Сергей Михайлович Крашенинников, педагог, художник

СЕРГЕИ КРАШЕНИННИКОВ: ПЕДАГОГ, ХУДОЖНИК

Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2023. № 3 (16). С. 46-57.

M. Ю. Комарова
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Нижний Тагил, Российская Федерация

Фото Крашенинников С. М. 2005 г. Архив семьи Крашенинниковых

Сергей Михайлович Крашенинников родился 11 января 1938 г. в небольшом городе Кольчугино Владимирской области.

Мать, Елена Александровна, занималась домашними делами, посвящая все свое время любимому мужу и двум сыновьям. Некоторое время она работала в школе, поскольку в юности получила хорошее образование в престижной Ярославской частной женской гимназии П. Д. Антиповой, выпускницы которой имели право преподавать в начальных классах.

Отец, Михаил Семенович, руководил изостудией и работал художником в самодеятельном драмтеатре при местном металлургическом заводе. Для задач этого же предприятия занимался и фотоделом.

Осенью 1941 г., в первый тягостный год Великой Отечественной войны, кольчугинские заводы по приказу Государственного комитета обороны были эвакуированы на Урал, в Узбекистан (г. Ташкент) и Казахстан. Вместе с оборудованием в эшелонах уезжали родственники рабочих и служащих. Семья Крашенинниковых оказалась в Каменск-Уральском.

Сергею еще не было и четырех лет, но он отчетливо запомнил связанные с переездом события: как вначале пути их поезд обстреляли с воздуха, как прятался с другими детьми в мешках с картошкой, как подолгу стояли на станциях, пропуская едущих на фронт солдат и военную технику, как вглядывался с верхней полки в незнакомый мир через маленькое окно дымной «теплушки» и вдыхал через щели свежий воздух, как настоящим уральским морозом и снегом встретил их «новый дом»…

«Годы войны сохранились в моей памяти в виде отдельных эпизодов, происходящих на фоне сплошного и продолжительного пасмурного дня. Будто не было тогда ни яркого летнего солнца, ни сияющих снегов, а длился монотонный и беспросветный серый день», — вспоминал он 1.

Тогда-то, в раннем детстве, Сергей начал рисовать. Часто это были бои, где советские танки и самолеты, отмеченные красными звездами, громили вражескую технику.

После окончания войны семья Крашенинниковых решила остаться на Урале. На заводе установился обычный рабочий график и Михаил Семенович Крашенинников выходные дни посвящал любимому делу — энтомологии и сбору коллекции насекомых.

Сергей не оставался безучастным к увлечению отца и часто сопровождал его в лесные «экспедиции». Мать, Елена Александровна, по-прежнему занималась домом, огородом и внимательно относилась к духовно-нравственному воспитанию взрослеющего сына.

«Надо сказать, что мама обладала разнообразными способностями. У нее был неплохой голос, она профессионально читала стихи, рассказывала сказки, пела романсы и арии из опер. Более всего я был удивлен, что она знала наизусть роман в стихах А. С. Пушкина „Евгений Онегин»», — вспоминал Сергей Михайлович 2.

В 1956 г. Крашенинников окончил школу. Он успешно прошел конкурс (восемь человек на место) в Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра, став студентом старейшего учебного заведения Урало-Сибирского региона.

Уровень подготовки по изобразительным дисциплинам в училище был настолько высокий, что он в 1959 г., после 3 курса, вместе с другом Александром Авериным (в будущем ведущим живописцем и председателем Магнитогорского отделения Союза художников СССР) с легкостью перешел учиться на только открывшийся художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института:

«Мы были первыми, кто уселся за новенькие мольберты в классах, тщательно побеленных и покрашейных для студентов нового факультета… С благодарностью вспоминаю своих преподавателей, которые были хорошими художниками и учителями. Рисунок у нас вел член Союза художников, скульптор В. М. Ушаков, а живопись и композицию — выпускник института им. В. И. Сурикова, впоследствии заслуженный художник России А. М. Егедис» [9, с. 80].

Крашенинников и Аверин сразу выбились в лидеры по специальным предметам среди других студентов: «Учились хорошо, так как имели уже солидные навыки в области рисунка, живописи и композиции. Мы делились своим опытом с другими» 3.

Студенты первого выпуска художественно-графического факультета в период работы над дипломами. 1964. С. М. Крашенинников крайний справа. Архив семьи Крашенинниковых


В 1964 г. С. М. Крашенинников с отличием окончил институт. Под руководством А. М. Егедиса он выполнил дипломную работу — живописное полотно «На селе». Крашенинников стал одним из 37 первых выпускников тагильского худграфа.

