Реконструкция «Демидовской дачи»
Тагильский рабочий — 18 июля 2013 года. Четверг, №131 (23775)
Второе рождение «Демидовской дачи»
из прошлого в настоящее
Римма Свахина
Кирпичная кладка XIX века здесь соседствует с современными строительными технологиями. Вместо чертежа дома с флигелями в стиле английской загородной усадьбы найден лишь план 1876 года. По ряду признаков он не «ложится» на образ старинного особняка на берегу Тагильского пруда, хорошо знакомого тагильчанам. И это лишь одна из загадок при реконструкции «Демидовской дачи», или «Матильдиного предместья».
Сегодня на улице Красногвардейской буквально на глазах возрождается история Тагила.
Генеральный подрядчик ЗАО «Ремонтно-строительный комплекс Урала» занимается общестроительными работами. Одновременно операции выполняют сантехники, электрики. Множество деталей требует скрупулезной проработки и ежедневного согласования. На площадке вспыхивают даже жаркие споры. Работы идут, что называется, с карандаша, но все удается решить прямо на месте.
Особый объект ежедневно контролируют глава города Сергей Носов, директор Тагилгражданпроекта Владимир Ильевский, главный архитектор Андрей Солтыс, директор музея-заповедника Эльвира Меркушева. По словам Дмитрия Иванова, начальника РСКУ, основные сложности позади, готова половина сетей, электрики тянут внутренную разводку.
На стены северного флигеля уже наложили латексную грунтовку под штукатурку. Вид объекта меняется ежедневно. Еще несколько дней назад можно было видеть кирпичную кладку, а сегодня фронтон уже оштукатурен. Те же операции проведут в главном здании усадьбы.
Затем настанет очередь южного флигеля, который пока не возведен. Рабочие укладывают металлоконструкции под перекрытия дома для дальнейшего монтажа кровли. Крыша на главном здании будет сложная, многоскатная, со шпилем над эркером. Ее оденут в медные листы производства УГМК «Сталь». Такие же медные листы лягут на двускатные крыши флигелей. Облик «Демидовской дачи», как и в былые времена, будет привлекать тагильчан и гостей города.
Рабочий Валерий Гвоздев помнит здание Демидовской дачи с детства. Ходил сюда в детский садик. А ныне стал участником начального этапа реконструкции — занимался усилением оконных проемов.
Во времена советской власти в особняке в разные годы размещались склад, пионерский лагерь, детский сад, санаторий. Потом все хозяйство отошло железной дороге. Появились парк железнодорожников, спортивная база.
История усадьбы уходит в далекое прошлое Тагила. Дачу в сосновом бору в качестве загородного дома строил для себя Фотий Ильич Швецов, управляющий по технической части всего Нижнетагильского горнозаводского округа при промышленниках Демидовых. Для этого на берегу Тагильского пруда был куплен участок земли.
По словам историков, Ф.И. Швецов был выдающимся деятелем, который решал вопросы модернизации на тагильских заводах. Долгое время учился за границей в лучших металлургических школах. Приехав в Тагил, начал внедрять передовую технологию.
— Не только уникальным специалистом был Фотий Ильич. Он и человеком был неординарным, — рассказывает Эльвира Меркушева, — с необычайно широким кругом общения. Достаточно сказать, что в его друзьях были декабристы. Он принимал участие в экспедиции Александра Гумбольдта. На плане знаменитых французских картографов Аллори и Бержье (1846) указана дача Ф.И. Швецова, построенная в стиле лучших английских загородных имений.
Дача состояла из жилого дома и двух флигелей. На улицу выходили две привратницкие. Были небольшой внутренний дворик, дом. За домом – флигели. Дальше — спуск к воде. На месте великолепной английской лужайки сегодня рабочие укрепляют берег пруда.
В традиции загородных усадеб устраивали две зеленые зоны. Слева был разбит огород (сейчас там находится насосная станция) для выращивания овощей и трав. Тут же маленький пруд для домашней птицы выполнял чисто хозяйственные функции. Справа располагалась великолепная зеленая зона в стиле английских пейзажных парков с беседкой и зеленым лабиринтом.
Судьба Фотия Ильича Швецова оказалась трагичной, в конце жизни он был вынужден распродать все имущество, в том числе и дачу. В 1855 году ее приобрел Павел Павлович Демидов. План и документы это подтверждают. Но жил ли здесь Демидов, приезжал ли из Италии, из Одессы, свидетельств нет. Тем не менее, усадьба была его собственностью, как и многие так называемые «господские дома». Отсюда и пошло, вероятно, название «Демидовская дача».
Второе ее имя — «Матильдино предместье» имеет свою родословную.
Задолго до этих событий Анатолий Демидов вступил в брак с Вюртенбергской принцессой Матильдой де Монфор, племянницей Наполеона Бонапарта. Он хотел увековечить это событие на карте Нижнетагильска. Для Анатолия Демидова купили участок земли, расположенный рядом с заставой. Этот участок назвали «Матильдинское предместье». Со временем люди стали говорить «Матильдино».
После того, как дача была приобретена Демидовыми в собственность, все было объединено. Название «Матильдино предместье» перешло и на «Демидовскую дачу».
У объекта, к сожалению, не было статуса памятника истории и культуры, в результате постройки не просто обветшали, а полностью пришли в негодность. Второй, деревянный, этаж, построенный позже, сгнил. Но осталась «родная» кладка цокольного этажа. Сложность представляла и неоднократная перестройка усадьбы: флигели стояли то буквой «Г», то были примыкающими к дому. Не раз менялся второй этаж. При реконструкции стало понятно, что существовавшее здание и сохранившийся чертеж к нему не совпадают.
По словам главного архитектора города Андрея Солтыса, это даже не чертеж, а эскиз, причем не очень грамотный.
-Такое ощущение, что это эскиз – пожелание, какой бы хотелось видеть дачу. Пропорции не совпадали с реальной постройкой. Другой была и высота первого этажа. Сейчас она восстановлена в том виде, который был по факту. Понадобилось снять верхние слои старинной кладки, которые были разрушены, и сделать своеобразный «пояс».
Проектировщикам и строителям приходится отталкиваться одновременно и от плана, и от фактического облика дачи, что весьма непросто. Второй этаж дачи был деревянным. По старым временам дерево считалось дешевым материалом, но красоту, по меркам прошлого, можно было создать только кирпичной облицовкой. Это выглядело солидно.
Впоследствии дом штукатурили. Создавалось полное впечатление, что он кирпичный, хотя под штукатуркой было дерево. На Урале, кстати, таких домов было много. А деревянный декор, облицовка, к которой мы привыкли, появились в 30-х годах ХХ века, когда здесь был пионерский лагерь.
Резные украшения, фронтоны совпадали с теми, что были на железнодорожных станциях. Это запечатлено на старых фотографиях, где пионеров можно увидеть на фоне бывшей «Демидовской дачи».
Объект действительно уникальный и сложный. Реконструкцию сопровождают трудности и загадки. Стоит глубже копнуть землю, неожиданно появляются бутовые фундаменты. Если их убрать, здание может рухнуть, следовательно, фундаменты надо укреплять. А это – дополнительная работа.
Тем не менее, настрой всех участников реконструкции оптимистичный. Есть уверенность, что объект будет готов к намеченному сроку
Фото Николай Антонов