ВОЗРОЖДЕННАЯ ДЕМИДОВСКАЯ ПРЕМИЯ ЕЖЕГОДНО ВРУЧАЕТСЯ РОССИЙСКИМ УЧЕНЫМ

Самая демократичная премия

ВЕСИ 2015 ОКТЯБРЬ №8 \114\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Алексей МОЛЧАНОВ
Главный специалист по связям со СМИ ООО «Уралдрагмет-холдинг».

Демидовские места – это не только Россия: Санкт-Петербург, Москва, провинция. Это Европа: Франция, Италия, другие страны.

Это отнюдь не только заводы, фабрики и дворцы известной династии горнопромышленников. Во Флоренции есть площадь Николая Демидова, и там же, на набережной реки Арно, ему установлен памятник работы скульптора Лоренцо Бартолини. Так флорентийцы отблагодарили Николая Никитича за то, что он построил им школу, больницу, а также дом трудолюбия для престарелых и сирот. Подобных примеров – множество.

В отличие от многих современных нуворишей, которые думают лишь о преумножении личного дохода, большинство Демидовых, несмотря на то, что купались в роскоши, считали себя обязанными делать добрые дела по совести всюду, где находились. Но, безусловно, в основном, демидовские благотворения распространялись на Россию, в том числе на развитие науки и образования.

Именно на средства Демидовых возведено здание Императорского московского университета, учреждены именные стипендии для его студентов, созданы первые в стране кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ), а также музей натуральной истории – ныне Государственный геологический музей имени В.И.Вернадского, он же музей истории Земли. Список подобных благодеяний можно продолжать и продолжать – они широко известны.

Отец-основатель премии ХIХ века Павел Демидов ценил, говоря словами Ломоносова, «собственных Платонов и быстрых разумом Нью-тонов», так как понимал, что они будут способствовать процветанию державы. Именно поэтому меценат издает распоряжение: «Камергер его императорского величества Павел Николаевич Демидов, желая содействовать преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем отечестве, жертвует ежегодно, по жизнь свою, начиная с 1831 года, а еще по кончине своей в течении 25 лет сумму двадцать тысяч рублей государственными ассигнациями (5714 рублей 28 копеек на серебро), с тем, чтобы из оной назначаемы были ежегодно награды в пять тысяч рублей каждая, авторам отличнейших сочинений, коими в течение предшествовавшего года обогатится русская литература. Присуждение сих наград предоставляется Императорской академии наук как первенствующему ученому сословию в империи».

Демидовскими лауреатами были выдающиеся россияне: физик Борис Якоби, хирург Николай Пирогов, химик Дмитрий Менделеев, географ и путешественник Иван Крузенштерн и многие другие. Через четверть века после смерти Павла Демидова, в 1866 году история премий прерывается.

В 1993 году, в сложных экономических и политических условиях традицию решили возродить.

После развала СССР любое начинание, связанное с наукой, казалось утопией. Главной проблемой было финансирование, и не только каждодневное. Новая Демидовская премия возникла для того, чтобы поддержать отечественных выдающихся исследователей, создателей крупнейших научных школ, напомнить обществу об их блестящей работе.

По инициативе академика Геннадия Месяца, был создан Демидовский фонд, взявший на себя обязанность ежегодно вручать премии выдающимся российским ученым. Идею поддержало и поддерживает ныне руководство Свердловской области.

Первым лауреатом возрожденной Демидовский премии стал крупный организатор уральской науки, выдающийся физик, академик Сергей Вонсовский. Сегодня эта научная премия – самая престижная в стране. С 1993 года ею удостоены 70 человек.

Если Геннадий Андреевич стал первым председателем попечительского совета Научного Демидовского фонда, то Николай Тимофеев, в то время Генеральный директор Екатеринбургского завода ОЦМ, был его первым сопредседателем в течение 18 лет.

– Видимо, Господь Бог так распорядился, – улыбается ныне генеральный директор ООО «Уралдрагмет-холдинг» Николай Тимофеев. – Мне предложили, и я согласился. Люди, которые в самом начале эту премию организовывали, сотрудничали со мной много-много лет. Это ряд академических институтов, в том числе, институт физики металлов, наше УрО РАН.

