Театральная самодеятельность Нижнего Тагила, середина XIX — середина XX в

Театральная самодеятельность Нижнего Тагила (середина XIX — середина XX в.): роль и значение

Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. №2

Лидия Евгеньевна Добрейцина
Уральский федеральный университет,
Екатеринбург, Россия dobreycina@dgk

История любительского театра в Нижнем Тагиле началась в 1862 г. — сразу после изменения правового статуса тагильского населения, бывшего до этого преимущественно крепостным. Личная свобода, возможность распоряжаться своим досугом позволила создать в заводском поселке культурные центры. Одним из них стал Заводской театр.

Сохранился документ, согласно которому «14 ноября 1862 г. заводские служащие… заключили договор с управлением заводов о передаче в аренду под любительский театр деревянного дома…Затем они объявили о подписке на абонемент и сборе пожертвований» [Смирнова. Из театрального прошлого].

Премьера состоялась 30 декабря 1862 г., а всего с 1862 по 1865 г. вышло 20 спектаклей.

Первые 20 лет театр работал нерегулярно, его деятельность встречала сопротивление со стороны чиновников Верхотурского уездного полицейского управления. В то же время театралов поддерживал управляющий Нижнетагильских заводов.

Он писал пермскому губернатору 24 декабря 1865 г.: «Ввиду крайнего недостатка в Нижнетагильске таких развлечений, которые… могут служить одним из средств умственного развития для служащих… и поскольку нашлись между людьми, принадлежащими к благородному кругу, исполнители драматических представлений, прошу дать разрешение на организацию домашнего театра» [Там же].

Популярность театра росла, в 1871 г. было подано прошение о выдаче пособия для ремонта и расширения театрального зала и сцены в связи с «большим стечением театральной публики» [Там же].

В 1878 г. под театр переоборудовали каменное здание конюшен на территории завода. После реконструкции в 1890-х гг. там было восемь лож, 12 рядов партера и балкон с галереей, театральная библиотека и клуб заводских служащих. Курировал театр управляющий Нижнетагильских и Луньевских заводов В. А. Грамматчиков.

Организовано дело было почти профессионально: из числа членов театрального кружка выбирались художественные руководители, в 1889 г. была учреждена дирекция театра. Об одном из первых представителей дирекции немного информации сохранилось.

Иван Иванович Теленков был выпускником Петербургского горного института, происходил из семьи купцов и золотопромышленников. Он и его сестра Фекла активно участвовали в деятельности кружка играли на фортепиано. Брат, Петр Иванович Теленков, служил на платиновых рудниках Демидовых, в 1891 г. стал первым директором «горнозаводского музеума» [Смирнова. Из театрального прошлого].

Театр был семейным увлечением не только для Теленковых — фамилии Гусевых, Боташевых, Шориных, Поповых, Рябовых постоянно встречаются на афишах разных лет.

С самого своего основания театр занимался благотворительностью. На содержание театра и оркестра разрешалось тратить средства, полученные только от четырех поставленных за год спектаклей. Остальное шло в пользу местных благотворительных обществ и Российского Красного Креста.

Здание театра предоставлялось для гастролеров. Местные актеры учились у профессионалов. С целью изучения профессиональной актерской игры ездили и в Екатеринбург. В начале XX в. некоторые актеры-любители принимали участие в профессиональных постановках.

Так, в 1902 г. А. И. Боташев участвовал в спектакле Протопопова «Рабыни веселья» украинской труппы под руководством Ф. А. Хмары.

Газета «Уральская жизнь» писала: «Среди… любителей господин Боташев давно уже стяжал славу даровитого артиста, и поэтому с заезжими актерами он, что называется, не ударил лицом в грязь» [Нижнетагильский драматический театр…].

