ЛАКИРОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА ДЕМИДОВЫХ В НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ ЗАВОДСКОЙ ВОТЧИНЕ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА
Журнал ВЕСТНИК КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 2012 №2 \30\
ГОСПОДСКАЯ ЛАКИРОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА ДЕМИДОВЫХ. ПЕРВЫЙ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА
Силонова Ольга Николаевна кандидат наук преподаватель История изобразительного искусства
Рассматривается уникальный художественный проект Демидовых – открытие лакировальной фабрики (мануфактуры) в нижнетагильской горнозаводской вотчине. Данное начинание заводчиков является одним из первых в России опытов по созданию лакировальной промышленности аналогичной западноевропейским мастерским.
В течение длительного времени специалисты по изучению русского лакового дела (Г. В. Яловенко, Л. Я. Супрун, И. Н.Уханова, Н. О. Крестовская и др.) первым отечественным центром по изготовлению художественных лакированных изделий считали мануфактуру купца П. И. Коробова в селе Данилково под Москвой (современное Федоскино) – 1795–1796 гг. [4; 5; 7–9].
Однако начавшееся в последние десятилетия углубленное и пристальное изучение феноменов регииональной культуры позволило расширить географию производства российских лаков. Исследуемая нами проблема доказывает, что частная практика изготовления лакированных изделий появляется в России намного раньше мануфактуры П. И. Коробова. Одним из таких уральских центров была лакировальная фабрика Н. А. Демидова, основанная в 1770-е гг. на Нижнетагильском заводе.
Уникальный проект Н. А. Демидова широкому кругу специалистов почти неизвестен, в редких работах фабрика лишь упоминается, но без информационной характеристики.
В результате архивных изысканий нами выявлены документы, анализ которых позволяет проследить определенный период деятельности лакировальной фабрики Н. А. Демидова и высказать предположения по поводу времени основания данного заведения и специфике художественного декора изделий [7, c. 88–90].
Сведения о фабрике сохранились самые краткие, однако, судя по имеющимся материалам, ее деятельность продолжалась около 20 лет и была прекращена в начале XIX в. сыном Н. А. Демидова Николаем.
Идея создания своей художественной мануфактуры могла появиться у Н. А. Демидова вскоре после путешествия по Европе (1771–1773 гг.), во время которого заводчика удивила европейская мода и огромный спрос на лакированные изделия.
Повсеместно Н. А. Демидов убеждался в том, что «художество это во всей Европе весьма похвально» [7, с. 79]. Поэтому по возвращении в Россию он обращает особое внимание на промысел, который давно процветал на демидовских уральских заводах. Лаковое дело, называемое по доминирующему виду изделий «подносный промысел», зарождается в уральских владениях Демидовых на Невьянском и Нижнетагильском заводах примерно в 1730–1740-е гг.
К 1770-м гг. это уже известный промысел, имеющий широкий сбыт как на региональных, так и всероссийских ярмарочных торгах. Среди местных ремесленников по качеству художественных работ выделяются Худояровы. Мастера имели свою мастерскую, в которой работали основатель рода Андрей Степанович (1722–1804) и два его сына Федор (1747–1828) и Вавила (1753–1793).
Худояровы обладали глубокими и основательными знаниями в приготовлении красок, в совершенстве владели многими приемами декоративного оформления изделий. Из архивного источника известно: они умели «работать красками, серебром и золотом и металлическими песками на меди, железе, бумаге и дереве, изображать по разным рисункам или эстампам, обыкновенно ими употребляемым, заключающиеся в разных лицах, цветах и ландшафтах (сюжетная, пейзажная живопись, цветочный натюрморт. – О. С.) и цыровить золотом и черние по разным землям на столах, комодах и других вещах… и все таковые вещи разними лаками покрывать, составлять краски и лаки самые прочные и хорошего цвета» [3].
