«Аллегорическая серия воюющих держав» Драгоценные образы войны Денисова-Уральского
Камни возопиют. Драгоценные образы войны Денисова-Уральского.
Искусство и художники Западного Урала
Камни возопиют. Это – народное присловие, означающее, что бывают такие случаи в жизни народа, когда нельзя заставить его замолчать, и если бы он замолчал по насилию или принужденно, то неодушевленные предметы обличили бы его; так как при воззрении на них каждый вспомнил бы об таких случаях. Таким был ответ Иисуса злым и завистливым фарисеям.

«Аллегорическая серия воюющих держав» — цикл статуэток Алексея Кузьмича Денисова-Уральского, хранящийся в коллекции Пермской государственной художественной галереи и музее минералогии Пермского государственного национального исследовательского университета. Статуэтки созданы из полудрагоценных камней и изображают стран-участниц Первой мировой войны.
Скульптуры были созданы в Петрограде, в мастерской А. К. Денисова-Уральского в 1914—1916 годах. О причинах, побудивших его к созданию цикла, известно из авторской статьи, «Кровь на камне» в литературно-художественном альманахе «Аргус», опубликованной в преддверии открытия выставки в марте 1916 года. В качестве эпиграфа Денисов-Уральский взял цитату из Евангелия от Луки: «…Камни возопиют». В работе над скульптурным циклом ему помогал скульптор-анималист Георгий Иванович Малышев.
В обычных условиях жизни более чем миролюбивый человек, я с самого начала войны не мог думать ни о чем другом, как лишь о разразившейся боевой грозе. Вместе с другими я трепетно ждал каждого известия, идущего с фронта, возмущался жестокости врагов, сожалел пострадавших, искренно радовался достигнутым нами успехам. Вся нормальная работа как-то потускнела, отошла на второй план. Чувствовалась потребность в большом деле, в создании такого художественного произведения, которое, воплотив нахлынувшие переживанья, могло бы в то же время служить некоторым памятником доблестным.
А.К.Денисов-Уральский. Кровь на камне. 1916
«Аллегорическая серия воюющих держав» создавалась художником по мотивам газетной и плакатной графики военного времени. По сути Денисов-Уральский создал объемную визуализацию газетных и лубочных карикатур, используя для этого драгоценные и полудрагоценные камни.
Советский писатель-фантаст Иван Ефремов в самом начале своего романа «Лезвие бритвы» описывает открытие выставки Денисова-Уральского 5 марта 1916 года.
5 марта 1916 года в Петрограде, на Морской, открылась выставка известного художника и ювелира, собирателя самоцветных сокровищ Урала Алексея Козьмича Денисова-Уральского… Дальше британский лев золотисто-жёлтого кошачьего глаза; стройная фигурка девушки — Франции, исполненная из удивительно подобранных оттенков амазонита и яшмы; государственный русский орёл из горного хрусталя, отделанный золотом, с крупными изумрудами вместо глаз… Искусство художника-камнереза было поразительно. Не меньше восхищало редкостное качество камней, из которых были выполнены фигурки. Но вместе с тем становилось обидно, что такое искусство и материал потрачены на дешёвые карикатуры, годные для газетёнки-однодневки, «недопрочитанной, недораскрытой».
Иван Ефремов. Лезвие бритвы.
Насколько мне известно, никто из известных русских камнерезов и ювелиров, не создавал ничего подобного ранее. В «Аллегорических образах» Денисов-Уральский использует язык газетной и плакатной графики того времени.


Скульптура кайзера Вильгельма второго, созданный Денисовым-Уральским из родонита, лазурита и гагата, весьма похоже воспроизводит его карикатурное изображение на плакатах 1914 года.
Однако замысел художника гораздо глубже задачи простого воспроизводства карикатуры в камне. Плакат, лубок — графическое произведение из дешевых материалов, выпускаемое большим тиражом, «к случаю», сохраняющее актуальность в краткосрочном периоде, в то время как аллегорические скульптуры А.К.Денисова-Уральского, сделанные из полудрагоценных и драгоценных материалов, претендуют на вневременную, «вечную» ценность.