Участники театра брали на себя любую работу. А. И. Боташев был известен как актер, режиссер, педагог, гример. Учитель рисования и актер А. Г. Дятлов-Далечин выполнял большую часть художественно-оформительской работы. Те, кто владел игрой на рояле, обеспечивали музыкальное сопровождение. Почти все распространяли билеты, рекламировали театр.

Театр устраивал детские елки, балы и маскарады по случаю праздников. В антракте в фойе играл оркестр, после спектакля были танцы. Работал буфет. Все это привлекало публику.

Репертуар, насколько можно судить по сохранившимся афишам, эволюционировал по мере роста популярности театра, совершенствования игры актеров, а также отражал основные тенденции развития российского театра в целом.

Вначале преобладали комедии и водевили невысокого уровня. В 1880–1890-е гг. на первый план вышли пьесы А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. Позже в репертуар вошли произведения С. А. Найденова, А. П. Чехова, М. Горького.

Появились и спектакли для детей. По-видимому, самым ярким из них был спектакль-феерия «Красная Шапочка и Серый волк» (1914). В нем участвовали дети из драматического кружка при театре [Смирнова. Из театрального прошлого].

Менялся состав исполнителей и зрителей. Поначалу театр можно было назвать элитарным, так как играли в нем и присутствовали на спектаклях в основном служащие и члены их семей. На рубеже XIX–XX вв. в постановках стали участвовать выходцы из рабочей среды, учащиеся.

Под влиянием Заводского театра в конце XIX — начале XX в. рабочие стали создавать свои театральные кружки. Многие деятели Заводского театра возглавляли эти рабочие театры, драмкружки в учебных заведениях, распространяя театральную культуру и привлекая к постановкам в Заводском театре наиболее способных.

Часто встречается в этом контексте имя лесного смотрителя Александра Ивановича Боташева, который был не только актером и режиссером Заводского театра, но играл и ставил спектакли в Выйском народном и других рабочих театрах, в горнозаводском училище.

Выезжал театр и в окрестные села. Сохранились свидетельства о постановке пьесы Е. Карпова «Рабочая слободка» силами Заводского театра в Кушве в 1904 г., о гастролях в поселках Черноисточинском и Елизаветинском.

Заводской театр просуществовал до февраля 1917 г., когда театральное здание со всем имуществом и библиотекой перешло в ведение общества «Народный Дом» [Там же].

Подводя итог его деятельности, нужно сказать, что это был мощный культурно-досуговый центр пореформенного Тагила, создавший вокруг себя интенсивную творческую среду, повлиявший на развитие всей тагильской культуры.

На рубеже XIX–XX вв. в Тагиле стали появляться театральные кружки на рабочих окраинах. Первым было объединение на Вые, где в 1892 г. братья Н. Ф. и Ф. Ф. Кожевниковы поставили народную драму «Шайка разбойников».

Поначалу репетировали и играли в частных домах. В 1902 г. у коллектива появился руководитель — бухгалтер заводских железных дорог и актер Заводского театра А. Ф. Бургер. Кружок был реорганизован в Народный театр и получил собственное помещение — пустовавший барский дом, в котором оборудовали зал на 100 мест.

В письме от 30 января 1908 г. Бургер писал: «…на завод с 40-тысячным населением не дано решительно ничего для развития рабочих, ни чтений, ни театра, ну ничего. А потом сами жалуются, что идет такое бесшабашное пьянство среди рабочих. Ну, вот, я и задумал устроить для этих рабочих хоть какое-нибудь развлечение: дали мне полуразвалившееся здание, кое-как приспособили под театр, и стал я зазывать заводских ребят играть. <…> Участвует все молодежь, которая охотно подчиняется моему самому главному требованию: в помещении театра водки не пить и проводят прекрасно время до глубокой ночи, не производя никаких дебоширств. <…> Во время спектакля у нас имеется большой буфет, но тоже без спиртных напитков, публика уже привыкла к этому и ведет себя так хорошо, что полиция даже перестала посылать на наши спектакли наряды» [Нижнетагильский музей-заповедник… Ф. 7, оп. 3, д. 7].

