Памяти священника Сергия Нижнетагильского (Увицкого)

Тагильский рабочий — 9 апреля 2020 г. Четверг, №40 (24942)

Памяти Сергия Нижнетагильского, священномученика

Всем, кто в середине марта побывал на концерте в ГДДЮТ, было подарено многое: малоизвестные факты истории родного края открылись вместе с прекрасным образом Сергея Александровича Увицкого и его семьи. Русская классика звучала в исполнении педагогов колледжа искусств — лауреатов международных конкурсов Екатерины Лисник, Татьяны Малининой, Дарьи Русаковой, Лилии Мальковой, хора православной гимназии и ансамбля «Классика-микс».

Впервые наша епархия решила столь необычно, на широкую публику, почтить память священномученика Сергия Нижнетагильского (1881- 1932).

Последними местами службы протоиерея были Входо-Иерусалимский собор, Введенская церковь и Выйско-Никольский собор, усыпальница Демидовых. Три красивейших храма Нижнего Тагила, полностью уничтоженные советской властью почти 90 лет назад. Никто уже не сможет восстановить те величественные соборы, но дай нам Бог не забыть достойнейших людей, погибших за веру.

Судьба семьи Увицких, полная скитаний и гонений, мало чем отличалась от участи всего русского духовенства — тех пастырей, что не приняли лицемерия обновленческого раскола, не открестились от патриархального православия.

Священник в четвертом поколении, выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия, отец Сергий был высокообразован и талантлив. Даже неверующие приходили слушать его проповеди.

Об этом, кстати, сообщалось и в многочисленных доносах на батюшку в ОГПУ, в связи с чем власти видели в отце Сергии опасного идейного врага.

Еще одна особенность: любимым досугом семьи были домашние концерты. Сергей Александрович играл на скрипке, его супруга (регент хора) Павла Ивановна пела. Крестная детей Мария Сенилова — профессиональная пианистка. Музыка в семье была сродни молитве, помогала переживать лишения.

На Урале Увицкие породнились с семьями других известных священников – иерея Петра Пономарева и протоиерея Михаила Оранского (расстрелян в 1938-м).

И вот недавно в Скорбященский женский монастырь, где создается православный музей, обратилась родственница Увицких – Валентина Смирнова (Пономарева). На антресолях в ее доме хранился чемодан с вещами, принадлежащими Увицким, и все вещи связаны с музыкой.

Главная находка — ноты печатные и рукописные. Это послание из прошлого и определило репертуар концерта под названием «Нотная папка с антресолей: музыка в семье священномученика Сергия Нижнетагильского».

В ГДДЮТ звучали популярные произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Рахманинова. Впервые были исполнены сочинения младшего сына отца Сергия – Николая: романс «Прости» на стихи Некрасова и две фортепианные пьесы.

Известно, что Николай работал инженером-конструктором на Уралвагонзаводе. Но мало кто знал, что сын репрессированного священника прекрасно играл на фортепиано и писал музыку.

Николай родился в Екатеринбурге в 1912 году, и его крестными стали самые близкие люди семьи – вдова диакона Мария Сенилова и выпускник Пермской духовной семинарии Павел Бажов, будущий писатель.

Отец Сергий родился в 1881 году в Вятской губернии в семье народного учителя и священника Александра и Ольги Увицких.

Перелистаем основные вехи его биографии.

1905 — женитьба на Павле Огородниковой, направлен в Могилев, где преподавал в духовной семинарии. Рождение детей Михаила и Ольги.

1908 — рукоположен в сан священника.

1910 — назначен инспектором Екатеринбургского женского епархиального училища, служил в храме преподобного Феодосия Тотемского. Родились дети Нина и Николай.

С 1913-го — ректор Камышловского духовного училища, куда впоследствии из голодного Екатеринбурга переехали многие преподаватели, в том числе и П. П. Бажов – Увицкие поселили его с семьей в своем доме при Покровском соборе, где отец Сергий с 1918 года служил настоятелем.

Увицкие организовали в городе широкую помощь бедным и сиротам.

В июле 1919-го училищу было предписано эвакуироваться с белой армией в Иркутск.

Камышловские рабочие-большевики «прославились» жестоким классовым террором.

Путешествие было очень тяжелым. В Иркутске остановились у брата матушки Павлы –
профессора Иркутского университета. Войска Колчака отступили, город захватили большевики.

Чтобы кормить семью, отец Сергий работает счетоводом.

