РОЛЬ ЯКИМА КОЛНОГОРОВА В СТАНОВЛЕНИИ РЕЛЬСОПРОКАТНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА НИЖНЕТАГИЛЬСКИХ ЗАВОДАХ В 1840 –1860 гг

РОЛЬ ЯКИМА КОЛНОГОРОВА В СТАНОВЛЕНИИ РЕЛЬСОПРОКАТНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА НИЖНЕТАГИЛЬСКИХ ЗАВОДАХ В 1840–1860 гг

ГОРОД, СОЦИУМ, СРЕДА: ИСТОРИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Нижний Тагил, 28-29 октября 2022 г.

Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции

Коновалова Юлия Юрьевна,
научный сотрудник,
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»,
г. Нижний Тагил, julia-timofeeva24@yandex.ru

Продукция демидовских заводов с давних пор была известная своим качеством не только в России, но и в Европе. Спросом пользовалось сортовое железо, которое закупали европейские государства для своих нужд.

Этот фактор обусловил необходимость в дальнейшем развитии и расширении производства. Во многом успех многих реализованных идей на Нижнетагильских заводах зависел от технической оснащенности производства и компетентности управляющих и технических кадров. Для этого по инициативе заводовладельцев, некоторые мастера отправлялись на европейские производства для обмена опытом с заграничными коллегами.

Во второй половине XIX в., несмотря на высокое качество уральского металла и известность в Европе, спрос на него уменьшается. Это факт связан во многом с высокой стоимостью его перевозки к рынкам сбыта старым гужевым и водным способом.

Возникла острая необходимость решения проблемы транспортной отсталости Урала. Одним из возможных путей выхода из данной проблемы стало строительство железной дороги на Урале.

К 1840–1850 гг. в центральной России строительство железных дорог шло полным ходом и никак не могло обойтись без продукции заводов Демидовых.

В XVIII в. на уральских заводах были заложены основы рельсопрокатного производства. Оно в первую очередь было связано со смелыми проектами уральских механиков Е. А. и М. Е. Черепановых по созданию паровых машин, они задали темп техническому перевороту на Урале.

Первый русский паровоз, созданный механиками Черепановыми в 1834 г. в Нижнем Тагиле, сделал прорыв в техническом развитии нашего государства.

Первый русский паровоз, или как говорили современники Черепановых, «сухопутный пароход» ходил по специальным колесопроводам (рельсам), изготовленных их чугуна. Первая дорога была именно чугунной, собственно, ее так и называли «чугунка». Изготавливали рельсы на тагильских заводах, в их создании принимал участие мастер-бронзолитейщик Ф. Ф. Звездин.

Первые рельсы были примитивными, даже в некоторой степени топорными. Собственно, это не мешало черепановским паровозам перевозить руду с Медного рудника на Выйский медеплавильный завод.

Тем временем в Европе, развитие железнодорожного транспорта шло стремительными темпами. Паровозы английского горного инженера Джорджа Стефенсона, созданные в 1814 г. использовались как для грузовых, так и для пассажирских перевозок.

В России первые пассажирские перевозки появляются лишь 1837 г., это связано со строительством Царскосельской железной дороги, для строительства которой рельсы и рельсовые принадлежности закупались у Англии и Бельгии.

С появлением необходимости в развитии железнодорожного сообщения по стране, Демидовы проявляют небывалый интерес к рельсопрокатному производству. Богатая сырьевая база, технические возможности уральских заводов, наличие специалистов стали определяющими условиями для начала рельсового производства.

Вслед за Царскосельской железной дорогой (1837 г.) было начато строительство Николаевской (1851 г.) и Варшавской (1852 г.) железных дорог. Борьба за выгодные и престижные железнодорожные заказы приобретала все большую актуальность. Но для их выполнения необходимо в короткий срок и в больших масштабах наладить производство качественных рельсов и рельсовых принадлежностей.

Серьезного опыта по этой части на демидовских заводах не было, хотя там еще в 1820–30-е гг. в небольших масштабах и исключительно для внутризаводских нужд изготавливались чугунные, а затем и железные рельсы [1, с. 68].

Это во многом было обусловлено как небольшим спросом на эту продукцию, так и отсутствием необходимого оборудования или его примитивностью.