Указание на запрет спиртного не случайно — театр находился в ведении местного отделения Общества трезвости. Репертуар составляли в основном пьесы «моральные» и развлекательные.

Заслугой А. Ф. Бургера было то, что он ввел в репертуар классику — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «На бойком месте» А. Н. Островского, «Чужое добро впрок не идет» А. Потехина. Постановки же народных драм типа «Шайки разбойников» после революции 1905 г. стали сокращаться и к 1914–1915 гг. полностью прекратились [Смирнова. Участники рабочей театральной самодеятельности…].

Члены коллектива Выйского театра так же все делали сами — писали афиши, заготовляли и распространяли билеты, следили за порядком во время представлений, подвозили дрова, приобретали керосин, лампы, делали декорации и парики. Костюмы и реквизит приносили из дома. Стоимость билетов была ничтожной — расходы требовались только на керосин и дрова.

Театр пользовался успехом у рабочих, и не только на Вые. Спектакли давались и в других районах Тагила, и за его пределами — в поселках Черноисточинском, Висимо-Шайтанском, Елизаветинском и др.

Со временем Выйский театр стал выступать на сцене Заводского театра. Отчасти это было связано с тем, что театр испытывал трудности с помещением.

В 1906 г. ему предоставили помещение в здании Авроринского приюта, где размещался еще и заводской музей. Но в 1908 г. здание отдали под казармы, а театр, музей и приют выселили. Однако руководство завода оказывало поддержку театру.

Так, А. Ф. Бургер в письме от 1908 г. упоминал, что получает от заводоуправления 25 руб. в месяц за заведывание театром [Смирнова. Участники рабочей театральной самодеятельности…].

При Выйском театре имелись мужской и женский хор, танцевальный ансамбль. В антрактах играл духовой оркестр, после спектакля устраивались танцы и игры.

В 1906 г. счетовод конторы заводских железных дорог П. Н. Бурнашевский организовал в Тагиле еще один театральный кружок. Членами его были в основном рабочие Тагильского завода и железной дороги.

Спектакли ставили в частных домах, которые арендовали вскладчину, на свои средства покупали все необходимое для постановок, сами делали декорации и реквизит. Спектакли были бесплатными. По истечении двух лет деятельность кружка стала угасать. Активные деятели кружка перешли в Выйский народный театр.

В 1908 г. А. Ф. Бургер ушел из Выйского театра. Руководителем стал П. Н. Бурнашевский. При нем театр преуспевал. Афиши и билеты стали печатать в типографии, что прибавило театру авторитета и популярности. В годы войны театр стал перечислять доходы от спектаклей на благотворительность.

В 1913–1915 гг. он был реорганизован в труппу «любителей сценического искусства», базировался в здании Выйской «красной» школы [Там же].

В 1916 г. в Тагиле начал действовать Народный Дом, в котором были созданы кружки — декламации и драматический, и «великорусский» оркестр. Руководителем драмкружка стал профессиональный артист из Москвы С. Е. Алексеев.

Некоторые спектакли ставил режиссер Заводского театра А. И. Боташев. Большая часть деятелей Выйского народного театра, в том числе П. Н. Бурнашевский, перешла в драмкружок Народного Дома. Разместился он в центре Тагила, в здании купеческого клуба по ул. Уральской.

Филиалы Народного Дома с драмкружками создавались и в других районах Тагила: на Ключах, Гальянке, Вые и в Заречье.

После Февральской революции 1917 г. общество «Народный Дом» получило в свое распоряжение здание, библиотеку и все имущество Заводского театра.

Деятельность Народного Дома продолжалась до сентября 1918 г. и была приостановлена в связи с Гражданской войной [Нижнетагильский музей-заповедник… Ф. 5, оп. 6, д. 8].

