ОБЗОР РАБОТ ПО КОЛЛЕКЦИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ ДИНАСТИИ ДЕМИДОВЫХ

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2017 № 415

Представлен обзор работ, исследующих коллекции художественных произведений династии Демидовых. Работы разделяются на отечественные и иностранные. Особое внимание уделяется отечественным работам, большая часть которых была написана и опубликована в рамках деятельности Международного Демидовского фонда. Отмечаются основные авторы, занимающиеся исследованием коллекций Демидовых.

Ю.С. Колпашникова, С.Ю. Колесникова

ОБЗОР РАБОТ ПО КОЛЛЕКЦИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ ДИНАСТИИ ДЕМИДОВЫХ

Историческая наука накопила обширный материал, проливающий свет на историю рода Демидовых. Совокупность информации свидетельствует не только о существенной роли династии в экономической и общественно-политической жизни России, но и о заметном вкладе Демидовых в социокультурное развитие российского и европейского общества.

Долгое время деятельность Демидовых рассматривалась отечественными учеными только с точки зрения горнозаводского дела. Именно этот аспект деятельности раскрывается в работах Б.Б. Кафенгауза, В.В. Огаркова, Г.И. Спасского, Н.И. Павленко, Н.А. Васина. Но наряду с развитием заводов представители династии занимались благотворительной и меценатской деятельностью, частным коллекционированием, активно участвовали в хозяйственном освоении края и развитии науки. Это отмечено в исследованиях К.Д. Головщикова, С.В. Назаревского, Е.И. Красновой, М.Л. Гавлина.

С появлением новых исторических источников стали открываться и другие горизонты для изучения; например, самостоятельным объектом исследований стала выступать коллекционная деятельность династии. Особое внимание данной теме уделяется в современных монографиях Е.П. Пироговой, О.Я. Неверова, И.Н. Юркина.

Исследование проблемы частного коллекционирования прошлого, изучение коллекций и истории входивших в них произведений имеют огромное значение для музейной и научно-исследовательской работы, для более полного представления об историческом наследии, поэтому наряду с историками коллекционной деятельностью Демидовых интересуются научные деятели смежных дисциплин – культурологи, искусствоведы, музеологи и филологи.

Автор данной статьи ставить перед собой цель – выявить работы, исследующие демидовские коллекции произведений искусств, а также представить краткий обзор данных работ.

Опираясь на поставленную цель, автор предлагает выделить две группы работ по коллекционной деятельности Демидовых – отечественные и иностранные. Отметим, что наиболее ранние и содержательные работы по коллекциям Демидовых написаны итальянскими исследователями, среди которых Ф. Боррони Сальвадори, Ч. да Прато, М. Форези, Р. Ризалити, Дж. Пеллегрини, Ф. Зампони.

В нашей стране высокая публикационная активность, связанная с коллекционной деятельностью Демидовых, наблюдается с 1991 г. Обусловлено это не только изменением государственной политики в области науки, но и основанием Международного Демидовского фонда (МДФ).

Отметим, что демидовское движение началось в 1990-е гг. В 1991 г. в Екатеринбурге был создан Демидовский институт, а позже в 1992 г. была организована неправительственная общественная организация – МДФ [1. С. 5].

Деятельность МДФ направлена на изучение наследия Демидовых и поддержку научных исследований. Именно благодаря работе МДФ исследователям стали доступны журналы путешествий, письма и воспоминания членов рода Демидовых. Более того, большинство работ по коллекционной деятельности Демидовых было опубликовано в рамках проведения Демидовских ассамблей и деятельности проектов «Художественные коллекции Демидовых в музеях России»,«Памятники истории и языка. Наследие Демидовых».

Одной из первых комплексных работ на русском языке по исследованию демидовских коллекций стала статья 1993 г. Ю.П. Глушаковой «Демидовы в истории русско-итальянских культурных связей», которая затрагивает тосканский период в жизни Демидовых. Точную дату обоснования Демидовых в Италии назвать сложно, но, опираясь на работу Р. Ризалити, возьмем за точку отчета 1822 г. [2. С. 97].

