НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЖИВОПИСНАЯ ШКОЛА XIX ВЕКА

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЖИВОПИСНАЯ ШКОЛА XIX ВЕКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Максяшин Александр Семенович, к. пед. н., доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет
maxiashin@yandex.ru

ЖУРНАЛ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ №4(54) 2015 г

Осмысление региональных историко-культурных явлений и фактов позволяет вывести их на современный уровень и осмыслить теоретический арсенал с позиций современного научного знания.

« Опыту и творческому содержанию, культуре духа, духовной концентрации, систематической интуиции, творческому акту, – подчеркивал русский философ И. А. Ильин, – можно и должно учить. Молодой специалист должен знать, как творили предшествующие поколения мастеров искусств до него; как нельзя подходить к творчеству; что необходимо для создания произведения. Культура требует, чтобы духовно-творческие традиции передавались из поколения в поколение, чтобы новый художник не начинал все с самого начала, одиноко и беспомощно открывая вновь те духовные пути, которые были уже выстраданы и открыты до него: необходимо иметь в себе волю к художественному совершенству; чувствовать, видеть и разуметь, в чем состоит художественное совершенство» [2, с. 13-14].

В процессе приобщения к историко-культурным ценностям прошлого у молодого поколения появляется возможность получить продуктивно-творческие силы для собственной реализации. При этом процесс постижения ценностей и применения предыдущего опыта можно направить на формирование таких компетенций как способность владеть культурой мышления, обобщать и анализировать; готовность использования полученных профессиональных знаний, умений и навыков в своей жизнедеятельности [3, с. 137-138].

Все эти факты необходимо рассматривать в трех взаимосвязанных уровнях:

1. региональная ценность, являющаяся интеллектуальным и историко-культурным потенциалом определенного региона страны;

2. общезначимая и художественная ценность для общества, отражающая интересы региона;

3. ценность личности, для которой профессиональная подготовка является важным фактором обеспечения реализации жизненных интересов и проявления личностных творческих способностей.

Общеизвестно, что первая половина ХIХ века в России заявила о себе как время просветительских идей.

В области изобразительного искусства доминирующее место отводилось Императорской Академии художеств. Но при этом особую роль играли и провинциальные художественные школы – своеобразные творческие лаборатории, где обучение ставилось в ранг познания, усвоения и умелого применения в жизненной практике.

На Урале в начале XIX века был открыт ряд учебных заведений художественного типа по подготовке специалистов для нужд горнозаводской промышленности, ремесел и промыслов.

Так, при Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике в 1800 году была открыта школа «рисования, лепления и резьбы»; в Златоусте – школа «клинковых рисовальщиков»; при Верх-Исетском заводе – школа «рисовки, лепления, резьбы и чеканки», где постигали премудрости бронзо- и чугунолитейного художественного производства [5, с. 98-104].

Но все же одним из значимых учебных заведений Урала этого периода стала живописная школа, открытая в 1806 году в горнозаводском Нижнем Тагиле по воле заводчика Н. Н. Демидова (1773-1828).

В основу обучения здесь были положены лучшие для того времени методологические разработки Императорской Академии художеств. Так, включенные в учебный процесс академический рисунок и живопись наиболее полно отвечали потребностям профессиональной подготовки обучаемых и позволяли повысить уровень исполнительского мастерства.

Ранее художественное обучение реализовывалось лишь в рамках семейной ремесленно-промысловой основы с ориентацией на родовой опыт и постижение отработанных технологических приемов исполнительского мастерства, формирование лишь практических умений и навыков, полное восприятие художественного замысла и многократное копирование образца.

Однако под влиянием зарождения капитализма как новой социально-экономической формации и многоформности горнозаводского хозяйства наметился активный переход к промышленной модернизации. Необходимость в профессиональной подготовке картографов, чертежников, художников-прикладников во многом способствовала удовлетворению насущных потребностей как для горнозаводского хозяйства, так и для создания эксклюзивной и рекламной продукции, для ее успешного сбыта на внутреннем и зарубежном рынках.

Для руководства живописной школой в Нижний Тагил был приглашен выпускник батального класса Императорской Академии художеств В. И. Албычев (1781-1830-е гг.), который по распоряжению заводчика обучал крепостных мальчиков « о живописном искусстве понятие имеющие уже через подносы и прочее» [1, л. 70].

Постижение основ академического рисунка и живописи способствовало воспроизведению на заказных металлических изделиях (подносах, столиках, сухарницах, сундуках) сюжетных и пейзажных мотивов, а принципы обучения базировались на новых методологических подходах освоения учебного материала, что благоприятствовало созданию оригинальных по своей значимости расписных изделий. Атмосфера состязательности и поощрения стимулировала познавательную активность обучавшихся, что способствовало изменению их мировоззренческих взглядов.

