НА ОКРАИНЕ НИЖНЕГО ТАГИЛА КОМПАКТНО ПРОЖИВАЮТ ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ
«Слепой квартал» Нижнего Тагила заметили зрячие
Облгазета RU 7 августа 2018 г
Галина Соколова
Большинство людей с обычным зрением даже не подозревает о существовании жилых комплексов, где компактно проживают инвалиды по зрению. А ведь они имеются во многих городах Свердловской области. В Екатеринбурге, Ревде, Реже – там, где работают предприятия ВОС – Всероссийского (ранее Всесоюзного) общества слепых. На восточной окраине Нижнего Тагила тоже есть такой комплекс. В народе его называют «слепым кварталом». Жизнь нижнетагильского «слепого квартала» всегда была обособленной, но недавно проблемы незрячих тагильчан увидели представители властей.
Заборы-проводники и лужи-ловушки
Пять многоэтажек на улице Орджоникидзе строились на средства ВОС. Трёхэтажный дом был заселён ещё 57 лет назад, затем рядом выросли три пятиэтажные хрущёвки, а самый молодой дом на 110 квартир появился в 1987 году. По словам председателя местного отделения ВОС Светланы Новосёловой, из 535 тагильских инвалидов по зрению большинство проживает именно здесь. Центром местной географии является предприятие трудовой реабилитации инвалидов «ТРИН».
Ничем дома «слепого квартала» от прочих не отличаются, только вдоль тротуаров тянутся ограждения метровой высоты, чтобы в случае необходимости человек мог, держась за забор, дойти до нужного подъезда. Все переходы через дорогу оборудованы звуковым сопровождением и специальными знаками.
– Мы живём дружно. Те, что «с приглядом», то есть сохранившие остаточное зрение, заботятся о незрячих. Весь подъезд собирается, если кому-то требуется помощь. Да и просто общаемся больше, делимся новостями, ведь не всем доступна информация в газетах и по телевидению, – рассказывает о буднях квартала Наталья Митюлёва.
Для незрячих людей даже обычная лужа может стать труднопреодолимым препятствием. Фото: Галина Соколова
В квартале – отдельный здравпункт, там ведёт приём терапевт, можно пройти назначенные процедуры. Имеется клуб, весьма популярный у местных рукодельниц: лишённые зрения люди умеют искусно вязать и вышивать. Есть студия звукозаписи, работает филиал областной библиотеки для слепых.
– Нигде, наверное, так высоко не ценится книга, как у нас. Читаем и перечитываем. Кто-то с лупой, кто-то по Брайлю. Недавно в районе открыли кинозал с тифлокомментированием, теперь будем осваивать и кино, – делится Татьяна Кириллова, страдающая атрофией зрительного нерва.
На Вагонке есть детсад для детей, нуждающихся в коррекции зрения, его посещает 101 ребёнок. Однако школьникам приходится уезжать на обучение в интернат Верхней Пышмы.
В последние годы уклад квартала резко изменился. Жильё стало муниципальным, и теперь зрячие люди и инвалиды живут по соседству. При этом автолюбители не стесняются ставить машины на привычных путях следования незрячих людей. А пути эти и так полны неожиданностей: на дорогах ямы, на тротуарах – крупный гравий, оставшийся после ремонта сетей. Каждая лужа, каждый кирпич, брошенный у газона, становится серьёзным препятствием. Не верите? Закройте глаза и пройдитесь по своему двору.
«Мечтаем о миллионе бахил»
Разобраться с огрехами во дворах «слепого квартала» и устыдить ремонтников пообещал и.о. главы Нижнего Тагила Владислав Пинаев, который побывал в гостях у незрячих вместе с депутатами Заксобрания Вячеславом Погудиным и Александром Серебренниковым. Ещё градоначальник решил помочь местному предприятию со сбытом продукции. В начале 90-х годов на нём трудились 300 незрячих и слабовидящих людей. Это были не только тагильчане, надомную работу получали качканарцы, кушвинцы, салдинцы. Собирали розетки, подшипники, бра. Сегодня «ТРИН» сменил специализацию и упал значительно в объёмах. Здесь работают 25 человек. Выпускают картонаж и детали к пластиковым окнам. Приобрели в 2011 году новое оборудование и освоили производство одноразовых бахил. Делают до 300 тысяч пар в месяц, но мечтают о миллионе.
Норма упаковки бахил в смену – тысяча пар. Фото: Галина Соколова
– Мы работаем без убытков, выполняем все требования трудового законодательства. Но с ростом объёмов можно было бы обеспечить работой больше инвалидов. Зарплата у нас в среднем 12 тысяч рублей, но желающие трудоустроиться есть, – сообщила директор предприятия Ольга Абашева.
Мэрия начала переговоры с руководителями учреждений культуры и спорта по размещению на их территории бахиломатов. Устанавливать и обслуживать их берётся «ТРИН». Депутаты Заксобрания также не остались равнодушными к проблемам производства «слепого квартала».
– В Свердловской области пять предприятий ВОС (ещё два находятся в Екатеринбурге и по одному – в Ревде и в Реже. – Прим. ред.). Они, несмотря на высокую социальную нагрузку, стоят в одной линейке с обычными коммерческими фирмами, поэтому будем выходить с инициативами по наделению их особым статусом. Таким производствам необходимы налоговые преференции хотя бы потому, что они дополнительно тратятся на обеспечение безопасного труда инвалидов. В частности, екатеринбургский «Гофротэк»направляет на эту позицию ежегодно 8 миллионов рублей, – рассказал «Облгазете» Вячеслав Погудин. Помимо организации рабочих мест, специализированные предприятия служат точками опоры для местных отделений ВОС. Если необходимо – помогают незрячим транспортом и денежными средствами. «Настоящие шефы!«- говорят о них сотрудники предприятий.
Фото: Галина Соколова
Десятилетиями «слепые кварталы» в городах остаются невидимыми для остального населения. Но чаяния жильцов этих кварталов оставаться невидимыми не должны, а для чтобы почувствовать себя в своих городах людьми с неограниченными возможностями, им требуется не так много – работа и специализированная инфраструктура.
Фото: Галина Соколова
- Опубликовано в №140 от 08.08.2018