Еще на пятом курсе его пригласили на должность ассистента кафедры рисунка и живописи, а после завершения учебы предложили, как и однокурснику В. Е Могилевичу (в дальнейшем одному из известных графиков-пастелистов региона), остаться преподавать.

Так определился профессиональный путь Сергея Михайловича.

Художественно-графическому факультету Нижнетагильского государственного педагогического института С. М. Крашенинников посвятил почти 50 лет своей жизни, проработав здесь до 2010 г.

Он внес значительный вклад в развитие педагогического дела и художественного образования в городе. Сергей Михайлович стоял у истоков формирования и развития худграфа, расцвет деятельности которого случился в 1970-1990-е гг., когда он стал одним из ведущих факультетов региона, осуществляя качественную подготовку учителей изобразительного искусства и черчения для общеобразовательных школ, кружков, изостудий [10].

Тогда, помимо рисунка, живописи, композиции и черчения — основных профильных предметов, в учебный план были включены специальные занятия по декоративному делу, художественной обработке дерева и металла, скульптуре и художественному конструированию.

Широкий круг дисциплин и атмосфера общения с настоящими мастерами, систематические творческие поездки позволяли студентам успешно развивать свои таланты. Этому способствовал сильный, сплоченный, высокопрофессиональный педагогический состав худграфа.

Часто коллеги — художники-педагоги — объединенные общими интересами, становились друзьями.

Такими единомышленниками для С. М. Крашенинникова стали В. П. Антоний и Е. А. Бортников. Их сближению, частному общению во многом способствовала активная работа в творческих мастерских, расположенных рядом друг с другом.

В разные годы Сергей Михайлович Крашенинников занимал на факультете должности старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой. Долгое время был бессменным руководителем секцией рисунка и наряду с работой со студентами координировал учебные планы, составлял образовательные программы, писал методические пособия.

В 1972 г. С. М. Крашенинников окончил курсы при Московском государственном педагогическом институте, сдав кандидатский экзамен по специальности «Методика рисунка».

Преданность профессии, каждодневный практический труд, личные методические разработки, рекомендации и научно-исследовательские работы привели Сергея Михайловича к получению в 2003 г. ученого звания доцента.

В область его научных интересов входило рассмотрение методологических вопросов обучения студентов изобразительному искусству, преимущественно в сфере оригинальной графики. Крашенинников был автором ряда актуальных публикаций, последние из которых — «Как делать наброски с натуры» [4], «Решение конструктивных задач в рисунке простейших тел» [6], «Воспитание профессионального восприятия в системе обучения рисунку с натуры» [3], «Пленэр. Акварельный метод „по-сырому“ (из опыта творческой и педагогической работы)» [5], «Рисунок: учебно-методическое пособие для студентов художественно-графического факультета» [7].

Со студентами С. М. Крашенинников работал как педагог-наставник, опираясь на личный
пример и опыт. «Живое общение с педагогом, с мастером своего дела — основной и незаменимый метод обучения искусству. Только педагог способен и рассказывать, и показывать одновременно», — считал мастер [3, с. 146].

По мере необходимости Сергей Михайлович прибегал к индивидуальной работе с учащимися, при этом не использовал прямых подсказок и исправлений, непосредственного вмешательства в практические либо творческие произведения.

Неотъемлемой частью своей педагогической деятельности он считал занятия на пленэре, в ходе которых наилучшим образом закреплялись и расширялись знания студентов о рисунке и живописи, вырабатывались умения и навыки творческой работы.

«Только в условиях пленэра, в условиях естественной природной среды можно отчетливо увидеть все разнообразие цветовых оттенков и на свету, и в тени; ощутить цветовую цельность объекта, почувствовать воздушное пространство, окутывающее все вокруг нас», — писал художник [5, с. 147].

Ежегодно Сергей Михайлович становился руководителем художественных практик и дипломных проектов методического и творческого характера.

Его учениками в разное время были такие известные в городе художники, педагоги, как А. В. Астровидов (график), Ю. А. Грачев (скульптор, медальер, график), И. В. Грищенко (живописец), Д. Ф. Крель (живописец, график), Р. Р. Мамутов (живописец, график), Г. И. Маркин (график), Е. Г. Смертина (прикладник), Г. С. Товстокорый (живописец).

Помимо преподавания текущих дисциплин согласно учебному плану, С. М. Крашенинников уделял внимание и общественным делам.

