Педагогическая карьера заслуженного учителя Галины Александровны Шалагиной
Тагильский рабочий — 1 октября 2020 года. Четверг, №114 (25016)
5 октября – День учителя
Уроки математики с ароматом яблок
… Она с нетерпением ждала, когда зайдет первый раз в школу. Большую, двухэтажную, чистую, уютную и с огромным фруктовым садом во дворе. 1 сентября всем ученикам после линейки вручали бумажный пакет с яблоками из этого сада. Яблоки были вкусными, ароматными и привносили необыкновенную радость в праздник. За плечами — черный кожаный портфель с перекидной крышкой и тремя отделениями, впереди — застежка. К ручке был привязан мешочек, в нем лежала чернильница-непроливайка. Во втором мешке — сменная обувь.
В первый раз
Малышей встречала первая учительница – Раиса Николаевна Калашникова. Замечательная женщина, высокая, строгая и очень добрая. Маленькая Галя обожала ее. Учеба давалась девочке легко и просто. Ежегодно получала на линейках почетные грамоты за отличную учебу и примерное поведение. Но больше всего мечтала остаться после уроков и дополнительно позаниматься с Раисой Николаевной. К великому детскому сожалению, оставляли только тех, у кого что-то не получалось.
И вот однажды, когда все учились перышком писать букву Л, она специально нарисовала каракули, надеясь, что ее оставят после уроков. Однако номер не удался. Раиса Николаевна улыбнулась, а потом мягко сказала, что каракули – случайность, и предложила переписать все красиво дома.
Наша героиня, заслуженный учитель Галина Александровна Шалагинова, родилась в небольшом рабочем городке Карпинске в 1944 году. Отец – участник Великой Отечественной войны, был ранен, имел много наград, работал заместителем начальника угольных разрезов. Мама воспитывала четверых детей, а когда дети подросли, пошла работать в горкомхоз.
В средней школе Галя полюбила химию и обожала преподавательницу этого предмета, которая вела химический кружок для младшеклассников. Девочка с удовольствием участвовала в конкурсах и олимпиадах по химии, мечтала стать инженером на химическом заводе. Но судьба решила иначе.
В 1961 году она поступила в Нижнетагильский пединститут на физико-математический факультет, успешно сдав пять экзаменов. Четыре пятерки и четверка по немецкому. Конкурс был четыре человека на место. Став студенткой первого курса отделения математики, девушка и не подозревала, что отдаст образованию больше 55 лет. Почему физмат? Потому что тогда казалось, что это серьезно и солидно.
-Первое время мне было очень трудно. Причем не учиться, а жить без родных. Постепенно втянулась, привыкла, — вспоминает Галина Александровна. – Хотя был один сложный момент, когда усомнилась: зачем я здесь? Что делаю? Для чего? Хочу домой! Поделилась сомнениями с отцом, он быстро поставил меня на место.
Думающая тишина
Первый ее урок прошел в школе № 64, где студенткой проходила практику. Зашла в класс, на секунду остановилась и замерла… Когда переступила порог класса и увидела, как на меня смотрят сорок пар детских глаз — вдруг поняла, что с выбором не ошиблась. Я — на правильном пути, вспоминает Галина Александровна.
Урок — это ответственность и таинство. Предугадать все его детали невозможно. Математика для старшеклассников – это думающая тишина, удивление, что предложенную задачу можно решить пятью способами, озвучивание гипотез и доказательство теорем, это жизнь и судьба тех великих ученых, которые создали этот важный и прекрасный предмет.
-Урок — лекция, урок — практикум, тренировочный урок, урок защиты исследовательских проектов, бинарные уроки, — перечисляет наша собеседница. — И какой бы по типу не был урок, главное — понять, принять и знать, что можно подойти к учителю и разобрать непонятные вопросы. Так постепенно у ребенка появляется главное – умение думать, рассуждать, мыслить и понимать. Думаю, что в этом священный смысл учительской профессии – передать знания и умения. Не побоюсь повторить расхожее выражение: учитель — не профессия, а образ жизни, сообразно которому учителя живут, спеша изо дня в день на уроки.
По дороге знаний
Педагогическая карьера Галины Александровны началась в поселке Полуночном, самом северном населенном пункте нашей области. В школе-интернате вела физику, математику и черчение.
В 1967 году переехала в Нижний Тагил, стала работать учителем математики, потом заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором средней школы, заведующей районным методкабинетом, заведующей районным отделом народного образования Ленинского района.
Эпохой в жизни Галины Александровны стала школа №23, в которой с 1 сентября 1970 года она начала работать учителем математики. Школа оказалась с очень сильным педколлективом, его возглавлял Александр Федорович Ветошкин, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина.
Кроме уроков математики Галина Александровна вела факультативы для старшеклассников, математический кружок, минитеатр кукол и кружок филателистов. После ухода директора на пенсию Галина Шалагинова возглавила 23-ю. Гимназия №18 — это 11 лет ее учительства в 10-х и 11-х классах. За это время Галина Александровна выпустила 13 одиннадцатых классов, подготовив к единому государственному экзамену.
К примеру, в 2018 году у Шалагиновой профильную математику сдавали 26 учеников, их средний балл составил 74,5. По России этот показатель достигал отметки 49,8. В 2019 году средний балл сдававших профильную математику в гимназии – 71,3. В стране – 49,6 балла. Сегодня она продолжает готовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Наша героиня успевала во всем. Семья, двое детей требовали к себе внимания. И она справилась. Сын Алексей после окончания Суворовского училища и Омского высшего общевойскового командного училища был направлен в Ленинградский военный округ. С 1998 года служил в ОМОНе при УВД Нижнего Тагила. Трижды побывал в военных командировках в Чечне, кавалер ордена Мужества. Дочь Ольга успешно закончила институт экономики и права по специальности экономист. Работает главным бухгалтером в администрации Ленинского района.
Ольга ПОЛЯКОВА
Строчки из писем бывших учеников
-Искренне благодарю за то, что научили не только любить и понимать математику, но и
быть хорошим человеком…(Анна Семенова, 2015 год)
-Спасибо за то, что никогда не переставали верить в нас (Настя Шаповалова, 2011 год)
-Мне нравилось учиться у вас, Галина Александровна. Вы в огромной степени способствовали развитию моей большой любви к математике. Вы для меня не просто учитель, а эталон человека. Спасибо вам за знания, внутренние качества, которые вы во мне развили, и за то огромное количество времени, которое вы каждый день тратили на нас, учеников (Дима Уваров, 2014 год)
-Спасибо за ваше терпение, за то, что верили в нас. Благодаря вам я смогла снова полюбить и главное — понять математику. Вы всегда готовы прийти на помощь, мы очень ценим
это (Марина Заморова, 2016 год)
-Вы легко объясняли те вещи, которые пугали. Я любила математику в 7-8 классе, но
увидела по-настоящему лишь в 11-м (Оксана Матюшкина, 2015 год)