СОХРАНЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НА УРАЛЕ

Успехи и поражения российского национального представительства Международного комитета по сохранению индустриального наследия (TICCIH)

ВЕСИ 2015 ОКТЯБРЬ №8 \114\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

 

Владимир ЗАПАРИЙ
Национальный представитель России в Международном Комитете по Сохранению Индустриального Наследия (ТIССIН), профессор, доктор исторических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, зав. кафедрой Истории науки и техники УрФУ. г. Екатеринбург

 

Признанием роли России в создании мирового индустриального наследия в рамках TICCIH стало проведение в России в 2003 г. Мирового Конгресса этой организации. Он начался в Москве, затем продолжился в Екатеринбурге, а закончился в Нижнем Тагиле.

Такое «многоступенчатое» проведение мероприятия было обосновано и задумано его организаторами с особой целью. Именно таким образом организаторы могли показать, каких успехов в деле сохранения и реабилитации индустриального наследия добилась наша страна в целом и Урал в частности.

В Москве пленарное заседание проходило в шикарном Президент-отеле. Была подготовлена интересная ознакомительная программа.

Это и посещение шоколадной фабрики Красный Октябрь с ее замечательным офисом, сделанным из орехового дерева и в свое время, в 1929 г., вывезенным из США. И с экспонатом Международной выставки «Экспо» в Бельгии в 1958 г. – 60-килограммовым шоколадным мишкой, который получил на той выставке Гран-при.

Интересным было посещение и другого памятника промышленного строительства XIX в. – парфюмерной фабрики «Красная роза». Посещение знаменитой Шуховской башни, городской электростанции, депо метрополитена, музея предпринимательства и ряда других объектов показало своеобразные страницы индустриального наследия Москвы начала ХХ в.

Чрезвычайно интересным не только для иностранцев, но и для россиян было посещение «Голутвинской слободы», находящейся в самом центре Москвы. Здесь на месте старинной текстильной фабрики, точнее в ее стенах, построенных еще в начале XIX в., был создан центр дизайна и бизнеса.

Таким образом, Россия продемонстрировала определенные успехи в деле реабилитации и повторного использования памятников индустриального наследия. Завершало московскую часть Конгресса путешествие по Москве-реке на прогулочном кораблике.

Вторая часть проходила уже в столице Урала – в городе Екатеринбурге. Ее характеризовал ряд официальных встреч с руководством Свердловской области и города и экскурсии по Екатеринбургу.

Третья, наиболее интересная часть Конгресса, проходила в городе Нижнем Тагиле и его окрестностях. И это объясняется тем, что Урал является до сих пор центром горнозаводской цивилизации, центром индустриального наследия России и всего мира.

На базе старого Демидовского завода здесь был создан индустриальный парк, действует замечательный Нижнетагильский музей. В окрестностях города много впечатляющих индустриальных памятников.

Основные мероприятия проводились в самом городе. Здесь, в отличие от государственной и региональных столиц, было больше рядовых исследователей – ученых и краеведов, которые, собственно, и занимаются реальным делом по сохранению индустриального наследия. Здесь были сделаны основные доклады и выступления, велась реальная работа.

В Быньгах гости ознакомились с великолепной церковью XVIII в. и современным, но построенном на старинных традициях, керамическим производством. В Кушве побывали на месте знаменитой горы Благодать и на старинном металлургическом заводе.

На Конгрессе был выбран новый президент TICCIH. Им стал Эусебио Касанелис, директор музея техники Барселоны (Испания), который работал на этом посту два срока. Здесь же была подготовлена знаменитая Тагильская декларация, до сих пор играющая большую роль на международной арене.

После Конгресса, в декабре 2003 г. состоялись перевыборы Национального представителя России в TICCIH. Вместо профессора Л.П.Холодовой, им стал я, В.В.Запарий, профессор, представитель УГТУ–УПИ. Таким образом, кроме Института истории и археологии в работу по сохранению индустриального наследия включился и крупнейший в России технический вуз – УГТУ–УПИ.

Новый этап в изучении и развитии работы по сохранению индустриального наследия проходил в различных плоскостях. Во-первых, продолжалась работа, которую вели ученые, музейные работники, краеведы, просто неравнодушные к этой проблеме люди в регионе, на Урале. Проводились научные конференции, ориентированные на это.

Следует отметить особо региональную, а затем и всероссийскую конференцию «Урал индустриальный. Бакунинские чтения» и научно-краеведческую конференцию «Татищевские чтения» в Екатеринбурге. Наряду с этим делалось много в этом плане в Челябинске, Перми, Магнитогорске, Уфе, Ижевске, Нижнем Тагиле, Невьянске, Златоусте. Крупные вклады в дело осознания роли и места Урала внесли музейные работники. Большую научную работу ведут ученые Института истории и археологии УрО РАН, УГТУ–УПИ.

