Завершилась реконструкция Демидовской дачи

Русская планета

4 октября 2013

Демидовская дача — не коттедж

Мария Кузнецова

В Нижнем Тагиле после реконструкции открылся музей-усадьба

В конце сентября в Нижнем Тагиле накануне выставки вооружения открылся культурный объект, над которым в течение всего лета денно и нощно трудились множество людей. Этим объектом стала Демидовская дача — здание, простоявшее на берегу Нижнетагильского пруда без малого более 150 лет.

Построенное в первой половине XIX века горным инженером, управляющим Нижнетагильским горнозаводским округом по технической части Фотием Швецовым, позже оно было приобретено Павлом Павловичем Демидовым, князем Сан-Донато. С тех пор дача и стала называться Демидовской.

В советское время здесь размещался комитет комсомола, дом отдыха, детский сад, железнодорожный техникум, позднее — парк железнодорожников и лодочная станция. Однако потом здание забросили, и никому не нужная дача превратилась в пристанище бомжей.

Разрушающаяся постройка несколько раз горела, и неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы тагильский мэр Сергей Носов не решил ее восстановить. Деньгами помогла область, выделившая Тагилу на это дело 50 млн рублей. Город добавил 8 млн на разработку проектно-сметной документации. Дачу отстроили всего за три месяца, успев к тому же не полностью, но облагородить прилегающий к ней парк.

Без английских обоев, но с демидовским кирпичом

В дни выставки вооружения Демидовскую дачу ежедневно навещали VIP-персоны и представители иногородних СМИ. Для рядовых посетителей вход сюда пока закрыт, но, как обещает директор нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», чьим филиалом является дача, Эльвира Меркушева, ждать осталось недолго. Сейчас в «Музее-усадьбе «Демидовская дача» — именно так официально именуется возрожденный объект — идет набор персонала, дополняется коллекция экспонатов, завершаются последние отделочные работы.

И.о. заведующая филиалом Людмила Ковальчук показывает уже выставленную в помещении дачи экспозицию: планы местности той эпохи, когда была возведена постройка, чертежи, фотографии, портреты представителей именитой династии Демидовых, образцы выпускаемого на их заводах тагильского металла и многое другое.

Особая гордость музейных работников — сохранившаяся с момента постройки дачи стена первого этажа, выполненная из демидовского большеразмерного кирпича, а также кабинет первого владельца дачи — Фотия Швецова. Его интерьер с максимальной точностью соответствует той эпохе — кажется, вот-вот в дверь войдет сам хозяин. И, хотя материалы, из которых построена дача, самые современные, музейщикам удалось с их помощью передать дух того времени.

– При выборе материалов для дачи — мебели, штор, отделки — мы руководствовались двумя факторами: качеством и их максимальной приближенностью к реалиям первой половины XIX века, — говорит директор Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Эльвира Меркушева. — Обои, ткань для обивки и многое другое выбирали по каталогам. Конечно, можно было, например, сэкономить и приобрести недорогие материалы китайского производства. Однако насколько они долговечны? Мы ни в коем случае не могли потерять в качестве.

Нижний Тагил Демидовская дача

Эльвира Раисовна рассказала, что ей с коллегами очень хотелось приобрести подлинные бумажные английские обои, такие же, какими украшали стены в эпоху Демидовых. Однако заполучить их не удалось — пришлось бы слишком долго ждать их поступления в Тагил, а сроки поджимали.

Не новодел, а реконструкция

В Тагиле все же поговаривают, что в спешке на месте красивого архитектурного памятника первой половины XIХ века, подчистую разрушив исходное здание, строители создали «новодел». Однако специалисты уверяют, это все-таки реконструкция. При том плачевном состоянии, в котором находилась постройка, сохранить что-либо первозданное вообще было очень трудно.

Кроме того, восстанавливаемую дачу, насколько это было возможно, старались приблизить к чертежам, дошедшим до нас с той поры. Хотя, конечно, приходилось вносить определенные изменения, на ходу решать различные «строительные» тонкости.

По словам руководителя одной из субподрядных организаций Григория Гамова, трудности случались практически ежедневно, хотя большинство из них были для строителей рядовыми.

– Для меня это довольно маленький, хотя и очень ответственный объект, — говорит Григорий Гамов. — Вообще-то приходилось иметь дело и с более сложными постройками, например, с теми же коттеджами у некоторых частных лиц. Конечно, сложностей добавляли жесткие сроки окончания работ: по-нормальному это здание нужно строить хотя бы год.

Материалы для дачи Григорий Гамов заказывал лично. Рассказывает, что все они — не из дешевых, проверенные временем. Были ситуации, когда в начале строительства разные фирмы начинали предлагать свои услуги — мол, воспользуйтесь нашими материалами. От большинства пришлось отказаться по одной простой причине: Гамов с ними не работал, а рисковать на этом объекте — себе дороже. «Если уж проводить эксперименты на постройках, то не на таких значимых», — добавляет он.