Тосканский период охватывает деятельность четырех поколений Демидовых, которые проживали в Тоскане в общей сложности около 130 лет. Исследование Ю.П. Глушаковой содержит ценную информацию о культурной жизни Демидовых и формировании их коллекций. Часть произведений из коллекций позже попадает в российские и мировые музеи, другая же уходит в частные коллекции или вовсе теряется. В работе уделяется отдельное внимание деятельности П.Г. Демидова, который передал Московскому университету библиотеку и коллекцию минералов, скульптур и картин, образовав тем самым внутри университета Демидовский музей [3. С. 109].

Информация, полученная из данной работы, обозначает некоторые произведения из имеющейся на тот момент коллекции Демидовых и их историю. Стоит отметить, что тосканский период жизни Демидовых изучен наиболее полно благодаря работам не только итальянских, но и отечественных исследователей, к которым относятся М.Г. Талалай, Н.Г. Павловский, И.Н. Бочаров, О.Я. Неверов.

Другой важной работой, исследующей коллекции Демидовых, является публикация Е.В. Карповой на второй ассамблее МДФ в 1996 г. «Шедевры из Демидовских коллекций в русских и зарубежных музеях». \ Ссылка на статью редакции сайта http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=4&sm=19&t=85 \

Автор касается многих демидовских экспонатов и обозначает их местонахождение. Благодаря данной информации появилась возможность сгруппировать коллекционные произведения по музеям. Также Елена Вениаминовна одной из первых затронула «идею своеобразной «реконструкции» демидовского собрания на основе тщательного изучения архивных и литературных источников, аукционных и музейных каталогов» [4. С. 96], которая представляется автору данной статьи актуальной и значимой в настоящее время.

Позже, в 2003 г., Е.В. Карпова высказывает идею о необходимости составления «иллюстрированного сводного каталога памятников изобразительного искусства, входивших в демидовские коллекции» [5.C. 26].

Более того, в работе отмечены некоторые произведения из коллекций и обозначены спорные моменты при составлении каталога, на что безусловно стоит обратить внимание при будущих исследованиях.

В докладе М.Б. Пиотровского на ассамблее МДФ в 1997 г. представляется информация о произведениях из коллекций Демидовых, находящихся в Эрмитаже [6].

Автор упоминает о музыкальных дрожках, созданных демидовским крепостным Е.Г. Кузнецовым. Также в работе имеется информация о создании Демидовыми стиля, основанного на сочетании бронзы и малахита в прикладном искусстве. К этому стилю относится малахитовая ротонда, находящаяся в Эрмитаже.

Позже, в 2003 г., О.Я. Неверов в докладе «Памятники античной скульптуры из собрания Демидовых в Государственном Эрмитаже» на седьмой ассамблее МДФ снова затронет тему демидовской коллекции в Эрмитаже и таких ее экспонатов, как памятники античной скульптуры [7]. \ Ссылка на статью редакции сайта http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=4&sm=47&t=163 \

Благодаря данным исследованиям представляется возможным составление подробного описания демидовских коллекций в Эрмитаже и истории отдельных коллекционных экспонатов.

В докладе Т.М. Трошиной в 2001 г. на пятой ассамблее МДФ «Коллекции Демидовых в музеях и архивах Урала» снова находит свое отражение идея «реконструкции» собраний Демидовых [8]. \ Ссылка на статью редакции сайта http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=4&sm=44&t=147 \

Именно в данной публикации появляются сведения о реестрах коллекций Н.Н. Демидова, находящихся в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО). Благодаря тщательному изучению Т.М. Трошиной архивных материалов нам становится известно о многих картинах из коллекций Демидовых, в том числе и о картинах второй руки, выполненных русскими мастерами, о многочисленных изделиях из фарфора, серебра, хрусталя и бронзы, входивших в состав демидовского собрания. В работе содержится информация о том, что Н.Н. Демидов проводил каталогизацию собственных коллекций. В ГАСО представлены не только описи, составленные Н.Н. Демидовым, но также зарисовки отдельных экспонатов. Данная работа позволяет расширить информацию о произведениях из коллекций Демидовых.

На той же ассамблее МДФ в 2001 г. в докладе Ю.Я. Зек Н.Н. Демидов предстает перед нами как коллекционер с собственными творческими идеями, который не только покупал законченные вещи, но и делал заказы на изготовление предметов искусства [9].\ Ссылка на статью редакции сайта http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=4&sm=44&t=153 \

Благодаря работе прослеживается связь деятельности Н.Н. Демидова и одного из экспонатов в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Кроме того, до нашего сведения доводится тот факт, что многие заказанные Демидовым коллекционные предметы были представлены на парижских индустриальных выставках, поэтому каталоги выставок помогут отследить некоторые предметы этих коллекций.