Многие специалисты побывали на международных конгрессах. Было опубликовано большое количество статей, посвященных индустриальному наследию региона и страны, и деятельности TICCIH.

Большую работу по пропаганде индустриального наследия и работе по его сохранению и пропаганде сыграла деятельность кафедры Истории науки и техники Уральского федерального университета в г. Екатеринбурге. Было издано несколько учебников по истории науки и техники, где внимание уделяется индустриальному наследию.

Серьезную работу проводила Уральская государственная архитектурная академия, ряд специалистов написали цикл статей по истории конструктивизма.

Академик В.В.Алексеев совместно с профессором Е.В.Алексеевой написал книгу об индустриальном наследии, которая была издана на французском языке.

Мой доклад, который я делал на конгрессе TICCIH в 2006 г. в Италии, был опубликован в материалах Конгресса во Фрейбурге (Саксония). По приглашению Испанской общественной организации ДЕКОМОМО я выступал с заглавным пленарным докладом в Астурийском университете г. Овьедо (Испания) в 2010 г. Также я получил приглашение в Чзилинский университет г. Чанчун, университеты Харбина и Сиани (Китайская народная республика) в 2013 и 2015 гг.

Большая работа ведется и на российском уровне. Урал активно участвовал в целом ряде общероссийских мероприятий. Конференция по индустриальному наследию в г. Саранске в 2005 г., Гусь-Хрустальном в 2007 г. и Выксе в 2009 г. Вышел целый ряд работ, в которых отражались проблемы сохранения индустриального наследия России и Урала, проблемы международного индустриального наследия.

Была попытка организовать в России отделение TICCIH с персональным и коллективным членством. Ректор УГТУ–УПИ, профессор С.С.Набойченко согласился, чтобы университет стал коллективным членом TICCIH. Нижнетагильский музей-заповедник и его директор Семенов также поддержал эту идею. Однако когда дело дошло до создания собственной структуры с уплатой членских взносов, желающих не нашлось.

По моему предложению был выпущен Бюллетень Российского отделения TICCIH, вышло в свет четыре номера этого издания на русском и английском языках. На кафедре Истории науки и техники УГТУ-УПИ была предпринята попытка подготовки высококвалифицированных специалистов – кандидатов наук. Аспирантки под моим научным руководством написали об опыте Франции по сохранению и реабилитации индустриального наследия, о проблемах индустриального туризма.

Уральские ученые и музейные работники и краеведы активно принимали участие в целом ряде научных конференций, в той или иной степени связанных с исследуемой проблемой. На международной арене важным было участие представителя России и Урала в частности в работе президиума (бюро) TICCIH. Но до сих пор желающего работать в руководстве этой организации не нашлось. На последних трех конгрессах я был единственным представителем стран СНГ.

На Урале удалось организовать чтение лекций в УрФУ национального представителя Франции в TICCIH профессора Грасии Дорелль Ферре в 2012 г. и одного из известнейших деятелей движения за сохранение индустриального наследия в Италии профессора Франческо Козайло в 2013 г.

Осуществлялась активная работа по сохранения индустриального наследия и рядом археологов. Например, С.Погорелов нашел остатки знаменитого Уктусского завода в окрестностях Екатеринбурга.

Наряду с организационными проблемами, которые существуют у тех, кто работает в сфере сохранения индустриального наследия, имеются и другие, методологические проблемы, о чем пишет к.и.н. Е.Курлаев в своей статье. Он говорит о серьезных проблемах в методологии исследования, т.к. археологические классические методы не всегда работают.

Определенный шаг в этом направлении внесла в свое время монография профессора из Санкт-Петербурга М.С.Штиглиц по индустриальной археологии. Однако автор не ставил перед собой задач разрешить все проблемы в этой сфере.

Определенный вклад в этом вопросе вносят музеи Урала. Интересный опыт наработан в Свердловском областном краеведческом музее, Нижнетагильском музее-заповеднике и краеведческом музее, в Златоусте и Невьянске. В этом городе проведены большие историко-реконструктивные работы по восстановлению объектов заводской усадьбы Демидовых и особенно легендарной Невьянской башни.

Горная академия (ныне университет), внесла определенный вклад в дело популяризации и сохранения индустриального наследия, издав в 2000х гг. Уральскую горную энциклопедию. Близким направлением является работа по экономической истории, которая активно ведется на Урале и в стране в целом.

Частные инициативы продолжили прежние начинания. Почти на всех предприятиях в советское время были музеи истории данного производства. В результате коллапса в 1990х гг., последовавших за периодом перестройки, на ряде предприятий они были закрыты или во многом утрачены.

