СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА НИЖНЕГО ТАГИЛА

Современная печатная графика Нижнего Тагила

КОНФЕРЕНЦИЯ: ГОРОД, СОЦИУМ, СРЕДА: ИСТОРИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Нижний Тагил, 28–29 октября 2022 года

Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Издательство:  Уральский государственный педагогический университет

Двоеглазова Мария Александровна,
студент, кафедра художественного образования, факультет художественного образования,
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил, dvoeglazova_m01@adele96530020959

Скрябина Алена Игоревна,
студент, кафедра художественного образования, факультет художественного образования,
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил, alyona.skryabina@bk.ru

Современный Нижний Тагил – один из крупнейших культурных центров Урала. В этом городе сложилась уникальная школа печатной графики. Выражая мир с помощью линии и пятна, художники передавали свое видение через экспериментальные искажения формы, уходя от фигуративного к абстрактному искусству.

Ярчайшими представителями тагильской школы графики ХХ века являлись художники-педагоги С. Г. Бакшаева, Е. А. Бортникова, С. В. Брюханов, Л. С. Грачикова, В. Д. Мухаркин, В. Н. Наседкин. Свой опыт они передавали студентам художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института.

Одной из самых значимых фигур тагильской школы графики является Заслуженный художник России В. В. Зуев.

Свое творчество художник начинал под руководством мастеров графики Е. А. Бортникова и В. Н. Наседкина, уделявших особое внимание в обучении экспериментам в области формы, графических материалов и печатных техник. Главной страстью в творчестве художника является работа по металлу (офорт).

В. В. Зуев – уникальное явление в современной печатной графике России. Он является автором сложных многомерных графических работ, выполненных в разных манерах травления по металлу, порой сочетает несколько сложных техник на одном листе (рис. 1, 2).

Признанный мастер современного экслибриса. Участник более 250 международных выставок, награжден 70 дипломами, в том числе 15 Гран-при и дипломов первой степени, 22 персональные выставки в России, Германии, Франции, Италии, Бельгии, США, Канаде, Швейцарии, Японии, Чехии, Венгрии, Китае. Участник более 20 международных конгрессов, симпозиумов, программ по культурному обмену в США, Канаде, Японии, Германии, Бельгии, Италии, Польше, Чехии, Сербии, Китае [1].

В своей педагогической деятельности на факультете художественного образования Владимир Валентинович в течение многих лет передавал знания и опыт поколению молодых художников, щедро делясь тонкостями графического искусства. Мастер давал ученикам возможность
творческого поиска в печатных техниках, придерживаясь и традиционных, и современных подходов к графике и тем самым создавая уникальные эстампы (оттиски), легко отличимые от классических работ.

Художник-педагог, передавая азы ремесла своим ученикам, помогал раскрыться индивидуальному творческому потенциалу каждого из них. Ведь самостоятельность мышления, глубина содержания, оригинальность авторской позиции могут адекватно воплотиться в визуальном материале лишь в том случае, когда молодой художник владеет всем арсеналом выразительных средств графики.

На протяжении ряда лет В. В. Зуев руководил творческой группой студентов, члены которой активно принимали участие в выставочной деятельности.

Так, 21 декабря 2016 г. в рамках X Всероссийской научно — практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания» на факультете художественного образования состоялось открытие выставки «История Отечества в работах студентов творческой группы “Графика”» под руководством профессора В. В. Зуева (рис. 3).

На выставке были представлены работы, участвовавшие в 2016 г. в конкурсе экслибриса «Первые шаги», который был посвящен 250-летию со дня рождения Н. М. Карамзина. Это мероприятие было включено во Всероссийскую программу празднования юбилея историка и просветителя.

По условиям конкурса, участникам предлагалось представить избранные моменты великого исторического труда Н. М. Карамзина «История государства Российского» в экслибрисе.

За годы преподавания В. В. Зуев воспитал не одно поколение тагильских художников-графиков. Одной из его учениц является молодой художник Е. Д. Вагина, студентка 5 курса факультета художественного образования. О своем творчестве и обучении у В. В. Зуева она рассказала
нам в формате интервью.

«Мое обучение на факультете – это поиск собственного пути длиной в 5 лет, это эксперименты с форматами, техниками, сюжетами. Владимир Валентинович Зуев влиял на нас не только в плане графики, но умел вдохновить каждого студента, побудить поверить в себя. Он был генератор потрясающих идей, было в его занятиях нечто особенное, какой-то юмор добрый и творчество бесконечное, мы звали его “гений” – любя, конечно. В плане творческом он рассказал и показал, что такое графика в самом большом смысле этого слова. Много говорили о роли художника в современном мире».

