История проспекта Дзержинского
Весь Тагил — № 23(46) четверг, 16 июня 2011 г
Прогулки по Вагонке
Проспект Дзержинского
К 75-летию Уралвагонзавода
Мария Чмель, сотрудница выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Проспект Дзержинского является одной из самых широких, центральных улиц старой Вагонки, обладает не менее интересной историей, чем улица Ильича или проспект Вагоностроителей, и богат на достопримечательности. Именно ему мы посвятим нашу сегодняшнюю прогулку.
За время своего существования эта улица дважды меняла название: в 1941 году она называлась Советской; в 1954 году по инициативе директора завода И. В. Окунева, который был участником торжеств в Киеве, посвященных 300-летию воссоединения Украины с Россией, улица получила название бульвара Хмельницкого: оно символизировало память о тысячах украинцев, возводивших Уралвагонзавод в 1930-е годы и приехавших в Нижний Тагил во время Великой Отечественной войны вместе с эвакуированными заводами из Харькова, Мариуполя, Запорожья.
В 1967 году планировалось переименовать бульвар Хмельницкого в проспект Славы, однако это решение райисполкома не было утверждено. А в 1977 году, в ознаменование 100-летия со Дня рождения Ф. Э. Дзержинского, бульвар был переименован в проспект Дзержинского.
На проспекте располагается большое количество магазинов различного ассортимента. Один из старейших – книжный магазин № 2 (Дзержинского, 47), открытый в 1961 году. На момент открытия он был самым крупным в области. Необычность его состояла в том, что покупатель, зайдя в тот или иной отдел, мог выбирать себе нужную книгу.
Долгое время там традиционно проводились литературные вечера. 25 октября 1963 года состоялся вечер, посвященный поэме А. Твардовского «Теркин на том свете». О юношеских годах автора поэмы рассказывал его брат И. Твардовский.
Но сегодняшнюю прогулку мы начнем от улицы Ильича и пройдем по аллее. Когда-то она была уютно засажена сиреневыми кустами, а весь бульвар Хмельницкого считался одним из самых зеленых в районе.
Справа от аллеи располагается дом № 28. Он представляет собой единый пятиблочный комплекс зданий, построенных в 1950-е годы в стиле сталинского ампира, и является памятником архитектуры местного значения. Долгое время в нем располагалась народная дружина, состоящая из работников цехов завода, помогающих милиции поддерживать общественный порядок в районе.
По левую руку простирается Пионерский сквер, открытый осенью 1951 года. Свое название он получил благодаря тому, что большое участие в его благоустройстве принимали школьники района, копавшие ямы и траншеи для кустарников.
Под сад было отведено 24400 кв.м, а вся площадь сквера составила 26725 кв.м. Здесь было посажено 300 тополей, 50 ясеней, 50 вязов, 15 яблонь, 225 берез, 15778 кустов жимолости и желтой акации.
Уралвагонзаводом была закуплена и установлена парковая скульптура. Старожилы Вагонки помнят фигуры горниста и барабанщика у центрального входа со стороны улицы Ильича, отдающих салют пионеров на центральной аллее, скульптурную композицию матери с маленьким ребенком на руках на возвышении в центре большой клумбы.
На пересечении двух аллей был сооружен фонтан с литыми стальными лягушками, выкрашенными в зеленый цвет, и пять беседок.
К сожалению, до наших дней ни парковые скульптуры, ни фонтан, ни беседки сквера не сохранились (так же, как скульптуры в скверике у центрального входа на стадион завода).
Позднее сквер окружила металлическая ограда, изготовленная на Уралвагонзаводе. Школьники района принимали участие в конкурсах на лучший эскиз ледяной фигуры; по этим эскизам ребята строили в сквере ледяные городки.
В 1961 году по просьбе преподавателей, учащихся трудовых резервов и учеников школ, учитывая большую проведенную ими работу по строительству и благоустройству этого сквера, ему было присвоено имя «Молодежный». Однако это название не прижилось.
К проспекту Дзержинского относятся два дома постройки 1930-х годов (они расположены внутри квартала), в которых жили люди, внесшие большой вклад в развитие советского машиностроения и науки, о чем свидетельствуют мемориальные доски, установленные на фасадах этих домов.
В доме № 30 в годы ВОВ жил выдающийся инженер, генерал-майор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий Александр Александрович Морозов. Он является одним из создателей всемирно известного танка Т-34.
В октябре 1941 года А. Морозов прибыл в эвакуацию на УТЗ, являясь главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода по танкостроению. На нашем заводе он работал до 1951 года, затем вернулся в Харьков. Здесь под его руководством были созданы танки Т-34-85, Т-44 и Т-54.
Также в этом доме в 1945-1993 годах жил кандидат технических наук, лауреат Ленинской премии, основатель криогенного машиностроения на Уралвагонзаводе, главный конструктор криогенной техники в 1954-1986 годах, заслуженный уралвагонзаводец Мефодий Николаевич Веремьев.
Под его руководством были спроектированы и изготовлены системы для заправки орбитальных космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Протон» и первого советского космического комплекса «Энергия-Буран», а также средства для транспортировки и хранения криогенных компонентов.
В доме № 34 во время войны жил советский ученый, академик АН Украины, Герой Социалистического Труда, первый директор Киевского института электросварки, лауреат Сталинской премии Евгений Оскарович Патон. Он приехал на УТЗ в 1941 году, где под его руководством началось активное внедрение автоматической сварки, что привело к значительному увеличению производительности труда.
Замыкает аллею памятник Ф. Э. Дзержинскому – творение тагильского скульптора Ивана Яковлевича Боголюбова. Он появился здесь в конце перестройки и является вторым в районе памятником «железному» Феликсу. Первый, установленный в 1967 году, находится у центральной транспортной проходной; его авторы – Владимир Дмитриевич Полев и Юрий Петрович Клещевников.
Переходим проспект Вагоностроителей. За КРЦ «Россия» расположен скверик, мемориальный комплекс и одна из площадей района, которую считают сердцем Вагонки – площадь Славы.
В начале 1960-х годов на этой территории располагался барачный поселок, а в военное время – лагерь немецких и венгерских военнопленных.
Фото из архива УВЗ