ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ МАЛЫШЕВ — ПОЛКОВОДЕЦ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Вячеслав Александрович Малышев

Суворов советского танкопрома

ВЕСИ 2013 АПРЕЛЬ №3 \89\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Алла ПИСЛЕГИНА,
директор Выставочного комплекса ОАО «Научно — производственная корпорация «Уралвагонзавод»

Легко и просто согласившись написать в журнал «Веси» статью о Вячеславе Александровиче Малышеве, потом, собирая материал, я испугалась. Сумею ли передать масштаб личности одной из величественных фигур в советской экономике 1940-х – первой половины 1950-х годов, т.е. в эпоху наивысшего ее расцвета, ошеломляющих весь мир достижений и размаха.

Скупой на похвалы И.В.Сталин называл Малышева «Суворовым танковой промышленности». Не только в СССР, но и за рубежом к середине XX века он имел имидж, как писал В.Чалмаев в книге «Малышев», «человека-динамо», способного концентрировать усилия всей промышленности на решении главных задач, отстраивать целые отрасли экономики, добиваться выдающихся результатов. Он придавал работе необходимые размах и скорость».

В чем секреты личного успеха этого крупного государственного деятеля СССР? Каковы его слагаемые?

Природа щедро наделила Вячеслава Александровича аналитическим умом и почти абсолютной памятью, большими способностями к точным наукам и характером лидера, высочайшей внутренней энергетикой и исключительной работоспособностью. Основу дала семья.

Родился Вячеслав Александрович Малышев в 1902 году в г. Усть-Сысольске Вологодской губернии (ныне город Сыктывкар, Республика Коми) в семье учителя зоологии и ботаники, выпускника Петербургского учительского института. Через год его отец Александр Николаевич перевелся в городское училище Великих Лук.

Детские и юношеские годы Вячеслава Малышева прошли под несомненным воздействием отца, сумевшего создать особый нравственный климат в семье. Александр Николаевич обладал даром настоящего педагога. Хорошо знал и любил историю России. Он сумел привить своим детям высокий патриотизм, уважение к родной истории и литературе. На всю жизнь осталась в Вячеславе Александровиче любовь к музыке Михаила Глинки, исполнительскому мастерству Н.Обуховой.

В 1920 году Вячеслав поступил на учебу в высшее железнодорожное училище. Денег в семье не хватало. Небольшая зарплата отца, к тому времени библиотекаря депо станции Великие Луки, не могла обеспечить семью. Вячеслав вынужден был по вечерам подрабатывать слесарем в железнодорожных мастерских.

После окончания училища в 1924 году он переводится в депо станции Подмосковная Московско-Белорусской железной дороги. Работал слесарем, помощником и затем машинистом паровоза. Уже тогда у Малышева возник живой интерес к конструкции локомотивов, стремление изучать и совершенствовать сложные машины.

В 1934 году Малышев с отличием окончил Московский механико — машиностроительный институт имени Н.Э.Баумана. Его студенческие конспекты до сих пор хранятся в музее института. Уже тогда проявились организаторские способности Вячеслава Александровича. Он был старостой группы и пользовался большим авторитетом среди товарищей.

С жадностью Малышев изучал труды крупнейших ученых России.
Среди них монография главы русской теплотехнической школы, директора Высшего императорского технического училища В.И.Гриневецкого (1871–1919) «Послевоенные перспективы русской промышленности». Эта книга прививала новым поколениям русских инженеров глубокую веру в будущее родины, в ее инженерный гений.

Малышев не только изучал труды, но и по собственной инициативе ездил к К.Э.Циолковскому. В его библиотеке сохранилась одна из книг Константина Эдуардовича с дарственной надписью великого ученого.

Диплом на тему «Проект тепловоза на 2 тыс. лошадиных сил» готовил, а потом защищал на Коломенском паровозостроительном заводе, работая в Центральном проектном локомотивном бюро (ЦЛПБ). Он скрупулезно изучил технологический процесс производства тепловозов, путь каждой детали от заготовительных цехов к сборке. Внимательно сравнивал конструкции отечественных и зарубежных двигателей и тепловозов.

Накопленные знания и идеи Малышев выразил в статье «Опыт оценки немецкого тепловоза Э-ЭЛ-5», опубликованной в первой половине 1930-х годов в журнале «Локомотивостроение».

