Образовательное путешествие сыновей Григория Демидова в XVIII столетии

Образовательное путешествие сыновей Григория Демидова в XVIII столетии

Журнал «Народное образование» — Выпуск №1/2025

Захаров К. П., Штибен А. В.

Образовательное путешествие это не просто передвижение человека в пространстве — времени для поиска новых впечатлений, а целенаправленный процесс постижения мира в ходе которого путешественник самосовершенствуется и самоопределяется в культурном пространстве, осваивает смыслы, постигает истину, ведет диалог непосредственный (с людьми) и опосредованный (через артефакты, представляющие культурную ценность, с их создателями – ушедшими или живущими). Продвигаясь по задуманной траектории путешественник становится личностью и сохраняет полученные впечатления на всю последующую жизнь, которые определяют его жизненную программу.

Проблема приучения к интеллектуальному труду молодых дворян петровского времени, как получить достойное образование и приумножить богатство России.

Цель нашего исследования состоит в рассмотрении педагогического потенциала десятилетнего образовательного путешествия молодых людей по Европе в 1751-1761 гг. и особенностей воспитания в семье Демидовых.

Изучая путешествие братьев Демидовых по Европе, мы применяли следующие методы исследования – историко-генетический анализ образовательного путешествия как метода познания и реконструкцию исторической модели образовательного путешествия.

Для того, чтобы совершить настоящее образовательное путешествие нужно несколько условий. Первое из которых – личная заинтересованность в познании тех, кто это образовательное путешествие совершает. Второе, семья, которая взрастила познавательный интерес в своих детях и вооружила их методом познания. Третье, родственники семьи – род Демидовых, которые создали необходимые ресурсы и расширили смыслы, позволяя опираясь на достижения прошлых поколений простроить жизненную перспективу, устремленную в Будущее. Четвертое – Отечество (Россия), которая стремится стать сильной и просвещенной державой и нуждается в новаторах, которые смогут принести славу ей – материальную, финансовую, научную, культурную и духовную. И, наконец, пятое условие – просвещённая Европа первой половины 18 века, у которой есть чему учиться для тех, кто умеет это делать.

Начнем рассмотрение условий образовательного путешествия братьев Демидовых с пятого. Что могло привлекать Россию и династию Демидовых в европейских странах в 18 столетии?

Опыт образовательных путешествий – так называемые гран-туры (большое путешествие), которые совершали сыновья европейских аристократов, а позднее и дети буржуазных семей. Одним из первых путешественников можно назвать Мишеля де Монтеня (путешествие по Италии в 1580-1581 годах).

Появляется даже литературный жанр – дневники путешествий. Книги, написанные до начала их путешествия, были известны братьям Демидовым – «Путешествие Гулливера» Дж. Свифт (1726), «Робинзон Крузо» Д. Дэфо (1719), «Письма» и «Заметки» В.П. Боткина (1835). Интерес к данному литературному жанру сохранился у них и после. Появились такие произведения – «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерн Лоренс (1768), «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина (1792), «Письма из франции» Д.И. Фонвизина (1806), «История моей жизни» Дж. Казановы (1828). Род Демидовых был знаком с таким явлением, как «Гран-тур» и понимал его важность для становления подрастающего поколения.

Промышленная революция в Европе наступила значительно раньше, чем в России и опыт инженерного образования уже был (особенно в Германии). Это один из главных интересов Демидовых, как крупных промышленников по производству и обработке металла, камня, добыче и выработки соли.

Но кроме этого у рода Демидовых существовали и другие интересы – учебные, научные, культурные, а также и финансовые (банковское дело).

Учебные интересы можно было реализовать в учебных заведениях европейских стран, которые к моменту путешествия уже имели длительную историю. Укажем место и даты создания только тех университетов, где братья Демидовы побывали – Болонья (1018), Оксфорд (1096), Париж (1150), Кембридж (1209), Рим (1303), Орлеан (1306), Прага (1348), Вена (1365), Фрайбург (1457), Уппсала (1477), Амстердам (1632), Нюрнберг (1743), Геттинген (1734).