При всей универсальности и широком диапазоне творческой деятельности в историю художественной культуры Урала Худояровы вошли прежде всего как первоклассные лакировщики. Имена мастеров обрели подлинное бессмертие благодаря изобретению удивительного лака, чаще всего называемого тагильским. Исключительно новаторский характер деятельности Худояровых в данном направлении позволяет считать указанных мастеров первыми заводскими химиками- экспериментаторами.
Экономист, историк и географ Н. С. Попов (1763–1830) в работе «Хозяйственное описание Пермской губернии» (1804) отметил универсальный характер худояровского лака, который прекрасно использовался на разных материалах – дереве, железе, меди. Ему мы обязаны сведениями о качественной характеристике чудо-лака, его уникальных свойствах: «прозрачен, как хрусталь, не портится ни от жару, ни от какой кислоты… В других местах лаки, хотя и походят на оной, но прочностью с ним сравниться не могут… Живопись, покрытая сим лаком чрез тагильских мастеров, особливо на больших подносах и столиках, едва ли хуже французской» [5, c. 274, 285].
По замыслу Н. А. Демидова лакировальная фабрика должна была соединить модный стиль, многообразие приемов западноевропейского искусства с неповторимой качественной спецификой тагильского лака и методом лакирования Худояровых. Поэтому в проекте демидовской фабрики Худояровым отводилось центральное место.
Возможно, уже в 1773–1775-х гг. для обучения лакированию к мастерам определяются первые ученики. Однако по неизвестной причине, без согласования с заводчиком, ученики распускаются.
В 1778 г. Н. А. Демидов приказывает сделать новый набор. В соответствии с распоряжением в 1779 г. контора направляет к Худояровым четырех учеников: Назара Мошинцова 29 лет (примерно 1750 г. р., в Нижнетагильский завод переведен из Фокинской вотчины Нижегородской губернии) с жалованием 30 рублей в год, Василия Никитича Морозова 18 лет (примерно 1761 г. р.), сына медяка, с жалованием 12 рублей, Петра Ивановича Морозова 16 лет (примерно 1763 г. р.), сына служителя, с жалованием 12 рублей, Терентия Федоровича Куликова 16 лет (примерно 1763 г. р.), сына слу- жителя, с жалованием 12 рублей в год [6].
Для обучения учеников и оформления изделий в Нижний Тагил присылаются девятнадцать листов «разных цветов» [1]. Таким образом, Н. А. Демидов не только обеспечивал учебными пособиями, но и пытался расширить познания нижнетагильских ремесленников в цветочных формах, вносил изменения в состав живописных букетов.
За обучением господских учеников внимательно наблюдала контора, которая в 1782 г., «не усматривая желаемых результатов», сообщала Никите Акинфиевичу: «Худояровы тех учеников обучают скрытно и, хотя лаской и строгостью они, Худояровы, были увещаемы, но оное новое увещание не служило». Здесь же приводится анализ успеваемости каждого ученика: «…Назар Мошинцов 32 года. Находится в науке давно. Лакирует черным лаком посредственно, а белым противо лакирования Худояровых темнее и слабее. Морозов Василий 21 год, Морозов Петр 19 лет. Куликов Терентий 19 лет. Учатся с 1779 года. Лакируют черным лаком, да белым начинают» [7, с. 100].
В 1785 г. господская лакировальная фабрика успешно продолжает свою деятельность, именно этим можно объяснить факт повышения жалования живописным и лакировальным ученикам: Назару Мошинцову к 30 рублям прибавили 3, Василию Морозову к 18 рублям – 6, Терентию Куликову к 15 – 8 [2].
Процесс приготовления лаков и умение работать ими были настолько сложны, что, как нам кажется, принятое решение в равной степени явилось выгодным и приемлемым для всех. Опираясь на сведения, касающиеся выполнения лакировальных работ в Нижнетагильском заводе в XIX столетии, можно предположить – технологический процесс на лакировальной фабрике Н. А. Демидова был дифференцирован.
