СЛУЖБА ЯКИМА СЕМЕНОВИЧА КОЛНОГОРОВА НА ЗАВОДАХ ДЕМИДОВЫХ

СЛУЖБА Я. С. КОЛНОГОРОВА НА ЗАВОДАХ ДЕМИДОВЫХ

ПО МАТЕРИАЛАМ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
«ГОРНОЗАВОДСКОЙ УРАЛ»

180-летию Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» посвящается [Сб. ст.] / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; [Сост. И. Ю. Матвеева]. – Нижний Тагил, 2022 – 148 с. : ил

Ю. Ю. Коновалова

Огромный пласт в истории Нижнего Тагила занимает демидовское наследие, изучение которого на сегодняшний день остается актуальным для исследователей. С каждым годом появляется больше информации, связанной с историей техники и производства горнозаводского округа Демидовых. Основной акцент в изучении направлен не только на рассмотрение раритетных технологий, но и на изучение технического творчества крепостных служащих и мастеров демидовских заводов, среди которых было немало интересных личностей.

История родного города складывается из историй людей. Проследить и изучить деятельность человека можно через документы, фотографии, воспоминания современников. А когда всё это соединяется воедино, тогда появляется возможность увидеть роль этого человека в обществе.

Примером всестороннего изучения является личность Якима Семёновича Колногорова (1812 – 1898), помощника управляющего округом по технической части с 1862 – 1898 гг. Несмотря на то, что Я. С. Колногоров был всего лишь помощником управляющего, именно ему удалось сделать многое на Нижнетагильских и Салдинских заводах. Его можно охарактеризовать как человека целеустремленного, разностороннего, умеющего находить решения и аргументы в спорных вопросах.

Особый интерес у исследователей вызывают документы, связанные с изучением деятельности Я. С. Колногорова, в частности, в коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранится копия документа «Формулярный список помощника управляющего заводами по технической части Я. С. Колногорова. 1886 г.» [1].

Этот документ позволил установить, что период службы Я. С. Колногорова на Нижнетагильских заводах было временем подъёма его карьеры. Главная заводская контора неоднократно представляла его к наградам, памятным подаркам и премиям за успешную службу.

Послужной список этого незаурядного человека переполнен свидетельствами материального и морального поощрения с формулировками «за усердную службу», «за отличную и усердную и полезную службу» [2, Л. 22], «за отличное состояние заводских производств», «за долговременную и весьма полезную деятельность» [3].

Причиной столь разнообразного послужного списка была неутомимая тяга к введению технических усовершенствований на Нижнетагильских заводах. Объяснением успешной службы Я. С. Колногорова служит тот факт, что ему удалось пройти серьезный карьерный путь.

Свою трудовую карьеру Я. С. Колногоров начал в качестве рассыльного в Нижнетагильской заводской конторе. В 1835 — 1848 гг. он работал помощником надзирателя и надзирателем Нижнесалдинского завода. Незаурядные личные качества Я. С. Колногорова сыграли в новом назначении важную роль. Ведь для выполнения непростых и разнообразных надзирательских обязанностей требовались не только умение налаживать хорошие отношения с начальством, но технический талант, деловая хватка и организаторские способности.

Начало заводской деятельности Я. С. Колногорова совпало с первыми шагами промышленного переворота в уральской металлургии. Салдинские заводы, куда он был назначен, в общем производственном комплексе Нижнетагильского горнозаводского округа занимали тогда скромное место вспомогательных предприятий.

Недюжинная природная даровитость и неутомимая энергия позволили этому самоучке внести немало технических новшеств, особенно в совершенствование пудлингования и создание рельсопрокатного производства [4].

В 1835 – 1836 гг. при участии Я. С. Колногорова на Нижнесалдинском заводе проводятся опыты по освоению косного производства и усовершенствование конструкций кричных молотов. Монтируются новые «разгонные» молоты для отделки сортового и листового железа, а в 1839 г. устраиваются два прокатных стана производительностью до 125 пудов железа каждый.

Внедрение вместо ковки новой, уже по сути индустриальной технологии прокатки металла не только улучшило качество продукции, но и расширило его ассортимент. Нижнесалдинский завод стал изготовлять, наряду с полосовым, круглое, четырехгранное и листовое железо, пользующееся повышенным спросом на внутреннем рынке [5, с. 65].