В то время как в России высшие учебные заведения (университеты) только начинали создаваться (Санкт-Петербург, 1725).

Научные интересы можно было реализовать в научных лабораториях при университетах, горных школах и академиях, которые вели научные исследования и способствовали развитию научно-технического прогресса, так как начало великому восстановлению наук, изложенному в труде Фрэнсиса Бэкона (Англия) «Новый Органон», уже было положено (1620 г.). В Европе к тому времени были и крупнейшие научные библиотеки, где можно было реализовать свой интерес и проследить историю становления интересующего предмета или явления. Например, в старейшей библиотеке Лауренциана, Флоренция (1571).

Культурные интересы (искусство) можно было реализовать в частных коллекциях живописи, так как в 1663 году была основана Королевская академия изящных искусств в Антверпене, в 1696 году академия была открыта в Гааге, в 1694 году была создана Лейденская академия рисунка. В Европе в 18 веке уже были распространены гравюры и эстампы, позволяющие представить то, что либо утеряно, либо находится не в зоне доступа жаждущего познания путешественника. В 1761 году в Англии было создано «Общество поощрения искусства и промышленности» и хотя путешествие братьев Демидовых к этому году уже закончилось, но идеи ими были восприняты, когда они находились в Англии.

Финансовая культура Европы имела, к тому времени, почти двухсотлетнюю историю, так уже существовали – старейший банк мира сиенский (Италия, 1472), гамбургский (1590), шведский (1668), английский (1672). Новшества в сфере финансов сменяли друг друга. Так в 1695 году в Англии банки начали выпускать банкноты, что послужило важнейшей исторической вехой. Учреждение банка как частного состоялось в 1716 году во Франции. Создание Д. Ло (министр финансов Франции при герцоге Орлеанском) первой фондовой биржи, введение бумажных денег и ценных бумаг – банкноты, кредитные билеты, акции компаний. Появление первых акционерных обществ – Англия 1533 г., а в России при Петре I (1699).

Примерно в это же время в Амстердаме банки стали выступать как площадки финансового обмена, и появился прообраз современных центробанков. В 1760-х годах Майер Амшель Ротшильд основал одну из крупнейших банковских сетей того времени. А первые российские кредитно-денежные учреждения появились лишь в 1754 при Елизавете Петровне (Государственные дворянские заемные банки в СПб и Москве).

Все эти интересы, как точки роста молодого государства Российского уже оформились в роду Демидовых к моменту образовательного путешествия сыновей Григория Акинфиевича Демидова и не могли не стать точками роста и личностного интереса юных путешественников.

Четвертое условие – реформы Петра I, которого дед путешественников знал лично и идеи которого разделял. Сам Петр был в подобном путешествии за границей уже в зрелые годы (1697-1698 гг.). В первой половине 18 века получить хорошее светское образование в России было весьма трудно. Московский университет и гимназия при нём еще не существовали. Светские учебные заведения при Петре Ⅰ были открыты всего в нескольких городах и давали лишь начальные знания и профессиональные навыки. Получить в России светское образование выше начального можно было только при удачном выборе домашних учителей. Идея Петра Ⅰ, о том, что дворянство, как благородное сословие, должно быть образованным, нашла реальное воплощение позже.

Более эффективным в первой половине 18 века было обучение в европейских учебных заведениях. Это понимал Петр Ⅰ. Однако, ему пришлось предпринять усилия, чтобы вопреки недовольству старого русского дворянства отправить их сыновей учиться в Европу. Немногие молодые люди захотели в полной мере воспользоваться этой милостью. Прошло несколько десятилетий прежде, чем сформировался слой дворянской, а много позже – разночинной интеллигенции. А без навыка к интеллектуальному труду нескольких поколений нельзя было создать и этот слой, и общественное мнение, способствующее его возникновению.

Русская аристократия рассматривала Европу в то время, как место культурного времяпрепровождения, лечения и светских развлечений. И лишь некоторые ее представители понимали необходимость дать своим детям европейское образование. Это Д.А. Голицын, Р.И. Воронцов, И.И. Бецкой. Что касается крупных российских промышленников, то именно Демидовы послали своих сыновей учиться в Европу на столь длительный срок [1, с. 9].

