ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ТАГИЛА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ТАГИЛА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ГОРОД, СОЦИУМ, СРЕДА: ИСТОРИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Нижний Тагил, 28-29 октября 2022 г.

Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции

Кайдышева Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент,
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт
(филиал) Российского государственного
профессионально-педагогического университета,
г. Нижний Тагил, kainatalya@yandex.ru

Идеи народного просвещения, получившие широкое распространение в пореформенный период, выступали одним из основных ориентиров деятельности многих общественных объединений, число которых в России неуклонно росло.

Не только культурно-просветительские, но и многие благотворительные, и экономические организации в качестве одного из важных направлений своей деятельности определяли развитие читательской грамотности, помощь в получении образования, распространение знаний.

И хотя многие организации создавались при поддержке государства и органов земского самоуправления, финансировавшими их деятельность, поддержка такого рода начинаний нередко обеспечивались в основном за счет благотворительных средств.

В целом многие общественные практики в сфере просвещения осуществлялись на народные деньги, что объяснялось недостаточностью финансирования учреждений культуры и образования со стороны государства и органов местного самоуправления.

Из общего числа общественных объединений Нижнего Тагила начала XX в., сочетавших в своей деятельности, как просветительскую, так и благотворительную направленность, можно выделить общества вспомоществования при учебных заведениях, которые относились к благотворительным, но распространяли свою деятельность исключительно на сферу народного просвещения.

Общества вспомоществования имели целью оказание денежной помощи нуждающимся ученикам в приобретении учебных пособий, одежды, обуви или в связи с болезнью. Они регулярно проводили мероприятия, позволявшие увеличивать собственные благотворительные фонды.

В Нижнетагильском заводском театре, например, ставились спектакли, сбор с которых поступал в пользу обществ вспомоществования, существовавших при реальном, горнозаводском, городском начальном училищах, Павло-Анатольевской женской гимназии. Традиционно к участию в спектаклях привлекалась учащаяся молодежь [6; 8; 9; 10; 11; 12].

В Нижнем Тагиле действовали организации, главной целью которых выступало развитие просвещения. Такие общества, как и многие другие объединения, регулярно получали пособия от уездного земства, хотя благотворительные суммы, как и членские взносы в их бюджете нередко превышали объемы земских субсидий.

Одним из таких объединений являлось «Общество попечения о народном образовании в Верхотурском уезде», действовавшее здесь с 1898 г.

Общество занималось выдачей пособий нуждающимся учащимся и учителям народных училищ, снабжением книгами библиотек, приобретением учебных пособий для учащихся, организацией народных чтений и спектаклей с просветительской целью [13, с. 18-24].

Тагильским отделом заведовал инспектор местных горнозаводских училищ – Николай Иванович Кларк, являвшийся одним из самых деятельных общественников завода [13, с. 18].

Другой подобной организацией был Комитет Нижнетагильского общества народной трезвости, основанный в 1890 г., основной его задачей являлось отвлечение населения от «зеленого змия». Комитет содержал чайную, библиотеку, организовывал народные чтения [2, с. 692].

Общество народной трезвости организовало кружок «разумных развлечений», стараясь привлекать к участию в нем рабочее население завода.

Члены кружка создали на Вые народный театр, репертуар которого в основном состоял из спектаклей по произведениям русских классиков: Толстого, Островского, Гоголя. Свою деятельность Общество трезвости распространило на весь город, спектакли проходили в помещении народных чтений на Вые и в заводском театре и ставились с участием заводских рабочих [5; 7].

Руководство Обществом осуществляли местные православные священники о. А. Сахаров, о. А. Хохлов, а среди членов Общества значились представитель купечества, чиновной и учительской интеллигенции, служащие [1, с. 86].

В сентябре 1907 г. нижнетагильская общественность инициировала новое объединение – «Общество для основания реального училища в Нижнем Тагиле», целью которого стало создание в заводе среднего мужского учебного заведения.