Скульптуры, изображающие отдельные страны, объединяются в цельный комплекс благодаря соблюдению единого „сценария“: на обязательном постаменте-подставке помещены фигуры животных, человеческие фигуры или шаржированные изображения правителей страны в виде животного. Обязательным элементом является круглая пластина светлого камня с выгравированным изображением герба страны.

Все сохранившиеся композиции, выполнены примерно в одном масштабе, за исключением „России“, размеры которой значительно превышают габариты остальных работ. Все композиции выполнены в популярной в то время, но чрезвычайно сложной технике „объёмной мозаики“ (то есть составлены из деталей, вырезанных из разных пород камня и скреплённых между собой штифтами и клеем). Животные, присутствующие почти во всех работах серии, являются или геральдическими образами воюющих стран, или выражением их дружественности/враждебности.

Великобритания (союзница России в Первой миорвой), изображена в виде морского льва, олицетворяющего величественный покой и могущество морской державы. В зубах рыба с головой свиньи — это Германия. Фигура выполнена из обсидиана, рыба из волокнистого кварца, основание — из «льдистого» горного хрусталя и стекла с зеленоватым оттенком.

Черногория (союзница) изображена в виде орла на вершине горы. Орёл, геральдический образ страны, выполнен из дымчатого кварца, а гора — штуф изумруда.

Италия (союзница) в образе капитолийской волчицы выполнена из уральского гранита, постамент — из белого и серого мрамора.

Бельгия (союзница) изображена в виде льва в агрессивной позе. Лев — часть герба этой страны. Фигура выполнена из прозрачного раухтопаза, постамент — из плотного мориона. Впереди, как и на всех скульптурах, прикреплена пластина с гербом.

Франция (союзница) изображена в виде фигуры Марианны, которая опирается на щит с изображением галльского петуха.

Турция (противница) изображена в виде серой жабы с турецкой феской на голове (жаба — в христианстве символ похоти и жадности). Её передние лапы скованны металлической цепью, во рту — снаряд. Жаба — из серого вулканического туфа, основание — из лазурита с пиритом. Герб Турции расколот, что по авторской задумке расколот, вероятно, символизирует поражение Турции от русской армии.

Болгария (противница) изображена в виде вши, пьющей кровь из человеческого сердца. На голове у неё — военная фуражка болгарского царя Фердинанда I Кобургского. Вошь выполнена из халцедона, сердце — из пурпурина. Вошь — образ паразита-предателя, поскольку Болгария не только нанесла предательский удар ножом в спину сестры своей Сербии, но и дерзнула поднять руку на мать свою Россию, которой она была обязана своей свободой, своим благосостоянием.

Кстати, вошь, как персонаж военных плакатов, выпускаемых враждебными странами, первоначально символизировала Сербию, как «паразита» России.

Сербию Денисов-Уральский изображает в виде ежа на полированном граните. Шапочка ежика из яшмы и ляпис-лазури (утрачена), тело из черного обсидиана, на спине — стальные иглы. Образ ежа выбран художником как «невнятный» — вроде неплохой зверь, но толку от него мало.

Австро-Венгрия (противница) выполнена в виде мартышки, сидящей на краю разбитого корыта. Морда обезьяны напоминает карикатурный портрет Франца-Иосифа, а разбитое корыто — символ трещащей по швам монархии. В «почве» (шлифованной яшме) видны разноцветные пятна, символизирующие «лоскутное государство- Франца-Иосифа. Корыто из серого известняка, шапочка — из магнезита, голова — из яшмы, центральная часть фигуры — из пурпурина и молочного кварца (национальные цвета Австро-Венгрии).