Так, например, известно, что в 1833 г. Нижнесалдинский завод, входивший в комплекс Нижнетагильских заводов, приступает к прокатке круглого и четырехгранного железа на станах, приводимых в действие водой [4, с. 7].

Что в свою очередь не могло обеспечить больших объемов производства.

Значительный вклад в развитие производства Нижнетагильских заводов, а именно Нижнесалдинского завода внес уралец Яким Семенович Колногоров (1812–1898 гг.)

Он сделал блестящую служебную карьеру, пройдя путь от рассыльного в заводской конторе до управляющего округом. С его именем связаны многие технические нововведения на тагильских заводах, но основным принято считать начало рельсового производства.

В 1843 г. Яким Семенович был включен в группу специалистов, направленных на Выксунские заводы Шепелевых в Нижегородской губернии. Эти заводы заслуженно считались в то время передовыми. Там раньше, чем на Урале, появились пудлинговые и сварочные печи, а в 1840-е гг. налаживается массовое производство железных рельсов, получивших высокую оценку специалистов из Ученого горного комитета.

По возвращению на Урал, в 1845 г., Я. С. Колногоров получив должность надзирателя Нижнетагильского завода, организует опыты по изучению сравнительных качеств тагильского и выксунского чугуна и по отливке прокатных валов в отражательных печах.

Главное внимание Я. С. Колногорова было обращено на организацию на Выксунских заводах нового для него пудлингового способа производства железа.

Уже в 1849 г. в Нижней Салде, а в 1853 г. в Верхней Салде были построены первые пудлинговые и сварочные печи промышленного назначения. Строились они при участии и под руководством Я. С. Колногорова, в 1848 г. вернувшегося на Салдинские заводы [1, с. 67].

Пущенные в Н. Салде пудлинговые, сварочные и сушильные печи, позволили начать производство пудлингового железа на Тагильских заводах, что в сою очередь положило начало рельсопрокатному делу [3].

Главному петербургскому управлению Демидовых в 1851 г. удалось добиться крупных заказов на рельсы сначала для Николаевской, а затем и Варшавской железных дорог. Реализовать их должен был Яким Колногоров на Нижнесалдинском заводе (рис. 1).

Рис. 1. Нижнесалдинский завод. Рельсопрокатный завод.
НТМЗ «Горнозаводской Урал» (НВ-13506)

Постепенно завод становится основным поставщиком рельсов для строящейся Николаевской железной дороги. В том же 1851 г. последовало назначение Я. С. Колногорова управителем этого завода. Качество рельсов говорило само за себя.

1 июня 1858 г. Я. С. Колногоров был послан в Санкт-Петербург. Он участвовал в разработке масштабного контракта на 750 тысяч пудов рельсов и 50 тысяч пудов рельсовых принадлежностей.

Для осуществления крупного заказа Я. С. Колногоров с помощниками С. Образцовым и В. Усовым, а также со специалистами из механического цеха Нижнетагильского завода сконструировали механизм для сверления рельсов, усовершенствовали действующие от воды прессы для правки рельсов, установили паровую машину в 215 л. с., которая приводила в действие прокатные станы.

Выпуск рельсовых принадлежностей – накладок, подкладок, болтов – был налажен в специальном цехе Нижнетагильского завода.

Сохранилось немало свидетельств о высочайшем качестве рельсов, изготавливаемых в Нижней Салде.

Так, в 1857 г. по распоряжению заводоуправления в присутствии приемщиков, командированных от управления Варшавской железной дороги, два салдинских рельса были подвергнуты чрезвычайной пробе: каждый из них принял удар чугунной бабы в 62 пуда весом, брошенной с высоты в пять с половиной сажень. Первый рельс при этом согнулся дугой на 4 фута от прямолинейного направления, второй на три фута и три дюйма. Ни на одном из рельсов не оказалось даже малейшей трещинки [5, с. 30].

О великолепном качестве салдинских рельсов ходили легенды. Даже в изношенном виде они продавались на передел в листовое железо по цене 20% дороже английских. Их использовали для замены оказавшихся непрочных заграничных рельсов первой на Урале Горнозаводской железной дороги. На русских и заграничных промышленных выставках, салдинские рельсы неизменно удостаивались высших наград.