Ставка Петра I на зарождающийся класс промышленников и их желание закрепиться в государстве, найти свою нишу оправдалась и совпала с культурной политикой российского императора.

Третье условие образовательного путешествия – династия Демидовых, которые восприняли идеи российского императора. О Демидовых написано много научно-исторической литературы, существуют фонды, которые продолжают разыскивать и издавать новые материалы. Поэтому рассмотрим кратко, что собой представляла к моменту начала путешествия (1751) династия Демидовых.

Основатель рода – Никита Демидович Антюфеев (1656-1725) был сыном простого кузнеца и вместе с отцом они владели оружейной фабрикой и «вододействующим» чугуноплавильным заводом. В 1702 году Никите был передан казенный Невьянский завод на Урале, а в 1709 ему был пожалован чин комиссара уральских железных заводов. Он поставлял оружие в русскую армию и выполнял государственные заказы для строительства Петербурга. К 1720 году его усилиями производство металла в России выросло втрое, а цены на металлоизделия упали. Спустя два года Никита освоил производство меди. За заслуги перед Отечеством Никита получил от Петра I в 1720 году личное дворянство и фамилию Демидов.

Дело отца Никиты Демидовича продолжил его сын – Акинфий (1678-1745), который считается основателем горнозаводской промышленности на Алтае. Своё богатейшее наследство Акинфий Демидович завещал своим сыновьям: Прокофию, Григорию и Никите. Каждый из братьев был уникален в своей деятельности. Они являлись потомственными заводчиками, промышленниками, а также меценатами и благотворителями.

Прокофий Демидов – старший сын, владелец крупных горнопромышленных предприятий (1710-1786). Меценат и благотворитель, поклонник садоводства, основатель Нескучного сада в Москве. Образование получил в Гамбурге, где обучал и своих сыновей.

Григорий Демидов – предприниматель, металлург, солезаводчик, аптекарь, ботаник, меценат (1715-1761). Получил в наследство 7 заводов в Туле, соликамские соляные промыслы и Пристань. Владел дворами в Москве, Твери, Ярославле, Казани, Перми, Кунгуре, домом в Петербурге. Владел 10 тыс. душ «мужеского полу». С начала 1730-х гг. до середины 1740-х жил в Соликамске, затем в Петербурге. Основатель одного из первых в России частных ботанических садов в Соликамске. [2] Состоял в научной переписке с Карлом Линнеем. Отец троих сыновей и восьми дочерей.

Никита Демидов – владелец Нижнетагильских заводов на Урале, основатель Нижне-Салдинского и Верхне-Салдинского заводов (1724-1787). Почетный член Академии художеств, коллекционер, меценат. Внес существенный вклад в совершенствование технологии производства и обработки металлов, наладил оптовую продажу железа за границу. Являлся успешным предпринимателем. Его предприимчивость и недюжинный ум позволили преумножить и увеличить в несколько раз богатство отца. Никита Демидов любил заниматься науками и покровительствовал ученым и художникам; он находился в дружеской переписке с Вольтером.

Три сына Акинфия Демидова – Прокофий, Григорий и Никита были воспитаны отцом в духе предпринимательства, быстрого развития промышленности в стране и делового ведения собственности. Помимо этих качеств они были высококультурными людьми своего времени, думающих о том, какая память о них останется в сердцах потомков.

Несмотря на то, что основатель рода Демидовых был простым кузнецом, каждое последующее поколение осваивало все новые перспективные направления в металлургии, железоделательном производстве, добыче руд, драгоценных камней и металлов. Они постоянно испытывали потребность в получении новых знаний и опыта. Для этого Никита Демидов, Акинфий Никитич и его дети Прокофий и Никита выезжали за границу для изучения новых способов работы и ведения предпринимательства. Их разносторонняя предпринимательская деятельность, а также увлечения и благотворительность говорит об их прогрессивных взглядах.

Таким образом, род Демидовых воспитал Григория, напитал его ресурсами (материальными, культурными и духовными) и показал ему те ориентиры, смыслы, которые он смог воплотить в жизнь и передать своим детям.