На протяжении нескольких десятилетий он занимался организацией выставок дипломных работ студентов, проходивших обычно в стенах факультета, а в юбилейные даты — в залах Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Неоднократно являлся членом редакционных коллегий, а также автором статей для каталогов и альбомов, посвященных деятельности родного худграфа [2].

Как специалист с огромным профессиональным опытом, Сергей Михайлович оказывал методическую помощь коллегам, участвовал в общественно-педагогических семинарах для молодых специалистов и профориентационных практиках для школьников.

Некоторое время он работал по совместительству в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна (сегодня — филиал Российского государственного художественно-промышленного университет им. С. Г. Строганова).

За долголетний добросовестный труд в 1990 г. С. М. Крашенинников был награжден медалью
«Ветеран труда».

Позднее, в год своего 70-летия, Сергей Михайлович за большой личностный вклад в развитие Нижнетагильской социально-педагогической академии и подготовку высококвалифицированных кадров получил другую почетную награду — нагрудный знак «За заслуги».

Педагогическую деятельность Сергей Михайлович гармонично совмещал с творческой, с удовольствием посвящая себя занятию графическим искусством.

Ведущим жанром в творчестве Крашенинникова стал пейзаж. Еще в школьной юности у него проявилась любовь к загородным прогулкам. «Весной ходил по лесам смотреть и слушать тетеревов на токах и наблюдать перелетных птиц. Зимой на лыжах пытался распутать следы зайцев и лис. Во время осенней охоты бывал на озере и ночевал в лодке. Наедине с природой время летит быстро и я никогда не чувствовал себя одиноким», — вспоминал он 4.

Не отказывал Крашенинников себе в этом удовольствии и в зрелом возрасте. В летнее время на своей даче в поселке Висим он с легкостью вставал на рассвете, чтобы за несколько часов в тиши и спокойствии исполнить натурную композицию.

Автор считал природу самым лучшим учителем: «Только в условиях пленэра, в условиях естественной среды можно отчетливо увидеть все разнообразие цветовых оттенков и на свету, и в тени; ощутить цветовую цельность объекта, почувствовать воздушное пространство, окутывающее все вокруг нас» [4, с. 147].

Сергей Михайлович предпочитал уезжать далеко за пределы городской среды «в прозрачный и свежий воздух деревни, окруженной полями и лесами, где настоящая синева неба и настоящая зелень лесов и лугов»5.

Художник с выразительной сдержанностью и какой-то особенной авторской интонацией воссоздавал неповторимо-суровую красоту Уральского края, ставшего для него неиссякаемым источником вдохновения [1].

Природные виды Крашенинникова то монументальны и просторны, то элегичны и тихи, но всегда уютны и пронизаны искренней любовью к своей малой родине.

Сергей Михайлович до тонкостей изучил нюансы двух своих излюбленных техник — акварели и линогравюры. Глубокое погружение и основательное исследование особенностей этих материалов были важны ему и как художнику для создания выразительного образа, и как педагогу для эффективной работы со студентами.

В акварели Крашенинников предпочитал метод работы «по-сырому», когда в произведениях появляется особая мягкость слияния красок, плавное проникновение одного цвета в другой, легкость световоздушного пространства и полностью отсутствуют резкие контуры и очертания.

Со временем Сергей Михайлович научился «управлять» и «подчинять» своему авторскому
замыслу, казалось бы, простые, но «капризные» материалы: бумагу, которая в работе «по-сырому» или слишком быстро высыхает, или коробится, акварельную краску — то непроизвольно текучую, то глухо и плотно ложащуюся.

Он интуитивно чувствовал, из каких цветов на палитре или сразу на листе необходимо сделать замес, чтобы получить нужный оттенок; знал, в каком случае необходимо пройтись по бумаге размашистым движением кисти, а где лишь коснуться ее кончиком.

Приспособился и к работе в изменчивых состояниях природы, когда вокруг ничто не стоит на месте, а все движется, склоняется, колеблется — ветер, облака, солнце, деревья, вода…

Только благодаря многолетнему опыту он достиг той степени мастерства, когда при переводе взгляда с натуры на белый лист бумаги уже видел на его пустом поле будущее произведение, мысленно разделив композицию на планы и разместив по местам смысловые элементы.

На пленэре Сергей Крашенинников работал активно, быстро, уверенно, чтобы успеть запечатлеть мимолетное и остановить неповторимое… Именно так им в разное время года и суток было создано значительное количество пейзажных композиций, отличающихся видами и состояниями.

