Первые вагоны Высокогорского вагоностроительного механического завода
Тагильский рабочий — 1 сентября 2016 г. Четверг № 99 (24399)
архивы рассказывают
Первые вагоны
Майя Шаркова, заведующая отделом НСА и использования документов городского исторического архива
Многие крупные предприятия в перестроечный период XX века прекратили свою деятельность. В том числе и Высокогорский механический завод. 1 августа исполнилось 100 лет со дня выпуска его первой продукции
Изначально чугунно-литейное и заклепочно-болтовое производства были на Высокогорском механическом заводе основными. О том, что первые вагоны начали выпускать в Нижнем Тагиле сразу после революции на ВМЗ, наверное, знают немногие. Но в год 100-летия предприятия мы решили напомнить эту страницу истории.
В Нижнетагильском городском архиве сохранился документ 1918 года. Это пояснительная записка по переоборудованию, направленная в технический отдел округа. Указывается на необходимость переоборудования предприятия, а также подробно описаны возможности использования имеющихся помещений и станков.
Во время Первой мировой войны многие механические заводы перешли на производство снарядов, не стал исключением и Высокогорский завод. Военные действия закончились, оборудование, на котором производились снаряды, оставалось в цехах.
Использование оставшегося снарядного оборудования предполагало производство ограниченного числа механических изделий. Возникновение в скором времени конкуренции между заводами привело бы к кризису механической промышленности России. Кроме работающего снарядного цеха необходимо было организовать конкурентоспособное производство, поддерживающее и другие заводы округа.
В пояснительной записке даны конкретные предложения по переоборудованию завода: «…приняв во внимание обширную шкалу металлургического производства заводов округа, которые могут дать балки, швеллера, сортовое железо и сталь всех требуемых размеров, котельное и кровельное железо, болты, заклепки, чугунное и стальное литье, медь и прочее, невольно выдвигается мысль перестройки Высокогорского завода на вагоностроительный и котельный завод (мосты, стропила, резервуары и проч.), тем более, что Уральский промышленный район, которому в недалеком будущем предстоит сыграть в жизни России крупную роль, до сих пор в этих двух направлениях (вагоностроение и железные конструкции) оборудован весьма слабо и удовлетворить предстоящим требованиям рынка на эти изделия он не в состоянии…»
Для строительства вагонов планировалось использовать уже имевшееся оборудование, а также здания, задействованные при снарядном производстве: пародинамические агрегаты при электрической подстанции, прессовая, молотовая, снарядная, механическая, термическая, котловая и другие. «В здании прессовой и молотовой со всеми их пристройками поместится кузнечно-ковочный цех, причем в пределах технической возможности будет использована часть существующего оборудования и для производства, а именно: два вертикальных штамповочных гидравлических пресса перестраиваются на ковочные, а три горизонтальных пресса на «бульдозеры». Печи приспосабливаются для новых условий работы… В металло-распиловочной будут размещены станки и печи для производства рессор и спиральных пружин. Здания механического и снарядного цехов после удаления всех станков и трансмиссий будут использованы как вагонно-сборочная и мастерская… Все оборудование инструментально-механического цеха, равно как и незначительная часть станков и машин снарядного цеха, будут использованы частью для производства или изготовления необходимого штамповочного инструмента, частью же для ремонта общезаводского оборудования…Теперешняя механическая кузница должна быть использована для расширения существующей котельной, которая будет центральным источником тепловой энергии для парилки леса, сушилки и центрального парового отопления всех помещений и мастерских целого завода. Новая добавочная батарея паровых котлов будет приспособлена для сжигания опилок, автоматически подаваемых в котельную при помощи эксгаустора из соседней деревообделочной мастерской».
Планировалось построить и другие помещения: лесопилку, парилку и сушилку леса, деревообделочную, механическую и полускатную мастерские, котельный цех и техническую контору.
Необходимо было не только переоборудовать здания, цехи, но и обеспечить взаимодействие с другими заводами, а также привлечь рабочих.
Так, для обеспечения производства сортовым железом и рессорной сталью требовалось заключить договор с Верхне-Салдинским заводом, а каменщиков и печников направлял Черноисточинский завод.
Очевидно, что техническим отделом округа план переоборудования завода был утвержден и в скором времени завод приступил к выпуску мирной продукции.
С августа 1918 года завод назывался Высокогорским вагоностроительным и механическим.