На защите дипломного проекта комиссия отметила поразительную свободу сопоставлений, деловитость анализа и государственное мышление Вячеслава Малышева. Закончилась защита тем, что профессор А.Н.Шелест, основатель российской школы тепловозостроения, научный руководитель дипломного проекта воскликнул: «Да это прирожденный директор!».

С 1934 по 1939 год Вячеслав Александрович работал на Коломенском паровозостроительном заводе имени В.В.Куйбышева, основанном еще в 1863 году обрусевшим немцем Амандом Струве. Всего за пять лет прошел путь от конструктора до директора.

Работая в Коломне, Малышев поступил в аспирантуру при МВТУ им. Н.Э.Баумана. Вскоре аспирантуру пришлось оставить в связи с назначением в феврале 1939 года народным комиссаром тяжелого машиностроения. Но любовь к научным знаниям осталась навсегда.

Впоследствии среди многих дел он находил время для написания и рецензирования статей для многотомной энциклопедии по машиностроению, членом редколлегии которой был многие годы. Он был способен мгновенно выделить новаторские моменты открытий и организовать их переход из лабораторных сенсаций в эффективное технологическое орудие.

Накануне научно-технической революции Малышев, как никто другой, понимал, что «надо быстро бежать, чтобы…остаться на месте». В наркомат тяжелой промышленности вошли заводы, производящие крупное промышленное оборудование, а также локомотивостроительные, вагоностроительные, тракторные предприятия.

Малышев тщательно подбирал сотрудников своего аппарата, ориентируясь, прежде всего, на высокую техническую культуру и опыт заводской руководящей работы, но главное – на способность добиваться «технологического приложения науки к производству».

При Наркомтяжмаше Малышевым был создан совет по машиностроению. Как вспоминают члены совета Г.Р.Фрезеров и П.Е.Оболенцев: «Малышев принадлежал к числу впередсмотрящих руководителей, умевших серьезно анализировать содержание рассматриваемого вопроса, он точно определял главное в развитии техники и значение того или иного открытия для будущего промышленности».

Состав совета систематически пополнялся. Так был приглашен в Москву и стал одним из членов Совета по машиностроению директор Киевского института электросварки академик Е.О.Патон.

Именно совет по машиностроению первым поддержал те идеи, что предопределили развитие нашего машиностроения в 1940– 1950-х годы, в т.ч. закалку токами высокой частоты (ТВЧ) по методу профессора В.П.Вологдина, работы инженера В.С.Вихмана по созданию приборов для размерного контроля деталей в машиностроении, предложение академика П.Л.Капицы о выработке технического кислорода из атмосферного воздуха.

В апреле 1940 года Вячеслав Малышев стал заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, аналога сегодняшнего Кабинета министров.

Для оптимизации системы организации производства и ускорения технологического развития машиностроительных заводов по настоянию Вячеслава Александровича вышел целый ряд постановлений Совнаркома и ЦК ВКП(б) «О повышении роли мастера на заводах тяжелого машиностроения» (27. 05. 1940), «О соблюдении технологической дисциплины на машиностроительных заводах», «О развитии кузнечно-прессового машиностроения в СССР» (29. 12. 1940), «О судьбе автоматической сварки по методу Е.О.Патона» (21. 12. 1940) и др.

При очередной реорганизации в октябре 1940 года Малышев был назначен наркомом среднего машиностроения.

Буквально в первые дни Великой Отечественной войны 24–25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело проблемы танковой промышленности. Заместитель Председателя СНК СССР В.А. Малышев выступил с докладом о конкретных мерах по увеличению выпуска боевых машин.

Была увеличена программа производства тяжелых танков КВ на Ленинградском Кировском и Челябинском тракторных заводах. Харьковскому заводу № 183 и Сталинградскому тракторному резко нарастили план по средним танкам Т-34. Кроме этого, к сборке «тридцатьчетверок» был подключен горьковский завод «Красное Сормово». Не остались без внимания и производители легких Т-50 и Т-40 в Ленинграде, Москве, Коломне, Мытищах.

В августе вышло постановление Государственного комитета обороны об эвакуации Харьковского завода № 183 и других предприятий. В частности, на площадях Уральского вагоностроительного завода планировалось создание крупнейшего комплекса по выпуску танков Т-34 и размещение здесь головного КБ.

