Картина И. И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу» история создания

«Седой Урал кует победу»: история создания и перспективы использования образа

 Одиннадцатые Татищевские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 18-19 ноября 2015 г.). – Екатеринбург : ООО «Издательство УМЦ УПИ»

Добрейцина Лидия Евгеньевна кафедра культурологи и СКД УрФУ, Екатеринбург, Россия, dobreycina@yandex.ru

Индустриальное наследие Урала заключается не только в технических объектах – заводах и фабриках, гражданской архитектуре, станках и машинах, конструкторских идеях. В современном мире большое значение приобрела символизация предметов и явлений, и пропагандистам уральской специфики стоит обратить внимание на яркие, емкие и лаконичные образы-символы, могущие послужить чем-то вроде высказывания о крае.

Создавать их непросто – пример тому не первый год длящиеся дискуссии о бренде Екатеринбурга, пока не приведшие ни к какому положительному результату. В поисках таких символов имеет смысл обратиться к уже имеющимся, но подзабытым образам. Один из удачных примеров, на наш взгляд, – образ «Седой Урал кует победу».

Это картина, которая была создана в годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле. Ее автор – художник-самоучка И. И. Воскобойников. Интересно не только то, что предельно выразительный символ Урала был задуман и исполнен непрофессиональным художником, но и то, что Иван Игнатьевич Воскобойников не был уроженцем Урала – он эвакуировался в Нижний Тагил из Харькова, а родился в г. Суджа Курской губернии.

Возможно, человеку, привыкшему к южным пейзажам и лицам, специфика «седого» сурового Урала бросилась в глаза особенно отчетливо, он сумел увидеть и отобразить тот характер, который местным художникам был привычен и не казался чем-то особенным.

В то же время, придя в искусство, как тогда говорили, «от станка», Воскобойников имел возможность не изучать со стороны индустриальные будни Урала, но участвовать в них в полной мере – в Тагиле он работал водителем-испытателем в цехах Уралвагонзавода, в 1943 г., после написания картины «Седой Урал кует победу», был переведен на должность художника-оформителя при том же заводе, а в 1950-м – на должность художника-конструктора в отделе 540.

В Харьков И. И. Воскобойников вернулся в 1951 г., работал на заводе № 75 – впоследствии ПО «Завод им. Малышева»1

В советское время, особенно в годы войны, в составе многих крупных предприятий имелись художественные отделы, так как необходимым считалось отражать будни рабочего класса, трудовые подвиги. В результате появлялось большое количество работ соответствующей тематики, но очень немногие из них поднимались до вершин подлинного искусства, и уж совсем единицам удавалось так попасть в точку, чтобы передать некие непреходящие смыслы.

Рисунок Воскобойникова (изначально это был именно рисунок, позже его стали воспроизводить в различных техниках и материалах, в том числе и сам автор создал одну работу темперой на фанерном листе и две картины маслом) – один из них.

Стоит отметить, что на Уралвагонзаводе в годы войны художественная часть была выделена в особый отдел № 75. В нем работало несколько эвакуированных художников-профессионалов, создавших немало произведений, посвященных Уралу, Тагилу, производственной теме.

Наиболее интересным был эвакуированный из Харькова художник-график М. Г. Дерегус – впоследствии председатель СХ УССР, Народный художник УССР, лауреат различных премий2
.
Его мягкие, лиричные офорты тагильской поры не раз отмечала областная пресса, свердловский искусствовед Б. В. Павловский. Два его офорта представлены в экспозиции музея истории ГУП «ПО «Уралвагонзавод»».

Воскобойников, став также сотрудником отдела 75, работал под его руководством, принимал участие в художественных выставках в областном центре, таких как «Урал в Великой Отечественной войне» (1943), где его «Седой Урал» был отмечен тем же Павловским [1, с. 93]. Однако свое главное произведение, как мы уже упоминали, создал раньше и совершенно самостоятельно.

Особенность «Седого Урала» Воскобойникова заключается в том, что работа явно выходит за рамки и эпохи, и конкретного места. Это не Тагил, а именно Урал, и не только Урал времен Великой Отечественной войны, а обобщенный образ края, веками в напряжении сил ковавшего оружие для многочисленных побоищ.