В июне 1920 года – возвращение в Камышлов, на службу в Покровский собор, а уже 10 июля 1920 года — арест, приговор к бессрочному заключению в концлагере с применением принудительных работ. Тифозный барак. После приговора прихожане вступились за пастыря перед новой властью. Тогда это еще имело вес — бессрочное наказание заменили на год тюрьмы.

1921 — служба в Успенском соборе Верх-Исетского завода в Екатеринбурге.

Зимой жители села Меркушино санным путем вывезли семью священника из Екатеринбурга, и он три года служил в храме Симеона Верхотурского. В Меркушино тогда многие спасались от голода.

Однажды с голодающими Поволжья в село пришла мать отца Сергия – Ольга Ивановна Увицкая. Вскоре она умерла от брюшного тифа, причащенная сыном.

В 1924 году ради обучения детей Увицкий перевез семью в Нижний Тагил. Однако власти не позволили «поповским детям» учиться в общеобразовательной школе – пришлось нанимать учителей частным порядком.

В 1925 году отец Сергий возведен в сан протоиерея и стал благочинным староцерковного Нижне -Тагильского округа и настоятелем Выйско-Никольского собора.

Осенью 1929 года «по массовым требованиям рабочих» власти решили закрыть Выйско-Никольскую церковь, а храм перестроить под школу. (В итоге собор разрушили, но школу так и не открыли).

Отец Сергий отстаивал храм единственным способом — призывал верующих к усиленной молитве, причащению. Но и этого было достаточно для обвинения в «антисоветской пропаганде, срыве социалистического переустройства городского поселка».

10 февраля 1930-го Увицкий арестован. На допросах пытался доказать абсурдность обвинений и виновным себя не признал. «В проповедях я говорил об утрате добрых христианских нравов, выражающейся в расстройстве добрых семейных отношений, в непочтительности детей к родителям, в легкости взглядов на вопросы целомудрия и брака, в неуважении к достоинству человеческой личности, столь часто наблюдаемом ныне…»

16 мая «тройка» ОГПУ по Уралу без суда приговорила священника к пяти годам лагерей. При слабом здоровье приговор был равносилен смертному.

Сначала был Вишерский лагерь, а осенью 1931 года отца Сергия отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала.

Семья находилась вне закона и бедствовала: дочерей «врага народа» уволили с работы. Матушка Павла с детьми перебралась в Невьянск по приглашению старосты храма, хорошо знавшей Увицких. Это и помогло выжить.

Матушка Павла Ивановна дважды добивалась свидания с мужем – сначала вместе с сыном Николаем совершила невероятно трудный путь к Вишере, где удалось снять жилье неподалеку от палаточного лагеря заключенных, им разрешили видеться в течение недели.

В Белбалтлаг Павла Ивановна приехала в октябре 1931-го и не сразу узнала мужа в бредущем вдоль колючей проволоки старике. Он опух, поседел, еле двигался. Конвоир разрешил им сказать друг другу лишь несколько слов и грубо оттолкнул плачущую женщину.

12 марта 1932 года отец Сергий Увицкий погиб в Белбалтлаге при неизвестных обстоятельствах.

В 2006 году причислен к лику новомучеников российских для общецерковного почитания.

На вечер памяти в Тагил приехал гость из Республики Марий Эл, с родины отца Сергия, иерей Николай Аникин. Он настоятель того же сельского храма, где служил отец Сергий Увицкий и где особенно почитают Сергия Нижнетагильского. Отец Николай организовал группу «ВКонтакте», посвященную священномученику.

Гость преподнес игуменье Марии дар для церковного музея псалтирь с дарственной надписью матушки Ольги Ивановны Увицкой.

В заключение приведу несколько фактов о нашей памяти — и постыдных, и добрых

В Камышлове, на старом деревянном доме, до сих пор висит табличка советского толка – «Здесь жил писатель Бажов», о приютивших его Увицких даже не упоминается.

***

Деревянный крест-часовня Николаю Чудотворцу, который установили в 2009 году рядом с ДК «Юбилейный», был сломан неизвестными людьми при невыясненных обстоятельствах осенью прошлого года. Это был и знак покаяния за грехи отцов, уничтоживших собор вместе со склепом рода Демидовых. Конечно же, епархия поставит другой крест.

***

Монахини Скорбященского монастыря ухаживают за могилами матушки Павлы и дочери Ольги на Голом Камне.

***

В Нижнем Тагиле, в районе Кирпичного, на месте разрушенной когда-то часовни скоро появится храм в честь новомучеников и исповедников Российских.

Ирина ПЕТРОВА.
ФОТО ИЗ АРХИВА ЕПАРХИИ.