Уральские кондитеры в годы войны

ЗАБЫТЫЕ ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА: УРАЛЬСКИЕ КОНДИТЕРЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ

В сборнике: Память поколений: Великая Отечественная война в образовании, музейном пространстве и социальных практиках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор О.В. Рыжкова. 2020. С. 341-345.

Киселев Евгений Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
туристического бизнеса и гостеприимства Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург, kiselev.59@mail.ru

Традиционное представление об Урале в годы Великой отечественной войны как о центре военного производства оставляет в незаслуженном забвении труд многих людей, которые работали на предприятиях непосредственно не производивших военную технику и боеприпасы.

Малоизвестным является, и работа индустрии питания, в том числе немногочисленных в регионе кондитерских предприятий. Кондитерская промышленность всегда была зависима от импорта сырья, но с началом войны поставки через порты Черного и Балтийского морей были перекрыты. Потребность же в шоколаде и других кондитерских изделиях, которые являются высококалорийными продуктами, была высока. Поэтому, уже в первых поставках на условиях ленд-лиза, среди других стратегических грузов предусматривались и поставки какао-бобов [4, с. 6].

Крупнейшие советские предприятия кондитерской промышленности были сохранены, поэтому приоритет в импорте остался именно за сырьём.

Поставщиком какао-бобов стала Южная Америки. Оттуда грузы направлялись в порты Владивосток и Находка, и далее, по железным дорогам, в центральную часть страны и на Урал.

В Свердловске в 1941 г. производственные помещения кондитерской фабрики им. Я. М. Свердлова и только что построенного макаронно-кондитерского комбината были заняты эвакуированными военными предприятиями. Производство было перенесено на пивобезалкогольный завод и возобновлено, хотя в меньших объемах [3].

В условиях недостатка продовольствия, многие предприятия и организации стремились создавать подсобные хозяйства по производству продуктов питания.

Одной из таких организаций стала Свердловская межобластная база «Оптбакалея», работавшая в трех уральских областях. Народного комиссариата торговли СССР. Пищевые комбинаты базы «Оптбакалея» с октября 1942 г. были созданы в Сверловске (1942 г.), Перми (1943 г.), Челябинске (1944 г.), Нижнем Тагиле (1945 г.).

Свердловский пищевой комбинат размещался на первом и в цокольном этажах гостиницы «Большой Урал». Отходы пищевой промышленности – клейковина и жмых, стали основой для главной продукции пищекомбината: концентрата растительного бульона. В год производилось до 17 миллионов разовых порций.

Концентрат растительного бульона направлялся в отделы рабочего снабжения промышленных предприятий. По-видимому, он и был основой супа, которым кормили в рабочих столовых. Ветераны, вспоминая работу в тылу, называли такой суп – баландой.

Было организовано также производство полуфабриката «Суплапша». В производство лапши шла не только мука, продукт «обогащался» овощными добавками. Из жмыха приготавливали «кофейный напиток» [2, c. 385].

Недостаток продовольствия заставлял обращаться к нетрадиционному сырью – дикорастущим растениям.

В летний период 1943 г., силами привлеченных подростков, в пригородных лесах были организованы заготовки съедобных дикорастущих растений, лесных ягод, грибов. Для этой работы привлекалось 15–20 человек. Это позволило обновить ассортимент продукции: изготовлять «чай» и «овощную» икру. В растительный бульон стали добавлять сныть, крапиву, в суп-лапшу – грибной соус, пережаренный корень лопуха добавлялся в «кофейный напиток».

В 1943 г. при пищекомбинате был создан научный совет для изучения возможности увеличения производства продуктов питания, Советом были разработаны рекомендации для привлечения новых видов сырья, по внедрению комплексной промышленной переработки отходов картофеля, по производству заменителя сахара из отходов пороховой целлюлозы. Была разработана техническая документация по организации цеха по производству дрожжей на древесных опилках [1, c. 177].

Однако лицом производства пищевых комбинатов стали кондитерские цеха. Позднее, в 1949 г., Свердловский и Нижнетагильский пищекомбинаты были преобразованы в кондитерские фабрики.

По сохранившимся технологическим картам Свердловского пищекомбината видно, что рецептура конфет была упрощена. Да и ассортимент продукции военного времени был небольшой. Выпускали: ирис, помадку, мармелад, карамель, конфеты, шоколадные конфеты, шоколад, какао-порошок.

Интересно отметить, выпускалась и продукция региональной тематики. Рисунки к произведениям П. П. Бажова украсили этикетки шоколадных конфет «Уральские сказы». При этом, пищевой комбинат «Оптбакалея» в торговую сеть направлял помадные (не глазированные шоколадом) конфеты, а наиболее высококалорийные и деликатесные (шоколад, шоколадные конфеты, какаопорошок) – в систему «Особторга».

Наркомат торговли планировал объемы производства в стоимостном выражении, поэтому наиболее выгодным оказывался выпуск более дорогой, кондитерской продукция. Очевидно, и этот фактор повлиял на то, что объёмы производства кондитерских изделий росли, значительно превышая плановые задания [2, c. 385].

При нормированной (карточной) системе распределения продуктов питания кондитерские изделия были заменителем сахара.

По воспоминаниям ветеранов труда, иногда работницам кондитерских предприятий по карточкам, вместо месячной нормы – 400 граммов сахара, выдавали 400 граммов конфет. Многие работницы продавали их на «черном рынке» и покупали хлеб.