Также в 2001 г. на ассамблее МДФ был представлен доклад Н.П. Прожогина о меценатской деятельности А.Н. Демидова. В работе отражена связь А.Н. Демидова с произведениями художника Карла Брюллова [10]. \ Ссылка на статью редакции сайта http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=4&sm=44&t=152 \

В 2003 г. в докладе «Никита Акинфиевич Демидов и Императорская Академия художеств» на седьмой ассамблее МДФ Г.И. Конькова представляет информацию о связи Н.А. Демидова с музеем Академии художеств и одним из его экспонатов – алебастровым слепком восточных дверей баптистерия во Флоренции авторства Л. Гилберти [11]. \ Ссылка на статью редакции сайта http://www.indf.ru/demidoff.asp?page=1&t=164&m=4 \

Благодаря детальному изучению исследователями многих предметов из демидовских коллекций реализация идеи иллюстрированного каталога видится вполне приемлемой.

В последние годы объектом изучения исследователей становится деятельность не только наиболее известных членов династии Демидовых, но и менее известных потомков.

Е.П. Пирогова в статье 2003 г. «Материалы о жизни П.А. Демидова и история его коллекций» представила биографические данные П.А. Демидова. В работе приводятся данные о покупке им Вишневецкого замка. Исследование Е.П. Пирогова также касается ялтинской выставки 1918 г., на которой появляются ранее не описанные шедевры демидовской коллекции.
\ Ссылка на статью редакции сайта http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21474/1/us2003-12.pdf \

Продолжила изучение деятельности П.А. Демидова Л.Н. Шиян в работе 2013 г. «П.А. Демидов и его роль в судьбе Вишневецкой резиденции». Любовь Николаевна обращает внимание, что П.А. Демидов перевез в Вишневецкий замок собственные коллекции из Перми, а также по возможности приобретал на аукционах раритеты из собраний замка. После продажи Вишневецкого замка П.А. Демидов перевозит свои коллекции и библиотеку в одно из крымских имений.
\ Ссылка на статью редакции сайта http://www.gramota.net/materials/3/2013/4-2/51.html \

Из исследований «краеведа и библиографа А. Анушкина» [12. С. 144] и Е.П. Пироговой нам стало известно, что коллекции сохранились в Крыму, но не в первозданном состоянии, а в единичных экземплярах.

Данные работы позволяют сделать вывод, что собрания в полном объеме не были увезены Демидовыми в эмиграцию (имеются сведения, что несколько книг из Вишневецкого замка находятся в Британском музее) [Там же. С. 149].

Е.Н. Алексеева в работе 2015 г. «Роль частных собраний в формировании музейных коллекций Крыма» фрагментарно касается произведений из коллекции П.А. Демидова и их местонахождения в музеях Крыма. Данные сведения позволяют дополнить географию демидовских коллекций.

Важной по своему содержанию для изучения коллекций Демидовых является статья Т.М. Трошиной «Визуальные объекты в материалах путешествий Демидовых по Европе» 2010 г. Обращаясь к «Журналу путешествия» Н.А. Демидова, письмам и журналам сыновей Г.А. Демидова, автор демонстрирует просвещенность Демидовых и их осведомленность в разнообразных явлениях культуры и истории, анализирует динамику взглядов на мир, проливает свет на формирование художественных коллекций [15. С. 203].

В работе говориться о приобретении предметов искусства во время путешествий как Н.А. Демидовым, так и сыновьями Г.А. Демидова, о проявлении интереса к истории музеев, музейных коллекций и изучению музейных практик Британского музея, усадьбы Хорэса Уолпола Стробери-хилл, Лондонской академии художеств. Данное исследование позволяет выстроить в хронологическом порядке приобретение Демидовыми предметов искусств, проследить их историю и выявить основные принципы выбора того или иного коллекционного экспоната.

Позднее в 2011 г. Е.П. Пирогова снова обратится к «Журналу путешествия» Н.А. Демидова. Анализ информации, полученной из публикации Е.П. Пироговой, подтверждает имеющиеся ранее сведения об авторстве (точнее, соавторстве) «Журнала». Соавтором, вероятнее всего, выступал секретарь Н.А. Демидова Н.И. Крымов, который также помогал во время путешествия в поисках произведений для коллекций Н.А. Демидова [16. C. 385].

