ТРУДМОБИЛИЗОВАННЫЕ ИЗ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ В СВЕРДЛОВСКЕ 1943 г

Солдаты без оружия

ВЕСИ 2015 МАЙ №4 \110\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Сергей ПОГОДИН,
член Союза журналистов России. г. Екатеринбург

В годы Великой Отечественной войны «трудармейцами» стали называть тех, кто выполнял принудительную трудовую повинность, но ни в одном официальном документе периода 1941–1945 годов понятие «трудовая армия» не встречается.

Сам термин – «Трудармия» возник еще в период Гражданской войны. Разгоравшаяся тогда война делала мобилизацию труда практической задачей. В начале 1920-х годов специальным декретом в стране была введена всеобщая трудовая повинность. Из мобилизованных на трудовой фронт стали формироваться военно — трудовые подразделения и целые армии.

В отечественной истории формирование и функционирование «трудовой армии» периода Великой Отечественной войны связывается в основном с судьбой «трудмобилизованных немцев», о жизни и труде которых написано множество книг и статей.

А между тем, трудмобилизованные граждане СССР из республик Средней Азии и Казахстана вместе со всем советским народом также приближали победу над фашистскими агрессорами, но история хранит об этом молчание. Попытаемся приоткрыть завесу тайны.

К августу 1941 года в Свердловскую область прибыло более 80 эвакуированных предприятий. Укомплектованность же рабочими на производстве не превышала 30% от потребности в квалифицированных кадрах и 50% в подсобных рабочих.

Решение этой проблемы было традиционным для советского государства – привлечение в качестве бесплатной рабочей силы заключенных системы ГУЛАГа и проведение массовой принудительной мобилизации населения из республик Средней Азии и Казахстана.

Осенью 1942 года Государственный Комитет Обороны СССР издает Постановление № 2414с «О мобилизации в Узбекской, Казахской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР военнообязанных для работы в промышленности и строительстве железных дорог и промышленных предприятий»1

Из принудительно мобилизованных формировались стройколонны и рабочие батальоны, которые с началом 1943 года стали массово, эшелонами, пребывать в столицу Урала.

Среди таких трудмобилизованных, прибывших в Свердловск зимой 1943 года эшелоном из Ташкента, оказался молодой паренек, родственник будущего таджикского писателя, участника войны Фатеха Ниязи, который впоследствии, после его рассказов о тяжелой доле посланцев республики, направленных в военные годы на предприятия Урала, снабжавшие фронт оружием, техникой и боеприпасами, описал все услышанное в своем романе «Солдаты без оружия». Материалы для его написания он собирал в Свердловске в конце 1970х годов.

Действие романа разворачивается на Урале в вымышленной Белогорской области, куда прибывают призванные в Трудармию таджикские рабочие и крестьяне, которые в силу возраста или состояния здоровья не могли быть отправлены на фронт.

Несмотря на формальное распространение на них гражданского и трудового законодательства, фактически трудармейцы оказались лишенными права свободно выбирать место жительства или род занятий.

Сформированные группы трудмобилизованных прибывали в Свердловск из Ташкента и Алма Аты на железнодорожную станцию Шарташ строго в вечернее время суток, дабы скрыть этот факт от горожан.

Именно из-за того, что поезда с товарными вагонами, в которых везли на Урал трудармейцев приходили из Ташкента, многих приезжающих в анкетных данных записывали «узбеками», не вникая особо в то, кто кем был по национальности.

О тех вагонах, в которых везли на Урал трудармейцев, хочется сказать особо. Это были обычные товарные вагоны, где из всех удобств была одна печка, бак с питьевой водой да два ведра, исполнявших функцию клозета. Все это также становилось причиной смертности, когда в дороге умирал каждый пятый.

После прибытия в конечный пункт назначения они поступали в распоряжение Управления НКВД по Свердловской области. Живых людей переписывали, подсчитывали и направляли в лагеря временного содержания, откуда они в скором времени отправлялись к местам исполнения трудовой повинности, поближе к заводам, где им предстояло трудиться.

Одним из таких лагерей, обнесенных в обязательном порядке высоким дощатым забором и имевшим сторожевую вышку, был барачный поселок на углу улиц Куйбышева и Московской. До войны, в этих бараках проживали семьи репрессированных врагов народа, выселенные их своих квартир и домов.

По дороге в лагерь пешую колонну, под охраной конвоя НКВД, направляли сначала в баню, которая располагалась на улице Куйбышева, где все мылись и проходили дезинфекцию, а затем после питья горячего чая, колонна под покровом ночи, направлялась непосредственно в лагерь. Здесь всех прибывших осматривала бригада врачей, после чего люди расселялись по баракам.

В лагере было 10 деревянных одноэтажных бараков. В каждом из них имелись стандартные 20 метровые комнаты, с двух ярусными кроватями. Таких комнат в одном бараке было от 10 до 20. В среднем, в одной комнате располагалось от 8 до 12 человек. Все удобства, в виде рукомойников, сваренных из больших железных бочек и деревянных сколоченных туалетов, находились во дворе.

На следующий день руководство лагеря назначало из числа прибывших старосту и двух его помощников, которыми, как правило, становились лица имеющие хоть какое-то образование и владеющие русским языком. В последующем староста и его помощники занимались выдачей заработной платы и отовариванием продовольственных карточек для своих соотечественников в магазинах Свердловска.