Теперь обратимся ко второму условию образовательного путешествия – семье.

В семье Григория и Анастасии Демидовых царил лад и согласие, любовь к детям и желание приумножить благосостояние семьи во славу Отчества. Будучи частичкой династии Демидовых Григорий умело воспользовался всеми материальными и культурными ресурсами рода, к коим можно отнести – знание языков – немецкий, английский, французский, шведский, греческий и латынь, любовь к искусству и все те интересы предшествующих Демидовых, которые были обозначены выше.

В частности ими были восприняты идеи Я. Коменского – как привить детям любовь к знаниям, научить любить науку и искусства? Точно не известно, знали ли Григорий и Анастасия правила великой учености Яна Амоса Коменского, но применение этих правил нашло свое отражение во многих дворянских семьях и были реализованы у Григория Демидова, что говорит только об объективности законов познания.

Правила у Коменского звучали так : «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил – обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя» [3, с.355].

Сыновья Григория Демидова в образовательном путешествии «много спрашивали» у отца и матери (через переписку), друг у друга, у тех людей, с которыми они общались, опосредованно с авторами тех научных трудов, которые читали, авторами культурных достопримечательностей, которых им доводилось созерцать. «Спрошенное усваивали» – писали отчеты, выполняли домашнее задание, переводили с иностранных языков, что позволило им, в частности, зарабатывать литературными переводами в дальнейшем (по окончании путешествия).

«Усвоенное передавали другим» – братья общались друг с другом (для этого приходилось подстраиваться под возраст каждого), обсуждали увиденное со своими наставниками, писали отчёты для родителей, слушали курсы в ведущих университетах, общаясь со студентами и преподавателями.

Таким образом, три правила великой учености Коменского были реализованы в жизнь в течении не только десяти лет образовательного путешествия, но и всей последующей жизни сыновей Григория Демидова, как стиль познания, который был заложен в семье.

По странному стечению обстоятельств, Григорий Демидов не был за границей, в отличии от своих братьев Прокофия и Никиты. Но, очевидно, что в семье его отца – Акинфия Демидова, – тоже царил лад и взаимопонимание, желание делиться друг с другом всем новым – неважно, касалось это металлургии, бизнеса, искусства или науки.

В браке с Анастасией Павловной Суровцевой у Григория родились три сына и восемь дочерей. Всем детям в равной степени уделялось внимание с учетом их личностных особенностей, склонностей и интересов. С трех лет дети в доме Демидовых начинали учиться грамоте и иностранным языкам. В семье был высокий интеллектуальный уровень, созданный и поддерживаемый отцом. Видеть отца (или мать) за чтением было обычным явлением. Дети много читали, сочиняли, любили познавать новое и были приучены к интеллектуальному труду. Любили музыку: классическую и народную. Часто в доме устраивались домашние концерты, спектакли. Семья была дружной, дети уважали родителей.

Все, кто бывали в доме Демидовых считали Григория Акинфиевича и его жену Анастасию Павловну «мудрыми родителями»: «Богатые и мудрые родители, понимая во всей силе пользу воспитания, не золото прежде в наследство оставили, но добродетели, которые блистательнее и прочнее золота, не стяжание многочисленных сокровищ, но доброе воспитание – лучшее стяжание человечества» [4].

Именно троих своих сыновей Павла, Петра и Александра Григорий Демидов отправил в научное путешествие по Европе на 10 лет. Для получения сыновьями европейского образования отец составил маршрут следования, дал провожатых, снабдил финансами (потратив 58 000 рублей), рекомендательными письмами к влиятельным должностным лицам и ученым того времени.

Таким образом, второе условие для образовательного путешествия было соблюдено.
Первое условие – сами юные путешественники – младшему Петру было 9 лет, Павлу – 11, а Александру – 12. Они готовы были к путешествию – у них был развит познавательный интерес, они любили и хотели учиться, слушались отца и мать, владели иностранными языками, любили и занимались различными видами искусства. Но, пожалуй, самое главное – они готовы были к реализации девиза своей династии – «Делами, не словами» («Acta non verba»).

Таким образом нами представлен историко-генетический анализ образовательного путешествия в виде пяти условий.

