Внук известного педагога Николая Ивановича Кларка побывал в Нижнем Тагиле
Тагильский рабочий — 5 июля 2018 г. Четверг №76 (24677)
Позвала родина предков
семейное древо
Елена Радченко.
Борис Моисеевич Бакштановский приехал в Нижний Тагил из Санкт-Петербурга, чтобы побольше узнать о своем деде – известном педагоге Николае Ивановиче Кларке
От матери у него остался альбом с фотографиями, подаренный деду коллегами в 1911 году.
В юности мечтал: в первый же отпуск поеду в Тагил. Но нив первый, ни в десятый не получилось. Думал, ну кто там моего деда помнит?
Сегодня Борису Моисеевичу 83 года, он до сих пор работает – заведующий музеем истории
завода имени Карла Либкнехта. Когда однажды заглянул в интернет и нашел информацию
о статском советнике, коллежском асессоре Николае Ивановиче Кларке, для себя решил:
все, еду!
Дела славные
Николай Иванович Кларк, отдавший школьной системе Нижнего Тагила 25 лет, — историческая личность для нашего города. Выпускник математического факультета Казанского университета, он прибыл на Урал как учитель реального училища.
В 1891 году его назначили директором Нижнетагильского реального училища, спустя пять лет – инспектором всех заводских училищ города.
В брошюре 1912 года «Венок на могилу Н. И. Кларка» написано: «Не нужно думать, что Николай Иванович за это время высоко поднялся по ступеням иерархической лестницы. Нет… Служебный формуляр его не богат внешними отличиями. Все, что он сделал, было исполняемо им скромно и просто, без всякого намека на блеск».
Кларк инициировал подачу прошения в Министерство просвещения с просьбой о получении Горнозаводским училищем статуса среднего технического. Этот статус давал его выпускникам право поступления на государственную службу за пределами Нижнетагильского округа и получения государственных чинов.
Переписка с Министерством на эту тему тянулась шесть лет, с 1903 по 1909 годы, и закончилась тем, что Николаю Ивановичу удалось обратить внимание министра народного просвещения на проблему и убедить ведомство принять училище на содержание казны.
К слову сказать, официально казенным средним техническим оно стало лишь 1 сентября 1916 года.
Помимо преобразования Николай Иванович Кларк добивался начала строительства нового здания для училища. Брошюра гласит: «Была собрана значительная сумма – порядка 23 тысяч рублей – на постройку и начальное обзаведение. На помощь делу были привлечены земства».
И в 1912 году в центре города появилось величественное каменное здание, где и разместилось Горнозаводское училище, ныне – горно-металлургический колледж.
Жена Кларка Анна Александровна также была педагогом: до замужества преподавала в женской гимназии. И брат Николая Ивановича Федор Иванович, юрист, общественный деятель, преподавал в Горнозаводском училище бухгалтерию. А с 1905 года начальницей Павло — Анатольевской женской гимназии (впоследствии школы имени Крупской) стала его супруга Людмила Михайловна.
Великолепный педагог и организатор, она много сделала для развития учебного заведения, где обучались дочери чиновников и священнослужителей заводского поселка.
В частности, Людмила Кларк добилась выделения дополнительных средств на завершение строительства нового, каменного пристроя к зданию гимназии.
Когда в 1911 году Николай Иванович Кларк умер, а спустя 40 дней после похорон ушла из жизни его жена, Людмила Михайловна забрала их дочерей Машу и Нину к себе и воспитала.
Память жива
Мама Бориса Моисеевича–младшая дочь Кларков Нина–покинула малую родину в 1919
году. Ее вместе с другими гражданскими и военными отступающей армии Колчака повезли в Сибирь
На станции Заозерная в Красноярском крае эшелон захватили красноармейцы, среди которых был бравый командир Моисей Ильич Бакштановский. Там на станции и познакомились юная образованная девушка и полуграмотный еврейский мужик. Через год поженились.
«Я – продукт революции, — смеется Борис Моисеевич. – Если бы мама не отступала с белыми, а отец не разоружал колчаковский эшелон, меня бы на свете не было». Борис Моисеевич был последним из пяти детей в этой семье.
Приехав в Нижний Тагил, внук Николая Ивановича Кларка в первую очередь посетил Скорбященский женский монастырь, именно на кладбище обители в 1912 году был похоронен знаменитый тагильский педагог.
Но монастырского погоста уже давно нет, не сохранилась и опись всех захоронений. Кладбище разорили в первые годы советской власти. На его месте за алтарями Скорбященского и Вознесенского храмов были построены корпуса детского дома.
От бывшего монастырского погоста остались лишь несколько могильных плит с отбитыми крестами, иногда во время земельных работ рабочие находят фрагменты мраморных фигур и крестов
За время своего трехдневного пребывания в Нижнем Тагиле Борис Моисеевич побывал в школе имени Крупской, краеведческом музее, поднялся на Лисью гору. Ну, и конечно, в горно-металлургическом колледже, где в зале истории Демидовых местного музея Николаю Ивановичу Кларку отведено значительное место.
Впечатления о нашем городе такие: Тагил мне понравился, люблю города, расположенные на
пересеченной местности. Меня пугали, что Нижний Тагил чуть ли не самый грязный российский город. Ничего подобного: чистый, красивый, зеленый. И еще, я отметил для себя, у вас очень вежливые водители.
А еще Борису Моисеевичу понравились тагильчане: Думал, если не найду никого, кто что-либо знает о Николае Ивановиче Кларке, просто пройдусь по улицам, по которым ходили дед и мама. Ведь это здорово!
Оказалось, что память о великом учителе продолжает жить в Нижнем Тагиле. Помнят его и в горно-металлургическом колледже имени Черепановых
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА