РУССКИЙ МАЛАХИТ В КОЛЛЕКЦИЯХ АМЕРИКАНСКИХ МИЛЛИАРДЕРОВ: ОТ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК ДО СОВЕТСКИХ РАСПРОДАЖ 1920-х–1930-х годов

Журнал ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ 2017 №2 \21\

Национализация художественных коллекций после Октябрьской революции привела к их массовым распродажам. В статье рассмотрены основные этапы знакомства американских миллиардеров с уральским малахитом, в результате которых к 1920-м годам сформировался спрос на этот вид выставленного на продажу советскими «антикварами» товара. Выводы проиллюстрированы анализом провенанса конкретных произведений из собраний музеев и частных коллекций, материалами Всемирных выставок и сведениями из каталогов аукционов.

Будрина Людмила Алексеевна искусствовед, кандидат искусствоведения в области камнерезного и ювелирного искусства. Член ассоциации искусствоведов.зав. отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ
Город: Екатеринбург

РУССКИЙ МАЛАХИТ В КОЛЛЕКЦИЯХ АМЕРИКАНСКИХ МИЛЛИАРДЕРОВ: ОТ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК ДО СОВЕТСКИХ РАСПРОДАЖ 1920-х–1930-х годов

Последовавшие за революционными событиями 1917 г. национализация и распродажи культурных ценностей из русских императорских и частных коллекций [см., например, 1] насытили художественный рынок не только иконами, произведениями русских ювелиров и картинами старых мастеров.

У покупателей из Нового света существенным спросом пользовались предметы, несущие на себе отпечаток имперского стиля – такие, как созданный во Франции декор интерьера (мебель, шпалеры, ковры) или работы русских камнерезов. Среди последних особенно выделялись изделия с лазуритом и малахитом,пользовавшиеся повышенным интересом к ним покупателей.

История формирования у американской обеспеченной публики спроса на предметы из уральского камня и его удовлетворения можно условно разделить на три волны, связанных с разными событиями, способствовавшими перемещению работ русских камнерезов за океан.

Первый этап, который условно можно назвать знакомством, приходится на Всемирную филадельфийскую выставку в 1876 г. Русский малахит на этом смотре представляло единственное предприятие – частная фабрика Федора Верфеля и Иоганна Гессериха.

Предприятие художественной бронзы «Верфель и Гессерих» было основано в Петербурге в 1842 г. [2; 3, с. 87-88]. Одним из направлений его работы становится обработка цветного камня, прежде всего – уральского малахита, байкальского лазурита, украинского лабрадорита и сибирского нефрита. Работа с этими материалами оставалась важным аспектом деятельности фирмы на протяжении пяти десятилетий.

Так, известно, что на Всероссийской выставке в 1849 г. среди экспонатов стенда Верфеля выделяют «Бронзовые часы, канделябры и другие вещи, большею частью с малахитом» [4, с. 60], а в 1900 г. мастера этого предприятия принимают участие в реставрации малахитового убранства Исаакиевского собора [5, с. 74].

Опубликованные материалы о выставке позволяют оценить ассортимент предложения фирмы, в котором значительное место занимают столы и, особенно, круглые геридоны на бронзовых ножках и многочисленные небольшие предметы – вазы, пресс-папье, шкатулки [6, с. 98, 316, 318; 7, с. 370-371]. Особенностью этих работ является разнообразие форм ножек и включение в их декор медальонов с кабошонами малахита.

Не меньшей популярностью пользовался и традиционный «имперский» модельный ряд, состоящий из крупных ваз форм «медичи» и овоидной.

Значительная часть узнаваемых по фотографиям выставки произведений сегодня, к сожалению, утратила не только авторство, но и связь провенанса с выставкой 1876 г. Между тем, нам удалось выявить несколько предметов, приобретенных американскими покупателями в Филадельфии на стенде «Верфеля и Гессериха». Один из них, значительного размера ваза «медичи», находится в настоящее время в поместье «Вязы» в Ньюпорте. Произведение было передано в 1962 году из семьи, купившей его на Филадельфийской выставке.

Второй предмет, уверенно идентифицируемый среди экспонатов стенда «Верфеля и Гессериха» – стол-геридон на витой бронзовой ножке с оригинальной формой опор и сохранившейся наклейкой о приобретении на выставке, недавно пополнил российскую частную коллекцию.

К последней трети XIX в. императорские гранильные фабрики почти полностью прекратили выпуск предметов с малахитом, многочисленные частные предприятия также старались оптимизировать производства и выпускали, в основном, шкатулки и пресс-папье. Между тем, спрос на эффектные крупные работы с уральским камнем у американского покупателя рос одновременно с увеличением капиталов и все большим интересом к участию в жизни европейского высшего общества.

Неудивительно, что в такой ситуации работающие по заказам американцев дилеры проявляют особый интерес к распродажам имущества виллы Демидовых, князей Сан-Донато.

Ярким примером может служить монументальная малахитовая ваза «медичи» с ручками золоченой бронзы в виде фигурок крылатых богинь, созданная в парижском ателье Пьера-Филиппа Томира в 1817-1819 гг. [8, с. 658]. На аукционе 1880 г. она была приобретена для Корнелиуса Вандербильта, завершавшего обустройство своего нью-йоркского особняка на Пятой авеню [9]. Более полувека это произведение встречало посетителей в парадном мраморном холле дома, пока в 1944 г. не было передано в коллекцию Метрополитан музеум.