Теперь рассмотрим каким образом происходило сопровождение молодых дворян Демидовых в этом путешествии? Мы выделили посредством анализа культурно-исторических условий следующие пункты.

1. Установки, данные родителями о целях и задачах путешествия по реализации интересов не только личностных, но также семейных, родовых и всего Отечества.

2. Выдача доверительных грамот, писем и составление предварительного плана путешествия, который мог корректироваться сыновьями и сопровождающими их лицами по мере передвижения детей из страны в страну и их взросления.

3. Сопровождение (финансовое, культурное) гувернером-домоуправителем (Буссениус), который определял программу путешествия от города к городу по согласованию с Григорием Демидовым.

4. Непосредственное сопровождение путешественников дядькой (Афанасий), который помогал не только в хозяйственных вопросах, но и организационных, знал несколько языков.

5. Переписка с родителями.

6. Ведение Журнала подневных записей.

Понимая значимость и важность субъективного восприятия юными путешественниками лучших образцов промышленности Европы, Григорий не упускал из вида и памятники природной и культурной среды, доступные для восприятия в то время, которые тоже включил в программу путешествия.

Наиболее интересным и необычным для того времени является пункт – письма и подневные записки («Журналы»), полученные родителями в Петербурге от сыновей. По этим источникам можно изучать жизнь молодых русских дворян в Европе того времени [5, с. 8].

Вызывает уважение тот факт, что все письма сыновей Г.А. Демидова написаны аккуратным почерком, с большим уважением к родителям и всегда при прощании в письме подписывают «милостивый государь батюшка и матушка, ваш послушный сын…» [5, с.195]. Такое обращение в конце письма было характерно для всех братьев Демидовых какого бы возраста они не были.

За время путешествия братьев по Европе было отправлено в родительский дом 339 листов корреспонденции и 92 дела (в виде 56 писем и 36 журналов) с описанием изученного и увиденного. [5, с. 8].

Через переписку с сыновьями, Буссениусом (гувернером) Григорий Акинфиевич получал обратную связь и сопровождал образование своих детей. Братья ревностно учились и чрезвычайно серьезно относились к наставлениям и требованиям отца.

Другого подобного многолетнего путешествия русских молодых людей по Европе, со строго продуманной общеобразовательной, профессиональной и культурной программой, ежедневной отчетностью о ее выполнении неизвестно. Несомненно, это необычайное европейское турне сыновей Г.А. Демидова представляет собой феномен культурной жизни России 18 века. [4]

С юными путешественниками заранее были оговорены условия ведения переписки и Журналов, которые они не только неукоснительно соблюдали, но и совершенствовали свои записи.

По представлениям Победимовой Г.А. такое нововведение, как Журналы вызвано несколькими обстоятельствами.

Во-первых, она указывает на то, что дети, ведя Журналы, постоянно упражнялись в знании русского языка, так как описываемые встречи, наблюдаемые события воспринимались ими на иностранном языке.

Во-вторых, родители, получая от детей ежедневные записи об их впечатлениях, занятиях, экскурсиях, встречах, поездках помогали им сохранять близкую духовною связь при внешней оторванности. Считается, что такая связь со своими детьми для Г.А. Демидова была делом обычным для патриархальной семьи того времени.

В-третьих, «написание писем и Журналов для детей Г.А. Демидова было в начале путешествия нелегкой повинностью, но затем превратилось в привычку к упорному труду, ответственности за себя перед родителями, Родом, Отечеством» [5, с.12].

Содержание Журналов, высылаемых на Родину братьями, постоянно совершенствовалось: «от первых наивно-трогательных посланий до психологически зрелых, самостоятельных, иногда и критических, суждений, оценок и планов» [4, с.24].

Сведения в письмах и Журналах содержат описания механизмов, машин, устройства штолен и рудников. Упоминаются культурно-художественные памятники, картины, библиотеки, театры, храмы, монастыри. А также встречи с большим количеством интереснейших людей того времени. Важно, что описание сопровождается собственными оценками, анализом, мыслями об Отечестве, о доме, родителях. Благодаря этому у мальчиков не ослабевает чувство привязанности к родному дому и патриотизма.