Потери танков в первые месяцы войны были ужасающи – более 20 тыс. машин. К тому же основные центры танкостроения СССР – ленинградский, московский и харьковский – к осени оказались под бомбежками. Вскоре южная группа заводов – Харьковский танковый №183 и броневой Мариупольский заводы – была захвачена немцами.

В осажденном Ленинграде и прифронтовой Москве серийный выпуск танков к концу 1941 года пришлось прекратить. Одна сталинградская группа танковых заводов оснастить всю армию не могла. Ситуация была не просто критической – но по определению не решаемой.

В этой обстановке и появился Народный комиссариат танковой промышленности под руководством заместителя Председателя СНК Вячеслава Александровича Малышева.

В соревнование с объединенной промышленностью континентальной Европы, считавшееся невозможным в мирное время, пришлось вступать в ходе войны, причем на новых и не приспособленных к танкостроению производственных площадках. Более двух с лишним сотен предприятий западных и южных районов СССР, предназначенных для возрождения танковой отрасли, переместились в Поволжье, на Урал и в Сибирь. И трудно переоценить роль В.А.Малышева в осуществлении эвакуации и налаживании массового производства бронетанкового вооружения на новых местах,

В результате титанической работы в течение осени 1941 – начала 1942 годов появились крупные и крупнейшие заводы Танкпрома, не значившиеся ни на каких, в том числе самых секретных, довоенных картах. Ведущими предприятиями отрасли стали Челябинский завод, Уральский танковый завод имени Коминтерна и Уралмаш.

Основное время нарком проводил именно на этих заводах, решая массу первостепенных вопросов и проблем, налаживал связи с другими отраслями промышленности по снабжению заводов всем необходимым, организовывал строительство производственных объектов и жилых помещений. Штаб отрасли – Наркомат танковой промышленности – в конце 1941 года находился в Челябинске. Там же размещался и отраслевой проектный институт (директор А.И.Солин, главный инженер Н.Ф.Зубков), на который легла задача по проектированию рабочей технологии и подготовке проектов реконструируемых и вновь создаваемых танковых, бронекорпусных и моторостроительных заводов.

Буквально через полгода после образования НКТП предприятия Урала, Поволжья и Сибири давали танков больше, чем довоенные. В промышленности, как известно, чудес не бывает – организаторский талант наркома В.А.Малышева и его помощников опирался, среди прочего, еще и на уникальную российскую научную базу.

В состав образованного наркомата вошли следующие научные институты. В их числе – уже упоминавшийся выше «8 ГСПИ». НИИ-48 создавал как новые марки стали, так и технологии производства броневых конструкций. Лаборатория электротермии (ЛЭТИ) профессора В.П.Вологдина разрабатывала методы закалки токами высокой частоты. Киевский институт электросварки академии Е.О.Патона стал центром внедрения технологии сварки под слоем флюса.

Большую помощь заводам оказали сотрудники кафедры резания металлов МВТУ им. Баумана. Экспериментальный институт металлорежущих станков (ЭНИМС) разрабатывал и изготовлял уникальное оборудование. Ленинградский физико-технический институт во главе с А.Ф.Иоффе занимался теорией броневой защиты тяжелых и средних танков.

К 1945 году Танкпром входил в тройку наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности СССР.

Подводя итоги военного противоборства отечественной и немецкой танковой промышленности, необходимо отметить, что советский Танкпром совершил невозможное. С 1 июля 1941 по 1 сентября 1945 года в СССР было выпущено 103170 танков и самоходных артиллерийских установок.

Танкпром одержал убедительную победу над более сильной в экономическом отношении Германией, с ее высочайшей технической культурой. Только один Уральский танковый завод выпустил в годы Великой Отечественной войны танков больше, чем вся германская промышленность: 25 тысяч против примерно 21, 6 тыс. единиц. Наркомат танковой промышленности продемонстрировал более высокий уровень технологий и организации производства, нежели машиностроение объединенной Европы.

В октябре 1945 г. Наркомтанкпром был упразднен, и на его базе появился Наркомат транспортного машиностроения под руководством В.А.Малышева. Танковые предприятия молниеносно перестроились на выпуск мирной продукции: тепловозов, вагонов, тракторов, дизелей для морских судов и электростанций.

Первый послевоенный пятилетний план обязывал выпустить 6465 магистральных паровозов, 865 тепловозов, 435 тыс. вагонов, 74,5 тыс. тракторов, 79 тыс. дизелей. Нужно было восстанавливать заводы, разрушенные войной, реэвакуировать коллективы на старые места, заново отстраивать экономические связи.

