ТАГИЛЬСКИЙ МАЛАХИТ И МАЛАХИТОВАЯ ФАБРИКА А.Н. ДЕМИДОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ТАГИЛЬСКИЙ КРАЕВЕД № 20 июнь 2010

ХЛОПОТОВА Н. И.

ТАГИЛЬСКИЙ МАЛАХИТ И МАЛАХИТОВАЯ ФАБРИКА А.Н. ДЕМИДОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В конце XVIII — первой половине XIX века уральский малахит появился в палитре европейских мозаичников. Факт этот целиком обязан русскому каменному рынку и, в частности, предпринимательской деятельности Николая Никитича Демидова. Он скупил малахит Гумешевского рудника у его владельца А.Ф. Турчанинова, а затем и у его наследников за 300-500 рублей пуд, и вывозил его огромными партиями на своем корабле через Тулон в Париж, Рим, Флоренцию, Неаполь. В этих городах десятки мастерских, работая по его заказам, готовили сотни вещей для продажи через многочисленных комиссионеров в Европе и России. Изделия из малахита отличались пышностью и изяществом. Пластинками малахита оклеивали все: столы, вазы, камины, пьедесталы под статуи, статуэтки, канделябры и т.п.

С 1808 по 1828 год (год смерти Николая Никитича Демидова) на него работали мастерские ювелиров Легри, Одио, Филиппьери в Париже; фирма «Ботт» и «Моин» в Женеве; мозаичник из Рима Джоакино Барберини, ученик Кановы — скульптор Адамо Тадолини; мозаичники Морелли — отец Николай и сын Станислав. На протяжении 12-13 лет заказы Николая Никитича Демидова выполняла фирма прославленного бронзовщика Франции Томира. В 1816 году Н.Н. Демидов заключил с ней контракт на изготовление больших малахитовых ваз Медичи.

Рисунки ваз делал каррский скульптор — Карло Кастельподжи. Крупные мозаичные и ювелирные работы выполнял итальянский мастер-малахитчик Сибилио Франческа. Готовые вещи Н.Н. Демидов продавал через Лери в Париже, через фирму Гарта «Деври и сын» в Амстердаме, через неаполитанцев Гандоло Микеле и др. Основная же масса вещей шла в Россию через Николо Лоренцини.

Успех побудил Н.Н. Демидова купить на Невском проспекте магазин, который был оформлен на имя Н. Лоренцини. В 1808 году в доме Николая Демидова была лишь одна малахитовая прямоугольная табакерка в золотой оправе, а в 1815 году уже тридцать вещей. Это столы большие и малые, вазы с золоченой бронзой, чаши, светильники, ювелирные изделия и т.п. Уже в первые десятилетия XIX века Николай Никитич Демидов выдвинулся как обладатель богатейшего собрания малахитовых вещей европейской работы.

В 1815 году в Русском отделе Всемирной выставки в Лондоне экспонировался «малахитовый кабинет», сделанный специально к выставке мастерами фабрики малахитовых изделий Анатолия Николаевича Демидова в Петербурге. Снискавший восторженную оценку современников, малахитовый кабинет единодушно был признан «самым достопамятным и необыкновенным явлением в истории промышленности»

Для Лондонской выставки изготовили целую коллекцию малахитовых изделий: двери высотой 6 аршин, оцененные в 6635 тыс. рублей; четыре большие вазы, несколько маленьких ваз; четырехугольный и круглый столы, кресла, стулья, пресс-папье, подставки для бронзовых часов и т.д. Всего на фабрике для отправки в Лондон изготовлено 76 вещей на сумму 131910 рублей.

Парад малахитовых вещей вылился и в турнир мастерства русских мозаичистов, которые явили миру вершину мастерства, поразив даже самую пристрастную публику красотой материала, разнообразием форм, качеством обработки камня, что «составляет невиданное до сих пор явление в искусстве» — писали обозреватели.