Собственно лакировальная фабрика представляла собой художественную мастерскую, где крепостными художниками выполнялась живописная и декоративная работа. Все остальные операции осуществлялись силами других мастеров. Железные заготовки форм подносов, столиков и т. д. – крепостными слесарями в цехах Нижнетагильского завода; грунтование изделий – частными ремесленниками. Без сомнения, лакированием изделий господской фабрики руководили Худояровы, заменить которых ученики так и не смогли.
В отличие от мануфактуры П. И. Коробова в Данилково (Федоскино), ориентированной на выпуск массовой рыночной продукции для самых широких слоев российского населения [10, c. 101], лакировальная фабрика Н. А. Демидова занималась изготовлением эксклюзивных изделий по заказам заводчика. Поэтому такой мощный компонент формирования ассортимента и видов декорирования изделий, как рыночный спрос, не оказывал влияния на деятельность нижнетагильской лакировальной фабрики. Данный момент очень важен, так как свидетельствует о том, что деятельность данного заведения целиком определялась политикой и личным вкусом Н. А. Демидова.
Мануфактура П. И. Коробова специализировалась на выпуске лакированных изделий, основой для которых было папье-маше (проклеенная бумага). Подмосковные лаки являлись преемниками принципов работы и художественного оформления фабрики И. Штобвассера в г. Браунгшвейге (Германия). Господская лакировальная фабрика Н. А. Демидова восходит к более раннему периоду существования европейского лакового дела, к направлению, связанному с изготовлением изделий под лаком из металла.
Из присылаемых Демидовым в качестве образца изделий упоминаются английские и французские лаки, поэтому можно предположить – декор наиболее известных фирм указанных стран определял художественную систему декора нижнетагильских господских лаков.
Оригинальные работы европейских лакировщиков мастера демидовской фабрики копировали не в технике и технологии – они были им неизвестны, так как относились к области коммерческой тайны. Воспроизводя стиль художественного оформления, композиционную схему декора, художники достигали имитации внешнего подобия изделий, во многом опираясь на региональные традиции.
Таким образом и в такой форме декор западноевропейских мастеров транслировался на изделия нижнетагильской фабрики и, как следствие этого, проникал в работы мастеров заводского промысла в целом.
Рассмотрим особенности оформления лакированных изделий английских и французских фирм, влияние которых на декор изделий господской лакировальной фабрики Н. А. Демидова мы считаем наиболее возможным.
Самые известные лакировальные мастерские Англии находились в Понтипуле и Бирмингеме. Однако мануфактуру в Бирмингеме можно исключить, так как ее расцвет, связанный с деятельностью мастерской Генри Клея, в 1770-е гг. только начинается [10, c. 18]. Кроме того, изделия фирмы испытывали стилевое влияние лаков Понтипула [14, S. 91].
В г. Понтипуле основатель фирмы Томас Оллгуд (Алгуд) в начале XVIII столетия (примерно 1730-е гг.) создает новое направление – лаковую роспись по металлу [10, c. 7]. Влияние на нижнетагильские лаки начинается во второй период деятельности мануфактуры Оллгудов (Алгудов): 1756–1810 гг. [15, p. 122].
Ассортимент изделий указанного периода был широк: столики, письменные приборы, коробочки, кофейники, кофеварки, чайники, но главным образом подносы разных видов и величины: в источниках упоминаются подносы овальной, круглой, прямоугольной, восьмиугольной формы с гладкими бортиками или ажурными просечными кромками и бусовидным краем. Стороны четырехугольных и восьмигранных изделий соединялись с зеркалом подноса под прямым углом или с небольшим наклоном способом клепки внахлест [Там же, p. 121].
В декоре преобладал прием «под черепашку» с тонированием по коричневому и желтому фону, который впоследствии сменила техника «под красную черепашку» на фоне темно-коричневого оттенка, затем голубого [13,p. 88]. Мерцающий эффект достигался с помощью применения цветного лака, который наносился на металлическую фольгу.
Фон «под черепаховый панцирь» расписывался по всей поверхности изделия бутонами и веточками цветов (тюльпанов, роз и др.) в стиле голландских художников. Данное направление живописи получило название «Цветы Ван Хей сум».
