КАБАКОВ ПИШЕТ СТАЛИНУ.

АРХИВЫ УРАЛА. ЕЖЕГОДНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ. №11 2007

Публикуемые ниже письма первого секретаря Уральского областного комитета ВКП\б\ И.Д. Кабакова представляют собой уникальные исторические документы, которые ярко рисуют процесс форсированной индустриализации как бы «изнутри», глазами одного из организаторов и руководителей индустриального скачка на Урале.

Эти строго секретные послания воссоздают весьма достоверную картину процессов, происходивших в ходе «сталинской модернизации». Кто лучше главного уральского большевика знал реальное положение дел в индустриальном строительстве? Но и чрезмерно нагнетать страсти по поводу тяжелого положения в промышленности Урала тоже было не в интересах Кабакова: можно было попасть в ряды «правых уклонистов» или «вредителей». Поэтому главную вину за срывы всех производственных показателей Кабаков возложил на «разветвлённую сеть вредителей»

Таких писем на имя Сталина в течение 1930 года Кабаков направил около пятнадцати. Их основной лейтмотив -просьбы \хотя не всегда ярко выраженные\ о помощи крупнейшим стройкам Урала и …оправдания за систематические срывы плановых заданий. Однако ни одного ответа Кабакову за подписью Сталина в архивах обнаружить не удалось.

Урал рассматривался в верхах как экспериментальная площадка модернизации, «опорный край» который выдержит любые нагрузки. Нещадно эксплуатировались людские ресурсы, губилась природа, выкачивались природные богатства…Грубейшие диспропорции в экономике Уральского региона закладывались именно в ходе «сталинской индустриальной революции».

Данные документы, извлечённые из фондов бывшего Партийного архива Свердловской области \ныне Центра документации общественных организаций Свердловской области\, публикуются впервые.

Публикация подготовлена при содействии гранта Президента РФ по поддержке ведуших научных школ № НШ-7455. 2006.6.

Вступительная статья и подготовка документов к публикации д.и.н., заместителя директора Института истории и археологии УрО РАН С.П.ПОСТНИКОВА

НЕВАЖНО ОБСТОИТ ДЕЛО С МЕТАЛЛУРГИЕЙ УРАЛА…»

Март 1930 г.
В Центральный Комитет ВКП\б\
тов. Сталину

Неважно обстоит дело с металлургией Урала: программа не выполняется как в количественном отношении, точно так же и по себестоимости. Возможно, что вследствие предпринятых мер результаты во второй половине марта \1930 г. -С.П.\ будут иные, но в данный момент дело обстоит неблагополучно: аварии, неполадки, простои на заводах увеличились изо дня в день.

В феврале за один месяц вышло из строя во внеплановом порядке для ремонта 20 мартеновских печей из 40, так же дело обстоит и с домнами. Прокатные станы, как правило, простаивали по разным причинам по 7-8 часов в сутки: порча подшибников, неподача электроэнергии, нехватка воды, морозы и т.д. и т.п. Увеличился самотёк рабочих. Есть цеха в которых в один месяц принимают больше людей, чем работают в цехе.

В дополнение к этому мобилизация большого количества квалифицированных рабочих с производства на работу в деревню при крайне ограниченном количестве постоянных кадров в промышленности Урала не могла не отразиться на состоянии производства. Конечно, не малую роль играют специфические особенности уральской промышленности.

Добыча и откатка руды производится исключительно за счёт кирки, лопаты и лошади. Программы, задания значительно повышены, а способы добычи сырья остались неизменными, какими они были сотни лет назад. Овёс, лошадь, голый физический труд вместо машин и электроэнергии играют превалирующую роль в металлургии Урала.

К новому хозяйственному году подготовились слабо; больше агитировали за программу, а опустили подготовку даже по элементарным мероприятиям: отепление цехов, подготовка паропроводов станов, домен, мартена и т.д. и т.п.
На руде и в лесу работает свыше 300 тыс. человек -целая армия, но нет инженеров, техников и т.п.

Конечно, эти причины не могли бы иметь решающего значения в выполнении производственных заданий, т.к. производственные возможности предприятий обеспечивают выполнение программы.

Но теперь дело складывается для металлургии хуже, чем мы предполагали вначале. Раскрыта на Урале в металлургии целая вредительская шайка, связанная нитями с центральными вредительскими группировками.

Инженер Шихов, давая характеристику своей вредительской работе, показывает, что: «Вредительство в уральской металлургии проходило со стороны Главметалла. За истекший период главные денежные средства были брошены на развитие Южных заводов, в то время как сырьевая и топливная база Урала давала все данные для развития здесь чёрной металлургии с большими перспективами с точки зрения военной, в условиях нынешней войны, безусловно, не в интересах СССР развивать Южную металлургию преимущественно перед Уралом, где эти заводы находятся в большой безопасности»

Здесь, на Урале, оперативная работа вредителей была разветвлена по различным каналам таким образом, что полностью гарантировало осуществление вредительской программы.

В Свердловске главным виновником, дезорганизатором работы Уралмета являлся бывший технический руководитель треста Крапивин. Через него проходили вопросы, связанные с реконструкцией уральской металлургии. Имея тесную связь с инженерами Урала, он имел возможность сколотить довольно сплочённое ядро инженеров, техников, даже мастеров-вредителей на предприятиях.

Оказались вредителями: технический директор Надеждинского завода, технический директор Салдинского завода, технический директор Златоустовского металлургического завода. По всей вероятности, дополнительно к этому найдутся ещё его последователи. В результате следствия вскрылось, что вредительство проходило по основным отраслям промышленности: металлургии, разведкам, горному делу \..\1.