Основные методы обучения в живописной школе базировались на заинтересованности и выявлении особо одаренных учеников, их дальнейшей поддержке в деле совершенствования в российских и зарубежных учебных заведениях. Так, свое воплощение здесь получил принцип наглядности, который основан на закономерностях познания окружающей действительности и активном развитии мышления.

Вместе с освоением новых материалов, технологий и художественных образов художественное образование в Нижнем Тагиле получило свое синхронное развитие, что способствовало проявлению:
– принципов традиционализма и рационализма;
– системного побуждения к художественной деятельности;
– заинтересованности в получении знаний, профессиональных умений и навыков.

Основу содержания обучения составили профессионализация личности, постижение определенной знаковой системы, распространение художественных знаний и повышение образовательного уровня. Высокая степень мастерства на основе постижения законов классического искусства позволила улучшить качество художественной продукции, укрепить и преумножить экономику, активизировать идею сохранения региональных приоритетов.

Отличительные черты нижнетагильской лаковой росписи по металлу первой половины ХIХ века – реализм в изображении сюжетно-исторических и бытовых сцен, идеализация натуры, удачное композиционное и цветовое сочетание с формами изделий и элементами декора. Произведения декоративно-прикладного искусства этого времени отличались изяществом исполнения. При этом идея постижения региональных традиций искусства была ориентирована на « вспомоществование изобретательному духу для усовершенствования казенных металлических промыслов» [6, с. 44-46].

Сама специфика художественного обучения базировалась на новых учебных пособиях и античных образцах, « имеющих идеальную красоту форм» [4, с. 35].

Все это нашло свое отражение в следующих педагогических параметрах: исполнительском (неукоснительное выполнение требований и установок педагога); активизирующем (повышение уровня активности учеников, их потребностей, познавательной мотивации и проблемной ситуации); формирующем (познавательная деятельность учеников и контроль за процессом обучения); развивающем (использование традиционных и инновационных форм и методов обучения); обогащающем (приобретение и использование историко-культурного опыта интеллектуального художественного мастерства).

К сожалению, живописная школа в Нижнем Тагиле просуществовала до 1820 года и была закрыта по причине незаинтересованности заводчика Н. Н. Демидова в ее дальнейшей поддержке. Однако значимость этого учебного заведения велика: индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения здесь проявили себя в принципах воспитывающего обучения, а методика – в постижении исполнительского, активизирующего, ориентирующего, развивающего и обогащающего художественного мастерства в тесной взаимосвязи с региональными особенностями искусства лаковой росписи по металлу.

И еще одна особенность – труд художника-педагога как общественно значимая и осознанная деятельность, направленная на обучение и воспитание личности, получила в этот период общественное признание, а знания, умения и воля наставника стали инструментом более активного воздействия на личность.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об основных ценностных ориентирах, впервые заложенных в одном из частных учебных заведений Урала, где основу обучения составил синтез теоретической мысли, педагогической практики и творческого подхода по сохранению и воспроизводству региональных традиций, развивающихся как особый тип образования.

Этому способствовал и предыдущий историко-культурный опыт, который выступал как один из критериев истины: художественное образование – уникальное и типичное педагогическое явление – может и в современный период органично сочетать в себе традиции и инновации, преемственность поколений и своеобразие пространственно-временной и территориально-культурологической особенностей.

Историко-культурный опыт свидетельствует о том, что в многогранности и комплексности постижения основ художественного мастерства ярче всего проявила себя эндемичность, в которой гармонично сочетались, с одной стороны, самобытность и оригинальность, а с другой – общие для всех законы жанров, способные находить свое воплощение в принципиально новых направлениях и формах творческой деятельности.

Эти положительные качества необходимо более активно применять в процессе профессиональной художественной подготовки специалистов на современном этапе, что может способствовать повышению их уровня художественного мастерства и обогащению регионального искусства.

Список литературы

1. Государственный архив Свердловской области. Ф. 643. Оп. 1.

2. Ильин И. А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов, архитектурных наследий XVI-XX веков. М.: Советский художник, 1976. 400 с.

3. Максяшин А. С. Методологические подходы исследования генезиса художественного образования в области изобразительного искусства // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (66). С. 136-139.

4. Михайлова О. В. Учебный курс в Академии художеств ХVIII века. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1957. 108 с.

5. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское кн. изд-во,1953.152с

6 Поровская Г. А., Ершова Л. В. Методика эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1990. 65 с.