Нижнетагильское железнодорожное училище — школа 138

Школа №138 — одна из тех, чей возраст вызывает почтение!

Своим рождением школа обязана железной дороге, точнее специалистам, про которых можно сказать: «Железная дорога — их жизнь, их судьба, их работа». Любовь к профессии, созидательный труд, рабочая гордость, человеческое достоинство — вот ценности, которые они старались донести до воспитанников железнодорожного училища — прародителя школы. И вместе с ними, выпускниками, строили, обновляли, совершенствовали Горнозаводскую магистраль.

В 1897 г. в Н.Тагиле было открыто необычное училище — железнодорожное. Это объяснялось тем, что железнодорожная индустрия начала набирать силу и требовала специалистов.

О первом ж/д училище известно, что оно находилось неподалеку от здания вокзала (ныне ул. Кушвинская, дом №1), было одноклассным, рассчитанным на 3 отделения для мальчиков и девочек. Учениками были дети работников Пермской железной дороги: тех, кто жил в Н.Тагиле и вдоль всей линии железной дороги от ст. Баранча до Невьянска.

Желающих учиться оказалось больше, чем предполагалось вначале, и в 1905 году открылось новое двухклассное, имеющее 5 основных отделений. Срок обучения в нем составлял 5 лет. Это весьма крупное училище расположилось в здании у переезда за товарным двором.

Нижний Тагил Архив школа 138
Государственный архив Пермской области. По имеющимся у нас данным, первой заведующей училища, после его преобразования в двухкласное, предполагалось назначить Веру Кирилловну Ложкину, которая до этого в течение года учительствовала в железнодорожной школе.

Так как у училища не было своего общежития, учеников ежедневно доставлял на занятия и развозил обратно до родного переезда вагон-теплушка, подцепленный к поезду. Обучение бесплатное, за счет железной дороги. Родителям не надо было даже тратиться на тетради, карандаши и перья. Все эти необходимые предметы выдавались в школе по мере надобности.

Будущие железнодорожники изучали русский язык, арифметику, геометрию, географию, историю, естествознание, Закон Божий. По желанию мальчики могли овладеть навыками сапожного дела, а девочки – азами кройки и шитья.

Кроме того, с 3-го класса мальчики зачислялись в потешные войска цесаревича и каждое лето в течение месяца проходили муштру в каком-нибудь пехотном полку в полевых условиях.

После окончания нижнетагильского училища 14-летние юноши могли поступить в Пермское техническое железнодорожное училище.

Перед первой мировой войной построили в 1913году новое деревянное здание под железнодорожную прогимназию, но учиться в нем детям не пришлось — помещение было отдано под военный госпиталь.

В 1917 году двухклассное железнодорожное училище выросло в Высшее начальное на 200 человек с 4-хлетним сроком обучения

В 1920 году училище преобразуется в школу.

В 1925 году Народный комиссариат путей сообщения выделил средства на строительство нового большого школьного здания в весьма живописном месте — на Птахиной Горе. Строительство вели почти вручную, без использования механизмов.

1-го сентября 1927 года на открытие школы приехал начальник Пермской железной дороги.

Посетивший школу нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский назвал её «роскошным дворцом».

В 1973 году был пристроен третий этаж.

За свою долгую жизнь школа 6 раз меняла свой номер, адрес, название, но никогда не изменяла своему предназначению — учить, воспитывать и выводить в жизнь настоящих людей.