Фотоателье Василия Александровича Вишнякова
Фотоателье Василия Александровича Вишнякова
Валерий Львович Москальков
Фотоателье моего прадеда находилось в Нижнем Тагиле, на улице Арзамасской( ныне Красноармейская) и располагалось на втором этаже, в съемном помещении дома, принадлежавшего известному в те времена нижнетагильскому золотопромышленнику и оптовому торговцу мукой купцу И.ф.Уткину.
На первом этаже этого дома находился магазин промышленных товаров «Уткинъ и К»,где судя по рекламе тех лет можно было купить все -«от иголки к патефону до аэроплана».
Дочь В.А.Вишнякова — Зинаида в своих воспоминаниях опубликованных в» Тагильском краеведе», №14 за 1993 год писала об этом доме: «Дом был двухэтажный. Нижний этаж занимали магазин Уткина и типография В.Дираказа. Верхний- мы. Наша семья занимала шесть комнат. Стены были оклеяны разноцветными обоями. В каждой комнате были шторы разного вида и цвета-белые, розовые, голубые. В детской комнате висела люстра в виде фонарика.
Прямо напротив лестницы на второй этаж, которая была окрашена светлой краской и покрыта лаком находилась кухня с большой русской печью. Когда мы были маленькими на кухне жила наша няня, так как кухня была очень просторная.
Рядом с кухней располагалась прихожая. Там висело большое зеркало в резной раме,стояли стулья и стол, была вешалка для посетителей. Прихожая вела в большое светлое зало, где папа фотографировал. Там стоял письменный стол,на нем хранились квитанционные книжки для оформления заказов, лежали альбомы для фотографий в кожаных и бархатных переплетах и образцы фотоснимков разных размеров. Помню их названия: Будуарные, Кабинетные, Визитки, Миньон, Американские, Для открытого письма, Групповые.
В центре зала находился большой фотографический аппарат с накидкой, которым папа очень гордился и дорожил им, не подпускал к нему нас маленьких детей, которые хотели его потрогать, покрутить.
В сторону двора находился большой застекленный павильон, где стояли написанные папой декорации и пейзажи, там же находились стулья, красивая тумбочка и зеркало, летом павильон украшался разнообразной зеленью. У папы всегда было много посетителей, приходили целыми семьями, компаниями, приносили детей, много было молодежи перед отправкой в армию, часто папа фотографировл нас детей и маму.
Рядом с залом был рабочий кабинет отца, где стояли ретушевальные станки, на которых работали ретушеры Матвей Харлампеевич Жданов (он работал у папы и в фотографии А.А.Шестаковой) и Зоя Иосифовна Афонасиева-Шпаковская, иногда им помогала мама, которая умела хорошо рисовать. Папа работал тоже очень много, иногда до поздней ночи, старался всегда выполнить заказы в срок.
Дальше шла столовая, где собирались гости в знаменательные даты — дни рождения, Рождественские и Пасхальные праздники. Гостями папы были купцы, хозяева галантерейных и бакалейных магазинов Гаевы, Овчинниковы, Львовы. Общество было веселое, скромное и культурное.
В столовой стояло пианино фабрики «Беккер», на нем играла мама и я со старшей сестрой Ниной, учила нас игре учительница музыки Всехвальнова, которая получила музыкальное образование во Франции. Папа тоже любил музыку и хорошо пел романсы и песни под гитару. Особенно любил: «Вишневый садик возле хаты» и » Запрягайте хлопцы коней».
Рядом со столовой находилась родительская спальня, в которой стояли две кровати с металлическими спинками и маленький столик с настольной лампой. На стенах висели пейзажи и фотографии родителей мамы и папы, наши фотографии. Затем шла детская комната, где жили я, сестры Нина и Катя, маленький брат Шурик.
У нас было много книг-сказки братьев Гримм, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чарская, различные книги о животных и птицах с красочными картинками.
Детство наше было счастливое и беззаботное пока не наступил 1918 год. Настали очень тяжелые дни для нашей семьи. Многие знакомые папы,вместе с белыми уехали на Дальний Восток, а затем в Китай, Харбин. Папа не поехал, надеялся, что все уладится.
В начале 1920 года наша семья заболела тифом, сначала умер папа, ему было тогда 45 лет, затем мама, ей тогда было 43 года и сестра Нина, ей было 16 лет. Мне пришлось остаться за старшую. Сестре Кате было тогда около 12, а Шурику 10 лет.
Вскоре пришли какие-то люди, погрузили наше имущество на подводы и увезли в неизвестном направлении, а Катю и Шурика забрали в детский дом и больше мы не встречались. Я пошла учиться и жила у знакомой родителей, позднее перебралась в общежитие. Так кончилась наше детство…»
Вот так трагически сложилась судьба семьи нижнетагильского фотографа Василия Александровича Вишнякова, моего прадедушки.
Фото: Ателье Василия Александровича Вишнякова 1912 г.