Вредительство проходило не только по линии торможения реконструкции предприятий, связанной с сегодняшним днём, но и сделано всё для того, чтобы затушевать перспективы дальнейшего развития уральской металлургии \..\

Особенно активную деятельность развернула группа вредителей в связи с постановкой нами вопроса о пересмотре пятилетнего плана \в сторону значительного увеличения-С.П.\.Саботаж был связан по всему фронту: по угольной промышленности, по металлургии и по химии. Были случаи отказов от разработки вопросов нового строительства\..\ Всё было сделано для того, чтобы дискредитировать внесённые нами предложения в ВСНХ. С этой целью вредители решили сорвать проблему использования Кизеловского угля, как металлургического топлива\..\

На предприятиях дело обстоит теперь так: настроение рабочих очень хорошее, партийные ячейки повернули к производству, технический же персонал инертен, единоначалия не проводит и слабы профсоюзные организации.
С коммунистическим приветом Кабаков

Было бы очень хорошо, если бы Вы ознакомились с вредительской работой в чёрной металлургии Урала по имеющимся материалам ОГПУ.

ЦДООСО. Ф.4.Оп.8 Д.53 Л.л.7-12.

1 Здесь и далее опущены фрагменты документов, не относящиеся к теме или содержащие повторную информацию.

«ОЧЕНЬ ОСЛОЖНИЛОСЬ НА УРАЛЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ»

30 декабря 1930 г.
В Центральный Комитет ВКП(б) тов. Сталину

Я предполагал после Пленума (имеется в виду декабрьский объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП(б)-С.П) по целому ряду неотложных вопросов с Вами переговорить, но дело сложилось так, что Вы были заняты оба дня, а мне ждать было невозможно, и я решил Вас информировать через письмо.

Очень осложнилось на Урале положение дел с промышленностью. За 25 дней декабря программа выполнена: по чугуну 59% задания, по стали-68%, по каменному углю-60%, по чёрной меди-53%, ещё хуже по железной руде-выполнение программы равно 44% и медной руде-43%.

Топливные ресурсы в металлургии и в других отраслях промышленности были исчерпаны ещё в ноябре. Транспорт израсходовал весь мобзапас и все имеющиеся топливные ресурсы.(…)

С наступлением холодов ухудшилось движение поездов.

Всё это привело к тому, что из-за недостатка топлива останавливается ряд заводов: Магнезитный завод (Сатка Челябинского округа-С.П.), Катав-Ивановский цементный завод; на Чусовском работают только две мартеновские печи (остальные стоят, остановился прокат и одна доменная печь); Лысьва (металлургический завод -С.П.), день работает, два стоит. В Белореце остановился прокат. Сегодня сообщили по телеграфу о том, что из-за недостатка сибирского топлива остановился Нижнесалдинский завод.

Снабжение топливом городов урезано до самых минимальных размеров, например: Свердловск-вместо 180 тыс.кубометров в течение квартала получил 45 тыс.кубометров.

Ещё хуже со снабжением топлива в рабочих районах, ибо всё наличное топливо направляется для металлургии и для углежжения.

Такое состояние требует чрезвычайно больших и напряжённых усилий в работе. Вскрылась вереница узких мест в работе ряда промышленных предприятий. Там, где количество рабочих превышает сметные предположения,-выполнение производственной программы достигает 60-70%, вместе с тем на руде не хватает около 6 тыс. человек рабочих, не хватает рабочих на асбесте, в цветной металлургии, магнезите, недостаёт рабочих рук при погрузке и выгрузке на транспорте, на строительствах — Машинстрое, Медьстрое, Магнитстрое.

Нехватка рабочей силы ощущается буквально на каждом участке строительных работ. Особенно плохо обстоит дело с привлечением рабочих рук на лесозаготовки. Для выполнения программы нужно взять из Уральской области 119 тыс. рубщиков и 117 тыс. конновозчиков. На протяжении ноября и декабря завербовано 79 тыс. рубщиков, 68 тыс. конновозчиков, из которых прибыло на место работы 43 тыс. рубщиков и 21 тыс. возчиков, остальные в пуим разбрелись(…)

Скверно обстоит дело со снабжением рубщиков, которые работают в лесу. На лесозаготовки засылают дамское шелковое бельё, ботинки на высоких каблуках, дамское платье, шлют кожаные ботинки для лошадей, и в то же время нет необходимой обуви, рукавиц, варежек, полушубков.

Увеличилось количество вредительских актов на предприятиях(…)

Новое строительство, которое произведено, страдает целой вереницей дефектов. На Асбесте построена асбестовая фабрика. На фабрике, рудниках работает около 2 тыс. человек. В Америке с таким же объёмом асбеста работает лишь 400 человек. На хромпиковом заводе поставили аппаратуру из Германии, но соотношение между отдельными частями рассчитано таким образом, что сушилка не успевает сушить руду, не хватает газу для печи, подготовляющей шихту (…)

Фронт строительных работ на Урале развернулся на чрезвычайно большом количестве строительных объектов. Самое характерное здесь то, что каждое строительство непосредственно связано с центральными объединениями, в области нет хозяйственных объединений, которые руководили строительством медной, химической, угольной промышленности и строительством электростанций…Те же союзные объединения, которые созданы на Урале, влачат жалкое существование(…)

Актив областной организации (ВКП(б)-С.П.) в большинстве направлен в помощь местным организациям. На днях придётся собрать последние силы из области и бросить на решающие участки, и во что бы то ни стало добиться перелома в угле, в лесе, в металлургии.

С коммунистическим приветом Кабаков

ЦДООСО. Ф.4. Оп.8 Д.53. Лл 104-111