Двое заслуженных уралвагонзаводца погибли на перекрестке

Тагильский рабочий — 13 октября 2011 года. Четверг, №193 (23345)

Погибли на перекрестке…

11 октября в Дзержинском районе должен был состояться праздник, посвященный 75-летию Уралвагонзавода, ведь именно в этот день в 1936 году с конвейера предприятия сошел первый вагон. Но вместо веселья Вагонка погрузилась в траур: сотни людей пришли к зданию отдела подготовки кадров УВЗ, чтобы проводить в последний путь двух заслуженных уралвагонзаводцев — Анатолия Прокопьевича Додора и Василия Михайловича Ляпцева. А на деревьях, на перекрестке улиц Орджоникидзе и Патона, где под колесами автомобиля погибли ветераны, появились траурные венки.

Прощание длилось несколько часов. Возле двух гробов плакали родственники, рядом росли горы цветов и венков, а заводчане и ветераны предприятия к началу похорон заняли уже всю площадь перед зданием отдела. Растерянные женщины постоянно спрашивали друг у друга: «Как же так? Ну как же так могло случиться?»

– Я же совсем недавно разговаривал с Додором, — с горечью говорил один из ветеранов труда УВЗ. – Он так радовался, что руководство завода наконец-то пошло ему навстречу и пообещало поддержку своим пенсионерам. Он говорил, что, возможно, вернутся льготы, как в советское время. Столько планов было. А теперь скажут: шли старики с праздника, значит были выпившие…

– А в «Тагильском рабочем» сегодня написано, что водителя могут посадить на семь лет, — поделилась информацией женщина средних лет.

– Не посадят, — уверенно заявил молодой человек. – Найдут кучу смягчающих обстоятельств: дорога темная, у ветеранов проблемы со зрением. Переходя дорогу, они разговаривали… Нелепо все как то. Такие люди, столько пережили…

Конечно, все в этот день говорили о гибели ветеранов. А глава города Валентина Исаева подчеркнула, что смерть любого человека – это горе и боль для его родных, но гибель Додора и Ляпцева – тяжелая утрата для всего Нижнего Тагила.

В числе тех, кто пришел отдать дань памяти Герою Социалистического Труда, почетному гражданину города, председателю совета ветеранов УВЗ Анатолию Додору и заслуженному машиностроителю России Василию Ляпцеву, были заводчане и пенсионеры, представители городской администрации и городской Думы, сотрудники Дворца культуры имени И. В. Окунева и музейщики, педагоги и предприниматели…

Рядом с родственниками Анатолия Прокопьевича и Василия Михайловича стоял и генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко.

После прощания люди расходились по усыпанной цветами площади. Одни шли на поминки, другие спешили по своим делам, а кто-то решил заглянуть в гимназию №86, где в этот день проходило традиционное мероприятие, посвященное юбилею Уралвагонзавода.

Для учащихся, педагогов и гостей образовательного учреждения в актовом зале показали слайд-фильм о прошлом и настоящем предприятия, рассказали о преимуществах социального партнерства промышленного гиганта и гимназии.

Кроме того, в фойе второго этажа состоялось открытие выставки, среди экспонатов которой есть и книги, и копии уникальных документов из фондов музея истории УВЗ, и вещи из семейных архивов

К примеру, педагог Вера Романова предоставила для юбилейной экспозиции сувенирный танк, который с надписью «от конструкторов» подарили ее деду – водителю-испытателю в 1940 году, участнику исторического показа танка Т-34 в Москве Исааку Григорьевичу Битенскому.

– Наша выставка как книга, которую можно постоянно перечитывать, — пояснила заместитель директора гимназии по воспитательной работе Ирина Губанова. – Но у нашей книги нет конца, и она будет пополняться новыми интересными страницами. Поэтому в витринах представлены не только документы и иллюстрации, рассказывающие о строительстве вагонного завода, о военных годах предприятия, о развитии танкового производства и участии корпорации в международных выставках вооружения, но и рисунки гимназистов, посвященные Уралвагонзаводу.

И, пожалуй, правильно сделали в 86-й, не отменив из-за траура встречу гимназистов с историей УВЗ. Рассказ о боевом прошлом предприятия, о его заслугах и орденах, директорах и рядовых тружениках – это тоже дань памяти ветеранам, посвятившим свою жизнь Уралвагонзаводу

Людмила ПОГОДИНА

УВЗ Додор Ляпцев
УВЗ Додор
Фото Людмила Погодина.

Как это произошло

Трагедия произошла в субботу, 8 октября, в 20.30. 24-летний водитель на «Мерседесе-240» двигался по улице Орджоникидзе со стороны проспекта Вагоностроителей и около дома №1/23 по улице Патона допустил наезд на двух пешеходов, переходивших проезжую часть справа налево по ходу движения автомобиля.

Заслуженные уралвагонзаводцы Анатолий Додор и Василий Ляпцев получили смертельные травмы.

