ИЗОБРАЖЕНИЕ СОБОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НА КАЖДОМ ВТОРОМ ЧАСТНОМ УРАЛЬСКОМ ЗАВОДЕ

СОБОЛЬ НА ГЕРБЕ

Вечерний Первоуральск — 14 февраля, 2013 г

Нина Акифьева

Считается, что фигура бегущего соболя на гербе Первоуральска «указывает как на роль Демидовых в освоении Урала, так и на значение Уральского региона в освоении и покорении Сибири». И то, и другое соответствует истине. Но какое отношение ко всему этому имеет соболь?

Попробуем разобраться. Итак, Демидовы. Заслуги Демидовых в освоении края настолько очевидны, что не нуждаются в дополнительном признании. Бесспорно и то, что семья Демидовых имеет самое прямое отношение к истории города Первоуральска. Основателем и первым владельцем Шайтанского завода был Никита Никитич Демидов – младший сын родоначальника династии, легендарного Никиты Демидыча. Шайтанские заводы (Нижний и Верхний) принадлежали семье 35 лет, вплоть до 1767 года

Но, причем тут соболь. На гербе дворян Демидовых соболя нет, также нет и сведений о существовании популяции соболя на шайтанских местах. Однако должно же быть хоть какое-то основание для появления зверька на новом гербе Первоуральска. Может, наш соболь – это «тень» от самого знаменитого уральского клейма, демидовского «Старого соболя»?

Использование заводских клейм в гербах уральских городов вполне допустимо и, более того, закономерно. Гербы старинных уездных городов Европейской России нередко создавались на основе княжеских и городских печатей. Известно, что на основе клейм разрабатывались иногда и заводские печати, а ведь именно заводы стали основой для формирования большинства современных уральских городов.

Некоторые исследователи считают, что знак соболя появился в Туле в 1710-е годы и «с фрагментарными дополнениями дожил до следующего века на множестве заводов потомков Никиты Демидова, на некоторых ими проданных и даже на никогда им не принадлежавших». Однако не исключено, что Демидов стал клеймить знаком соболя железо, перебравшись в Невьянск на свой первый уральский, а в те времена говорили – сибирский, завод. Ведь соболь – зверёк сибирский, таёжный, а мех его весьма дорого ценится. Также высоко в Европе тогда ценилось уральское полосовое и прутковое железо. Причем, демидовское железо с клеймом, в котором изображен бегущий соболь, а над ним литерами выбито слово «Сибирь», покупали охотнее другого.

В 1731 году генерал Геннин велел сделать и разослать на все государственные заводы новые клейма, на которых бы значились:1) имя мастера, изготовившего железо; 2) завод, на котором железо сделано; 3) российский герб; 4) имя браковщика; 5) год ковки. «И теми клеймами клеймить ручными, а не боевыми молотами. И для того дела клейм дать из Обербергамта всех заводов молотовым мастерам именную роспись, и сделать на каждого мастера по одному всякого клейма, и разослать с нарочным, дабы мастера железо клеймили каждый своими клеймами на обоих концах полосы и прута. И в том велеть мастерам подписаться, чтоб неклейменого железа отнюдь не было».

В конце 1734 года генерала Геннина на посту Главного командира сменил действительный статский советник Василий Никитич Татищев. Решено было пересмотреть все заводские клейма и, если понадобится, «учинить новые». В 1735 году в «Наказе шихтмейстеру» Татищев писал: «Чугунные литые вещи должны заводское клеймо иметь, которое при литье на них класть».

В декабре 1735 года были утверждены клейма для 23 частных уральских заводов. В Санкт-Петербурге эскизы утвердили, но предложили добавить к каждому клейму хотя бы сокращенными литерами «Сибирь», «дабы по тому знатно было, что то железо сибирское, понеже купцы, как русские, так и иностранные, к прежним знакам уже привыкли, и когда новые знаки увидят, то могут быть о доброте железа под сумнением».

Вот как выглядело тогда клеймо Шайтанского завода Никиты Никитича Демидова: «Сибирь, ШSНД» (Шайтанский завод Никиты Демидова). Заметим, что на заводском клейме слово «завод» обозначается латинской буквой («S»). И как открытие – рядом со словом «Сибирь» изображение соболя. Клеймо Билимбаевского завода Строгановых выглядело проще: «БАГЗССБЗ» («барона Александра Григорьевича заводосодержателя Строганова Билимбаевского завода»).

В 1740 году распоряжения Геннина и Татищева были оформлены императорским Указом Анны Иоанновны. Указ четко определял правила заводского клеймения металла: «Чтобы знать, на котором заводе железо сделано и которого промышленника, того ради на оном железе класть клеймо, обозначив завод и имя промышленника, а без того в продажу не употреблять».

В 1767 году Шайтанские заводы от Демидовых перешли «купцам города Гороховца Ефиму да Сергею Алексеевичу, детям Ширяевым» и оставались у представителей этого рода 42 года. Новыми владельцами на Шайтанских заводах были введены и новые клейма. Однако новыми на этих клеймах были только инициалы владельца «С.Ш.» (Сергей Ширяев), неизменным осталось слово – «Сибирь» («Сбр») и фигурка бегущего соболя. Два соболя присутствовали и на заводской печати Билимбаевского завода баронов Строгановых. Так что изображение соболя на новом гербе города Первоуральска вполне оправдано.

В 1781 году, после ликвидации централизованной системы горного управления на Урале клеймить железо стали, можно сказать, бессистемно. Однако знак «Соболь» использовали еще долго. Здесь надо обязательно заметить, что в те годы литер «Сибирь» и изображение бегущего соболя использовали почти на каждом втором частном уральском заводе. И не только Демидовы. Собственники Уткинского (Новоуткинского) завода, Яковлевы также использовали старое демидовское клеймо.

Владелец Нижнетагильского завода ставил на своём железе клеймо CCNAD – статский советник Никита Акинфиевич Демидов. Промышленники, увидев такое клеймо, знали – это «Старый соболь», хотя исследователи так и не нашли в архивных документах ни одного упоминания – «Старый соболь». По этому поводу интересную версию выдвинул краевед Владимир Александрович Трусов: «Вероятно, уже в советское время так расшифровывали литерное клеймо «СС», означающее «статский советник».

Эти и многие другие заводские клейма можно увидеть в каталоге «Клейма уральских заводов XVIII-XIX веков». Авторами этой уникальной книги, изданной ограниченным тиражом 300 экземпляров, стали екатеринбургские историки Николай Степанович Корепанов и Евгений Юрьевич Рукосуев.

Источник: Нина Акифьева, газета Вечерний Первоуральск, 14 февраля, 2013 г. 

Фото Клеймо Шайтанского завода Никиты Демидова, 1735 год. (реконструкция, автора на основе описания из книги Н.С. Корепанова и Е.Ю.Рукосуева «Клейма уральских заводов VIII-XIX вв.»)