Как отмечал австрийский ученый-металлург Петер фон Туннер в своем отчете за 1872 г., Нижнесалдинский завод считался вторым по величине рельсопрокатным производством на Урале, а его рельсы были известны своим превосходным качеством по всей России [6, с. 178].

Новую жизнь рельсовому производству Тагильских заводов дало освоение в 70-х годах XIX века передовой технологии получения стали в конверторах и переход на изготовление стальных рельсов.

На базе конверторного («бессемеровского») цеха в Нижней Салде с 1875 г. стала действовать крупнейшая на Урале новая рельсовая фабрика (рис. 2).

Рис. 2. Нижнесалдинский рельсовый завод. Внутренний вид.
Нач. ХХ в. НТМЗ «Горнозаводской Урал» (ДОФ-2017)

Нужно отметить, что заслуги Я. С. Колногорова не оставались без вознаграждений.

За период с 1854 по 1858 гг. ему дважды повышали жалование, а в мае 1861 года «за содействие в выделке рельсов на Тагильских заводах» выдали в виде премии огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей.

Высоко была оценена Демидовыми и их управлением роль Я. С. Колногорова в создании рельсового производства, которое буквально спасло заводы в тяжелое для них время и в дальнейшем продолжало приносить колоссальную прибыль.

О значении этого производства в бюджете округа говорит тот факт, что к 1859 г. было произведено 4 756 000 пудов рельсов, составивших более 43% всей продукции демидовских заводов [1, с. 68-69].

В 1862 г. Я. С. Колногоров был назначен помощником управляющего Нижнетагильской группой заводов по технической части с пожизненной пенсией. Добившись определенных успехов в рельсопрокатном деле Я. С. Колногоров предлагал идеи по дальнейшему усовершенствованию производства.

Так, например, он предлагал выпуск на Нижнесалдинском заводе локомотивной рессорной стали. Он произвел расчеты на производство и поставку стали в Санкт-Петербург, были осуществлены опыты получения рессорной стали разных сортов (твердой, средней, мягкой), все данные он изложил в «Записке в управление Нижнетагильских заводов от 30 октября 1869 г» [2]. Вопрос реализации данного проекта, на сегодняшний день остается малоизучен.

Таким образом, использования нового для демидовских заводов пудлингового способа получения металла позволило на Нижнетагильских заводах создать условия для становления и развития рельсопрокатного производства, что в свою очередь помогло демидовским заводам поддержать высокий производственный уровень и расширить ассортимент продукции Нижнетагильских заводов.

Безусловно, важную роль в становлении рельсопрокатного производства сыграл Яким Колногоров, чья деловая хватка и смелые проекты позволили не только преобразовать производство Нижнесалдинского завода, но и превратить его в главного поставщика российских высококачественных стальных рельс.

Список литературы

1. Гуськова Т. К., Калистратова Э. А. Яким Семенович Колногоров // Нижний Тагил в лицах: Организаторы производства, инженеры, техники XIX – нач. XX в.: пособие по ист. краеведению / отв. ред. и сост. Е. Г. Неклюдов. – Екатеринбург: Банк культур. информ., 1999. – 94 с.

2. Записка Я. С. Колногорова в управление Нижнетагильских заводов с расчетом о стоимости локомотивной ресорсной стали и о том, сколько кричного и полосового железа логично выковывать в течение года в Нижней Салде, Черноисточинске и Висимо-Уткинске [Рукопись]. Место хранения: Нижнетагильский музей заповедник «Горнозаводской Урал». ТМ-21630/188

3. Мезенин Н. Из истории металлургии: уральские умельцы // Тагильский рабочий. – 1982. – 12 января.

4. Сюньков Г. К. Салда. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980. – 111 с.: 8 л. ил.

5. Танкиевская И. Н. Д. Н. Мамин-Сибиряк в Нижней Салде. – Нижняя Салда: [б. и.], 2002.–39 с

6. Туннер П. Горнозаводская промышленность России и в особенности ее железное производство: составлено на основании данных, полученных при обзоре С.-Петербургской мануфактурной выставки и при посещении главнейших заводов Урала в 1870 году, П. фон-Туннером: с четырьмя литографированными таблицами – Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, 1872. – XVIII, 247 с., 4 л. черт