Читая письма и Журналы, можно представить как путешественники взрослели, как совершенствовались их описания музеев, выставок, городов, встреч, как они едины в нравственных ценностях – доброте, миролюбии. В сыновьях Григория Акинфиевича воплотились его жизненные принципы, о чем свидетельствуют строки, написанные Петром: «Наше старания быть достойны называться сыновьями вашими». [5, с.22]

Со временем воспитанники повзрослели, их взгляды изменились. Они все больше вникали в финансовую жизнь посещаемых ими государств. Братья сознавали, что будущее зависит от умения развивать наследие деда и отца.

Можно предположить, что такое нововведение, как подневные записи, именуемые в дальнейшем Журнал, ранее не было известно. Таким образом, напутствуя сыновей на ведение Путевых Журналов, Григорий Демидов предстает перед нами не только как мудрый родитель, но и дальновидный педагог, который понимал важность освоения передовых технологий и ценность европейского образования в 18 веке. Причем, педагог, который планировал процесс и конечный результат такого образования. А также понимал, что процесс освоения мирового культурного пространства и присвоение его личностью приведет к формированию в детях прогрессивных и масштабных взглядов на развитие своего государства и процветание своего дела.

Образование мальчиков было направлено на изучение тех наук, которые были необходимы для ведения семейного дела (как мы сейчас говорим – бизнеса). Изучались естественные науки – минералогия, химия, математика, а также разработки в металлургии, горнорудные разработки, техники плавильного дела и обработки металлов.

Десятилетнее путешествие братьев исследователи, исходя из сохранившихся источников, делят на этапы. Путешествие началось в Ревеле в 1750-1751 году (первый этап), где братья должны были получить первоначальное образование.

Второй этап датируется с 1751 по 1756 гг. Братья Демидовы находятся в Саксонии. В Геттингенском университете и в Горной Академии они слушают лекции и знакомятся с горным делом, а «завершают систематическое образование в Горной Академии в саксонском Фрейберге». [4] Так, в подневных Путевых Журналах этого периода братья описывают работу плавильных и муфельных печей. Обязательными предметами, помимо изучения руд, плавки меди, серебра, свинца является музыка. А также изучение немецкого и французского языков.

Третий этап проходит в 1756, где Александр, Павел и Петр посещают Прагу, Вену, Нюрнберг для прохождения «горной практики» в горнорудных районах Чехии и Саксонии. По пути в Женеву Демидовы знакомятся в Базеле с Даниилом Бернулли.

Четвертый этап длится с 1756 по 1757 г. Братья находятся в Швейцарии примерно 9 месяцев. Здесь время было сосредоточено на светском воспитании – освоение танцев, музыки, фехтования и верховой езды. Большое внимание уделялось изучению французского языка. Жизнь в Женеве подчинена главному – обучению у лучших преподавателей того времени. Об этом свидетельствует матрикулы Женевской Академии, в которых упоминаются братья Демидовы, барон А.С. Строганов и князь А.М. Голицын, как единственные «русские студенты» того времени (1753-1756), так как все остальные лишь брали у профессоров частные уроки. [6, с.56] В Женеве состоялось знакомство братьев с Вольтером.

Пятый период – с 1757 по 1758 гг. проходит в городах Италии – Рим, Болонья, Генуя. Записи свидетельствуют о покупке здесь большого количества книг. Большое впечатление произвели на братьев венецианские тюрьмы. Также посетили большое количество монастырей и музеев.

Шестой период проходит в течение 1758 г. и обозначен городами Орлеан, Париж и Амстердам. Прибыв во Францию, Петр записал: «Великая разность между Францией и Италиею… Многие чище и лучше одеваются, особлево женский пол. И быть веселого нраву…» [5, с.14].

В Париже братья продолжили уроки музыки. Осмотрели Париж и окрестности, уделив особое внимание фонтанам и каскадам в садах Версаля и Марли. Известно, что братья знакомятся с художественными шедеврами. Пётр отмечает «Святое семейство», «Иоанн Креститель» кисти Рафаэля. Также в Париже отмечено общение братьев с российскими послами, графами, князьями.

