ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ЧАСТНЫХ ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ УРАЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Журнал ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ 2011

Черноухов Э А.

На примере крупных частных горных округов Урала в первой половине XIX в. рассматриваются попытки решения сложной проблемы найма и адаптации квалифицированных учителей.

ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ЧАСТНЫХ ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ УРАЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В первой половине XIX в. проблема квалификации учителя крайне остро стояла практически во всех начальных учебных заведениях Урала. Широко привлекаемое к обучению духовенство, по меткому замечанию известного уральского общественного деятеля и краеведа Н. К. Чупина, обычно не имело «либо свободного времени для преподавания, либо охоты к нему, либо соответствующего образования».

Закреплению в этих учебных заведениях квалифицированных гражданских лиц препятствовали низкий социальный статус и маленькое жалованье учителей при большом числе учеников в классах.

При остром недостатке специалистов Министерство народного просвещения разрешало занимать учительские места в приходских училищах всякому, обладающему знаниями по курсу и имеющему свидетельство о нравственной благо- надежности. В частных школах это позволялось даже крепостным.

В рассматриваемый период на значительной части Урала важную роль играли частные горнозаводские школы (училища). Уже на рубеже 1830—1840-х гг. в каждом из частных горных округов региона действовало, как минимум, одно училище. Подавляющее большинство из них было общеобразовательными учебными заведениями, находящимися на полном содержании заводовладельцев. Они традиционно уделяли особое внимание училищу при центральном заводе округа (имения).

Первоначально для преподавания практически во все созданные частные горнозаводские школы Урала были определены местные священники и престарелые служители, уже неспособные к занятию «ответственных» должностей. Большинство из них были явно не готовы к этой миссии. Ей не соответствовали и многие выпускники этих учебных заведений, которые вскоре также стали активно привлекаться к обучению.

Недостаток квалифицированных учителей стал одной из важнейших причин слабых результатов деятельности частных горнозаводских школ в начальный период их деятельности.

Так, владелец Нижнетагильского округа Н. Н. Демидов в первые два десятилетия XIX в. регулярно выражал недовольство качеством обучения в Выйском училище1. Эти оценки основывались на слабых знаниях воспитанников, присылаемых по его требованию с Урала. Главным виновником этого заводовладелец считал учебный персонал. В письме нижнетагильским приказчикам 1821 г. он сетовал на то, что в первые два десятилетия деятельности Выйского училища ему «не попадался достойный учитель» [7. С. 89—90].
Похожее положение в тот период времени было и в других частных горнозаводских школах Урала.

Так, в Чермозском училище Лазаревых первыми старшими учителями стали местные священники Е. Сапожников и Г. Матвеев. Им помогали в преподавании его лучшие воспитанники. Последние при первом удобном случае пытались определиться к другим служительским должностям, более выгодным в материальном плане [2. С. 100—102].

Это стремление нашло яркое отражение в донесении помощника учителя Чермозского училища М. А. Кирпищикова2.

В 1852 г. он просил перевести его в Главное правление имения или на другую служительскую должность, где его сверстники «уже давно порядочные деловые люди». Ведь учитель вынужден был жить исключительно на жалованье, не имел возможностей для так называемых «дополнительных доходов», традиционно извлекаемых многими служителями различными неправедными путями. Причем об этом широко распространенном здесь произволе прекрасно знали и сами заводовладельцы, но, уже давно не проживая на Урале, с ним в определенной мере смирились [9. С. 345].

Первым решил нанять «постороннего» (для заводов) квалифицированного учителя в Выйское училище Н. Н. Демидов. Однако сделать это было не так просто. В тот период времени в заводских поселках края, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, царили весьма «дикие» нравы, во многом основанные на прямом насилии. Н. Н. Демидов отмечал, что образованному «человеку, который воспитан в столице, в губернском городе трудно привыкнуть к такому образу жизни».