Материалы статьи указывают на известные книжные магазины и антикварные лавки, услугами которой могли пользоваться Демидовы при поисках экспонатов для коллекций. Отметим, что Е.П. Пирогова продолжительное время занимается исследованием коллекций Демидовых, большой вклад в изучение книжных коллекций внесла монография автора «Библиотеки Демидовых: книги и судьбы» (2000 г.).

Важной с точки зрения получения новых сведений о демидовских коллекциях стала статья О.А. Мельчаковой в сборнике научных статей «Человек – Текст – Эпоха». Автор анализирует источники по истории формирования коллекций минералов Н.Н. Демидова, но материалы данной статьи позволяют установить экземпляры произведений искусств, которые входили в состав коллекций. Автор упоминает о том, что Н.Н. Демидов сохранял традиции, заложенные предками, а именно заказывал памятные сувениры из золота и платины, добытых на собственных приисках.

Заметим, что, по мнению автора, династия имела собственные традиции коллекционирования. Более того, О.А. Мельчакова, анализируя архивные документы из личного фонда Демидовых в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), приходит к выводу, что первые куски добытого Демидовыми золота были переработаны в церковную утварь, а позже переданы в дар Входо-Иерусалимскому храму в Нижнем Тагиле [17. C. 223].

Таким образом, становится возможным уточнение состава коллекций и местонахождения отдельных коллекционных предметов. Информация, полученная из данной статьи, позволяет представить также список контактов, которыми пользовались Демидовы при составлении собственных собраний.

В статье прослеживается связь с петербургским магазином драгоценностей купца Николо Лоренцини. В работе уделяется внимание и уральскому малахиту, который Демидовы использовали в качестве материала для собственных коллекций и поставляли в Европу. Заметим, что именно из этого материала выполнена Ротонда, находящаяся в Эрмитаже, о которой уже упоминалось в данной статье. По информации электронного ресурса Эрмитажа, «Ротонда с малахитовыми колоннами и куполом золоченой бронзы исполнена по заказу Н.Н. Демидова известной парижской фирмой П.-Ф. Томира в 1820–1830-х годах» [18].

Еще одной работой, касающейся демидовских коллекций предметов прикладного искусства, стала публикация О.Н. Силоновой в «Вестнике Челябинской государственной академии культуры и искусств». \ Есть на нашем сайте \

Исследование О.Н. Силоновой посвящено лакировальной фабрике Н.А. Демидова. На основе анализа документов из архивов (ГАСО и Российского государственного архива древних актов (РГАДА), автор приводит ранее неизвестные сведения. Важным открытием является тот факт, что лакировальная фабрика Н.А. Демидова была одной из первых уральских центров частной практики изготовления лакированных изделий (более ранней, чем мануфактура П.И. Коробова) [19. C. 186]. Основным моментом работы для данного реферата является замечание о том, что изделия на фабрике изготавливались эксклюзивно по заказам заводчика, а не для широкого круга.

Таким образом, образование лакировальной фабрики напрямую связано с коллекционной деятельностью Демидовых.

Увлечение Демидова искусством, следование европейской моде на лакированные изделия послужили стимулом для нововведений и новаторских решений в заводской деятельности.

Становление лакировальной фабрики Демидова – вклад в региональную культуру и развитие ремесла. Дальнейшие исследования данной темы позволят определить предметы из коллекций Демидовых, которые были изготовлены на лакировальной фабрике и, возможно, отследить их дальнейшую историю.

Рассматривая работы, посвященные коллекциям Демидовых, нельзя упускать из вида исследования зарубежных авторов, о которых было упомянуто в данной статье. Они играют важную роль в изучении тосканского периода жизни Демидовых-коллекционеров. Именно благодаря работам вышеупомянутых авторов исследован значительный объем данных, которые позволяют составить список произведений, входивших в коллекции Демидовых, обозначить отдельные предметы из коллекций знаменитой династии, проследить историю этих предметов. Большинство работ итальянских авторов было написано в период до 1991–1992 гг. (до образования МДФ), и многие из них изучены и проанализированы отечественными учеными, занимающимися изучением династии Демидовых.