Вернемся к кайзеру Вильгельму. Свинья, на которой он восседает — общепринятый в Германии символ удачи и благоденствия. Копилки для денег в виде розовых свинок пошли из Германии. Немцы обожают дарить друг другу открытки со свинками, а выражения «везет как свинье» обозначает в прямом смысле удачу.
Распластавшаяся под Вильгельмом родонитовая свинка не навевает позитивных ассоциаций. Лозунг «Deutschland Über Alles» (Германия превыше всего) на филейной части вряд ли возможно не принять за сарказм. Разбросанные по перине и разломанные кресты символизируют попранные тевтонцами христианское добродетели. Да и лицо кайзера, напоминающее свиное рыло, сделано из того же камня, что и свиная туша.

Еще сильнее расчеловечен Вильгельм в скульптуре аллегории ангела мира. Здесь он представлен в виде змеи с бесовской физиономией.

Россия представлена в виде большого горки благородного нефрита как минерала исключительной твердости и монолитности структуры. Нефрит положен основанием группе драгоценнейших металлов и самоцветных камней в натуральных формах (в кристаллах). Эти еще не обработанные камни с природными матовыми плоскостями, но щедро наделенные своим внутренним содержанием, как бы олицетворяют человеческие качества, присущие скромному, одаренному от природы русскому народу. Платина, осмий, иридий скромны по виду, но их удельный вес поразителен. Эти металлы — исключительный дар России, она одна богата ими.
На этом хаотическом сплетение драгоценных металлов и самоцветов был закреплен земной шар из горного хрусталя с золотым контуром российской державы. Ниже — пальмовая ветвь, склонившаяся как бы в ожидании, когда человеческая рука возьмет ее вместо ружей и штыков в знак вечного мира. Двуглавый орел, венчающий композицию свою державу. В правой лапе орел держит кусок самородного золота, в левой — кусок самородной платины. На нефритовой плоскости ближе к основанию — древнерусский серебряный герб, украшенный русскими самоцветными камнями — изумрудами, сапфирами, рубинами, александритами, демантоидами, хризолитами и бериллами.
Несмотря на то, что аллегория России — самая значительная из серии скульптура по масштабу и детализации, ее общий вид не настолько харизматичен, как у более компактных скульптур, рассмотренных выше. К сожалению, нефритовое основание композиции было утрачено, и в музее минералогии ПГНИУ можно увидеть только отдельные детали (на картинке они цветные).
Серия аллегорических скульптур была приобретена известным пермским купцом Н. В. Мешковым после революции для учебной коллекции только что открывшегося Пермского университета. В1932 году скульптуры были переданы в Пермскую художественную галерею, за исключением фрагментов аллегории России и «свиньи-редьки».
В то время меры по обеспечению сохранности музейных экспонатов экспонатов были явно недостаточными. В результате в 1933 г. из музея Пермского университета была похищена фигура медведя и голова кайзера Вильгельма, а в 1944 г. украли скульптуру «Аллегория Германии», участвовавшая в выставке «Урал — кузница оружия», которая проходила в Свердловске и Нижнем Тагиле. Из пропавших экспонатов и их частей удалось вернуть только голову Вильгельма
К чести пермской милиции, история ограбления музея была быстро распутана, и каменная голова кайзера Вильгельма, оцененная, как в хорошем детективе, в тысячу рублей, вместе с другими редкими вещами, представляющими по заключению судебно-товароведческой экспертизы
ценность в общегосударственном масштабе, была возвращена в музей.
Семенова С.В. Очарован Уралом: Жизнь и творчество А.К.Денисова-Уральского. 1978
Но в целом, судьба этих уникальных памятников камнерезного искусства сложилась относительно благополучно: из 17 приобретенных Мешковым фигур 12 сохранились полностью, 4 — частично.

Повторно серия «Аллегорических образов» Денисова Уральского была полностью показана только в 2005 году в Брюсселе. До этого многие считали ее вымыслом Ивана Ефремова. Неудивительно, что выставка произвела фурор, а «Аллегории воюющих держав» стали одними из самых востребованных на выездных выставках экспонатами из коллекции Пермской художественной галереи.