«Русский художественный листок» №13 за 1 мая 1851 года, издаваемый В. Тиммом, писал: «Предметы… обращают на себя внимание изящной отделкой и рисунком в камине. Исключая шести стульев, особенно замечательны по своему величию и цене малахитовые двери, стоящие 35 тыс. серебром; четыре большие вазы различного вида ценою от 15 до 12 тыс. серебром, камин-10 тыс.серебром и др.»

20 июня Санкт-Петербургские ведомости № 136 за 1851 год писали: «… исполинская малахитовая дверь, обложенная по сторонам бархатом гранатового цвета… могла бы служить великолепным украшением во дворце самого могущественного государя».

Санкт-Петербургские ведомости №165 от 26 июля 1851 года: «Русское сердечное спасибо господам Демидовым за их выставку. Они не щадили трудов, не убоялись значительных издержек и явились с богатыми произведениями своими на суд Всемирной выставки Русскими богатырями. Посетители Хрустального Дворца, глядя на разнообразие выставляемых господами Демидовыми малахитовых изделий, не могут не удивляться изобилию Русской земли и смышленности Русского человека, умеющего пользоваться ее дарами»

Малахитовая фабрика Анатолия Николаевича Демидова находилась в Петербурге, на Васильевском острове по третьей линии за Малым проспектом в доме №18. Вход в нее был устроен с Набережной Малой Невы.

Мысль открыть фабрику возникла в 1847 году, и была продиктована огромными запасами малахита шахты «Надежной» в Н.Тагиле. Все работы выполнялись мальчиками из крестьянских семей. Дети в возрасте от 14 до 17 лет были набраны по деревням Мышцы, Малой и Большой Пексил, Сидово, Сорокина и в мае 1847 года отправлены в Петербург.

Работы на фабрике велись под началом Л. Жоффрио. Его имя встречалось часто на страницах русских и иностранных промышленных технических и мануфактурных журналов, как создателя целого ряда приспособлений.

С апреля по октябрь 1847 года ведутся работы по устройству фабрики. Ее обустраивали пятеро: главный архитектор Леопольд Жоффрио, приглашенный Демидовыми из Флоренции, столяр Муратов, плотник Калистратов, штукатур Коровский и печник Яковлев. Работы были закончены к 1ноября 1847 года и обошлись в 4696 рублей. А 15 июля 1847 года один из распорядителей Петербургской конторы Демидовых Н.Ф. Никерин по распоряжению директора конторы Антона Ивановича Кожуховского предписывает Ерахтурской вотчине «… набрать 10 крестьянских детей по добровольному их согласию для работы на фабрике с тем, чтобы они будут содержимы на всем готовом и по мере успехов могут поступать в подмастерья и мастера на жалованье.

Мальчики поступали в ученье к господину Жоффрио. Поставка малахита для работы Жоффрио была по цене в среднем 100 рублей за пуд, хотя делилась по четырем категориям от 155 до 60 рублей за пуд. Продажа малахита частным иностранным лицам велась на 20% дороже.

25 июля 1847 года фабрика начала свою работу, получив первую партию малахита более 12 пудов, и к 11 ноября под руководством Жоффрио была окончена работа над малахитовым камином в стиле Людовика XV для графа Закревского, который заплатил 3944 рубля. Золоченая бронза камина и установка его в доме были выполнены под руководством И. Дюваля.

В январе 1848 года фабрика изготовила крупный малахитовый стол, ценою 600 рублей серебром, который был отправлен в Москву для А.С. Мельгунова.

В марте 1848 года вновь набираются мальчики-ученики для фабрики. С появлением в ноябре 1848 года изобретенной Жоффрио машинки для обрезки малахитовых плиток родился новый тип малахитовой мозаики, названной «швом Жоффрио» или «мозаикой Жоффрио»

4 марта 1851 года для публики в доме Ильиных на Большой Садовой открылась выставка выигрышной каждогодней лотереи в пользу Санкт-Петербургских детских приютов. Анатолием Николаевичем Демидовым был выставлен на лотерею малахитовый стул.