Однако хорошие условия контрактов способствовали привлечению «посторонних» специалистов. Нижнетагильские Демидовы определяли главному учителю до 1,5 тысяч рублей годового жалованья, бесплатные квартиру с при- слугой и проезд в обе стороны. Он имел и возможность получения ежегодных денежных наград. Отметим, что в тот период местные крепостные помощники учителя на Урале получали всего по 100—150 рублей, а годовое жалованье немногочисленных гражданских преподавателей в казенных горнозаводских школах региона составляло 240 рублей [7. С. 91].

Первыми «посторонними» учителями в Выйском училище стали еще молодые люди, не имевшие семьи и испытывавшие материальные трудности (А. Ф. Аноев, Р. Н. Никитин, И. Штицинг), а также лица с несложившейся судьбой (Е. М. Мосцепанов). Причем все из них не смогли «прижиться» на заводах и быстро покинули округ. Во время отсутствия квалифицированных главных учителей их должность временно исполняли местные священники, престарелые заводские служители или выпускники самого Выйского училища.

Последнее не устраивало Н. Н. Демидова. Так, в письме Нижнетагильской заводской конторе от 10 марта 1828 г. он категорически не соглашался с назначением местного священника на должность главного учителя Выйского училища. Н. Н. Демидов объяснял это невозможностью для него эффективно совмещать обе должности и необходимостью держать учеников в строгости, в том числе иногда наказывать их за проступки, что «несогласно со званием священника». Поэтому для Выйского училища продолжали искать «посторонних» специалистов [7. С. 92—94].

Владельцы других крупных частных округов региона первоначально традиционно ориентировались на подготовку учителей из своих крепостных служителей. Для этого использовались различные учебные заведения. Так, А. И. Яковлев в 1823 г. привлек к обучению в Верх- Исетском училище своего крепостного служителя А. В. Лоцманова, получившего образование в двух московских пансионах [8. С. 112].

Двое воспитанников Лазаревых Ф. Чирков (выходец из мастеровых) и Н. Чернов в конце 1820-х гг. прошли обучение в Строгановской школе горнозаводских наук в Санкт- Петербурге. После этого они были привлечены к преподаванию в Чермозском училище [2. С. 30—33].

Со второй половины 1830-х гг. владельцы крупных частных горных округов Урала стали активнее привлекать для преподавания «посторонних» учителей или более основательно готовить к нему местных воспитанников. Этому способствовал и начавшийся переход части горнозаводских школ Урала в ведение Министерства народного просвещения (при сохранении полного финансирования заводовладельцами).

Лучшим на горнозаводском Урале считалось Выйское училище. Здесь уже с 1833 г. удалось решить проблему главного учителя, являвшегося и его смотрителем. Эту должность вплоть до реорганизации училища в 1862 г. занимали лица, получившие полное среднее и даже высшее образование. Большинство из них проработали здесь значительный период времени (Е. В. Миронов, А. П. Ерофеев, Р. М. Рябов). Этому во многом способствовало то, что все они были местными уроженцами, лучше адаптировавшимися к условиям жизни в горнозаводском поселке [7. С. 94—96].

Следует сказать и о несостоявшемся руководителе Выйского училища. В 1859 г. сюда на должность учителя математики по приглашению П. П. Демидова из столицы приехал К. П. Поленов. Он окончил Московский университет и геодезическое отделение Академии Генерального штаба и перебрался на Урал, из-за материальных затруднений. Планировалось, что Поленов станет директором в преобразованном учебном заведении. Однако тот сразу увидел, что «учительство не сахар», невыгодно в материальном плане и вскоре перешел на «заводскую службу».

В 1864—1902 гг. Поленов служил управителем Нижнесалдинского завода, где проявил себя и как изобретатель [6].

К привлечению посторонних педагогов прибегли и другие просвещенные владельцы крупных частных округов Урала. В Верх-Исетском училище с 1836 г. главным учителем несколько десятилетий работал С. И. Ивановский. Этот выпускник Казанской семинарии, служивший в уездном училище при Пермской гимназии, был привлечен к переезду материальными соображениями. Ему было определено годовое жалованье в 2 000 рублей ассигнациями, бесплатные комнаты для проживания с отоплением и освещением, лошадь, экипаж, сено для двух коров [8. С. 114].