После Февральской революции 1917 г. был закрыт Купеческий клуб, все театральное имущество поступило в продажу.

В это же время члены родительского комитета «красной» школы на Вые обратились к бывшим участникам Выйского народного театра П. Н. Бурнашевскому и А. П. Малярову с просьбой вновь организовать в помещении школы клуб и драмкружок. Им удалось выкупить декорации Купеческого клуба.

В декабре 1917 г. в здании школы прошли первые спектакли.

На рубеже 1910–1920-х гг. в центре Тагила действовал клуб «Металлист» с драмкружком, руководил которым актер-профессионал из Москвы С. Н. Николаев [Смирнова. Участники рабочей театральной самодеятельности…].

Самодеятельная театральная жизнь Тагила на рубеже XIX–XX вв. была насыщенной. Революции и войны начала XX в. не привели к упадку творчества, а, возможно, наоборот способствовали сплочению людей в созидательном процессе вопреки внешним обстоятельствам. Трудно судить о том, насколько велика была популярность театра.

В афишах и других документах повторяются одни и те же фамилии, некоторые активисты участвовали одновременно или последовательно в разных театральных кружках. Но даже при таком раскладе список участников получается внушительным для рабочего поселка, у большинства жителей которого до 1862 г. не было никакого театрального опыта.

После революций 1917 г. тагильская самодеятельность пыталась сохранять традиции. Продолжали работать отделения Народного Дома, рабоче — технический клуб «Металлист». Появились новые клубы — имени П. П. Кропоткина на Вые, имени Ф. Ф. Сыромолотова на Ключах, железнодорожников на станции Тагил.

К концу 1920 г. в городе насчитывалось девять клубов. Деятельность их была неравноценной. «В 1921 году ниже всех в работе культурно-просветительского характера была Гальянка, лучше всех велась работа на Вые и в Заречье. Причины этих различий надо, видимо, искать в прошлом. На Вые еще в начале нынешнего века возник рабочий самодеятельный театр <…> хор рабочей молодежи. <…> На Гальянке же вовлечение рабочих в культурную жизнь города, по существу, началось лишь незадолго до Октября, с создания в Тагиле общества Народный Дом» [Крупянская, Будина, Полищук и др., с. 254].

Сказывались и лишения военных лет. В 1921 г. «ввиду поломки и недостатка музыкальных инструментов прекратила свою работу музыкальная секция при Некрасовском Народном Доме» [Там же].

Большее по сравнению с дореволюционным число драмкружков не перешло в лучшее качество. Наоборот, силы рассредоточились, и это ослабило их.

В конце 1920 г. А. И. Боташев писал в Наробраз (Комитет народного образования): «Театра как такового, отвечающего самым минимальным требованиям, в Тагиле нет <…> Желающих было масса. Не только Тагил, а, должно быть, весь уезд охватила эпидемия любительства. Играли все кому ни лень. Образовалась масса кружков с составом, ничего общего не имеющим с подобием даже искусства <…> театральное дело в Тагиле зашло в тупик. Вывести его из этого тупика, по моему мнению, может только централизация и объединение распыленных по разным кружкам истинных любителей драматического искусства [Нижнетагильский музей-заповедник… Ф. 7, оп. 3, д. 4, л. 1].

10 ноября 1920 г. состоялось первое собрание нового драмкружка под руководством А. И. Боташева с музыкально-вокальной секцией. Кружок числился при Наробразе, пользовался сценой бывшего Заводского театра. Остальные кружки Боташев призвал добровольно прекратить свое существование, однако призыв успеха не имел.

При каждом клубе был театральный коллектив. В клубе имени Кропоткина руководил им бывший актер Выйского рабочего театра П. Н. Бурнашевский, в клубе «Металлист» — актер театра Боташева Е. А. Масленников [Нижнетагильский музей-заповедник… Ф. 5, оп. 6, д. 8].

