшены лепкой, литьем, росписью. Цоколь здания, колонны, полы в вестибюле главного входа, лестничные площадки облицованы разноцветным уральским мрамором и гранитом.

Репертуар драмтеатра в 1940-1950-е гг. был разнообразен: «Анна Каренина» Толстого (1949 г.), «Бесприданница» Островского, «Беспокойная старость» Рахманова, «Дворянское гнездо» Тургенева, «Таланты и поклонники» Островского, «Любовь Яровая» Тренева (1951 г.), «Дядя Ваня» и «Три сестры» Чехова, «Мачеха» Бальзака, «Второе рождение» Константинова о становлении Советской власти в Нижнем Тагиле в постановке В. Утешинского, в подарок XX съезда КПСС — «Кремлевские куранты» Погодина и др. В 1960-е годы ежегодно выпускалось от 300 до 460 спектаклей.

География гастрольных поездок Нижнетагильского драмтеатра в 1950-1970-е гг. весьма обширна: Свердловск, Магнитогорск, Челябинск, Тюмень, Ижевск, Новокузнецк, Армавир, Ейск, Ташкент, Самарканд, Новороссийск, Новгород, Киров, Кемерово, Вологда, Череповец, Херсон, Белгород, Грозный и др.

За успешное проведение гастролей театр неоднократно награждался почетными грамотами союзных республик. Так в 1974 г. после гастролей в Йошкар-Оле театр был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской автономной республики, а в 1975 г. — почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской автономной республики.

За 1945-1962 гг. в театре было показано 163 премьеры, сыграно 6400 спектаклей, которые посмотрело около 3 млн. зрителей.

Согласно решению Совета Министров РСФСР в 1963 г. Нижнетагильскому драматическому театру было присвоено имя писателя, которого по праву называют певцом Урала — Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Были поставлены следующие спектакли по произведениям  Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Хлеб», «Бойцы», «Приваловские миллионы», «Из уральской старины», «Золотопромышленники», «Дикое счастье», «Золотая пыль».

В театре шли пьесы: историко-революционные, периода Великой Отечественной войны, советских авторов на современную тему, а также русских классиков, драматургов стран социалистического развития, западных авторов, пьесы для детей. В 1969 г. на Всероссийском смотре театрального искусства спектакль «На дне» Горького был удостоен диплома I степени.

За первые 25 лет деятельности театра доминирующее положение в репертуаре занимали произведения историко-революционного характера и произведения, раскрывающие образ современника. Пьесы Тренева, Вишневского, Лавренева, Симонова, Корнейчука, Сафронова, Розова, Штейна — являлись основой репертуара, что способствовало выполнению театром своей воспитательной роли.
В свой юбилейный год — (1970 г.) театр впервые обратился к драматургии Брехта, поставив пьесу «Трехгрошовая опера».

Систематически проводились городские конференции зрителей, на которых широко обсуждалась работа театра: репертуар, отдельные спектакли, исполнение артистами ролей, оформление спектаклей.

За 1945-1970 гг. коллектив театра создал прочные идейно-художественные традиции, внес весомый вклад в воспитание тагильчан. Творческие работника театра выступали с лекциями и концертами на предприятиях города, в школах, институтах, техникумах и училищах, перед тружениками села, помогали коллективам художественной самодеятельности.

В 1970 г. был заключен договор о творческом содружестве с Нижнетагильским металлургическим комбинатом, который предусматривал взаимополезную работу по пропаганде театра среди рабочих, оказание помощи проведении Дней театра. Коллектив комбината учредил премии за лучший спектакль года, лучшую мужскую и женскую роль.

Литературной частью театра систематически организовывались передачи о спектаклях по местному радио и свердловскому телевидению. В 1979 г. в театре была создана ТЮЗовская группа для работы с детским зрителем. Ее работа была направлена на пропаганду театрального искусства среди учащихся школ, училищ, студентов техникумов и институтов. Для детей и юношества проводились лекции по истории детского театра, истории театра страны, по истории города; консультации для кружков художественной самодеятельности; обсуждения спектаклей; экскурсии по цехам театра; беседы о роли театра в эстетическом воспитании детей, родителей, а также педагогов и студентов учебных заведений.

В театре были поставлены следующие детские спектакли: «Три мушкетера» Дюма, «Три толстяка» Олеши, «Сын полка» Катаева и др.