В 1843 г. Я. С. Колногоров был включен в группу специалистов, направленных на Выксунские заводы Шепелевых в Нижегородской губернии. Эти заводы заслуженно считались в то время передовыми. Там раньше, чем на Урале, появились пудлинговые и сварочные печи, а в 40-е гг. XIX в. Было налажено массовое производство железных рельсов, получивших высокую оценку специалистов из Ученого горного комитета.

По возвращению на Урал, в 1845 г. Я. С. Колногоров, получив должность надзирателя Нижнетагильского завода, организовал опыты по изучению сравнительных качеств тагильского и выксунского чугуна и по отливке прокатных валов в отражательных печах.

Главное внимание Я. С. Колногорова было обращено на организацию на Выксунских заводах нового для него пудлингового способа производства железа. В преимуществе новой для того времени технологии, в сравнении с использовавшимся в Тагиле старым кричным способом он поверил сразу.

Первые пудлинговые и сварочные печи промышленного назначения появляются на Салдинских заводах: в 1849 г. в Нижней Салде и в 1853 г. в Верхней Салде. Строились они при участии и под руководством Я. С. Колногорова, в 1848 г. вернувшегося на Салдинские заводы [6, с. 67].

В апреле 1848 г. в Нижней Салде были пущены пудлинговые, сварочные и сушильные печи, началось производство пудлингового железа на Тагильских заводах, что вскоре положило начало рельсопрокатному делу [7].

В 1851 г. главному петербургскому управлению Демидовых удалось добиться крупных заказов на рельсы сначала для Николаевской (1851 г.), а затем и Варшавской (1852 г.) железных дорог. Реализовать их должен был Я. С. Колногоров на Нижнесалдинском заводе, где уже было освоено пудлингование, и имелись достаточно мощные прокатные станы. В этом же году последовало назначение Я. С. Колногорова управителем этого завода (1851 – 1862 г).

В 1862 г. Я. С. Колногоров назначается помощником управляющего Нижнетагильской группой заводов по технической части с пожизненной пенсией. Годы его пребывания в Нижнем Тагиле (с 1862 – 1898 гг.) стали пиком служебной карьеры. Они совпали со сложным периодом в истории горнозаводской промышленности – временем подготовки и проведения отмены крепостного права.

Как и всюду, на Нижнетагильских заводах реформа 1861 г. сопровождалась массовыми волнениями бывших «крепостных заводских людей», отстаивавших дарованные им права от посягательств заводовладельцев [8, с. 72].

Новые отношения между заводовладельцами и их бывшими крепостными юридически закреплялись особым документом – «Уставной грамотой». Проект «Уставных грамот» для населения Нижнетагильского округа составляет Я. С. Колногоров, проект был подготовлен уже в 1860 г.

Грамоты, составленные им, создавали катастрофическое положение для крестьян, фактически лишая их основных прав и средств к существованию и вынужденных работать на демидовских заводах. Несмотря на массовое недовольство, проект получил высокую оценку у П. П. Демидова, приехавшего на свои заводы в 1862 г.

По инициативе Я. С. Колногорова вводились «Расчетные книжки» [9] для мастеровых и работающих на Нижнетагильских заводах, которые позволяли контролировать количество выданных средств каждому рабочему. Ведение расчетных книжек во многом спровоцировало волнения и приостановку некоторых видов производств. Разрешением сложной ситуации занимался Я. С. Колногоров, которому удалось уладить все разногласия среди рабочих

Как помощник управляющего округа по технической части, Я. С. Колногоров неизменно поддерживал все новое, что внедрялось на заводах: развитие механического производства на Нижнетагильском заводе, монтаж нового оборудования на заводах и рудниках, реконструкцию домен, переводимых на горячее дутье.

С особым интересом он относился к устройству бессемеровского цеха в Нижней Салде и непосредственно участвовал в пуске первого конвертора в мае 1876 г. [10, с. 41]. Особое отношение к заводу в Нижней Салде, сказывалось на желании Якима Семеновича внедрять новые виды производства именно на этом заводе. Управляющий Я. С. Колногоров предлагал выпуск на Нижнесалдинском заводе локомотивной рессорсной стали.

