ИНСТРУКЦИЯ АНАТОЛИЯ ДЕМИДОВА В АНГЛИЮ УПРАВЛЯЮШЕМУ ФОТИЮ ШВЕЦОВУ

Инструкция (А.Н. Демидова) управляющему технической частью заводов Ф.И. Швецову, командированному в Англию с целью установления разницы в качестве железа Нижнетагильских заводов (ССАД) с шведским железом разных марок; для ознакомления с металлургическими предприятиями в ряде городов Англии и с другими заданиями.

Место создания документа: Англия

Архивный шифр: РГАДА. Ф.1267. Оп.8. Д.718. Л.1-2об (ФКУ «Российский государственный архив древних актов»)

 

Инструкции для Господина Швецова

Господин Швецов уедет из Парижа самое позднее в понедельник 24 июня, чтобы отправиться в Санкт-Петербург проездом через Великобританию; сначала он доберется на дилижансе до Гавра, откуда он прямиком отправится в Лондон на пароходе.

Несмотря на то, что Господин Швецов во время путешествий не должен отклоняться от прямой цели своей поездки, а именно: сравнение железа марки ССНАД с различными шведскими марками железа, используемыми для производства стали, будет полезным, если он воспользуется случаем и совершит три непродолжительные поездки по Лондону чтобы посетить промышленные учреждения этого города. Поскольку он, например, не знаком с крупным медеплавильным и машинным производством Мосдей, он, без сомнения, посетит эти предприятия с большим интересом.

Из Лондона Господин Швецов отправится в Шеффилд через Бирмингем. Если обстоятельства его заставят провести один день в Бирмингеме, он может воспользоваться случаем и совершить прогулку по одному из самых богатых районов в мире железоделательных заводов. Для этой цели он должен будет сесть в Бирмингеме на омнибус, идущий до Дидли. Но он не будет задерживаться в Дидли — из Порта он отправится в Билтаун и затем доедет до Липтона. Таким путем за один час или два, максимум три часа Господин Швецов может посетить около 60 промышленных предприятий, работающих с помощью высоких доменных печей и кузнечных мехов и 200 предприятий, работающих на основе древесного и железного угля.

Господин Швецов может даже воспользоваться возможностью посетить угольную шахту в Липтоне: для этих целей, он должен будет спуститься под землю на глубину 25 футов, где и залегает слой добываемого железного угля.

Данное скорое знакомство будет не просто беглым просмотром, оно позволит провести исследование характера использования доменных печей. Для посещения большинства предприятий даже не требуется специальное разрешение. Достаточно будет одного беглого взгляда на прекрасное расположение доменных печей, медеплавильных приспособлений и машинной техники. Нужно также добавить к слову, что буровые скважины по большей части не закрытые; паровые котлы и даже в некоторых случаях машинная техника действуют на открытом воздухе и что все применяемое оборудование отличается простотой в использовании.

На одном из самых больших омнибусов, которые ездят по равнинам Дидли, Господин Швецов в тот же день вернется в Бирмингем. Поскольку его поездка должна быть завершена в максимально сжатые сроки, ему необходимо как можно скорее вернуться в Шеффилд. Там он должен встретить Господина Спенсера, с которым он должен посетить все учреждения, на которых производится железо марки ССНАД.

Он будет длительное время беседовать с самыми эрудированными владельцами заводов, среди которых я ему особенно рекомендую Господина Самюэля Джексона из Дома Спир и Дженисон из Сасвилл Воркс. Ему покажут все используемые виды железа и все виды стали, которые из этого железа получаются; ему нужно получить целую исследовательскую коллекцию. Потом, после того, как осмотр завершится, он постарается найти ответ на следующие вопросы:

Какие свойства свидетельствуют о лучшем качестве шведского железа и в чем ему уступает железо марки ССНАД?

Причина более низкого качества железа марки ССНАД обусловлена химическим составом, то есть ее качество снижается из-за примесей, негативно влияющих на ее свойства: в этом случае, примеси расположены во всей массе железа или только в железной соломе?

