Никита, епископ Нижнетагильский

Тагильский рабочий — 27 июля 2017 г. Четверг, №84 (24535)

Есть ли у города святой покровитель?

Это имя преследовало меня несколько месяцев. Куда бы я ни ехал, куда бы ни шел – везде попадалось на глаза

Захожу в Храм-на-Крови – фото епископа, приезжаю на полигон в Бутово – имя его в списке расстрелянных. Открываю случайно попавшуюся на глаза книгу – и там снова о нем. Далеко не с первого раза я понял, что, возможно, речь идет о неизвестном святом покровителе моего родного города.

…В миру его звали Федор Делекторский. Зачем он пошел в священники – неизвестно. Но мне кажется – из-за любви к музыке. Он раньше всех понял, что ничего, кроме музыки и религии, не имеет смысла. Что все равно остается только музыка. И Бог.

Вот и окончил сначала семинарию, потом духовную академию, хором которой руководил, и даже писал гимны. Спустя энное количество лет, уже после революции, принял монашеский постриг. Что тоже логично для человека музыкального и божьего.

Священник Феодор Петрович Делекторский, фото из выпускного альбома МДА 1915 год
Священник Феодор Петрович Делекторский, фото из выпускного альбома МДА 1915 год

Документы утверждают – в 1924 году Никита Делекторский хиротонисан во епископа Бугульминского.

Однако 20-е годы XX века не самое доброе время для священнослужителей, а для епископов тем более. Их преследовали, особенно тех, кто не подчинялся просоветскому патриарху. Владыка не только не подчинялся, но и открыто критиковал, так же открыто поминал умершего патриарха Тихона, который, как известно, ни на какие сделки с новым правительством не шел, и был красным как бельмо на глазу. Как и вся православная церковь.

А потому епископа Бугульминского Никиту постоянно арестовывают, заводят дела, обвиняют во всех антисоветских грехах, как то: связь с белыми, служение без специального разрешения… Сажать не сажают, но переводят с кафедры на кафедру, все дальше от столицы.

С 1927 года он — епископ Нижнетагильский, викарий Свердловской епархии.

Однако на Урал священнослужитель не едет – так утверждают некоторые источники. Он просто не успел доехать: после очередного несогласия с патриархом епископа увольняют. Но – и это важно – на покой он ушел как епископ Нижнетагильский.

И так был расстрелян. И поминается теперь как Никита, епископ Нижнетагильский. То есть название города звучит в богослужении.

Далеко не каждый город произносится в церкви. Но значит ли это, что священномученика Никиту можно считать покровителем Тагила? К этому вопросу вернемся позже.

Батюшка скитался по всей стране, служил то там, то сям. Голодал, страдал…

После очередного ареста (дело было в Москве) Никиту отправляют на строительство ДнепроГЭСа. Говорят, там он работал конюхом и сторожем. Наверное, сделали скидку из-за возраста: к началу заключения ему было 54, по другим источникам — 55 лет. Три года трудов.

Скоро о нелегальном владыке становится известно органам, и его объявляют в розыск. Милиционеры знали, где его найти, но не торопились с арестом.

Доказанный факт: владыку милиционеры пускали ночевать в казармы и поили чаем, от еды он отказывался. Им было о чем поговорить друг с другом в годы страшных репрессий и произвола власти. Да и за что его арестовывать? По документам Никита и не Никита вовсе. Добрые люди успели сделать нелегальный паспорт еще в заключении.

Известно, что в последние годы владыка нес подвиг юродства. Зарабатывал на жизнь сбором утильсырья, жил на улице. Все, что ему давали и подавали, раздавал нищим.

До нас дошли слова епископа: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с жизнью, полной обмана, предательства и пошлости. Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Слова будущего святого!

А дальше… Тот самый черный для всей истории 37-й год. Власти получают команду «фас» к
гонениям на духовенство. Юродивый епископ – лучше для отчета и не придумаешь!

18 октября 1937 года владыку арестовывают. С арестом связана целая история.

Никита успел незаметно положить свой бумажник на окошко церкви. В нем были облигации, иголка, нитка, зашитый в лоскуток пятирублевый золотой. А главное – в бумажнике хранились его настоящие документы.

И что вы думаете? Кто-то увидел, как владыка оставляет бумажник, подобрал его и принес в милицию. Многие богословы утверждают, что батюшка выбросил бумажник из-за страха за себя. Однако, мне кажется, причина этого поступка — в золотой монете. Владыка оставил ее нищим.

Скрывать свое настоящее имя было бессмысленно – в Орехово-Зуеве все хорошо знали, кто он на самом деле. Более того, за несколько дней до ареста взяли и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с владыкой. К тому же, сам епископ не скрывался.

Епископ Никита (Делекторский) Москва. Таганская тюрьма. 1937 год
Епископ Никита (Делекторский) Москва. Таганская тюрьма. 1937 год

Фрагмент трехдневного допроса в Таганской тюрьме столицы, куда Никиту привезли после ареста:
— Вы имеете определенное место жительства и место службы?
— Определенного места жительства и места службы я не имею.
— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Желая усилить обвинение, власти пошли по отработанному пути – нашли лжесвидетелей.

Вот что те наговорили:
«Делекторский Ф.П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно — Православной Церкви», «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».

Этого вполне хватало для убийства.

4 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Московской области святитель был приговорен к расстрелу и через два дня расстрелян на полигоне НКВД в Бутово.

В 2000 году владыку причислили к лику святых Новомучеников и Исповедников российских.

Но можно ли считать, что тогда у Нижнего Тагила появился свой покровитель?

Иеромонах Иов (Гумеров), много лет занимающийся подготовкой документов для канонизации новомучеников, считает, что можно. И нет ничего страшного в том, что епископ никогда не был в своей епархии.

Он был назначен, он молился за вверенную ему паству, наконец, верующие люди считают, что такие назначения без Промысла не происходят. Богу было угодно, чтобы и у окруженного зонами и заводами Нижнего Тагила появился свой святой.

Недавно подумал: возможно, это слишком вольные мысли, но могла бы получиться довольно-таки символичная икона, если писать образ священномученика Никиты на фоне Нижнего Тагила. Сам ландшафт, архитектура города идеально подходят для такой иконы.

Мне видится, что это изображение святого в полный рост, как бы зависшего над нашим прудом и над его берегами. И на этих берегах по разные стороны от епископа стоят – Лисья гора с часовней (прообраз Голгофы, новомученики в своей смерти повторили путь Христа), собор Александра Невского и завод-музей, как яркие отличительные символы Тагила.

Это по правую сторону от епископа. По левую — можно было бы разместить очертания зоны, Скорбященский монастырь (в их близости тоже есть что-то символическое) и трубы завода
с пламенем и дымами.

Если смотреть на пруд и город со стороны Театральной площади, то мы увидим этот образ. Пока только без святого.

Максим ВАСЮНОВ.