Участники общества, просуществовавшего здесь до конца 1913 г., развернули активную деятельность в стремлении не только открыть учебное заведение, но и сделать его правительственным, а также построить для него здание [4, лл. 1, 2, 2 об.].

Большая работа по переписке с казенными ведомствами была проделана председателем
правления Общества, упоминавшимся выше Н. И. Кларк. Общественная организация, в первую очередь в лице членов правления, активно занималась привлечением денежных средств от частных лиц.

Первое время училище существовало исключительно на пожертвования представителей местных деловых кругов завода, составивших основу организации: Е. Е. Копылова, Т. А. Балыкова, И. С. Ляпцева, Б. С. Ляпцева, К. Н. Мотылева, И. Ф. Уткина, П. П. Аксенова [4, л. 2].

Полностью на содержание казны училище было передано 1 января 1914 г. [14, с. 32].

К началу XX в. в России действовала разветвленная сеть кооперативных организаций, представленных потребительскими и сельскохозяйственными обществами, кредитными и ссудо-сберегательными товариществами.

Отдельные кооперативные организации занимались распространением экономических знаний, осуществляли помощь учебным заведениям, финансировали пополнение библиотечных фондов, создавали образовательные капиталы для помощи учащимся, участвовали в постройке Народных домов.

К числу кооперативных объединений Нижнего Тагила относились: Первое и Второе общества потребителей, сельскохозяйственное общество и два ссудо-сберегательных товарищества [1, с. 97, 98, 193].

Деятельность членов Второго Нижнетагильского потребительского общества отличалась не только стремлением улучшить материальное благосостояние членов своей организации, потребительский кооператив вносил посильный вклад в дело просвещения, жертвуя Обществу вспомоществования заводских училищ, в несколько фондов на развитие образования, на другие подобные цели [3, с. 21, 24, 25].

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война сказалась на общественной жизни всей страны, силы государства и общества оказались направлены на решение задач военного времени, и многие культурные и просветительские, начинания, получившие развитие в довоенный период, отошли на второй план.

Сужали направления своей деятельности или совсем прекращали работу культурно-просветительские общества, закрывались библиотеки, сокращали расходы на просвещение кооперативные организации. Однако тыловых губерний страны это касалось лишь отчасти.

На Урале, например, продолжилось строительство Народных домов, своеобразных культурных центров, имевших особое значение в заводах и сельских поселениях: в них, как правило, располагалась местная библиотека, проводились книжные выставки, организовывались театральные постановки, размещали свои магазины, склады и комнаты для проведения собраний кооперативные организации.

В Нижнем Тагиле начало созданию этой культурно-просветительской организации было положено в 1915 г. Первое заседание общества в составе 16 человек состоялось 10 января, а к 30 мая число членов общество выросло до 250.

Участники были разделены на 8 групп: кружок лекторов, драматический кружок, хор, скрипичный оркестр, оркестр балалаечников, группу декламаторов, научную комиссию, готовившую различные праздники и комиссию подвижных игр [15, с. 3].

И хотя собственного здания у Народного дома не имелось, работа всех его отделений шла полным ходом: проводились репетиции оркестров и хора, ставились спектакли драматического кружка, организовывались заседания, на которых обсуждались планы новой общественной организации. Наибольшая активность наблюдалась в деятельность секции подвижных игр, хора, балалаечного оркестра и кружка лекторов. Последний был представлен в составе 6 человек.

С февраля по май лекторами Народного дома было прочитано 17 докладов, тематика которых была довольно разнообразной: «Об идее народного дома», «О дороговизне жизни», «Влияние семьи на детей», «Путевые заметки от Тагила до Америки», «О смысле жизни», «О сокольской гимнастике», «Понятие о власти», «Об эстетическом воспитании», «О лесных пожарах».

Наиболее многочисленной группой в составе Народного дома выступал местный хор, в число его участников входило 40 человек, занимавшихся разучиванием нотной грамоты, изучением теории музыки, исполнением народных песен. Секция балалаечников насчитывала 15 человек. Комиссию подвижных игр посещало от 20 до 30 человек еженедельно, при ней была создана небольшая библиотека по вопросам физического воспитания. В марте была организована «детская секция», с детьми проводили занятия по плетению, рисованию, пению, подвижным играм [15, с. 3].