Из воспоминаний Ивана Афанасьева:
«Летом 1944 года я вместе с Павлом Петровичем Бажовым зашел в «Гастроном» на улице Ленина, который располагался рядом в Главпочтамтом, мы отоваривали наши карточки. И вдруг, перед нашими глазами возникла очень пестрая и красочная группа мужчин в национальных халатах и тюбетейках, которые, как выяснилось из последующего разговора с ними, были выходцами из Средней Азии. Они пришли в магазин в сопровождении двух конвоиров из Управления НКВД отоваривать продовольственные карточки на 50 человек, таких же как они трудмобилизованных. Павел Петрович спросил у них, где они работают, какой уровень образования у приехавших, а главное, как они проводят свой досуг, читают-ли?

Из ответов мы узнали что эта группа рабочих прибыла в Свердловск из Таджикской ССР зимой с 1943 на 1944 год, и что сейчас они работают разнорабочими на Уралхиммаше. А с чтением дело обстоит плохо, так как библиотеки у них нет. Нет у них и газет. Расставаясь Бажов пообещал в скором времени навестить новых знакомых.

И буквально через две недели группа свердловских писателей во главе с Бажовым устроила поэтический вечер перед трудармейцами, которые оказались очень благодарными слушателями и горячо реагировали на выступления писателей.

После этого концерта все отправились в чайхану, которая располагалась здесь же на территории завода и пили чай из пиал, которые потом, каждому из них подарили вместе с красиво вышитыми тюбетейками, на память. Павел Петрович, в свою очередь, подарил трудармейцам несколько экземпляров своей «Малахитовой шкатулки», сказав при этом: «Пусть с этих моих скромных книг начнется ваша библиотека и понимание традиций народов Урала и его рабочего люда».

Вечер получился душевный и теплый. На прощание Бажов сказал всем присутствующим: «Низкий поклон вам, сыны Средней Азии, за ваш незаметный, но такой необходимый нашей общей Родине труд. Помните, что вы бойцы трудового фронта и вклад ваш в общее дело борьбы с фашизмом велик и благороден. А на следующий день автор «Малахитовой шкатулки» оформил на почте доставку газет «Правда» и «Уральский рабочий» в лагерь трудармейцев таджиков»2

После недельной адаптации в лагере временного содержания, во время которой выяснялся уровень образования и профессиональные навыки прибывших, трудмобилизованных распределяли в соответствии с поступающими заявками от предприятий и заводов Свердловска и области. Заявок на разнорабочих было очень много. Рабочих рук остро нехватало.

Известен случай, когда в 1944 году по заявке от комбината, производившего в годы войны этиловый спирт и вина, поступила заявка именно на рабочих из Средней Азии. В заявке значилось: «Прошу УНКВД по Свердловской области изыскать возможность и прислать человек 20–30 из числа труд мобилизованных среднеазиатских рабочих для разгрузочно погрузочных работ на складе комбината, ввиду трезвого образа жизни оных»3

А на Невьянском механическом заводе, который отправлял на фронт боеприпасы, такие же трудмобилизованные были подсобными рабочими, строителями и грузчиками, ведь работать на станках они не умели. Использовался их труд по всей территории Свердловской области: на заводах Нижнего Тагила, Первоуральска и других городов.

Находившаяся в эвакуации скульптор Вера Мухина видела в Каменске-Уральском много узбеков-бойцов, строивших Уральский алюминиевый завод. Среди них она нашла себе модели и вылепила небольшой эскиз сидящего узбека в национальном халате и тюбетейке, портрет молодого бойца из стройбата, которого назвала просто «Узбек»4

Этими двумя скульптурами она увековечила подвиг «Солдат без оружия».

Одна из трагических вех в жизни первых трудармейцев из средней Азии в Свердловске связана с Уралмашем. Здесь в конце 1943 года произошла их массовая гибель, которую бдительные чекисты расценили сначала как диверсию. Но после проведенной судебно-медицинской экспертизы выяснилось, что смерть наступила в результате не пригодного для желудков выходцев из Средней Азии питания. В рационе у них тогда было сало и квашеная капуста.

Когда причина гибели людей была установлена, рацион питания изменили. Ввели каши и отварной картофель и дело пошло на лад. Больше смертей от пищевых отравлений не было. Но горький осадок от этого инцидента остался, и в среде трудмобилизованных стала гулять горькая шутка «УЗТМ – Узбек, Здесь Твоя Могила».

Трудармейцы из Средней Азии в минуты отдыха в чайхане Уралхиммашзавода. Свердловск, 1944 г.

Трудармейцы из Средней Азии в минуты отдыха в чайхане Уралхиммашзавода. Свердловск, 1944 г.

Кстати, именно на Уралмаше, в начале 1944 года, было впервые введено стахановское движение среди бригад трудармейцев.

В Свердловске трудмобилизованные рабочие участвовали в прокладке первой троллейбусной линии, о чем с гордостью писала на своих страницах газета «Уральский рабочий» в 1943 году. Участвовали они и в рытье котлованов при строительстве цехов Эльмашстроя и жилых домов для сотрудников этого завода, работали на эвакуированных предприятиях и даже в Уральском отделении Академии наук СССР, где также требовались неквалифицированные рабочие.

Иначе обстояло дело с теми, кто имел хоть какие-то профессиональные навыки и умения. Так имевшие квалификацию пекарей трудармейцы работали, например, на свердловском хлебокомбинате, где в числе прочего выпекали по спец разнарядке и традиционные лепешки для своих соотечественников, ведь продовольственный паек военных лет был довольно скудным. А те, кто владел обувным ремеслом шили нехитрую обувь для таких же трудмобилизованных, как они сами.

Одним словом – работали на Победу!  И за это им низкий поклон, и вечная память, ведь вернулись домой с Урала немногие.

Примечания:

1 Сборник постановлений ГКО СССР – 1941–1945 гг. М., 1991.

2 Личный архив С.А.Погодина.

3 Там же.

4 Мухина В.И. Воспоминания об эвакуации. М., 1944.