Екатерина Вагина родом из Ирбита. Ее первые творческие успехи состоялись еще в художественной школе, после окончания которой она решила посвятить свою жизнь искусству и передавать свой опыт подрастающему поколению.

Обучаясь на факультете художественного образования, Екатерина Вагина была одним из самых успешных студентов, участвовала во многих городских, всероссийских и международных конкурсах, в том числе по печатной и оригинальной графике. На своей творческой странице в инстаграм и в стенах института показывала свои работы, приемы и техники, охотно помогая студентам младших курсов пробовать себя в чем-то новом (рис. 4).

Идея провести творческий эксперимент – открыть студию графики для студентов – пришла летом 2021 г. (рис. 5).

Творческая жизнь факультета требовала перемен, новых творческих проектов, не ограничивающихся выставками дипломных работ студентов.

О своем опыте создания студенческой студии Екатерина Вагина рассказала в интервью:
«Идея создать творческую группу была всегда. Конечно, я не Микеланджело и не собираю возле себя учеников.Все гораздо скромнее, я очень люблю графику и много-много работаю. Это заметили на факультете и предложили мне то, о чем я и мечтать не могла: работать со студентами.У меня уже есть опыт работы с детьми младшего школьного возраста, но студенты – это совсем другое, каждый – самостоятельный художник. Было очень важно сохранить и приумножить их творческую свободу. Главной идеей (концепцией) творческой группы было не только познакомить студентов с различными техниками и материалами, но и показать им графику с другой стороны, со стороны эксперимента, при этом дать им свободу в выборе тем, форматов творчества».

Об особенностях общения и работы со студентами Екатерина говорит: «Трудности возникали только при работе с эскизами, свободные темы для многих стали тупиком, и мы много обсуждали, что волнует каждого из них как художника, разговаривали о композиции, о материалах, о динамике и статике, о тоне и цвете в графике, у нас было несколько лекций, посвященных особенностям выразительных средств в графике, композиции, формате».

Большинство студентов выбирали абстрактные мотивы или яркие знаковые элементы.
По итогам работы студии была организована отчетная выставка в стенах родного факультета (рис. 8, 9). Многие студенты впервые оформляли свои уникальные эстампы и принимали участие в выставке графики. Такой опыт очень важен для молодых художников.

Участники выставки оставляют комментарии: «Важное событие. Новый творческий период. Наш потрясающий сенсей открыл нам глаза на многие вещи, такой эксперимент был важной страницей в истории нашего факультета и нашего творчества в целом. Надеюсь, что мы не остановимся на достигнутом и будем дальше продолжать творить одной большой командой».

Состоявшаяся выставка подтверждает, что у учеников В. В. Зуева нет ограничений в тематическом выборе. Свободное владение графическими техниками печати (офорт, акватинта, сухая игла, монотипия, линогравюра и др.) позволяют им воплотить свое прочтение библейских и мифологических сюжетов, самостоятельное видение различных исторических периодов, восторг перед вещной красотой мира, экспериментальные поиски формы. Тонкие метафоры, философские размышления, литературные аллюзии, фольклорные мотивы, абстрактные композиции приобретают оригинальное звучание, будучи выполненными в разных, зачастую смешанных техниках.

Воспитанное В.В. Зуевым умение находить для любого материала уникальное, адекватное именно данному содержанию выражение, безусловно, дает мощный стартовый толчок для дальнейшего развития творческой личности каждого из его учеников и позволяет продолжать традиции отечественной школы печатной графики.

Сегодня группа молодых художников-графиков продолжает свой творческий путь в печатных техниках, а именно монотипии и линогравюре. Студенты ведут творческие переговоры, консультируются у Е. Д. Вагиной, ищут свое творческое «Я», продолжая традиции тагильской
школы графики.

Список литературы

1. Ильина Е. В. Владимир Зуев: Графическая миниатюра на рубеже веков // Вторые худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25–27 октября 2005 г./ Уральское училище прикладного искусства, Нижнетагильский музей-заповедник «горнозаводской Урал» / ред. Л. А. Павленко, А. Х. Фахретденова. – Нижний Тагил, 2005. – С. 110-116.