Водитель скрылся, но затем вернулся на место аварии: в момент столкновения отпал номерной знак, поэтому личность владельца транспорта в любом случае была бы установлена очень быстро.

Как сообщил начальник отделения пропаганды ГИБДД Сергей Бернгардт, сейчас идет предварительная проверка.

В ее рамках будет проведена экспертиза, на основании которой специалисты сделают заключение о виновности участников дорожно-транспортного происшествия. Пока нет выводов экспертов, сотрудники ГИБДД от комментариев отказываются.

Тем не менее, в официальной сводке происшествий указано, что предварительная причина ДТП – несоответствие скорости автомобиля конкретным условиям.

Если вина водителя будет доказана, то согласно части 5 статьи 264 Уголовного кодекса РФ его ждет лишение свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Татьяна ШАРЫГИНА.

Откупиться не получится

В тот день, когда произошла дорожная авария, унесшая жизни сразу двух известных в нашем городе людей, депутаты Государственной думы вынесли на суд общественности новый законопроект. Трагедия на Вагонке могла бы стать прецедентом в его применении.

Документ оказался «на злобу дня». Его суть — запретить примирение сторон, если пострадавший под колесами автомобиля человек погиб. И разрешить компенсировать ущерб деньгами (читаем – откупиться. — Прим. авт.) только в том случае, когда попавший в аварию выжил. Сегодня же смерть на дороге остается преступлением, за которое можно официально заплатить и остаться на свободе. По крайней мере, так прописано в Уголовном кодексе.

Проект закона был воспринят неоднозначно, но все-таки нашел положительный отклик у многих тагильских общественников и правоведов.

В практике каждого адвоката есть хотя бы одно похожее дело: вечер, плохая неосвещенная трасса, автолюбитель и его жертва…

Вначале происшествие вызывает в обществе шумную реакцию, люди требуют справедливости. Но вот выясняется, что, пострадай хоть десять человек, если водитель не был на момент аварии пьян, его неправомерно считать убийцей.

– В российском законодательстве убийцей называется только тот, кто желал смерти своей жертвы, – шел убивать. А если гражданин не имел такого умысла, то дело меняется,– комментирует адвокат Вадим Раудштейн. — Настоящих убийц нельзя приравнивать к убийцам по неосторожности. А ведь большинство граждан попадает в ДТП именно по неумению. При рассмотрении подобных дел суды, в первую очередь, выясняют позицию потерпевшей стороны.

И все же, возвращаясь к обсуждаемому законопроекту, стоит ли запрещать откуп? Оправданна ли возможность переиграть закон с помощью кошелька, или она порождает вседозволенность на дорогах?

– Договорившись с потерпевшим или с родственниками погибшего, можно прекратить уголовное дело не только в суде, но и на стадии следствия, это оформляется процессуально как примирение сторон, – поясняет Вадим Раудштейн. — А если погибли двое и больше, то и сегодня, согласно действующему законодательству, не может быть никакого примирения. Поэтому суть нового проекта не совсем понятна. Если, предположим, ДТП произошло в сложных дорожных условиях, при которых неосторожность водителя не является грубой, очевидной и сам он вину полностью и искренне признает, уплатил мыслимые и немыслимые денежные средства родственникам пострадавших, возможность примирения без заведения уголовного дела – не всегда аморальна.

Однако далеко не все правоведы согласны с этим.

– Я за то, чтобы новый законопроект одобрили и ответственность за ДТП ужесточили, — высказывает свое мнение юрист Михаил Павлюченко. – Потому что тенденция «сбил человека – откупился» получает все большее распространение и в нашей российской действительности трансформируется в одну из возможностей нечестно заработать. Мне еще понятно, если человек не погиб в аварии и виновник предлагает оплатить лечение, а также компенсацию. Нормально, если пострадавший имеет выбор — идти на мировую или нет. А когда человек погиб? Почему с тем, кто его убил, договариваются родственники? А вдруг они были не в ладах? Имеют ли право близкие люди прощать или не прощать?

В одном сходятся практически все участники обсуждения законопроекта – увеличить спрос и ответственность нужно не только с водителей, но и с автошкол, занимающихся их подготовкой. Судя по количеству ДТП в нашем городе, пора вводить обязательное тестирование на качество их работы, преподавания основ экстремального вождения.

Однажды довелось присутствовать на лекции в одной из автошкол. Подход к подаче материала вначале шокировал. На экране жуткие кадры, снятые сотрудниками ГИБДД: трупы, обгоревшие машины, бьющиеся в истерике виновники ДТП. Зачем так травмировать психику курсантов? Но, читая сводки происшествий, становится понятным: подход верный.

Водитель обязан понимать, на что идет, включая зажигание, и какую ответственность берет на себя, выезжая на городские улицы. Вот чего не хватает в новом законопроекте – про автошколы там нет ни слова.

Предполагается, что документ внесут на рассмотрение в Госдуму уже в ее новом составе. С его одобрением уйти от ответственности на вполне законных основаниях не удастся ни одному из водителей, наехавших на пешехода.

Анжела ГОЛУБЧИКОВА