Подавляющее большинство работающих на кондитерских предприятиях составляли женщины. На Свердловском пищевом комбинате их было – 89%. Производство было слабо механизированным, с большой долей ручного труда. Это позволяло обучать прямо на рабочих местах работников, не имеющих никаких профессий – домохозяек, учащихся, людей, ранее работавших на предприятиях сферы обслуживания.

Физические нагрузки, которые буквально обрушились на женские плечи, не могли не приводить к разным проблемам. Погрузочные работы приводили к травмам, перенос горячей карамельной массы в тазах приводил к ожогам тела.

Даже, казалось бы, простая завёртка конфет тоже была травмоопасна. Заверточного оборудования не было, и конфеты на всех предприятиях заворачивали вручную. Эта работа зачастую приводила к травмированию пальцев рук. Как вспоминали ветераны труда: «Пальцы у работниц были свернуты до крови».

Работники предприятий привлекались, кроме основной работы, на торфоразработки, на работы в подсобных хозяйствах и заготовку сена, на уборочные работы в осенний период, на работы в госпиталях. А в зимний период на расчистку железнодорожных путей от снега и на лесозаготовки, так как дрова широко использовали для отопления учреждений и жилых домов Свердловска [2, c. 386].

В мае 1944 г. для расширения производства базе «Оптбакалея» было передано здание в центре города, будущую Свердловскую кондитерскую фабрику. Здание было полуразрушено после пожара в конце 1930-х гг.

Основная тяжесть восстановительных работ: разбор завалов, погрузочно-разгрузочные и подсобные строительные работы, также легла на плечи работниц. Ежемесячно на стройку направляли по 15–25 человек с производства, а также проводили субботники, на которые работницы выходили после 12-часовой военной смены. При нехватке квалифицированных строителей, новый производственный корпус был пущен в эксплуатацию только к концу 1946 г

Сохранилось упоминание о вызове на соревнование коллектива строящегося Нижнетагильского пищекомбината. Однако тагильчане обогнали свердловчан на полтора года, начав кондитерское производство в апреле 1945 г.

Уже 24 апреля 1945 г. в решении исполнительного комитета Свердловского областного совета депутатов трудящихся «О подготовке первомайских подарков детям» упоминается и продукция Нижнетагильского пищекомбината.

Первомайские детские подарки были более чем скромными: от 100 г. кондитерских изделий на ребенка, до 100 г. кондитерских изделий и 100 г. печения [6].

Свой нелегкий труд работники кондитерских предприятий справедливо рассматривали как вклад в борьбу всего советского народа. Многие из них были награждены почетными знаками и медалями. Свердловский пищевой комбинат в годы войны неоднократно отмечался как лучшее подсобное предприятие Народного комиссариата торговли.

Семь работников пищекомбината в 1944 г. наградили знаками «Отличник наркомата торговли СССР», а в 1947 г. 30 работниц были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны» [1, c. 178].

История кондитерской промышленности Свердловска в годы Великой Отечественной войны была впервые изучена и собрана автором при подготовке экспозиции музея фабрики «Конфи» в Екатеринбурге, открытого к 30-летию Свердловской кондитерской фабрики № 1 в 1997 г. Материалы по истории были опубликованы в корпоративных и городских СМИ, в сборниках научно-практических конференций [1; 2].

В 2000 г. к 55-летнему юбилею Победы был подготовлен сборник «Солдаты Победы» с материалами о ветеранах фронта и тыла, работавших на кондитерской фабрике. Авторами-составителями сборника стали журналист В. Голубев и историк-краевед Е. Киселев. В сборнике был приведен список всех работников, награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

В 2010 г., в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллективом Музея истории Екатеринбурга была подготовлена выставка «Горький шоколад войны» где использованы материалы по истории пищекомбината «Оптбакалея» [5].

Нижнетагильскому музею-заповеднику, готовившему выставку по истории Нижнетагильской кондитерской фабрике, были переданы оцифрованные фотографии строительства пищевого комбината.

Список литературы

1. Киселев, Е. А. Свердловский пищекомбинат «Оптбакалея» в годы Великой
Отечественной войны / Е. А. Киселев. // Третьи Татищевские чтения. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. – С. 175-178.

2. Киселев, Е. А. Предприятия кондитерской промышленности Свердловска в годы Великой Отечественной войны / Е. А. Киселев, Н. А. Киселева. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы VII Всероссийской научной конференции, ноябрь 2005 г. : в 2-х т. – Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2005. – Т. 1. – С. 384-387

3. Печеркин, Р. Я. Тонус (Свердловский завод безалкогольных напитков) / Р. Я. Печеркин. // Екатеринбург : энциклопедия. – Екатеринбург, 2002. – С. 553.

4. Супрун, М. Н. Продовольственный ленд-лиз и Россия, 1941–1945 гг. / М. Н. Супрун // Россия и мировой продовольственный рынок. – 1995. – № 3. – С. 5-8.

5. Шустикова, А. М. Когда главный зритель – ребенок, или о войне простым языком (выставка «Горький шоколад войны», музей истории Екатеринбурга) / А. М. Шустикова // Краеведческий музей: история, коллекция, люди (к 150-летию Кировского областного краеведческого музея) : сборник статей и материалов. – Киров : Издательство «О-Краткое»,2016. – С. 299-302. ГАСО. – Ф-88. – Оп. 1. – Д.5357. – Л. 212.