Среди них — «Пейзаж с рябинкой» (1983), «Серый день» (1988), «Пруд. Осень» (1992), «Последний день сентября» (1993), «Гроза прошла» (1996), «Ночь» (1999), «На закате» (2003), «Август. Высокие облака» (2004) и многие другие.

Крашенинников С.М. «На закате» 2003 год. Местонахождение НТМИИ.

Под кистью автора на белоснежной бумаге появлялись ясный день или закат, зрелая осень или ранняя зима, густой смешанный лес или скромная деревенская улица. И в каждой работе ощущается воздух — то прозрачный, то теплый, то влажный, то туманный…

В акварелях Крашенинников максимально обобщал природные виды, выбирал горизонтальный формат композиций и точку зрения издалека и с высоты, создавая картины-впечатления, наполненные осознанием совершенства и гармонии первозданной природы, как, например, в произведениях «Ветреный день», «Туманы» (обе 1993), «Август. Высокие облака» (2004).

Печатные листы в технике линогравюры — еще одна важная сторона творчества художника.

Эти работы, так же как и акварели автора, техничны, композиционно выверены, но по содержанию, даже в пейзажах, сюжетны, «литературны», наполнены «говорящими» деталями и часто вписаны в устойчивый квадрат, что во многом способствует их рассматриванию по кругу.

Для гравирования Сергей Михайлович использовал резцы собственного изготовления, которые вытачивал из медицинских инструментов, в том числе из игл разного диаметра. Это делалось для большей «красноречивости» линий рисунка и усилению выразительности графичного монохромного образа.

В линогравюрах автор прибегает к общеизвестному приему — создает серии, раскрывая одну тему в нескольких листах, где каждый самодостаточен.

Одна из первых и важных для С. М. Крашенинникова серия из трех листов — «Воспоминания детства». Она была создана в 1983 г. и посвящена первым послевоенным годам [8].

Автор «дословно» изобразил хранящиеся в памяти картинки из прошлого, а главное — свои
мальчишеские ощущения, преисполненные одновременно и ребячьего озорства в восприятии будней, и глубокого уважения к живущим рядом многочисленным участникам войны.

Сергей Михайлович вспоминал: «В воскресные дни на берегу реки Каменки, на красивой лесной поляне, стали проводиться массовые гуляния. Из досок построили танцплощадку, привезли киоски, где продавали морс и квас, подготовили волейбольную площадку. Духовой оркестр на площадке в основном играл вальсы, польки и кадрили. Мы стояли за спинами музыкантов или залезали на дерево, чтобы смотреть на все сверху. Солдаты, вернувшиеся с войны, все еще носили гимнастерки с орденами и медалями и пилотки. Девушки надевали довоенные береженые ситцевые платья и туфельки. Были среди солдат и инвалиды войны. Но у всех на лицах отсутствовали уныние и подавленность, а была только радость» 6.

Так появился лист «В городском саду».

Крашенинников С.М. В городском саду. Из серии «Воспоминания детства». 1983 г.

Вторая работа серии — «Возле дома родного» — еще более биографична. Художник приглашает зрителя на важное семейное событие — свадьбу своего старшего брата Юрия, участника Великой Отечественной войны (он вернулся домой в день рождения Сергея) и уважаемого человека в Каменск-Уральске. Молодожены, изображенные в центре композиции, скромны и застенчивы, сосредоточены друг на друге, а вокруг них аккуратно введены автором сцены из жизни уральского городка, с ее радостями и горестями, праздниками и заботами, обыденностями и сложностями.

Крашенинников С.М. Возле дома родного Из серии «Воспоминания детства». 1983 г.

Третий лист «У реки» так же, как и два других, — сюжетная композиция с высоким горизонтом, многоплановая, многофигурная, насыщенная деталями, композиционно выстроенная и легко читающаяся. Здесь все те же персонажи (дети, юноши и девушки, фронтовики), но в самом образе еще больше беззаботности и радости, юмора и движения, а главное — мира, свободы, счастья!

Еще одна важная в творчестве художника серия «Интерьеры забытого дома» (1987).

Она состоит из шести линогравюр и рассказывает одновременно о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о вечном и мимолетном. Композиции работ замкнуты, ритмичны, фрагментарны; цвет контрастен, монохромен, проработан; линии четкие, размеренные, упорядоченные.

Автор безошибочно выстроил на белой плоскости листов законченную историю — содержательную, эмоциональную, убедительную… Эта серия, наполненная философскими размышлениями и метафоричными образами, появилась после творческого путешествия С. М. Крашенинникова с коллегами-художниками по реке Чусовая.