– В чем принципиальное отличие Демидовской премии?

– Она, на мой взгляд, – самая демократичная.  Потому что общественная, не государственная, не политизированная. Профессиональный уровень лауреатов сомнения не вызывает. Здесь награждают не за отдельный труд, а по совокупности заслуг. А еще будущие лауреаты определяются не на конкурсной основе, а путем опроса специалистов в той или иной сфере. Номинации охватывают самый широкий спектр разделов знаний: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, экономика, гуманитарные науки. Периодически они меняются, каждый год награждаются либо три, либо четыре человека. Окончательное решение выносят пять комиссий и комитет по премиям, в который входят крупнейшие ученые России. Это поддерживает высокое качество растущего списка награжденных, делает его реальным продолжением первого, собственно демидовского. И, что неизменно удивляет самих лауреатов, все происходит без их участия, усилий, заполнения различных форм, заявок. Ведь ни для кого не секрет: чтобы получить ту или иную по-настоящему престижную награду, даже самые большие ученые вынуждены проходить через сложные бюрократические процедуры, невольно участвовать в интригах. Нобелевка–не исключение. А с Демидовской по форме все просто. Претендентов в лауреаты выдвигали региональные Академии наук. Наша задача была эти кандидатуры рассмотреть, определить. Приезжали потенциальные лауреаты, мы встречались, вели интересные беседы, обсуждали различные проблемы на обедах и ужинах. А я еще и фотографировал. Сегодня, как и раньше, интеллектуальный праздник открывается в актовом зале Уральского федерального университета Демидовскими чтениями. Все лауреаты выступают перед молодежью, студентами, аспирантами, общественностью с докладами о ключевых проблемах развития своих наук, размышляют о путях их развития. В 1994 году награждение даже происходило в Москве, в президентском зале РАН. Каждый лауреат – академик, профессор с большим стажем – значительная личность.

– Как проходила работа попечительского совета?

– Встал вопрос, кто будет финансировать премию. Я пригласил к участию в совете известного предпринимателя Олега Гусева. Сегодня он – президент ОАО «Уральский финансовый холдинг». Олег Андреевич до сих в совете. Месяц привлек одного из авторитетнейших бизнесменов-иностранцев, работающих в России– Александра Шусторовича. Кроме них в попечительский совет сегодня входят профессиональный металлург, кандидат технических, доктор экономических наук, автор более 70 научных работ Дмитрий Пумпянский и генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын. В 90-х годах прошлого века желающих вступить в попечительский совет было немало, так как многие хотели приобщиться к славе выдающихся ученых в качестве благотворителей. Но на первых порах мы боялись, что это могут быть, скажем так, люди – не совсем «пра вильного мировоззрения».

– Ваши опасения подтвердились?

– Отчасти. Далеко не все оказывались платежеспособными и порядочными. Порой дело принимало детективный оборот, и устроителям приходилось выплачивать вознаграждения чуть ли не из своего кармана, ибо они – люди чести и долга. Но постепенно, иногда вопреки обстоятельствам, традиция обретала определенность, крепла.

– Один из представителей так называемой «желтой прессы» заявил: Демидовский фонд премирует исключительно титулованных, уже имеющих звания и награды академиков, тогда как по демидовскому «Положению» члены Академии к конкурсу не допускались вообще, поощрялись лишь работы со стороны, «оригинальные творения во всех отраслях человеческих познаний».

– Но в XIX веке Академия была сугубо элитной, насчитывала всего 30–40 членов, тогда как в нынешней – больше полутора тысяч. Игнорировать их – значит пренебрегать лучшими, что не соответствует заданной планке общенациональной неправительственной награды, рассчитанной к тому же на лидеров серьезных научных школ. А чтобы начинающим путь в науку не было обидно, во время демидовских чтений вручаются премии губернатора Свердловской области для молодых ученых.

– Как проходит сама процедура награждения?