После революции перед театрами встала проблема репертуара. Тагильская, преимущественно рабочая публика хотела видеть на сцене что-то созвучное ее жизни. Так театральная самодеятельность побудила к развитию самодеятельность литературную.

Для драмкружка клуба железнодорожников слесарь железнодорожных мастерских А. П. Бондин написал в 1919 г. свою первую пьесу «Враги» (другое название — «На пороге великих событий»). Ее премьера состоялась в марте 1920 г. и имела большой успех, а Бондин полностью посвятил себя писательству.

В 1922 г. Народный Дом со всеми филиалами был упразднен.

Пытались создать в Нижнем Тагиле и профессиональный театр. В 1920 г. упоминается полупрофессиональный театр драмы и эстрады, в 1922 г. его сменила труппа «Ансамбль» из 20 человек, в числе которых были и тагильские артисты — любители, в частности, все тот же А. И. Боташев. Оба коллектива просуществовали не больше года.

Публика не любила повторов, требовала премьер, материально театры обеспечивались плохо. Есть сведения, что в сезон 1924–1925 гг. в Тагиле играла еще одна профессиональная труппа, но никаких подробностей о ней неизвестно.

Заведующий художественным подотделом Наробраза Б. А. Горский, сам участник труппы «Ансамбль», писал о Тагиле начала 1920-х как о небольшом городке с двумя-тремя клубами да одним кинотеатром [Нижнетагильский драматический театр…].

Видимо, увлечение театром в эти годы сходило на нет. Причины — невысокое качество постановок, отсутствие репертуара; молодежь, принимавшая активное участие в работе дореволюционного театра, теперь была занята комсомольскими делами.

В середине 1920-х гг. в Тагил пришел агитационный театр. В конце 1924 г. были организованы два первых коллектива «Синей блузы» — в клубах «Металлист» в центре и имени Кропоткина на Вые.

Они представляли собой «самодеятельный эстрадно-агитационный театр, выступавший на основе местной тематики, разъясняли внешнюю и внутреннюю политику СССР» [Нижнетагильский музей заповедник… Ф. 24, д. 2, л. 2].

К концу 1920-х число таких коллективов возросло. Назывались они «Живая газета». Поначалу эти молодежные труппы имели успех и в какой-то мере заполняли тот зрелищный вакуум, который существовал в Тагиле и других небольших городах. Однако невысокий художественный уровень текстов, оформления и исполнения, однообразие приемов привели к утрате популярности «живых газет» уже к 1930-м гг.

В 1926 г. в Тагиле стала издаваться газета «Рабочий», в 1928 г. началось радиовещание. Жители города получили возможность узнавать новости, минуя театр.

Причиной упадка агит — театра был тот факт, что функция утверждения истины, оценивания тех или иных явлений жизни все больше сосредотачивалась в руках партии и правительства.

Даже относительная самостоятельность провластных агитбригад, наличие в их выступлениях критики независимо от ее направленности оказались ненужными. «Слово, с точки зрения культуры 2, слишком действенно, поэтому в полной мере словом владеет лишь первый человек в иерархии. А чем ниже человек в иерархии, тем более античное отношение к слову ему предписывается: возгласы, приветствия, выкрики и безмолвные аплодисменты» [Паперный, с. 229].

Попытка создать самодеятельный театр, подконтрольный руководству и серьезно относящийся к качеству постановок, реализовалась в организации по всей стране ТРАМов (театров рабочей молодежи).

В Тагиле ТРАМ начал работать в 1932 г., «…его возглавили участники театральных коллективов начала 1920-х М. С. Оплетин, Н. В. Успенский, Б. Г. Гронский — в те годы студент московского техникума театрального искусства, ставивший спектакли ТРАМа во время каникул и производственной практики.