Седьмой период – 1758-1759 гг. Посещение Лондона, Уолтемсто, Оксфорд, Труро, Гулль, Ньюкасл, Прескот, Честер, Бирмингем. Обосновались братья в Сити, месте проживания купцов, фабрикантов, банкиров. Здесь они пробыли около полутора лет. Знакомство с передовой техникой и центром мировой торговли. В марте состоялась поездка в Оксфорд. Познакомились с астрономом Бредли и профессором ботаники Хемфри Сибторпом. Он показал ботанический сад и гербарии.

Восьмой этап – 1760 г. с марта по июнь через северную Германию, Голландию, Данию в Швецию.

Девятый этап – 1760-1761 гг. Путешествие по Швеции и Норвегии в города Нотебург, Упсала и Стокгольм. Жизнь в Упсале похожа на женевский период, но уровень обучения был еще более насыщенным. Во главе обучения находится Карл Линней. Линней преподает на шведском и латинском языке. Особое внимание уделяется химии, анатомии, лесоводству. Дополнительно преподается ботаника, классификация растений и животных.

Десятый – 1761 г, июль и август. Посещение Риги и возвращение на Родину.

К концу путешествия, Александр, как старший, занимался всем, что было связано с бухгалтерией и финансами семьи, а именно – подписыванием счетов, получением денег и векселей, наблюдением за расходами и денежными отчетами отцу. Ранее организационным сопровождением образовательного путешествия занимался гувернер Буссениус. [5, с.20]. Также известен факт, о том, что при братьях находился слуга Афанасий. Он был не только грамотным человеком, но и знал иностранные языки. Афанасий помогал с домашними заданиями, особенно младшему Петру.

После возвращения на Родину из своего десятилетнего путешествия Александр, Павел и Пётр Григорьевичи жили в Петербурге, в доме родителей.

Теперь рассмотрим кратко как сложилась судьба сыновей Григория и как образовательное путешествие повлияло на их дальнейшую жизнь.

Александр Григорьевич Демидов (22 августа (2 сентября) 1737 – 8 (20) февраля 1803) – действительный статский советник (1799), член Комиссии по составлению Уложения (1767), создатель усадьбы Тайцы. Зная иностранные языки, Александр Григорьевич занимался литературными переводами. Женился на Прасковье, дочери М. Д. Олсуфьева – гофмаршала Петра Первого. Дети – Григорий, Петр и Софья.

Павел Григорьевич Демидов – (29 декабря 1738 (9 января 1739) – 1 (13) июля 1821, село Леоново на Яузе) – учёный натуралист, действительный статский советник, меценат, основатель Ярославского училища высших наук. Павел Демидов плодотворно занимался естественной историей, имея под рукой прекрасную библиотеку, оборудованные для научных занятий кабинеты. Написал ряд научных трудов.

В 1803 году основал в Ярославле высших наук училища (первоначально им вынашивалась идея открытия в Ярославле университета). Гражданский подвиг Демидова был высоко оценен Александром I. Император повелел выбить золотую медаль с портретом Демидова, присвоить училищу его имя и наградить орденом cв. Владимира I степени.

Добрые дела Павла высоко были оценены его соотечественниками и в 1829 году на пожертвования ярославского дворянства Павлу Григорьевичу Демидову был воздвигнут в Ярославле памятник (Демидовский столп) с надписью – «покровителю просвещения и основателю Демидовского высших наук училища».

Петр Григорьевич Демидов – 6 (17) августа 1740 – 12 (24) января 1826) – тайный советник (1800), обер-директор Санкт-Петербургского коммерческого училища (1800-1805), владелец усадьбы «Сиворицы» (ныне – село Никольское). С 1787 по 1797 года – предводитель дворянства Рождественского уезда Санкт-Петербургской губернии. Награжден орденом Св. Анны I степени и двумя бриллиантовыми перстнями.

Таким образом, проследив жизненный путь братьев Демидовых можно с уверенностью сказать, что десятилетнее образовательное путешествие, задуманное и организованное отцом содержало в себе мощные ресурсы формирования личности и продолжалось всю их последующую жизнь.