В центре – образ седого, атлетически сложенного старика, кующего гигантский меч. Седые волосы кузнеца и мощная мускулатура, которая ясно читается под рубахой, вроде бы, не соответствуют друг другу, но у зрителя не возникает к автору никаких претензий – кузнец воспринимается не реалистически, а именно как символ всего Урала – древнего, но не дряхлого, а полного сил и энергии.

Фоном служат поросшие еловым лесом невысокие горы – типичный уральский пейзаж. Уральские горы – одни из древнейших на планете, поэтому образ молодого рабочего был бы здесь не так уместен. К тому же выбор именно старика обусловлен и реалиями времени, в которое создавался рисунок – молодые мужчины были на фронте, а «ковали победу» в основном старики, женщины и подростки.

Древность уральских гор и их внешняя мощь уже давно создали в местном фольклоре устойчивую традицию ассоциировать их именно со стариками-богатырями, что отражено и в топонимике (горная вершина Старик-камень), и в ряде сказов П. П. Бажова, основанных на местных преданиях («Богатырева рукавица»). Так приезжему художнику удалось совместить реалии времени и вечный, устоявшийся образ Урала – старика, богатыря и труженика.

Не менее символичен гигантский меч. Это уже сложившийся не только уральский, но общечеловеческий символ оружия, войны, защиты, непременный атрибут ратника. К войнам XX века он не имел никакого отношения, потому однозначно воспринимается как символ и отсылает к многочисленным фольклорным и художественным образам («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», «Не мир, но меч», «меч-кладенец»).

В годы Великой Отечественной войны пропаганда неоднократно сочетала образ меча и Урала. Можно вспомнить и название большой передвижной художественной выставки 1943–1944 гг. «Урал – кузница оружия», и знаменитое старинное уральское производство стального оружия в Златоусте. И когда в XX веке уральское военное производство стали ассоциировать уже не с клинками, а с танками, образ меча, тем не менее, сохранил свою актуальность, уйдя в символическое измерение.

В силу вышеперечисленных смысловых, а также и художественных достоинств (смелый резкий ракурс в постановке фигуры, ее четкая очерченность, минимализм цвета – образ эффектен как в цветном варианте, так и в черно-белом)«Седого Урала» он вполне может быть использован как один из символов индустриального региона, как логотип на сувенирной продукции, как бренд, для первого знакомства с уральской спецификой. Он сразу дает нужный тон, настроение, рассказывает и о природе, и о людях, и об истории края.

К сожалению, пока этот образ малоизвестен за пределами Нижнего Тагила, да и здесь в последние годы оказался не на первом месте. Хотя в советские времена использовался широко. Панно с этим изображением украшает интерьер Дворца культуры Уралвагонзавода, копии с него тиражировались в печатной продукции, в том числе, конечно, в книгах о Тагиле и об Урале. Его можно было увидеть на календарях и даже на тагильских подносах. Делались и статуэтки «Седого Урала» кабинетного формата.

На праздновании очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне в Тагиле в 1990 г. он был представлен в качестве одной из «живых картин» наряду с такими общеизвестными символами войны, как статуя советского солдата в Трептов-парке Берлина и монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде.

Чаще всего образ использовался в серьезном, патриотическом контексте, но имеется и ироничный, пародийный вариант – плакат «Седой Урал кует Metal», созданный местными представителями рок-движения – кстати, тоже одного из ярких явлений, представляющих Урал в общероссийской культуре.

«Седой Урал кует Metal»
«Седой Урал кует Metal»

Имеет смысл возродить использование этого образа уже не столько как напоминание о войне, сколько как символ индустриального Урала в целом.

1 См.: Воскобойников И. И. Личное дело отдела кадров УВЗ; фонды музея ГУП «ПО «Уралвагонзавод»».

2 Дерегус М. Г. / Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., 1970 Т. 3. С. 343; фонды музея ГУП «ПО «Уралвагонзавод»».

Библиографический список

1. Павловский Б. В. Художники на Урале. Краткий обзор работ за 30 лет. Свердловск: ОГИЗ, 1947. 55 с.

2. Пислегина А. Символ родного края, надежного тыла, трудового подвига // Броня крепка… Рассказ о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса. Екатеринбург, 2000. С. 82–83.

3. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., Т. 3.