Труппа невелика — 15 штатных актеров (перешедших из самодеятельности) и 12 любителей (вспомогательный состав). Ее ядро составили бывшие участники лучших городских “живых газет” и агитбригад. Репертуар — пьесы советских авторов <…> База — Первомайский клуб. С октября 1934 г. переименован в “театр профсоюзов”, спустя год передан Тагилстрою, после чего прекратил свое существование. Отдельные наиболее одаренные актеры уехали из Нижнего Тагила и стали работать в других театрах страны. Остальные вернулись в самодеятельность в качестве руководителей» [Крупянская, Будина, Полищук и др., с. 275].

Существовали и традиционные драмкружки: в 1923 г. такой драмкружок был основан при клубе «Металлист» завода имени Куйбышева, в 1933 г. — при клубе Уралвагонзавода. В их репертуаре была классика — Островский, Горький, Шекспир, Гольдони. Постепенно происходило знакомство и с советскими авторами. Руководителями были профессиональные артисты [Нижнетагильский музей-заповедник… Ф. 5, оп. 6, д. 8].

Но сведений о драмкружках мало. Вероятно, большого успеха они не имели. Более популярен был теа-джаз, созданный по образцу коллектива Л. О. Утесова [Политковская].

Оркестр был организован при клубе железнодорожников около 1935 г. и эволюционировал в сторону театрально-музыкального в 1937– 1938 гг. с приходом на должность художественного руководителя Н. Л. Стремоусова. Он включал в свой репертуар конферанс, театральные сценки, танцы. Просуществовал до конца Великой Отечественной войны.

Оркестр имел успех как в Тагиле, так и за его пределами, выезжал на гастроли, смотры художественной самодеятельности, в годы войны выступал в госпиталях и санаториях для раненых, на полевых станах, призывных пунктах [Рубанович; Черпакова].

Теа-джаз был полупрофессиональным — в нем играли люди, для которых он стал основным местом работы. С конца 1930-х тагильское театральное пространство стали заполнять профессионалы. Оживилась гастрольная жизнь, в 1940 г. открылся первый стационарный профессиональный театр, в годы войны работали эвакуированные театры с Украины, из Ленинграда, приезжали коллективы из Свердловска.

В 1944 г. был основан театр кукол, в 1946 г. — драматический театр. «В военные годы в клубе Горького действовали драматический и вокальный кружки» [Смирнова. Искусство и культура…], но конкуренцию профессионалам они составить уже не могли.

В годы войны в Тагиле и окрестностях располагались лагеря НКВД. Первый лагпункт был организован в декабре 1941 г., в начале февраля 1942 г. прибыли первые заключенные [Кириллов, с. 11].

По инициативе доктора В. Рунга они создали «кружок художественной самодеятельности, чтобы по праздникам устраивать концерты» [Книга памяти, с. 278]. Подробностей об этой самодеятельности найти не удалось. Скорее всего, это не были полноценные спектакли.

Весной 1943 г. был организован Тагильский отдел военнопленных (впоследствии спецлагерь № 153) [Кириллов, Чевардин. 1992б]. «В конце 1944 года по инициативе пленных <…> был создан оркестр, хоровая группа во главе с хормейстером <…> Немецкие умельцы самостоятельно, из подручных материалов изготовили скрипки, барабаны, другие музыкальные инструменты. Первый концерт состоялся накануне Рождества 1945 года. Позднее началась работа над спектаклями. <…> Ставили пьесу “Ваш выходной день” В. П. Катаева, оперетты “Веселая вдова” Ф. Легара, “Графиня Марица” И. Кальмана. Оформлял сцену берлинский художник Рейд» [Кириллов, Чевардин. 1992а]. Спектакли шли на летней сцене парка имени Бондина и были доступны всем тагильчанам.

Выводы

1 Любительский театр в Нижнем Тагиле в середине XIX — середине XX в. выполнял ряд культурных функций: просвещения, организации досуга, творческой самореализации, сопричастности миру «большой» культуры, благотворительности, политинформации.

