ТАШИНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД АЛЕКСАНДРА КАРАМЗИНА

«ОСТАЮСЬ ВЕСЬ ВАШ А.КАРАМЗИН…»

ВЕСИ 2018 ДЕКАБРЬ №10 \148\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Мария СКОЧИЛОВА
Научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Судьба потомков великих личностей не часто вызывает  интерес у исследователей. Это коснулось и сыновей прославленного историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. И если жизнь Андрея Карамзина, его судьба и роль в истории Нижнего Тагила изучена достаточно подробно, то имя его брата, Александра, известно совсем немногим. Однако такое отношение к нему представляется не совсем справедливым. При ближайшем рассмотрении жизнь Александра Карамзина – не менее интересна.

Александр Карамзин родился 31 декабря 1815 г. в семье Николая Михайловича Карамзина и его супруги Екатерины Андреевны. Главным юношеским увлечением Александра стала литература, любовь к которой он унаследовал от знаменитого отца и светского общества столичного салона его матери.

Салон Карамзиных был особым местом в культурной жизни столицы. Простое и душевное обхождение, неизменное гостеприимство привлекали туда множество гостей, большинство из которых имело отношение к литературе. Там часто бывал Пушкин, Вяземский, Жуковский, Тургенев, Баратынский, Гоголь и многие другие. Именно в таком обществе рос и воспитывался юный Александр.

Уже в восьмилетнем возрасте он написал сказку, которую Василий Андреевич Жуковский даже решил напечатать, придав ей шуточную важность и сохранив все особенности детского правописания.

После учебы в Дерптском университете на отделении права Александр Карамзин пошел в военную службу поручиком лейбгвардии Конной артиллерии, но своего страстного увлечения литературой не оставил. Уже со второй половины 1830-х годов Александр Карамзин пытался войти в большую литературу как поэт. В этом ему помогали известные в литературных кругах друзья – Жуковский, Одоевский, Плетнев, Краевский. И хотя его повесть «Борис Ульин», вышедшая в 1839 году, была встречена восторженной рецензией в журнале «Отечественные записки», впоследствии эта рецензия вызвала в ответ полную сарказма разгромную критику Виссариона Григорьевича Белинского в «Московском наблюдателе».

Белинский писал о поэме Карамзина как о «жалком произведении, обличающем в авторе его образцовую бездарность». Несмотря на незаслуженную резкость, Белинский оказался прав в обличении слабого литературного дарования Александра Николаевича. Впоследствии, тому так и не удалось создать хоть сколько нибудь значимого литературного произведения.

И все же Александр Карамзин известен литературоведам, прежде всего, как друг Александра Пушкина. Поэт часто посещал столичный салон Екатерины Андреевны Карамзиной и трагедия 1836–1837 годов, приведшая к его дуэли с Дантесом, проходила буквально на глазах семьи Карамзиных. Кроме того, братья Карамзины служили в одном гвардейском полку с Дантесом. «Плачь, мое бедное отечество! Не скоро родишь ты такого сына!» – так он писал Александр Карамзин брату Андрею о гибели великого русского поэта.

Считается, что именно гибель Пушкина стала поворотным событием в жизни Александра Карамзина. Молодой, веселый, остроумный офицер, занимавший в петербургском обществе блестящее положение, Александр Карамзин впал в глубочайшую депрессию и вскоре решил покинуть высший свет и уехать в свое родовое имение в Нижегородской губернии.

Это желание поначалу никто не воспринимал всерьез. Но намерения своего Александр не оставил. В начале 1840-х годов он уехал с доктором, прислугой и садовником в родительское имение рядом с селом Большой Макателём, в местности, названной Рогожка. Свое название эта местность получила по старинному ремеслу крестьян, которые драли лыко в местных липовых оврагах и плели рогожи.

Но в имении жизнь оказалась очень далекой от умиротворения и покоя. Страшная нищета крестьян, высокая смертность среди женщин и детей поразила Александра Карамзина. Литературным выражением его негодования стал рассказ «Небесный Бог», в котором он описал страшную действительность крестьянской жизни.

В своем имении Александр Карамзин развернул широкие преобразования.
Чтобы обеспечить крестьян работой, было начато активное строительство. Со временем был построен небольшой деревянный господский дом с каретным сараем, конюшней, флигелем и оранжереей, деревянный скотный двор, деревянный сырный завод, а также каменный винокуренный завод. Кроме всего прочего, Александр подрядил крестьян на создание в усадьбе большого парка с каскадом прудов. Крестьяне укрепили овраги, строили плотины, сажали деревья, разбивали лужайки.

Немаловажно было и развитие медицины и образования в имении. Александр Карамзин за свой счет начал бороться со смертностью и эпидемиями среди простого люда. Им была построена больница с родильным отделением для крестьян, обучены повивальные бабки и оспопрививатели, развита сеть фельдшерских пунктов. Параллельно с этим, открывались школы, а наиболее способные ученики отправлялись учиться медицине в Нижний Новгород.

В 1850 году в имении появилась хозяйка. Александр Николаевич женился на фрейлине царского двора княжне Наталье Васильевне Оболенской и привез свою супругу в имение Макателёмы. Так в жизни Александра Николаевича Карамзина появилась верная спутница и подруга, которая поддерживала все начинания своего мужа на протяжении всей его жизни.

