ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ БРАЛСЯ ЗА ФОТОАППАРАТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Черная шкатулка…раньше малахитовой
ВЕСИ 2016 ЯНВАРЬ №1 \117\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Евгений БИРЮКОВ
Фотограф. г. Екатеринбург.
Знаменитый уральский сказитель Павел Петрович Бажов (1879–1950) был даже внешне колоритной личностью, и многие фотокорреспонденты гордились своими «бажовскими» кадрами. Но все они заявляли, что сам писатель никогда не фотографировал. А вот родная дочь, Ариадна Павловна, в своей книге «Глазами дочери» пишет, что отец «…возвращался из командировки с тяжелым портфелем и фотоаппаратом через плечо».
В 1920 х годах Бажов работал в отделе писем «Уральской областной крестьянской газеты», и в глубинку часто ездил с фотографом Николаем Татарченко. Так было вплоть до 1927 года, пока фотограф не перешел на другую работу. Сотрудничество с опытным мастером не прошло бесследно, и пишущий автор стал браться за фотоаппарат самостоятельно.
Точных оснований для утверждения нет: газета печатала снимки без фамилии их автора. Правда, иллюстраций было много. Например, в номере «Крестьянской газеты» за 7 февраля 1928 года использовано 23 снимка на сельские сюжеты. А в номере за 1 ноября 1929 году – 20! Здесь же, на третьей странице – очерк Павла Петровича Бажова «Через год» о поездке в колхозный центр «Авангард».
Часто начинал он свои путевые заметки с дороги так: «Раньше бывало едем с фотографом, теперя же трясусь на телеге один». А очерк сопровожден снимком – Дед и внук слушают радио.
Композиция снимка бесхитростна, но сюжет привлекателен, хотя это еще простецкий детекторный приемник с наушниками. Подпись же побажовски образна: «Когда с внучком оба по уху наденем… и хорошо». «Дед и внук» – этот ход был излюбленным именно у Н.Татарченко. Видимо его уроки Бажову и вспомнились!
Как раз в 1929 году кооперативная артель «Фото-труд» выпустила первые советские фотокамеры «ЭФТЭ» с форматом негатива 9х12 см, такая без сомнения могла попасть к Бажову. Запас стеклянных пластинок и делал любой командировочный портфель тяжелым.
В 1930 году из командировки Бажов пишет домой: «На днях переезжаю в деревню Васину. Интересует там меня птицеводное хозяйство. Надо взглянуть и кой-что сфотографировать».
В семье писателя до сих пор помнят «большой фотоаппарат», и есть снимки детей, сделанные точно самим Павлом Петровичем.
В мемориальном музее писателя в Екатеринбурге среди множества экспонатов представлен и фотоаппарат «ЭФТЭ». Сия «черная шкатулка» явилась лишь эпизодом на пути к знаменитой «Малахитовой шкатулке»…