В 1996 г. во Флоренции выходит работа Р. Арженциано, посвященная коллекциям Н.Н. Демидова в архивных документах Флоренции и Санкт-Петербурга. Материалы работы отражают состав коллекций Демидова с детальным описанием отдельных произведений. Исследование Р. Арженциано сыграло важную роль в изучении коллекций Н.Н. Демидова, а также может быть использовано в дальнейшем при составлении иллюстрированного каталога демидовских коллекций.

Одной из важных работ иностранных авторов, написанных в последние годы, стала публикация в выпуске № 4 журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры» (2010 г.), посвященная коллекционной деятельности Н.Н. Демидова. Статья Л. Тонини обобщает сведения из разных источников и ранее опубликованных работ. Большое внимание уделяется содержанию коллекций и кругу общения Демидовых- коллекционеров (не только Н.Н. Демидова, но и его отца Н.А. Демидова и сыновей П.Н. и А.Н. Демидовых).

На основе анализа материала статьи дополним список антикваров и торговцев искусством, с которыми поддерживали связи Демидовы, – Иньяцио Весковали, Дзелонни, Деполетти, Грегорио, Де Санти. В круг общения Демидовых, согласно информации, полученной из статьи, входили также представители искусства, которым Демидовы делали заказы, – А. Рослин, Ф. Шубин, Ф. Матвеев, Ф. Сибилио, Н. Морелли. Благодаря исследованию Л. Тонини частично адаптированы архивные документы, играющие важную роль при составлении каталога демидовских коллекций, – три описи коллекций Н.Н. Демидова: на французском языке (хранящаяся в Уральском историческом архиве), на итальянском языке (находящаяся в Архиве Суперинтендатства по художественному и историческому имуществу в Уффици), на русском языке (находящаяся в Фонде Дурново) [20.C.99].

Ранее исследованием описи на русском языке уже занималась Т.М. Трошина. Также информация об исследуемых Л. Тонини архивных источниках встречается и в издании «Частные коллекции Российской империи» О.Я. Неверова.

Сравнивая коллекции Н.Н. Демидова с другими европейскими и российскими коллекциями частных лиц, Л. Тонини выделяет основные группы художественных произведений из коллекций Демидова, отдавая первенство классическим скульптурам, далее в порядке значимости упоминаются итальянская, голландская и французская живопись. Уделяя основное внимание коллекционной деятельности Н.Н. Демидова в Италии, автор упоминает и о произведениях из коллекций его отца – Н.А. Демидова.

На основе анализа статьи Л. Тонини делаем выводы о степени изученности итальянского периода коллекционной деятельности Демидовых, о наличии важных источников, которые сыграют роль при составлении обобщенного каталога демидовских коллекций, об актуальности исследований в области коллекционной деятельности не только в России, но и в Италии.

В 2012 г. вышел сборник научных статей «Русская Тоскана». Автором сборника является флорентийский профессор Р. Ризалити. Составителем, редактором и переводчиком с итальянского языка выступил известный исследователь М.Г. Талалай. Профессор Р. Ризалити написал цикл работ, посвященных деятельности Демидовых в Италии. Работы в большей степени построены на ранее не изученных архивных источниках и редких книгах, что позволяет рассматривать некоторые вопросы деятельности Демидовых с новых ракурсов.

Работы Р. Ризалити включают биографические сведения о Демидовых, информацию о коллекционной, благотворительной и меценатской деятельности Демидовых в Италии. Материал, полученный из работ Р. Ризалити, активно используется отечественными учеными при изучении коллекций Демидовых и отражен в работах Е.В. Карповой, Е.И. Красновой, Т.М. Трошиной.

Таким образом, обзор исследуемых автором работ позволяет сделать вывод, что изучение коллекционной деятельности Демидовых на данный момент актуально в России и за ее пределами. Благодаря имеющимся научным исследованиям уже обозначена география демидовских коллекций – Россия, Италия, Англия, Франция, США.

Также авторами установлен ориентировочный круг общения Демидовых-коллекционеров, это антиквары и торговцы, Николо Лоренцини, Иньяцио Весковали, Дзелонни, Деполетти, Грегорио, Де Санти; представители культуры и искусства – Стендаль, А. Рослин, Ф. Шубин, Ф. Матвеев, Ф. Сибилио, Н. Морелли.