В середине XIX века в окрестностях имения было найдено железо. Эта местность являлась северо-восточной зоной огромного месторождения железной руды в средней полосе России, которая получила в XX веке известность (по своему западному окончанию) как Курская магнитная аномалия.

Местная руда содержала 52% железа, а громадные леса могли служить материалом для топлива завода. Пробная плавка показала, что руда пригодна к промышленной переработке и выплавке чугуна. Было решено строить завод.

В 1852 году Александр Карамзин подал в Горное Правление прошение на постройку завода «с одной плавильной печью для выплавки чугуна» на что получил положительный ответ. Большую помощь в получении этого разрешения оказал своему брату Андрей Карамзин, супруг Авроры Демидовой, знаменитой светской красавицы, вдовы миллиардера горнозаводчика Павла Демидова. Андрей Николаевич в это время занимал должность Управляющего Нижнетагильским горнозаводским округом.

Узнав о больших залежах железной руды в своем родовом имении в Рогожке, он заинтересовался этим вопросом и прислал младшему брату с Урала специалистов. Кроме того, сам Александр Николаевич состоял в личной переписке со служащими Санкт-Петербургской и Нижнетагильской заводских контор Заводов господ Демидовых.

Так, в своем письме от 7 мая 1853 года Карлу Карловичу Беккеру, инспектору по технической части железного производства и по части всех пиротехнических и механических устройств Нижнетагильских заводов, Александр Николаевич пишет:
«Милостивый Государь Карл Карлович!
С прискорбием узнав о кончине доброго нашего Антона Ивановича, обращаюсь теперь к Вам с просьбой, если возможно, прислать ко мне для управления моей машиной хорошего машиниста. Жалованья думаю ему положить 200 рублей серебром. Мне кажется, что всего лучше его отправить с караваном до Перми, а оттуда с пароходом до Нижнего. – Здесь я не мог достать хорошего машиниста, но помощника можно иметь из здешних. – Во всяком случае, сделайте одолжение, уведомите меня поскорее, можете ли Вы меня этим одолжить или нет, и если можете, то когда ожидать машиниста.
Желаю Вам всего лучшего. Остаюсь Весь Ваш А.Карамзин».

В результате просьба Александра Николаевича была удовлетворена. Одним из специалистов, отправленных на строительство нового завода, стал Федор Петрович Шорин – человек с великолепным образованием, полученным в Швеции и Франции. Именно Федор Петрович возглавил строительство завода Карамзиных и был первым его управителем.

Завод строился около года в 15 км от имения Карамзина на берегу реки Умочь. Строительство производилось за счет приданого жены Карамзина – Натальи, поэтому в ее честь Александр Николаевич и назвал завод – Ташинским.

Первую плавку чугуна Ташинский завод дал 30 июля 1853 г.
Там производилось чугунное литье: сковороды, печные приборы, выполнялись заказы на отливки узорчатых надгробий, оград, изделий для лестниц и т.п. Продукция завода была очень хорошего качества, и товар имел спрос. Постепенно нищая некогда Рогожка стала процветающим хозяйством.

В 1853 году Александр Карамзин, как и его брат Андрей, не мог находиться в стороне от событий Крымской войны. Он ушел добровольцем в народное ополчение.

Его жена – Наталья Васильевна поддержала супруга и стала сестрой милосердия. И после войны, Карамзины помогали пострадавшим в бою. Они основали палату хроников для солдат-инвалидов у себя в усадьбе, где безвозмездно оказывали помощь раненым. Была открыта еще одна лечебница, и в распоряжение больных был предоставлен весь усадебный парк.

Больница Карамзиных славилась на многие десятки верст вокруг своим благоустройством и врачами. Кроме того, Карамзины содержали в своем имении приют для крестьянских детей и богадельню для инвалидов войны.

Много лет Александра Карамзина избирали предводителем уездного дворянства, хотя он и славился своими либеральными идеями. К примеру, еще до отмены крепостного права он освободил своих крестьян. До конца жизни Карамзина земство избирало его попечителем уездных учреждений.

Скончался Александр Карамзин в своем имении 9 июля 1888 года от инсульта. Спустя 4 года умерла и Наталья Васильевна Карамзина. Супруги были захоронены в фамильном склепе в основанной ими больнице, однако в сентябре 2001 года произошло перезахоронение четы Карамзиных. Они нашли свое последнее пристанище на берегу пруда их родовой усадьбы под сенью посаженных ими дубов.

Нельзя сказать, что деяния Александра Карамзина принесли ему огромную славу. Его литературные таланты были несравнимы с гением его прославленного предка. Главным же наследием историка и писателя Николая Карамзина для его потомков стала любовь к своему Отечеству. Об этом говорил и Андрей Карамзин в 1845 году на мероприятиях по случаю установки Памятника Николаю Михайловичу Карамзину.

Он сказал: «…какими словами мне, сыну Карамзина, выразить все, чем исполнена душа моя? … Гений и талант не наследственны, но наследственно с малолетства питаемое чувство любви к родине, пламенное, святое…» Именно это чувство Александр Карамзин сумел сохранить и пронести на протяжении всей своей жизни. Именно через любовь к своей Родине и ее жителям он сумел найти свой путь к сердцам людей.