2 Эволюция театра отражала изменения культурной и политической ситуации в стране. Самодеятельность в частновладельческом заводском поселке стала возможна после реформ 1860-х гг. Ее инициаторы — заводская интеллигенция, позже подключились рабочие. Изначально репертуар был общим для всех российских театров. В годы революций возрос интерес к политике и местным темам. В советский период ушла функция благотворительности, усилилась функция политинформации и пропаганды. Появление профессиональных театров, политический контроль привели к упадку самодеятельности.

3 Театр стимулировал творчество художников, музыкантов, танцоров, литераторов.

4 Творческое общение, игра психологически спасали во время революций, войн, в лагерях.

5 Театр размывал социальные барьеры, объединяя рабочих и служащих, любителей и профессионалов, местных и военнопленных.

6 Тагильский театр развивался в русле общих тенденций. Кружки любителей, агитбригады, ТРАМ, теа-джаз изначально возникали в центре страны, затем распространялись на периферию.

7 Самодеятельный театр в Нижнем Тагиле в середине XIX — середине XX в. был
многофункциональным очагом культуры, важным маркером событий своей эпохи.

———————-

Горшунова А. С. Любительский театр: профессионализм и любительство // Учен. заметки ТОГУ : электрон. науч. изд.. 2016. Т. 7, № 1. С. 92–96. URL: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2016/TGU_7_17.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

Кириллов В. М. История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. 1920-е — начало 1950-х годов : в 2 ч. Ч. 2 : Тагиллаг 1940-е — начало 1950-х годов. Н. Тагил, 1996. 248 с.

Кириллов В. М., Чевардин В. В. «Майер-лагерь» // Тагил. рабочий. 1992а, 19 авг.

Кириллов В. М., Чевардин В. В. Спецлагерь № 153 // Тагил. рабочий. 1992б, 25 июля.
Книга памяти. Екатеринбург, 1994. 336 с.

Крупянская В. Ю., Будина О. Р., Полищук Н. С. и др. Культура и быт горняков и металлургов
Нижнего Тагила (1917–1970). М., 1974. 320 с.

Нижнетагильский драматический театр им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, архив литературной
части.

Нижнетагильский музей- заповедник «Горнозаводской Урал», архив и отдел фондов. Ф. 24, д. 2, л. 2; Ф. 5, оп. 6, д. 8; Ф. 48, д.1, л. 3, 7; Ф. 7, оп. 3, д. 7.

Паперный В. З. Культура 2. М., 1996. 383 с.

Политковская К. В. Теа-джаз в художественной культуре СССР 1920–1930-х гг. // Вестн.
С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tea-dzhaz-vhudozhestvennoy-kulture-sssr-1920-1930-h-godov/viewer (дата обращения: 08.02.2022).

Рубанович А. Теа-джаз клуба имени Горького выезжает на линию // Тагил. рабочий. 1942. 20 марта. С. 2. URL: http://tr41-45.tagillib.ru/articles/5884/ (дата обращения: 08.02.2022).

Смирнова Т. В. Из театрального прошлого // Горный край. 1997. 2 окт.URL: http://historyntagil.
ru/culture/10_07.htm (дата обращения: 11.01.2022).

Смирнова Т. В. Искусство и культура на трудовом фронте: Нижний Тагил, военные годы. URL: http://historyntagil.ru/kraeved/tk_18_19_33.htm (дата обращения: 08.02.2022).

Смирнова Т. В. Участники рабочей театральной самодеятельности Нижнего Тагила в начале XX в. //

История Нижнего Тагила от основания до наших дней. URL: http://historyntagil.
ru/kraeved/tk_17_39.htm (дата обращения: 12.01.2022).

Черпакова О. Д. Из жизни молодежи Тагила в военную пору // Тагил. краевед. 1990. № 7, апр. URL: http://historyntagil.ru/kraeved/tk_07_06.htm (дата обращения: 08.02.2022).