Более того, на основе полученных данных оказалось возможным составить ориентировочный список музеев, фонды которых содержат предметы демидовских коллекций. Однако существуют некоторые неизученные моменты. Многим исследователям, в том числе и автору данной статьи, видится необходимым составление каталога демидовских коллекций, возможно, иллюстрированного каталога, как предложила Е.В. Карпова. Также автор данной статьи предлагает составить иллюстрированную «карту» музеев, в которых находятся демидовские коллекции или отдельные произведения из коллекций. В дальнейшем «карта» может уточняться и расширяться. Каталог коллекций Демидовых и «карта» музеев помогут в реализации идеи организации выставки сохранившегося художественного наследия Демидовых, которую предложила Е.П. Пирогова в своей работе и о которой было упомянуто ранее в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Не словами, а делами // Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Классика, 2001. C. 5–6.

2. Ризалити Р. Русская Тоскана. СПб. : Алетейя, 2012. 192 с.

3. Глушакова Ю.П. Демидовы в истории русско-итальянских культурных связей // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода : сб. ст. М. : Рос. академия наук; Ин-т рос. истории, 1993. С. 105–127.

4. Карпова Е.В. Шедевры из Демидовских коллекций в русских и зарубежных музеях // Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Классика, 2001. C. 96–101.

5. Карпова Е.В. Проблемы каталогизации художественных произведений из коллекций Демидовых (проект «Художественные коллекции Демидовых в музеях России») // Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Классика, 2003. Вып. 2. C. 25–31.

6. Пиотровский М.Б. Эрмитаж и Демидовы // Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Классика, 2001. C. 123–126.

7. Неверов О.Я. Памятники античной скульптуры из собрания Демидовых в Государственном Эрмитаже // Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Классика, 2003. Вып. 3. C. 31–36.

8. Трошина Т.М. Коллекции Демидовых в музеях и архивах Урала (проект «Художественные коллекции Демидовых в музеях России») //
Альманах Международного Демидовского фонда. М. : Классика, 2003. Вып. 2. C. 35–42.

9. Зек Ю.Я. Николай Никитич Демидов (1773–1828) – коллекционер и меценат // Альманах Международного Демидовского фонда. М. :
Классика, 2003. Вып. 2. C. 69–73.

10. Прожогин Н.П. Карл Брюллов и Анатолий Демидов (К истории меценатства) // Альманах Международного Демидовского фонда. М. :
Классика, 2003. Вып. 2. C. 64–69.

11. Конькова Г.И. Никита Акинфиевич Демидов и Императорская Академия художеств // Альманах Международного Демидовского фонда. М : Классика, 2003. Вып. 3. C. 37–45.

12. Пирогова Е.П. Материалы о жизни П.А. Демидова и история его коллекций // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екате- ринбург : УрГУ, 2003. Вып. 5. С. 138–149.

13. Шиян Л.Н. П.А. Демидов и его роль в судьбе Вишневецкой резиденции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 4 (30). С. 209–212.

14. Алексеева Е.Н. Роль частных собраний в формировании музейных коллекций Крыма // Apriori. Серия: гуманитарные науки. 2015. № 3. URL: www.apriori-journal.ru

15. Трошина Т.М. Визуальные объекты в материалах путешествий Демидовых по Европе // Известия Уральского государственного универ- ситета. 2010. № 1 (71). С. 203–211.

16. Пирогова Е.П. История издания «Журнала путешествия» Н.А. Демидова 1786 г. и его распространение в России, Европе, Америке // Проблемы истории России. Вып. 9: Россия и Запад в переходную эпоху от Средневековья к Новому времени. Екатеринбург, 2011. С. 384–397.

17. Мельчакова О.А. Источники по истории формирования коллекций минералов Н.Н. Демидова в 1823–1827 гг. // Человек – Текст – Эпо- ха : сб. науч. ст. Томск, 2011. С. 220–248.

18.http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/locations/room/B10_F2_H192 (дата обращения: 19.01.2017).

19. Силонова О.Н. Господская лакировальная фабрика Демидовых. Первый опыт реконструкции истории XVIII – начала XIX века // Вест- ник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 2 (30). С. 186–189.

20. Тонини Л. Русский коллекционер в Италии. Николай Демидов во Флоренции в начале XIX века // Дом Бурганова. Пространство культу- ры. 2010. № 4 (30). С. 94–113.