Малышев стремился не просто восстанавливать производство мирной продукции, но создать новое массовое производство с учетом уникального опыта военных лет. «Мы не можем просто восстановить довоенную технику и организацию производства. Это повело бы к значительному увеличению капитальных затрат, оборудования и рабочей силы и медленным темпам выпуска паровозов и вагонов».

Но начавшаяся «холодная война» внесла коррективы в планы Министерства транспортного машиностроения, в жизни сотен инженеров и специалистов отрасли и самого Вячеслава Александровича.

Уже на Потсдамской конференции (17. 07.–02. 08. 1945) держав-победительниц тогдашний президент Г.Трумэн сообщил Сталину о наличии у США мощного оружия.

В вышедшей в Москве в 1948 году книге Джона Ф.Хогертона и Эллсуорта Рэймонда «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?» подчеркивалось: «Хотя России фактически придется воспроизвести лишь одну треть проделанной нами (США) работы, но … только 1954 г., видимо, является самым ранним сроком, к которому Россия сможет осуществить проект подобный нашему собственному хэнфордскому заводу. Для недавно индустриализованной России легче освоить производство такого громоздкого оборудования (сталеплавильных печей, паровозов), чем овладеть тонким механическим мастерством, необходимым для изготовления таких точных механизмов, как, например, часы и радиоаппаратура. Советское промышленное строительство все еще находится в веке кирки и мотыги…».

Домыслы американцев оказались ошибочными. Осенью 1949 года в Казахстанской степи была испытана советская атомная бомба.

В.А.Малышев имел самое непосредственное отношение к советской ядерной программе. В течение 10 лет он в качестве заместителя Председателя правительства возглавлял научно-технический совет «Уранового проекта».

Его история началась перед войной в 1940 году, когда И.В.Курчатов представил в Президиум АН СССР доклад, где обрисовал возможное военное и хозяйственное значение проблемы получения энергии с помощью деления урана. Правительство выделило средства, 20 августа 1945 года был создан Специальный комитет при Государственном комитете обороны, в который вошли Б.Л.Ванников, А.П.Звенягин, В.А.Малышев, М.Г.Первухин, Е.П.Славский.

Вячеслав Александрович сыграл выдающуюся организующую роль в разработке и создании сложного технологического оборудования атомной промышленности, мобилизовав для этого сотни заводов, рудников, конструкторских бюро для решения задач серийного производства нового оружия, И.В.Курчатов, отдавая дань глубокого уважения Малышеву, сказал на ХХ съезде КПСС: «Объем атомных работ очень велик, но и силы наши теперь велики. На смену небольшому отряду ученых, которые начинали работу, выросла армия ученых, инженеров, конструкторов, сильная, молодая, способная решать труднейшие задачи».

В последующем именно Малышев организовал совместную работу около 500 советских заводов для строительства первой в мире атомной электростанции в Обнинске, официально пущенной в эксплуатацию в июне 1954 года.

В 1950–1953 годы, возглавляя Министерство судостроения СССР, В.А.Малышев стал инициатором строительства атомного подводного флота СССР.

В 1953 году – новый поворот. Малышев назначен заместителем председателя Совета Министров СССР и министром среднего машиностроения. 12 августа Вячеслав Александрович принимает личное участие в первых испытаниях термоядерного оружия. Именно здесь он и получил большую дозу облучения.

20 февраля 1957 года Малышев скончался от острого лейкоза.

22 февраля после прощания в Колонном зале Дома Союзов был похоронен у Кремлевской стены.

Первая атомная станция, первый атомный корабль, первый спутник Земли… – вехи послевоенной жизни Малышева. «Он не дожил нескольких месяцев до запуска первого искусственного спутника Земли, но есть и его доля труда в быстрых темпах развития советской ракетной и космической техники», – писала газета «Правда» в декабре 1967 года.

Заслуги Вячеслава Александровича перед государством были высоко отмечены. Он удостоен звания Героя Социалистического Труда, Сталинской премии 1-ой степени. Награжден четырьмя орденами Ленина, полководческими орденами Суворова 1 степени и Кутузова 1 степени. Он был настоящим полководцем отечественного машиностроения. Полководцем, не знавшим поражения даже, казалось, в
безвыходных ситуациях