Им были произведены расчеты на производство и поставку такой стали в Санкт-Петербург. Опыт получения рессорсной стали разных сортов (твердой, средней, мягкой), был подробно изложен в «Записке в управление Нижнетагильских заводов от 30 октября 1869 г» [11].

Хорошие отношения Я. С. Колногорова с представителями высшего заводского начальства, в том числе главноуполномоченным П. П. Демидова А. О. Жонес-Спонвилем, обеспечивали дальнейшее его продвижение по службе. Он однократно заменял и самого управляющего округом и, председательствуя в Главном совете заводоуправления, он имел возможность влиять и на техническую политику [12, с. 44].

Яркая личность Якима Семёновича Колногорова нашла своё отражение не только в архивных документах, но в художественной литературе. В числе персонажей романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Горное гнездо» 1884 г. был секретарь управляющего заводами Родион Матвеевич Сахаров – «крепостной Ришелье», по-холопски преданный владельцам заводов, и в тоже время «самородок подлости» по отношению к всячески притесняемым мастеровым. Многие (и не только современники, но и потомки) узнали в этом образе черты помощника управляющего Нижнетагильскими заводами (и не состоявшегося родственника автора романа) Якима Семеновича Колногорова [13, с. 79].

В коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал» имеется скромное собрание фотографий, на которых изображён Я. С. Колногоров. Это его фотопортрет [Ил. 3], семейное фото с супругой Е. С. Колногоровой, а также групповой снимок, на котором Я. С. Колногоров запечатлен в окружении служащих Н. Тагильского округа 1870-х гг., среди которых можно увидеть управляющего И. И. Вольстеда, начальника медицинской службы П. В. Рудановского и др.

Таким образом, изучение и анализ документов позволяет восстановить события и явления прошлых лет, а через изучение биографии одной личности увидеть технологические развитие и изменения целого горнозаводского округа. На сегодняшний день изучение биографических данных Я. С. Колногорова продолжается и вполне вероятно, что среди архивных данных будут обнаружены новые факты.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Формулярный список помощника управляющего заводами по технической части Я. С. Колногорова [Рукопись] : 1886. – Место хранения: Нижнетагильский музей -заповедник «Горнозаводской Урал» (НТМЗ). Фонд письменных источников. НВ-19070/14.

2 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф.643. Оп.1. Д. 2043. ЛЛ.1 – 22.

3 Прядеин В., Танкиевская И. Яким Семёнович Колногоров // Д. Н. Мамин-Сибиряк в Нижней Салде. – Нижняя Салда, 2002. — С. 28-31.

4 Мезенин Н. Уральские умельцы // Тагильский рабочий. 1982. 12 янв.

5 Гуськова Т. К., Калистратова Э. А. Я. С. Колногоров // Нижний Тагил в лицах:
Организаторы производства, инженеры, техники XIX – XX в. – Екатеринбург, 1999. С. 65.

6 Там же.

7 Мезенин Н. Уральские умельцы //Тагильский рабочий. 1982. 12 янв.

8 Объяснительная записка о введении расчетных книжек для мастеровых, работающих на Нижнетагильских заводах в 1874 г. [Рукопись] : 1874. – Место хранения: НТМЗ. Фонд письменных источников. НВ-2392/3.

9 Записка Я. С. Колногорова в управление Нижнетагильских заводов с расчетом о стоимости локомотивной ресорной стали и о том, сколько кричного и полосового железа логично выковывать в течение года в Нижней Салде, Черноисточинске и Висимо-Уткинске [Рукопись]. – Место хранения: НТМЗ. Фонд письменных источников. ТМ-21630/188.

10 Калистратова Э. Яким Семенович Колногоров // Д. Н. Мамин-Сибиряк и его окружение в Нижней Салде. – Нижняя Салда, 2002. — С 44.

11 Там же.

12 Фото Я. С. Колногорова. 1870-е гг. – Место хранения: НТМЗ. Коллекция «Кинофотофономатериалы». ФТМ-2017.

13 Гуськова Т. К., Калистратова Э. А. Я. С. Колногоров // Нижний Тагил в лицах: Организаторы производства, инженеры, техники XIX – XX в. – Екатеринбург, 1999. — С. 65.