Невозможно представить театр без спектаклей, поставленных такими режиссерами как Ю. Юровский, В. Мотыль, Е. Островский, Б. Гронский, без сценических образов, созданных В. Шевченко, В. Кайгородовым, М. Шкарупой, В. Бестужевым, М. Полетаевой, В. Кадочниковым.

Директорами драмтеатра в разные годы были Найман, Трунов, Гашев, Рощин, Ирицпухов, Гудов, Метровели, Русаков, Башкиров, Неруш. (Ф. 507. Оп. 1. Д. 1)

Вот имена главных режиссеров драмтеатра: Скворцов, заслуженный артист ТАССР К.А. Ведерников, заслуженные деятели искусств РСФСР Е.В. Островский и Б.Г. Гронский, В.С. Терентьев, А.И. Щеголев, Г.В. Цветков.

На сцене играли заслуженные артисты СССР: Н.Д. Романова, Т.Т. Иноземцева, Н.В. Будаков, В.М. Кайгородов, М.П. Полетаева, И.К. Высоцкая, И.Е. Кашников, Н.Н. Островская, Д.Д. Черкасов, Н.И. Серебренникова, В.И. Гришин, З.В. Бестужев, Т.Д. Шевченко, М.А. Стрелкова, В.Н. Верина, Н.И. Чумакова, а также народный артист РСФСР Ф.Г. Штоббе.

В 1980-е гг. театр взял курс на большую, социально-значимую драматургию, поднимающую серьезные нравственные, философские вопросы. Это и «Аристократы» Погодина, и «Дарю тебе жизнь» Валеева. А постановка «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, где на материале прошлого рассматривалась философская проблема о роли личности в истории, что отвечало стремлению театра вести со зрителями принципиальный разговор о человеке и его месте в жизни общества.

В 1980-е гг. молодыми актерами театра был создан Клуб любителей театра «Понедельник». Клуб был призван пропагандировать искусство среди молодежи города, на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Был избран Совет клуба, разработан устав, определены права и обязанности членов Совета, которые присутствовали на сдаче спектаклей, принимали активное участие в зрительных конференциях, вели театральный календарь, освещали работу не только тагильского театра, но и театров страны.

Коллектив театра оказывал шефскую помощь народному театру в пос. Черноисточинск. Актер Д. Черкасов руководил на общественных началах студенческим театром миниатюр в филиале УПИ, драматическим кружком в школе № 32.

Своими спектаклями Нижнетагильский драматический театр обслуживал не только тагильчан, но и трудящихся многих городов области: Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Кушва, Невьянск, Кировград, Алапаевск, Верхняя Салда, Нижняя Салда. Театр обслуживал и сельского зрителя. Ежегодно проводилось от 60 до 80 выездных спектаклей, на которых присутствовала до 40 тыс. зрителей.

В 1990-1991 гг. изменений в подчиненности и структуре Нижнетагильского драматического театра не произошло.

В 1992 г. произошли следующие изменения в подчиненности театра: по указу Президента от 27 марта 1992 г. № 311 было образовано Министерство культуры и туризма РФ, которому стал подчинятся Нижнетагильский государственный театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Устав театра зарегистрирован в администрации Ленинского района 25 июня 1992 г.

Изменений в структуре и подчиненности фондообразователя Нижнетагильского муниципального драматического театра имени Д.Н, Мамина-Сибиряка в 1993-1995 гг. не произошло.

В 1996 г. вышло постановление Главы города № 462 от 04 сентября «О создании муниципального учреждения «Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка».

На основании этого постановления был разработан новый устав театра, который был утвержден указом Управления культуры администрации г. Нижний Тагил от 21.02.1997 г. № 11 и зарегистрирован постановление главы администрации Ленинского района от 10.04.1997 г. № 349.

На основании данного устава театр получил официальное название: муниципальное учреждение «Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка».

Данное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей культурно-просветительные функции и может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых оно создано.

Основные цели учреждения: формирование и удовлетворение потребностей населения города в сценическом искусстве, развитие театрального искусства, пропаганда достижений театральной культуры в пределах и за рубежом.

Изменений в структуре и подчиненности фондообразователя МУ «Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка» в 1998-2007 гг. не произошло.

Архивный путеводитель