Для живописных композиций активно использовались гравированные изображения с картин Бенджамина Уэста, Георга Джорджа Морлинда, Бинга Копли, которые могли не только копироваться, но и творчески перерабатываться [13].
В Понтипуле изготавливались и так называемые топографические подносы, на поверхности которых в технике многослойной живописи изображались виды городских улиц. Сюжетной живописью на понтипульских лакированных изделиях занимался профессиональный художник Бенджамин Баркер с сыновьями [15, p. 123, 124].
Европейские художественные изделия активно украшались написанным от руки орнаментом. При этом узоры выполнялись с использованием листового серебра, которое, благодаря лакированию, после просушивания в печи при высокой температуре, приобретало золотой оттенок [Там же, p. 123].
Немецкий исследователь В. Хольцхаузен отмечает, что в это же время для оформления изделий стал применяться декор «в виде рокайльной или классической оправы узором (так называемый стормонтский).
Он состоял из серебряных листьев, которые через лакирование производили впечатление как позолоченных… дешевый в применении и одновременно бросающийся в глаза прием превзошел в конкуренции бирмингамские цветы, фрукты и ландшафты» [14, S. 92].
Используя термин стормонтский трафарет (Stotmont pattern), английский специалист Роберт Стефен в статье 1947 г. идентифицирует указанный прием выполнения орнамента с техникой трафарета [15, p. 121].
Итак, мы склонны считать, что в художественном и формальном отношениях изделия господской лакировальной фабрики Н. А. Демидова были стилистически сложным явлением. Наряду с копированием западноевропейских образцов применялось варьирование различных мотивов, техник, приемов, поощрялось творческое развитие проектного задания.
1. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 221. Л. 57
2. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 263. Л. без номера
3. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 301. Л. 1, 2.
4. Крестовская, Н. Лаковая миниатюра. Федоскино / Н. Крестовская. – М.: Интербук, 1995. – 140 с.
5. Попов, Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии сообразно начертанию Санкт-Петербургского Вольного экономического общества, сочиненное в 1802–1803 гг. в г. Перми/ Н. С. Попов. – Пермь,1804. – Ч. 1.– 400 с.;Ч. 2.– 403 с.
6. РГАДА. Ф. 1267. Оп. 1. Д. 321. Л. 430об.
7. Силонова, О. Крепостные художники Демидовых. Училище живописи. Худояровы. XVIII – XIX вв. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми / О. Силонова. – Екатеринбург: Баско, 2007. – 416 с.
8. Силонова, О. Проблемные вопросы истории демидовской школы живописи в нижнетагильских заводах (1806–1820 гг.). Женская школа живописи/ О.Силонова // Художественный металл Урала XVIII – XIX вв.:материалы конф., Свердловск, окт. 1990 г. – Екатеринбург, 1993. – С. 133–143.
9. Супрун, Л. Я. Лаковая миниатюра. Федоскино / Л. Я. Супрун. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 320 с.
10. Уханова, И. Н. Лаковая живопись России XVIII – XIX вв. / И. Н. Уханова. – СПб.: Искусство-СПб, 1995. – 199 с.
11. Уханова, И. Н. Фабрика Лукутиных в контексте развития художественных лаков / И. Н. Уханова // Русские лаки. К 200-летнему юбилею фабрики Лукутиных: каталог выставки. – СПб., 1995. – С. 3–22.
12. Яловенко, Г. В. Русские художественные лаки / Г. В. Яловенко.–М.: Всесоюз. кооператив. изд-во,1959.–50 с.
13. Fletcher, J. K. The painted tray / John Kyrle Fletсher // Apollo. – 1937. – V. 36. – P. 87–92.
14. Holzhausen, W. Lackkunst in Europa / Walter Holzhausen. – Klinkhard & Biermann.–Braunshcweig, 1959.–320 S.
15. Stephen, R. Pontypool Japan ware / Robert Stephen // Apollo. – 1947. – November. – P. 121–124.