Самодеятельность участников Народного дома вдохновила тагильчан на открытие дополнительных отделений в районах города – на Вые и Гальянке. Мероприятия по их организации проходили в торжественной обстановке.

Так, на открытие Выйского отделения 5 июня 1916 г. собралось до 500 человек в так называемом бывшем Волковском саду, декорированном флагами. После прочтения лекции «Об идее Народного дома» был дан большой концерт.

Как писала об этом событии газета «Уральская жизнь»: «для выйцев все это было ново и необычно: простое гулянье для публики превратилось в организованное заседание секции с выбором председателя собрания и секретаря» [16, с. 3].

С началом войны большей инициативностью стала отличаться деятельность Второго Нижнетагильского потребительского общества. В журнале «Уральский кооператор» было опубликовано несколько статей о его деятельности.

Летом 1915 г. потребительская организация для детей членов общества устроила бесплатную летнюю площадку с играми, спектаклями и декламацией стихов, в октябре открыло библиотеку-читальню, а в рождественские праздники – бесплатную елку для всех детей завода с постановкой детской пьесы, подвижными играми и музыкой [17, с. 37].

Мероприятие проводилось в течение двух дней, на что было израсходована 1 тысяча 600 рублей. Большинство из 4 тысяч детей, посетивших елку, были из семей рабочих. [18, с. 37, 46].

Как видим, деятельность потребительского кооператива носила не только просветительский, но и благотворительный характер.

Таким образом, в начале XX в. Нижнетагильский завод был вовлечен в процесс формирования социокультурной среды, чему во многом способствовали представители купечества, интеллигенции, духовенства, служащие.

Участие в общественных объединениях значительного числа купечества и разного рода деловых людей свидетельствует об их высокой гражданской позиции и стремлении получить общественное признание. По разнообразию форм просветительских практик общественная жизнь Нижнетагильского завода была сопоставима с городской.

Расширение сферы народного просвещения шло параллельно с развитием благотворительности, кооперативного движения, что в свою очередь было связано с изменениями законодательства начала XX в.

Развитие благотворительного движения, получившего новый импульс с началом Первой мировой войны, повлекло за собой и эволюцию форм общественной активности в области просвещения, вовлечение в эту сферу разных слоев заводского населения.

Список литературы

1. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1900 г. Издание Пермского Губернского Статистического Комитета под редакцией секретаря К-та Р. Попова. Отдел II. – Пермь: Типография С. Н. Басовой, 1900.

2. Журналы Верхотурского Уездного Земского Собрания XXXV-й очередной сессии 1904 г. – Вятка: Типография и хромолитография Шкляевой бывшая Мамшеева, Куклина и Красовского, 1904.

3. Краткий отчет Правления 2-го Нижнетагильского Общества потребителей за 1911–1912 год. (Двадцать второй год существования общества). – Нижний Тагил: Типография В. Г. Лебедихина, 1912.

4. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» ТМ-23744/14

5. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ТМ-3109/12.

6. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ТМ-3109/8.

7. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ТМ-3109/20.

8. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ТМ-3109/25.

9. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ТМ-3109/32.

10. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».ТМ-3109/41.

11. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». ТМ-3109/57.

12. Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» ТМ-3109/69

13. Отчет о состоянии Общества попечения о народном образовании в Верхотурском уезде за 1898 г. – Пермь: Типолитография Губернского Правления, 1899.

14. Попечительский совет учебных заведений Нижнетагильского горного округа. Сведения об учебных заведениях Нижнетагильского горного округа на 1 января 1915 г. 11 марта 1915 г. № 127. – Н. Тагил: Типография Е. М. Левитской, 1915.

15. Уральская жизнь. – 1916. – № 131.

16. Уральская жизнь. – 1916. – № 124.

17. Уральский кооператор. – 1916. – № 33–34.

18. Уральский кооператор. – 1916. – № 35–37