А. В. Всеволожский в 1844 г. нанял для училищ своего Пермского имения выпускников Гатчинского сиротского института П. И. Иванова и П. Ф. Федорова. В заключенных контрактах им определялось по 350 рублей серебром годового жалованья, квартиры с отоплением и освещением и дополнительно по 100 рублей вместо прислуги.

Лазаревы традиционно продолжали ориентироваться в преподавании на своих воспитанников. Но теперь их учителя сдавали соответствующие экзамены в Пермской гимназии. Преподавательский состав в Чермозском училище отличался завидной стабильностью. Здесь несколько десятилетий проработали учителями два его крепостных выпускника М. Т. Мальцев и К. А. Кетов. Они получали годовое жалованье 280—350 рублей серебром (с 1844 г. оно было повышено до 482 рублей), имели ежегодные денежные награды по 15—30 рублей и бесплатные натуральные «надбавки»: провиант, дрова, свечи, сено. Это было несколько меньше, чем у вольных учителей Выйского и Верх- Исетского училищ (2 000 рублей ассигнациями и натуральные надбавки включая прислугу), но значительно выше, чем у местных крепостных помощников этих учебных заведений (150—300 рублей ассигнациями и провиант)[9. С. 345].

В целом просвещенным заводовладельцам в 1830—1850-х гг. постепенно удалось решить проблему найма и адаптации квалифицированных учителей для училищ, расположенных в центрах крупных горных округов Урала (Верх- Исетском, Выйском, Пожевском, Чермозском). Этому во многом способствовали привлекательные в материальном плане условия контрактов. Они предоставляли главным учителям жалованье и натуральные надбавки на уровне среднего управленческого персонала. Длительные сроки здесь проработали в основном местные уроженцы, лучше адаптировавшиеся к специфическим условиям жизни в горнозаводских поселках.

Однако эти позитивные перемены произошли только в училищах, действовавших при центральных заводах крупных горных округов (имений). В остальных учебных заведениях к преподаванию традиционно продолжали привлекаться местные священники и престарелые служители, уже неспособные к занятию «ответственных» должностей, а также выпускники самих учебных заведений. Они получали незначительное жалованье и были плохо подготовлены к учительскому труду, который рассматривали как временное занятие.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. ДАШКЕВИЧ Л. А. Городская школа в общественной и культурной жизни Урала (конец XVIII— первая половина XIX в.). Екатеринбург, 2006.

2. КАЛИНИНА Т. А. Развитие образования на Урале в первой половине XIX в. (школа в Чермозе Пермской губернии). Пермь, 2002.

3. МИРСАИТОВА С. Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX в. Екатеринбург, 2000. Ч. 2.

4. НЕЧАЕВ Н. В. Горнозаводские школы Урала. М., 1956.

5. ПРОКОШЕВ В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с древнейших времен до XIX века // Из истории народного образования Урала. Пермь, 1976.

6. ТАНКИЕВСКАЯ И. Н. Константин Павлович Поленов // Нижний Тагил в лицах. Организаторы производства, инженеры, техники XIX — начала XX века. Екатеринбург, 1999.

7. ЧЕРНОУХОВ Э. А. Учителя Выйского училища Демидовых (1806—1862 гг.) // Документ. Архив. История. Современность : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. Вып. 2.

8. ЧЕРНОУХОВ Э. А. Учебные заведения Верх-Исетского горного округа в первой половине XIX века // Документ. Архив. История. Современность : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2008. Вып. 9.

9. ЧЕРНОУХОВ Э. А. Чермозское училище Лазаревых в 1811—1861 гг. // Новейшая история России в образовательном пространстве школы и вуза : традиции и новации. Екатеринбург, 2009.