Однако так произошло не везде. Руководитель УГМК А.Козицын создал сначала небольшой музей военной техники в г. Верхней Пышме. Затем работа была продолжена. Сейчас это значимый музей, уже не только по местным меркам. Он занимает огромную площадь. На стационарных стоянках расположено большое количество раритетной и современной военной техники. Это самолеты, вертолеты, ракеты, танки, самоходки, автомобили, артиллеристские установки, катер и даже подводная лодка.

В построенном по специальному проекту многоэтажном здании находится музей автомобильной и авиационной техники. В прекрасных условиях содержится великолепная коллекция раритетных автомобилей и самолетов Второй мировой войны. Здесь же расположен музей истории Российской армии. Руководство УГМК не только разыскивает, выкупает, но и ремонтирует эту старинную технику. Для этого в составе предприятия создан специальный цех, где высококвалифицированные специалисты проводят ее реконструкцию.

Работает и недавно созданный музей Свердловской железной дороги. Но если музей военной техники УГМК работает всегда и вход в него свободный, то попасть в музей железной дороги довольно затруднительно.

По-разному люди и специалисты реагируют на проблему сохранения индустриального наследия.

Так с интересным начинанием выступили молодые уральские художники и архитекторы. С целью привлечения внимания общественности к этой проблеме они организовали Уральское индустриальное биеннале. Многие туристские фирмы разрабатывают маршруты, связанные с памятниками индустриального наследия Урала: Нижний Тагил, Невьянск, Полевской, Златоуст, Миасс, Куса.

В Берёзовском открыт музей золота, где в увлекательной форме представлена история золотодобычи на Урале, установлен памятник Льву Брусницыну – первооткрывателю российского рассыпного золота.

А где программы по реализации потенциала знаменитого каслинского чугунного литья, полевского и тагильского малахита и другого поделочного камня? Давно назрела необходимость создания на Урале, в главнейшем индустриальном центре России, музея науки и техники. Был создан оргкомитет по разработке концепции такого музея. Он подготовил соответствующий документ. Ряд чиновников даже съездили в дальнюю заграницу, чтобы посмотреть, как там это делается. Однако вскоре про музей забыли.

Определенную роль в сохранении индустриального наследия играют и вузовские музеи. Это относится особенно к музеям технических вузов.

Важную роль в данной работе играет и ряд частных научных учреждений, которые появились в последние десятилетия. Это Демидовский институт в Екатеринбурге под руководством профессора А.Черкасовой, который опубликовал немало исследований историко-экономического содержания.

Много лет существует Институт материальной культуры, который возглавлял Е.Логунов, а после его трагической гибели – его жена Е.Штубова.

Большую работу проводит издательство «Банк культурной информации», директор Ю.В.Яценко много сделал по пропаганде культурного и индустриального наследия, выпуская как отдельные издания по данной проблематике, так и целые серии.

По прошествии всего 25-ти лет, периода истории существования нашей страны в составе TICCIH, прослеживается ряд интересных тенденций. Если на начальном этапе государственные власти проявляли хоть какой-то интерес в деле сохранения индустриального наследия, то в нынешний период существование организации и ее работа на территории России и Урала вообще никого не интересует. Конечно, как видно из вышеизложенного, работа ведется. Но она ведется разрозненно, в основном энтузиастами и музейными работниками. И последствия такого негосударственного подхода плачевны.

Несмотря на обращения Министерства культуры Свердловской области и Национального представителя РФ в ТИККИ к владельцам Кушвинского металлургического завода, там был уничтожен уникальный музей металлургического оборудования XIX в. Порезан на металлолом. Высокие госструктуры, да и общественность области и города не встали на защиту индустриального памятника.

Другим ярким примером отношения к сохранению индустриального наследия в Свердловской области является передача компетенций в этой сфере от Министерства культуры к Министерству госимущества. То есть, по мнению властей предержащих, это, в первую очередь, не культурное наследие, а собственность, которой надо удачно распорядиться. Это уже привело к тому, что за весь ХХ век было разрушено меньше памятников индустриального наследия, чем за последние 20 лет.

Возникает вопрос, почему не существует организации или особой структуры TICCIH в России? Ведь именно с помощью этого ресурса можно осуществлять и особые функции по выпуску Бюллетеня Российского TICCIH, и воплощать в жизнь другие уникальные проекты.

В заключение следует подчеркнуть, что главные причины организационных неудач Национального представителя России в TICCIH кроются в отсутствии заинтересованности властных структур в данной деятельности. Пока не появится такой заинтересованности, которая существует во всем мире, никакая личная инициатива не решит ни общегосударственных, ни общенациональных задач по сохранению индустриального наследия.

И, тем не менее, понимая необходимость такой работы, мы и дальше будем делать все для сохранения индустриального наследия и его пропаганды, подключая к этому нелегкому делу все новых и новых людей.