– В историческом особняке Зотова-Тарасова, ставшего после реконструкции губернаторской резиденцией, в комфортном и стильном зале собирается цвет научной интеллигенции региона и почетные гости. Сценарий церемонии почти всегда неизменен: приветствие губернатора, объявление о решении демидовского комитета, затем – представление каждого лауреата его уральским коллегой, ответные слова награжденных. Каждому из них вручается почетный диплом и медаль в малахитовой шкатулке искусной работы уральских мастеров, после чего звучит музыка в исполнении скрипичного ансамбля под руководством главного дирижера Свердловского академического театра музкомедии, заслуженного деятеля искусств России Бориса Нодельмана. Каждый номер готовится эксклюзивно, по заявке лауреата. Заказы разные – от песни Визбора «Солнышко лесное» до увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила». Ученые, доктора, академики, руководители научных школ потрясены высочайшим уровнем церемонии. Мы этим гордимся.

– Есть ли среди нынешних лауреатов тот, кто внес весомый вклад в ВПК?

– Безусловно. Это Академик Олег Нефедов. Олег Матвеевич создал высокоэффективное горючее для ракетно-космической техники, использовавшееся в изделиях серии «Луна», «Венера» и других. Были разработаны также оригинальные методы производства современных экологически безопасных инсектицидов, высокоэффективные антибактериальные средства, соединения на основе углерода, кремния и германия для отечественной промышленности полупроводников.

– Чем отличалась нынешняя «Демидовка»?

– Впервые в истории она присуждена в области сельскохозяйственных наук. Ее лауреатом стал Академик Баграт Сандухадзе. Более 50 лет Баграт Исменович разрабатывает новые и усовершенствует традиционные методы селекции озимой пшеницы – важнейшей культуры для центральных районов Нечерноземной зоны России, а значит, обеспечивает продовольственную безопасность страны. В этом регионе озимую пшеницу, обладающую наиболее высоким потенциалом продуктивности зерновых культур, первоначально высевали на небольших площадях.
Впоследствии их удалось значительно расширить благодаря выведению новых сортов. Сандухадзе провел целый комплекс сложнейших исследований, чтобы выработать методологические подходы к созданию сортов интенсивного типа для условий Нечерноземья. Нужно было преодолеть сложившуюся отрицательную связь между продуктивностью и зимостойкостью, зимостойкостью и короткостебельностью, определяющей устойчивость к полеганию. Труды ученого не просто не прошли даром, но окупились сторицей. Он добился рекордного сбора в зоне рискованного земледелия – 113 центнеров с гектара! И не в ущерб падению качества продукта. В отечественных зернах содержание белка в 2 раза больше, чем на Западе. Знай наших! Подписано соглашение о поставках для испытаний в климатических условиях Среднего Урала выведенных сортов озимой пшеницы. Таким образом, совсем скоро мы будем есть хлеб из выращенных в Свердловской области сортов озимой пшеницы, разработанных батоно Сандухадзе. И никакие санкции нам нипочем!

– Многие наши читатели знают о международном проекте «Радиоастрон» – создании наземно-космического радиоинтерферометра с базой до 350 000 км…

– Его руководитель – академик Николай Карташев также стал лауреатом. 18 июля 2011 года его детище – 10-метровый российский космический телескоп был успешно запущен в космос. Он побил все мировые рекорды по угловому разрешению, реализовав самый зоркий глаз за всю историю научных экспериментов на нашей планете. Он позволяет заглянуть в будущее. Николай Семенович – один из мировых лидеров в области поиска сигналов внеземных цивилизаций, выдвинувший ряд оригинальных идей, основанных на достижениях современной физики и космологии. Им рассмотрены возможные технологии поиска и исследования астрономическими методами объектов, созданных внеземным разумом различного уровня. Лауреат с соавторами развивает гипотезу о возможном существовании принципиально новых космических объектов – «кротовых нор», которые представляют собой топологические тоннели, соединяющие отдаленные области нашей Вселенной или даже разные Вселенные. Он предложил новые методы обнаружения и изучения этих объектов.

Каждому из лауреатов Премии вручены именная серебряная медаль с портретом Демидова, грамота и денежный сертификат в размере одного миллиона рублей. Надеюсь, что демидовская премия и в дальнейшем будет способствовать поддержке, сохранению и умножению, практическому применению отечественного интеллекта