В ходе поездки было найдено множество старинных предметов, которые пополнили методический фонд художественно-графического факультета и использовались в дальнейшем для натурных постановок на занятиях со студентами.

Крашенинников С. М. Двор. Из серии «Интерьеры забытого дома».1987. Бумага, линогравюра. НТМИИ

Крашенинников С. М. Конюшня. Из серии «Интерьеры забытого дома».1987. Бумага, линогравюра. НТМИИ.

Крашенинников С. М. Горница. Из серии «Интерьеры забытого дома».1987. Бумага, линогравюра. НТМИИ.

Крашенинников С. М. Чердак. Из серии «Интерьеры забытого дома».1987. Бумага, линогравюра. НТМИИ.

Крашенинников С. М. Чулан. Из серии «Интерьеры забытого дома».1987. Бумага, линогравюра. НТМИИ.

Крашенинников С. М. Темный угол. Из серии «Интерьеры забытого дома».1987. Бумага, линогравюра. НТМИИ.

В 2007-2008-е гг., в творчестве автора появилась серия из четырех линогравюр «Висимские пейзажи».

Частные, уютные и скромные уголки одного из красивейших поселков Урала, отмеченные в листах «Дворик» и «Старый колодец», соседствуют здесь со старинными, величавыми, достопримечательными видами, отраженными в работах «Плотина» и «Церковь».

В этой серии, словно на черно-белых фотоснимках, застыла сама история — многовековая, значительная, трепетная.

Крашенинников С.М. «Церковь» Из серии «Висимские пейзажи». 2007-2008 гг.

Крашенинников С.М. «Дворик» Из серии «Висимские пейзажи». 2007-2008 гг.

Отдельным направлением творчества Сергея Михайловича стали экслибрисы, которые он посвящал родным и друзьям.

Автор использовал в изображениях знаки, символы, образы — архаичные (Exl. Ani Versario, 1998), типично-уральские (Exl. Тамары Шукшиной, 1998) или общеизвестные (Exl. Jon Pop, 2000). Сценки китайской народной сказки «Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили» легли в основу двух характерных и забавных экслибрисов, предназначенных жене и младшей дочери художника (Exl. Ирины П., Exl. Наташи К., 1998).

Крашенинников С.М. Экслибрис Тамары Шукшиной. 1998 г.


В 1990-2000-е гг. С. М. Крашенинников увлекся печатной графикой малых форм. Здесь художник часто затрагивал острые темы и конфликты современности, глобальные вопросы, связанные с экологией или природными катастрофами.

Такие листы, обнажающие одновременно личностные и общечеловеческие переживания, имеют напряженное звучание, а названия говорят сами за себя — «Крушение империи» (1996), «Мертвый лес» (1998), «Смог», «Чечня» (обе 2000), «Свалка» (2003), «Очередь за воздухом», «Пожар» (обе 2009).

В небольших по размеру композициях проявились и творческие эксперименты художника в области трансформации привычных форм и смыслов.

Так, работа «Колодец» (1996) обращает на себя внимание неожиданным ракурсом, «Night» (1999) — выразительной минималистичностью рисунка, «Три фигуры» (2002) — пластичной шарживанностью персонажей.

Крашенинников С.М. Колодец. 1996 г.

Выставочная деятельность С. М. Крашенинникова началась с 1967 г. Он участвовал в городских, областных, региональных, всероссийских и всесоюзных выставках.

В 1979 г. на выставке работ художников-педагогов в Москве произведение автора было отмечено благодарностью Министерства просвещения РСФСР.

В 1989 г. С. М. Крашенинников вступил в Союз художников СССР.

С 1997 по 2007 г. с графикой малых форм Сергей Михайлович принял участие примерно в тридцати международных выставках печатной миниатюры и экслибриса, проходивших в Польше, Литве, Румынии, Югославии, Люксембурге, Швеции, Испании, Аргентине.

При жизни автор провел лишь одну персональную выставку, которая экспонировалась в 2009 г. в залах Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Это объяснялось тем, что большую часть работ С. М. Крашенинников создавал для себя, охотно дарил друзьям и не стремился к широкой демонстрации и коммерции.

Печатные и акварельные работы мастера хранятся в музейных коллекциях в России (таких городах, как Вологда, Екатеринбург, Ирбит, Курган, Нижний Тагил) и за рубежом (Музей современного искусства штата Нью-Джерси (США), Исторический музей Тракая (Литва), Национальный музей искусств Клуж-Напока (Румыния)), в публичных библиотеках в Вроцлаве, Гливице (Польша), Вильнюсе (Литва), а также в частных собраниях.