То, что железо марки ССНАД более низкого уровня, возможно, обусловлено механическими причинами, например, некачественной сваркой; расточный резец слишком грубый и на него большие отходы; соотношение железа и иных примесей в получаемой стали, и т.д.?

Господину Швецову не составит большого труда ответить на все эти вопросы, которые являются составной частью специальной цели его путешествия.

Господин Швецов воспользуется своей поездкой, чтобы посетить мастерские по производству цемента, сеток, плавильных предприятий, изготавливающих материалы, необходимые для производства стали, чтобы сделать обстоятельные записи обо всем цикле производства стали таким образом, чтобы дать этому виду производства в Нижнем Тагиле большой толчок, который ему необходимо получить на основании инструкций 1839 года.

Это исследование Господин Швецов должен воспринимать в качестве обязательного дополнения его путешествия. Если это исследование будет осуществлено на должном уровне, у господина Швецова останется еще один день отдыха. Будет хорошо, если он детально изучит большой завод по производству железа в окрестностях Шеффилда. В этом случае я ему особенно рекомендую завод под названием Милтон Железные Работы, расположенный примерно в 10 милях от Шеффилда и на некотором расстоянии справа от городской магистрали Шеффилда в Лиде. С 1836 года система управления этого завода налажена очень эффективно: на нем применяется метод педалирования, который постепенно становится повсеместно распространенным в Париже и который без сомнения должен быть внедрен в Нижнем Тагиле, по крайней мере, в рамках производства железа среднего качества. В Англии эту систему производства называют процессом кипения: она состоит в том, что быстро плавят сырье, затем туда нагоняют кислород так, чтобы получить железный порошок, который привозили из Норвегии в порт Уль. Минерал из Нижнего Тагила отлично подойдет для этих целей. Кислород используется для образования оксида железа, затем применяются технологии по освобождению железа от кислорода. В итоге в рамках массового производства издержки сокращаются до 7%. Представляется, что данный процесс в настоящее время очень часто применяется в кузницах Шропшира и во франкоговорящих странах, сегодня используется только в очень небольшом числе учреждений графства Шеффилд, несмотря на то, что доменные печи на заводах этого района специально предназначены для производства отличных сплавов. Поскольку нельзя получить естественным путем чистый кислород, используют продукты горения, но этот процесс кардинально отличается от процесса кипения:

1. Разница в том, что работа происходит при самой высокой, насколько возможно, температуре, с укрепленной решеткой и пламенем, менее насыщенным кислородом.

2. Стараются избегать разжигать или наполнять кислородом сплав по частям, до соединения всех элементов, и, наоборот, сплав стараются довести до жидкого состояния как можно быстрее. Контакт расплавленного сырья с большим количеством оксида железа в порошкообразном состоянии приводит к очень бурной реакции, выражающейся в сильном кипении. Отсюда и ее название — процесс кипения.

Поездка, о которой я только что рассказал, включая возвращение в Шеффилд, может легко уложиться в шесть часов.

Указанное посещение завода Милтон Работа с Железом будет очень полезно молодому Макееву, который все также работает подмастерьем на плавильном заводе, называемом Элсикар Работы с Железом. Этот завод действительно находится на расстоянии максимум в полмили от завода Милтона, и тоже расположен на канале Дерн и Дав.

Будет подходяще, если господин Швецов наведет справки о достигнутом на данный момент прогрессе в обучении этого молодого человека, в том числе он определит:

1. Обрел ли он все необходимые ему навыки рабочего, который трудится своими руками, и может ли он передать полученные знания также и рабочим Нижне-Тагильского завода в отношении навыков работы с инструментами, нужными для их ремесла.

2. В состоянии ли он охватить всю совокупность процессов построения, сборки и монтажа машины.

3. Сможет ли он нарисовать чертеж машины, которая ему будет указана, по крайней мере так, чтобы она могла работать в руках мастеров после качественного сделанного им рисунка.

