ПИСЬМО АРХИТЕКТОРА ОГЮСТА МОНФЕРРАНА ПАВЛУ ДЕМИДОВУ С СООБШЕНИЕМ О ГОТОВНОСТИ ЕГО ДОМОВ
Письмо архитектора Огюста Монферрана Павлу Николаевичу Демидову с докладом о степени готовности его отелей и сообщением политических новостей
Дата документа: 18 августа 1836 г.
Архивный шифр: ГАСО. Ф. 102. Оп. 1 Д. 274. Л. 87-90
Господин,
Соблаговолите не выказывать мне пренебрежение, если я не успел Вам написать, но мне показалось, что лучше действовать, чем утомлять Вас малозначащими фразами.
Крупные конструкции Вашего отеля закончены, то есть абсолютно новые пять корпусов возведены под крышей, также, как и два больших зала для балов и фестивалей, построены салоны приемов, за исключением внутренних секций, над которыми мы работаем и которые мы закончим по мере сил в течение осени, фасад на улицу продвигается и я надеюсь, что она будет закончена через два месяца колоссальными мраморными статуями, балкон и Ваши гербы в виде скульптур, которые я размещу через несколько дней. Порфировая основа, которую нужно было долго делать, почти готова.
Система коммуникаций для экипажей открыта между двумя отелями, наконец, все меня заставило надеяться, что Ваше Превосходительство, когда будет здесь проездом, будет удовлетворен, и он соблаговолит заметить, что его указания в точности были выполнены. Была осуществлена обработка интерьеров маленького отеля и я перекрасил внешние фасады, так, что грядущие 1 мая все будет завершено и готово к принятию мебели, которые были заказаны у Гамса.
Работа над малахитовыми колоннами все больше продвигается, и я надеюсь, что до января они будут закончены пилястрами. Это будет самая красивая вещь такого рода.
Расширение бального зала в соответствии с тем, как приказал Ваше Превосходительство в последний момент, произвело отличный эффект, но это изменение вызвало у меня необходимость больших работ по сносу, что привело к тому, что этот корпус отеля стал абсолютно новым и заставил меня покинуть мое жилье.
Фасад отеля будет замечательным и выделит его среди других отелей города благодаря богатству, и мрамор и порфир для нее будет ввезен из Италии и будет представлять собой дворянский дом, через который можно заметить, что его хозяин любит изящные искусства и поощряет их. Подобные экземпляры достаточная редкость сегодня.
Ваше Превосходительство без сомнения узнает, что я провел месяц в Москву, я снял большой колокол Кремля и я поместил его на пьедестал к большой радости жителей, некоторые из них поздравили меня и обняли с таким энтузиазмом, что мне с большим трудом удалось сбежать от их ласок, при посадке в экипаж и возвращении к себе.
Я был удостоен чести провести день рядом с госпожой Волконской в Сухановке. Эта милая дама много мне говорила о Вашем Превосходительстве и живо интересуясь Вашим здоровьем, она дала мне письмо для госпожи графини де Шернваль, которое я имел честь прямо ей направить в Петерсгоф, в тот же день отъезда его Высочества в Москву, которое состоялось 6 числа.
Мадемуазелль де Шернваль была в самом глубоком огорчении, которое передалось мне, когда Вы были снова опасно больны во Франкфурте. Составляя эти строки, я узнал с большим удовольствием что Вы оставили этот город, чувствуя себя гораздо лучше.
Возвращаясь к мадемуазелль графине Шернвалль, я не знаю большего восторга, чем очарования этой дамы ее благородными манерами и приветливостью, но точно трудно видеть ее не испытывая преданности и уважения подобно тем, что я испытываю к Вам.
Я более не буду занимать Ваше время, говоря о том, что здесь происходит, потому что Ваше Превосходительство лучше осведомлено, что одна персона, Гораций Верне, третируется хозяином, больше, чем посланники Луи-Филиппа, он сейчас в Москве, куда он отправился в течение 36 часов за Господином. Однако считают, что, несмотря на эти излишества, он несомненно вернется во Францию с бесконечным почетом. Ладюрне в деталях разрабатывает план организации прусской армии и Тамир забыт, он оставил неблагодарную страну, которая не смогла оценить его заслуги.
Брюллов путешествует по стране, Бруни, человек грандиозных достижений, первый художник нашей эпохи, здесь и заканчивает великолепную работу.
Монферран делает новый туалет с колоннами в александрийском стиле и надеется, что лестница к постоялому двору будет закончена к концу сезона; он активно работает над базиликой Петра Великого и имел счастье привлечь внимание его Высочества. Он только хочет закончить этот собор и Ваши отели и отказаться от всех других предприятий.
Что же касается Вашего архитектора, с момента Вашего отъезда за ним меньше ухаживают и его дом заметно погрустнел. Его жена сожалеет о тех маленьких собраниях, на которые Вы удостаивали чести пригласить и нас. Она просит Вас направить ей маленький легкий сувенирчик.
В ожидании Вашего счастливого возвращения, соблаговолите принять, господин, заверения в моей уважительной преданности.
Огюст де Монферран
Петербург, 18 августа 1836 года