«Первый профессиональный скульптор Нижнего Тагила»

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Статья подготовлена Ириной Буториной- библиотекарь Нижнетагильского музея изобразительных искусств

«Первый профессиональный скульптор Нижнего Тагила» – так называли Михаила Павловича Крамского в газетных и журнальных публикациях в конце 1940- начале 1950 годов. Автор нескольких монументов и множества станковых работ, преподаватель, один из организаторов художественного музея, участник городских, региональных и всесоюзных выставок, Почетный гражданин города.

Судьба Михаила Павловича Крамского неразрывно связана с судьбой страны, ровесником которой он был.

7 ноября 1917 года будущий художник родился в деревне Будаговищи Тульской губернии и до 10 лет жил там. Затем семья переехала в Ленинград. Уже в школе учителя отмечали его способности к рисованию и рекомендовали ему серьезно заняться искусством в художественной студии. Упорные занятия позволили молодому человеку успешно сдать экзамены и поступить в 1937 году на скульптурное отделение Академии художеств в мастерскую профессора Матвея Генриховича Манизера.

Планы и мечты прервала война. Студент выпускного курса Михаил Крамской вместе с другими был определен в отряд для строительства укреплений. В конце декабря 1941 года во время артиллерийского обстрела он получил тяжелую контузию.

В феврале 1942 года из блокадного Ленинграда был эвакуирован вместе с матерью и сестрами в Нижний Тагил. Семь месяцев он пролежал в госпитале. Только в сентябре 1942 года Михаил Крамской был выписан и поселился в маленькой комнатке вместе с матерью и сестрами.

Ходить юноша еще не мог, даже на костылях. Семья жила трудно, Михаил получал небольшую пенсию и подрабатывал в артели инвалидов – писал вывески.

Помогло письмо его учителя Матвея Манизера руководству города с просьбой помочь найти творческую работу. Михаил Павлович стал заниматься с ребятишками лепкой. Ему даже выделили место для мастерской в здании только что открытой картинной галереи – ныне музея изобразительных искусств. Позже для экспозиции краеведческого музея «Великая Отечественная война» Михаил Крамской выполнил бюсты тагильчан, получивших звание Герой Советского Союза.

Уже в 1943 году на Первую выставку нижнетагильских художников Михаил Крамской представляет станковую скульптуру «Женщина-горновая». Тагильчане знали, что это изображение Фелицаты Шаруновой, которую все называли Фаиной. Почему же художник не дал своей работе это конкретное имя? Он лепил свою героиню с нечеткой фотографии в газете, по которой портретное сходство было воспроизвести невозможно.

Крамской Михаил Павлович. Женщина - Горновой. (Фаина Васильевна Шарунова) 1943 г. Местонахождение Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Крамской Михаил Павлович Женщина — Горновой. (Фаина Васильевна Шарунова) 1943 г. Местонахождение Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Молодого художника заинтересовала заметка, помещенная в газете «Тагильский рабочий» рядом с этой фотографией: «Уверенно работает у домны знатная уральская женщина горновой Фаина Шарунова. Она работает, кует победу, мстит за русских женщин, замученных врагом, выпускает из домны одну плавку за другой, уверенная в том, что огненный советский металл испепелит немцев». Этот образ вдохновил еле двигающегося после сильной контузии художника взять в руки стек и глину. Он начал формовать скульптуру, ползая по полу.

Михаил Крамской и Фаина Шарунова
Михаил Крамской и Фаина Шарунова

Через два года Михаил Павлович встретился с героиней своей первой работы. Фаина Шарунова за время, прошедшее после газетной публикации, попала в аварию на производстве: получила сильнейший ожог и травму позвоночника. Она несколько месяцев провела на больничной койке, но не растеряла боевой задор и оптимизм.

Писательница Анна Караваева так писала о ней в эти трудные годы: «Среднего роста, неширока в кости, волосы пышные, светло-русые, чуть с рыжинкой, глаза голубые, взгляд прямой, зоркий, белые зубы с ровно и весело закругленными уголками, отчего ее быстрая улыбка кажется немного озорной».

Они быстро подружились. Почти ровесники, их объединяли пережитые трагедии и стремление вернуться в строй, быть полезным стране и народу. О работе над вторым портретом Фаина Шарунова вспоминает так: «Позировать было трудно: не в моем характере сидеть два часа неподвижно, к тому же скульптор хотел меня видеть такой, какой я бывала в цехе, у доменной печи, а это было сложно. И после двух сеансов решила отказаться. Когда же я увидела, с каким вдохновением и упорством он работает, мне захотелось помочь ему…

В дальнейшем я с большим удовольствием наблюдала за его работой, и мне казалось, что есть что-то общее в наших профессиях: его движения, как и у металлургов, были ловкими, быстрыми, уверенными».

М.П. Крамской. Бюст Фаины Шаруновой на выставке
М.П. Крамской. Бюст Фаины Шаруновой на выставке

В 1945 году скульптура экспонировалась на художественной выставке работ тагильских художников в Нижнетагильском музее изобразительных искусств под названием «Бюст Фаины Шаруновой». Работа получила много положительных откликов. Она экспонировалась в Москве на всесоюзной выставке (1947), где была отмечена дипломом.

Через несколько лет Михаил Крамской создает еще один бюст Фаины Васильевны Шаруновой (шамот, 1980, 59,0х41,0х34, 0), который хранится в собрании Музейно-выставочного центра ООО «ЕВРАЗ-НТМК».

Одетая в широкополую шляпу доменщика и в суконную куртку, она ловко держит железную пику – подтыкальник, как будто готовится нанести удар в горловину летки доменной печки. Еще один удар, еще… огненная лава потечет по нужному руслу. В подаче мастера хрупкое телосложение модели скрыто – он останавливается на погрудном изображении.

Основание скульптуры усиливается тяжелой базой с фактурой под дикую породу, создавая образ мощи.

Не отходя от правды жизни, скульптор небольшими неровностями на лице дает легкий намек на следы ожогов, полученных во время аварии. В выражение глаз мы читаем сосредоточенность и некоторую усталость.