4. Если у него уже есть коллекция рисунков заводских машин, которые он видел, как используют или сам использовал в мастерских, где он работал, и особенно тех, которые могут быть эффективно применены на заводе в Нижнем Тагиле, такие как, паровая машина по очищению руды, прокатные станы, аэродинамические трубы, и т.д. все типы прокатных станов и аэродинамических труб, аппараты, позволяющие увеличить производительность доменных печей, машины, позволяющие изымать руду, называемые в Англии Баланс-Углубление, и которые в дальнейшем также могут применяться в Нижнем Тагиле; мосты с железными понтонами, простые в использовании рельсы, подшипники и поперечные портативные брусья из железа, использование которых в Англии очень экономически выгодно и потому они популярны в применении. Повсюду перемещаются минералы, шлак, строительные материалы, сырье, горючие материалы, все виды кранов для плавильных заводов, транспортируются продукты производства заводов в магазины, и т.д., машины, позволяющие ходить, летать, и т.д.

В случае, если уровень образования Макеева еще недостаточен по сообщениям, которые он получит, Господин Швецов свяжется с Господином Спенсером, чтобы лучше определить направление углубления знаний молодого человека.

В 1836 году создан завод, называемый Элискар Железные Работы состоит из трех высоких доменных печей, одна из которых еще только строится, и производит только очень посредственные сплавы, которые уже в настоящее время не вносят существенного вклада в рабочие профессии, что может дать и сильная школа. Без сомнения, с тех времен очень многое изменилось; поэтому будет полезным установить, можно ли подобрать лучшее место Господину Макееву для того, чтобы он закончил свою учебу. В любом случае, Господин Швецов отправит в Петербург Господину А. Демидову доклад об уровне образования этого молодого человека, достигнутый к этому моменту, и какой системы обучения придерживаться, чтобы должным образом закончить занятия. 

Дальше Господин Швецов отправится в Уль, чтобы сесть на пароход из этого города в субботу, 6 июля, чтобы добраться до Гамбурга, 13-го он доберется до Любека и сядет на «Наследник», чтобы отправиться в Петербург. Если Господин Швецов не сможет 6 июля добраться до Уля, он вернется в Лондон, чтобы во вторник сесть на пароход до Гамбурга; но он в любом случае должен сделать все, чтобы не пропустить отъезд из Любека 13-го; Господин Демидов желает, чтобы он прибыл в Петербург в самые короткие сроки. Я ему рекомендую строго следовать этой части данной инструкции, ответственным за выполнение которой я его назначил.

Во время переезда из Уля в Санкт-Петербург, Господин Швецов приведет в порядок наблюдения по ключевым вопросам, которые составляли цель его путешествия, и он представит на эту тему детализированный доклад Господину Демидову.

Я передал Господину Швецову 1,5 тысячи франков на издержки, связанные с совершаемым им путешествием; он представит точный отчет об использовании этой суммы, с приложением всех подтверждающих документов, и, все, что останется, вернет в Дирекцию в Санкт-Петербург. Эта сумма нужна будет ему на личные нужды и на проживание в гостинице стоимостью 25 франков в день, начиная с 1 июля и до настоящего момента.

Когда он вернется на шахты, он тут же организует совещание с Советом директоров, чтобы составить доклад, требуемый в соответствии с Инструкциями 1839 года касательно способам улучшения качества железа марки ССНАД и собрать коллекцию продуктов производства, которая должна быть приложена.

Париж, 22 июня 1839 года

ИНСТРУКЦИЯ АНАТОЛИЯ ДЕМИДОВА В АНГЛИЮ УПРАВЛЯЮШЕМУ ФОТИЮ ШВЕЦОВУ
ИНСТРУКЦИЯ АНАТОЛИЯ ДЕМИДОВА В АНГЛИЮ УПРАВЛЯЮШЕМУ ФОТИЮ ШВЕЦОВУ