Рубежом 1880-1890-х гг можно датировать малахитовые приобретения еще одного американского миллионера. Чарльз Тайсон Йеркс, блестящий американский финансист, активный участник инвестиционных проектов по организации системы общественного транспорта в Чикаго, строитель и модернизатор значительной части лондонского метро, стал прототипом Фрэнка Алджернона Каупервуда, главного героя «Трилогии желания» Теодора Драйзера.

На момент смерти Йеркса в 1905 г. в его доме была собрана целая коллекция произведений из уральского камня. Подробное представление об этой части коллекции можно получить из иллюстрированного каталога распродажи, состоявшейся спустя семь лет.

Заслуживает внимания тот факт, что в описании многих малахитовых предметов сделана пометка: «из знаменитой коллекции князя Демидова». Так, в доме Йеркса оказались предметы из уникального малахитового сюрту, исполненного Томиром по заказу Н.Н. Демидова в 1822-1824 годах, канделябры, часы, чаши [10, лоты 393-397].

Сформированный таким образом в кругах богатых американцев вкус к имперской роскоши малахита проявляется и в приобретениях 1920-1930-х годов. Ярким примером такого собирательства является коллекция музея и поместья Хиллвуд, созданная его основательницей Марджори Мэриуэзер Пост. Приобретения, сделанные во время ее визита в Россию в качестве супруги посла США в Москве в 1937- 1938 гг. и дополненные во время службы Джозефа Дэвиса послом в Бельгии (1938- 1939), легли в основу богатейшего собрания русского искусства.

Интерес коллекционера к уральскому камню выразился уже в бельгийский период в создании в посольстве США «малахитовой комнаты» с произведениями из этого материала [11]. Так, к этому времени относятся приобретения нескольких крупных малахитовых столов. Один из них, круглый, на бронзовых ножках в виде кариатид, близок в своем решении к предмету из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Другой, скорее всего приобретенный в Бельгии, происходит из знаменитой коллекции малахитовых произведений, подготовленных собственной малахитовой фабрикой Демидовых для экспонирования в Лондоне на Всемирной выставке в 1851г. [12, с. 277-278].

Любопытно отметить, что позднее в собрании музея Хиллвуд, основанного Марджори Мэриузер Пост оказалась пара малахитовых чаш, ранее входивших в собрание Ч.Т. Йеркса.

На волне постреволюционных распродаж в США из Европы попал еще один предмет из уже упомянутой коллекций лондонской выставки – элегантная ваза «медичи» с обильным декором в виде виноградных лазы и листьев. Это произведение, ныне находящее в собрании Лайтер-музеум в Сан-Огастене, находилось до 1934 г. в чикагском доме Вашингтона Портера [12, с. 284-285].

Cохраняющийся интерес к оригинальному сочетанию насыщенного цвета и богатого рисунка малахита на фоне истощения рынка подлинных произведений из русского камня спровоцировал появление на рынке интерьерного декора США нового явления.

С конца 1940-х гг. в работах ведущего дизайнера Тони Дюкетта широкое распространение получили расписанные «под малахит» предметы мебели и интерьерный текстиль с запатентованным им принтом «джемстон», повторяющим рисунок малахита.

Успех подобного дизайна убедительно свидетельствует о том, что за три этапа знакомства американского рынка с русским малахитом был сформирован устойчивый интерес к этому направлению отечественного камнерезного искусства и сложились богатые коллекции произведений. Более пристальное их изучение не только обогатит общее представление об истории декоративно-прикладного искусства, но и позволит лучше понять механизмы создания образов-символов, одним из которых безусловно является уральский малахит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Treasure into tractor. The Selling of Russian’s Cultural Heritage, 1918-1938. – Washington: Hillwood Estate, Museum & Gardens, 2009. – 424 p.

2. Пальшина А. Бронза и камень Карла Верфеля. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2004. № 7/8 (19), Июль-Авг. – С. 42–49

3. Скурлов В.В. Фаберже Т.Ф. Список сотрудников фирмы Фаберже. // Фаберже Т.Ф., Горыня Ф.С., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства. – СПб.: Лики России, 2012. – 712 с.

4. Указатель С.-Петербургской выставки изделий промышленности Российской империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского в 1849 г. –СПб, 1849 – 104 с.

5. Семенов В.Б. Малахит. В 2-х т. Т. 2. Хроника, документы, комментарии. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987. – 140 с.

6. Official catalogue / United States centennial commission, International exhibition, 1876, [Philadelphia]. In 2 vol. Vol. 1. – Philadelphia, 1876. – 429 p.

7. The Centennial Exhibition. VII. // The Art Journal, New Series, Vol. 2. – 1876. – p. 370-371.

8. Зек Ю.Я. Николай Никитич Демидов и его заказы французским бронзовщикам (1801-1828 гг.). // Демидовский временник. Исторический альманах. Книга II. – Екатеринбург: Демидовский институт, 2008. – С. 635-697.

9. Remington P. The Story of a Malachite Vase. // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. New Series, 3.6.-February 1945. – Р. 142–145.

10. Illustrated catalogue of the valuable art and other property, principally objects retained from the famous collection formed by the late Charles T. Yerkes. – New York, 1912.

11. Zeisler W. Hillwood’s Hardstone Collection. // Материалы научной конференции «Камнерезное искусство» 8-10 октября 2015 года: сб. статей. – СПб.: Культурно-исторический фонд «Связь времен», 2016. – С. 119-125.

12. Будрина Л.А. Малахитовая фабрика Демидовых: по следам экспонатов первой Всемирной выставки (Лондон, 1851). // Демидовы в России и Италии. Опыт взаимного влияния российской и европейской культур в XVIII-ХХ вв. на примере нескольких поколений семьи Демидовых. – М.: Издательский центр «Концепт-Медиа», 2013. – С. 259-293.