Само по себе образовательное путешествие направлено на созидание личности. Поэтому важным является не только результат образовательного путешествия, но и процесс приобретения знаний, укрепление жизненных ценностей. Результатом образовательного путешествия является освоение и присвоение культурных явлений, событий, встреч, текстов и понятий в их сложном многообразии и взаимовлиянии [4].

Для нашего времени важен факт описанного в исследованиях образовательного путешествия братьев Демидовых, свидетельствующий о масштабном проекте, в котором были целевые установки, организационный этап, маршрут путешествия, отчетность путешественников. Многое из этих составляющих дело прогрессивного ума Григория Акинфиевича Демидова. Именно он методично и скрупулёзно действовал, планируя и руководя образовательным путешествием своих сыновей.

Выделяя главное в образовательном путешествии, что наиболее повлияло на молодых дворян и составляет педагогический его потенциал, следует отметить следующее:
1) Знание иностранных языков, и чтение текстов на языке оригинала.
2) Общение с выдающимися личностями того времени, в первую очередь учеными.
3) Дистанционное гуманистическое сопровождение через эпистолярный жанр родителями своих детей.
4) Ведение ежедневных записей своих впечатлений вынуждало Демидовых создавать каждый раз новый образовательный продукт – письменный текст на русском языке.
5) Метод образовательного путешествия обращается к таким нетрадиционным способам познания, как культурное собеседование, переживание, интерпретация, фантазирование, прогнозирование и при этом используются различные виды восприятия, как средства познания реальности – визуальное, моторное, когнитивное и эмоциональноценностное. Что позволяет создать устойчивый образ воспринимаемого объекта, который сохраняется всю жизнь. [6, 7]

Братьев Демидовых, как ревностных деятелей петровских преобразований, совершенно справедливо можно причислить к «птенцам гнезда Петрова». И если Никита и Акинфий Демидовы добились поражающих воображение результатов в области развития металлургии и горного дела, то их дети и внуки внесли свой вклад и в реализацию предначертаний Петра Ⅰ в области науки и просвещения. Григорий Демидов гордился своими сыновьями, но, к сожалению, он рано ушел из жизни и не увидел, как они достойно продолжили служение Отечеству.

Рассматривая десятилетнее образовательное путешествие братьев Демидовых спустя более 250 лет, сложно предполагать, что это – методика, форма или технология? Скорее всего длительность путешествия, масштабы увиденного, изученного и зафиксированного братьями говорит о некотором педагогическом сплаве для получения феноменального для того времени результата. Этот результат имеет отсроченный эффект в виде сформированных и зрелых личностей Александра, Петра и Павла. Поэтому можно утверждать, что образовательное путешествие длиною в жизнь удалось. И девиз рода Демидовых воспринят ими всем сердцем и душою – «Делами, а не словами».

Список использованных источников:

1. Демидовский временник. Кн. 2. – 2006. – 854 с.

2. Григорий Демидов. Демидовская энциклопедия. XVIII век / автор-составитель: Владимир Штибен. – [Изд. 2-е, испр. и доп.]. – Соликамск : Трудолюбивая пчела, 2015. – 242 с.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. Т. 1. С. 355

4. Смекалина В. В. Русские путешественники в Швейцарии во второй половине XVIII – первой половине XIX в : [исследование] / В. В. Смекалина. – Москва : Языки славянской культуры, 2015. — 374, [1] с.

5. Путешествие братьев Демидовых по Европе : письма и подневные Журналы, 1750-1761 годы / Российская акад. наук, Санкт-Петербургский ин-т истории ; [подгот. текста Г.А. Победимовой при участии С.Н. Искюля ; вступ. ст. Г.А. Победимовой]. – Москва : Индрик, 2006

6. Коробкова, Елена Николаевна. Образовательное путешествие как педагогический метод : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. — Санкт-Петербург, 2004. — 24 с.

7. Трошина Т.М. Демидовы–коллекционеры: плоды просвещения или шик парвеню? Доклады и тезисы Всероссийской научно-практической конференции «От частной коллекции к музею».Екатеринбург.2002.9 с