23 — 27 апреля 1851 года Главное Управление господ Демидовых распорядилось открыть выставку малахитовых изделий тех, что должны быть отправлены в мае в Лондон. Выставка находилась «при самой фабрике на Васильевском острове, в третьей линии, за Малым проспектом в собственном доме господ Демидовых под №18». Посетители допускаются по билетам и в приличной одежде. Верхнее платье оставляется при входе. Билеты будут выдаваться безденежно и по вышеназначенному адресу.

10 октября 1853 года волостное начальство Ерахтурской волости уведомлялось в том, что «по случаю закрытия в малахитовой фабрике 11 мальчиков отпущены домой». А 20 октября эти юноши благополучно прибыли в свои родные места. Двое из Ерахтурских детей были оставлены при службе в доме Демидовых.

В октябре 1853 года фабрика малахитовых изделий Анатолия Николаевича Демидова прекратила свою работу.

Итоги работы фабрики были подведены 1 мая 1858 года.

За годы ее работы создана малахитчиками уникальная антология мозаичных форм: стулья, вазы, камины, письменные столы, кресла, кресты, пресс-папье, чернильницы, часы, канделябры, подсвечники, лампы, порт-плюм, чашечка и т.д. на сумму 44806 реблей серебром. Подарено от имени Анатолия Николаевича Демидова разным лицам малахитовых вещей на сумму примерно 25 тыс. рублей.

Выполнено заказов для Авроры Карловны Карамзиной на сумму 1162 рубля; для Павла Николаевича Демидова камин за 5230 рублей и т.д.

Всего фабрика изготовила по заказу Анатолия Николаевича Демидова изделий на сумму 126 тыс. рублей серебром — чуть меньше, чем затраты на колонны и пилястры Исаакиевского Собора. Неоконченными остались по его же заказу трикресла и две колонны.

В 1908 году нижнетагильский житель И.М. Решетников в пределах своей усадьбы встретил малахитосодержащие глины.

К 1910 году малахит обнаружен на усадьбах мастеровых, находившихся по берегам речки Рудянки. Эти усадьбы были арендованы или скуплены Решетниковыми и частными промышленниками братьями Треуховыми.

Между улицами Малой Рудянской и Большой Рудянской в 1912 году были заложены скважины и начались разведывательные работы, которые дали господам Треуховым и малахит, и нить к дальнейшим поискам.

Обе шахты — и Решетниковская, и Треуховская имеют «сильно железистые глины с черной медной рудой, желваками малахита и жеодами либетенита. Месторождение стало называться Треуховско-Решетниковское.

В 1916 году господином Треуховым закладывается шахта на участке Коровина, а месторождение малахита стало называться Коровинско-Решетниковским.

В 1921 году за Решетниковской шахтой упрочилось имя «Малахитовая». В 1922-1923 годах из-за сильного притока воды речки Рудянки работы были приостановлены. В 1924 году часть месторождения отводится под добычу малахита трудовой артели «Рудокоп»

Итак, северная часть месторождения малахита — Коровинская, южная -Решетниковская и третья, западная — Ключевская часть. Все они — в черте юго-западной окраины Нижнего Тагила, а середина — их разделяет речка Рудянка. Месторождение малахита граничит с известняком Высокогорского месторождения.

В 1930-х годах на Ключевском участке площадь была завалена пустыми породами, а в 1936 году отвалы добавила шахта «Майская». Таким образом, месторождение было погребено под многометровым слоем отходов, и часть его была отдана под городскую застройку.

Разведками 1960-х годов установлено, что все три месторождения — единая карстовая впадина, общего уклона к реке Рудянке, а в районе улицы Штурмовая выходит к поверхности.

Итог: На бывших покосах под «железной шляпой» было обнаружено «сокровище — малахит высоких декоративных качеств.

На первых порах до 1918 года разработка велась старателями, а в советское время двумя шахтами «Малахитовая» и «Майская» и трудовой артелью «Рудокоп», основанной в 1924 году.

В настоящее время на части месторождения — жилой массив (или часть массива) Гальяно-Горбуновский, ближе к району Голого Камня и Ключами, а на другой части месторождения, может быть, пансионат «Аист». И на месте третьей части — выработки открытой разработки, т.е. карьер, напротив Главного карьера ВЖР.