Педагогическая и творческая деятельность Сергея Михайловича была активна и насыщена.
Всегда он ощущал поддержку своей семьи, которую очень любил и берег. К сожалению, первая жена художника — Нина Геннадьевна — неожиданно рано ушла из жизни после тяжелой болезни. «Эти годы были самыми тяжелыми. Я бывал в мастерской лишь для того, чтобы вытереть пыль, помыть пол, да немного посидеть в тишине. О науке и творчестве пришлось забыть», — рассказывал мастер7.

Сергей Крашенинников остался один с шестилетней дочерью Аленой… Через несколько лет он женился на Ирине Григорьевне, в браке с которой родились две дочери — Татьяна и Наталья. Позднее все дети, как и родители, закончили художественно-графический факультет Нижнетагильского института и связали свою деятельность с педагогикой и творчеством.

После ухода из жизни автора 4 июня 2017 г. именно дочери стали организаторами ряда памятных выставок С. М. Крашенинникова.

В 2018-2019 гг. они прошли в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра, в стенах нижнетагильского художественно-графического факультета (посвящена 60-летию автора и 80-летию педагогического института), а также в выставочном зале администрации Нижнего Тагила.

В 1999 г. дочери помогли Сергею Михайловичу записать автобиографию, ценные сведения из которой предоставили для данной публикации.

С. М. Крашенинников был скромным, добрым, цельным, надежным, талантливым, преданным своему делу и по-своему необыкновенным человеком, педагогом, художником.

Трудно сказать, что для него было важнее: преподование, сопряженное с каждодневной и методичной работой со студентами, или творчество — свободное и требующее глубокого осмысления жизненных реалий. Скорее, одно без другого не мыслилось.

Ясно одно: Сергей Михайлович Крашнинников достойно прошел путь педагога-художника, имя которого навсегда сохранится в истории Нижнего Тагила.

Крашенинников С.М. «Свалка» 2010 г.

Примечания

1. Воспоминания С. М. Крашенинникова. Архив семьи Крашенинниковых. Не опубликованы.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же

Литература

1.Белохонов, В. Н. Крашенинников Сергей Михайлович // Белохонов, В. Н., Курманаевская, Г. Л. Педагоги-художники Нижнетагильского государственного педагогического института: [сб. ст.]. — Нижний Тагил: НТГПИ, 1999. — С. 32-33.

2. Каталог выставки дипломных работ студентов художественно-графического факультета / Авт. вступ. ст. С. М. Крашенинников ; сост. М. Кузнецова. — Н ижний Тагил, 1977. — 16, [1] с., [12] л. ил.

3. Крашенинников, С. М. Воспитание профессионального восприятия в системе обучения рисунку с натуры // Ученые записки НТГСПА. Филологические науки. — Нижний Тагил : НТГСПА, 2003. — С. 146-149.

4. Крашенинников, С. М. Как делать наброски с натуры : метод, рекомендации студентам I—II курсов художественно-графического факультета. — Нижний Тагил, 1998. — 27 с.

5. Крашенинников, С. М. Пленэр. Акварельный метод «по-сырому» (из опыта творческой и педагогической работы) // Ученые записки НТГСПА. Филологические науки. — Нижний Тагил : НТГСПА 2004. — С. 147-152.

6. Решение конструктивных задач в рисунке простейших геометрических тел : метод, рекомендации для студентов 1 курса ХГФ / Сост. С. М. Крашенинников. — Нижний Тагил : НТГПИ, 1997. — 18 с.

7. Рисунок : учеб.-метод, пособие для студентов худож.-граф. фак. / Сост. С. М. Крашенинников. — Н ижний Тагил : НТГСПА, 2010. — 48 с .: ил.

8. Хамраев, В. М. Природа творчества педагога-художника С. М. Крашенинникова // Художественное образование: история и современность. Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 21 октября 2014 г. — Нижний Тагил : НТГСПА, 2014. — С. 339-340.

9. ХГФ: история и современность: сб. материалов к 50-летнему юбилею художественно-графического факультета НТГСПА / Отв. ред. Л. П. Филатова. — Н ижний Тагил : НТГСПА, 2009. — 186 с.: ил.

10. Художественно-графический факультет / Отв. ред. В. Г. Могилевич. — Нижний Тагил: НТГПИ, 1984. — 19 с.: фот.