Деятельность Нижнетагильских типографий в XIX — начале XX вв

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖНЕТАГИЛЬСКИХ ТИПОГРАФИЙ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Е.А. Федосеева

Материалы исследований. 100-летию Нижнетагильского историко-краеведческого музея посвящается [Сб. ст.] / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; [Сост. И. Ю. Матвеева]. – Нижний Тагил, 2024 – 200 с. : ил. 80

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», один из старейших и крупнейших музеев Уральского региона, насчитывающий в своем собрании свыше 450 000 музейных предметов.

Коллекция «Письменные источники», одна из самых больших (более 80 000 ед.хр.), в ее составе хранятся документы различного периода времени и содержания, в том числе печатная продукция типографий Нижнетагильского заводского поселка XIX – начала XX вв. Это квитанции, бланки, ярлыки, конторские книги, визитные карточки, справочные книжки и др.

Данные исторические источники обладают большим информационным материалом, их изучение помогает проследить историю печатного дела в Нижнем Тагиле, а также дает возможность получить представление об общем уровне социокультурного развития Нижнетагильского горнозаводского округа и об особенностях местного типографского дела.

Типографское и издательское дело в Дореволюционной России являлось одной из важнейших сфер экономической и культурной жизни. Вступление России на путь экономической модернизации во второй половине XIX в. повлекло изменения в развитии издательского дела и полиграфии. С развитием торговли, ростом промышленности, предприятий транспорта, банков возрос спрос на печатную продукцию, обслуживающую потребности производства и обращение товарной продукции хозяйства (формы отчетности, деловой переписки предприятий, учреждений, рекламы, этикетки и т.д.).

Интенсивная бюрократизация вызвала значительное увеличение количества и экземплярности документооборота. Нужды местных административных учреждений и органов местного самоуправления в бланочной продукции были призваны удовлетворять местные типографии.

Важными вехами в распространении типографского дела являлся Указ о создании типографии при наместнических правлениях – Губернская реформа 1775 г. и Указ о вольных типографиях 1783 г. На основании которых в стране стала появляться провинциальная печать, было разрешено открытие частных типографий. Некоторые типографии представляли собой крупные, хорошо оборудованные предприятия.

Развитие полиграфической промышленности во второй половине XIX столетия происходило на фоне подъема национального самосознания, культуры и образования. Заметно обогатилась и стала более разнообразной культурная жизнь российской глубинки. Повсеместно организовывались культурно-просветительские общества, музеи, библиотеки и театры.

Таким образом, развитие просвещения и культуры, оживление общественной деятельности, широкое распространение технических знаний – все это требовало значительного увеличения выпуска не только книг, журналов, и газет, но и акцидентной продукции (художественные полиграфические работы, в дизайне которых используются разнообразные декоративно оформительские элементы) – бланков, афиш, дипломов, визитных карточек, ярлыков [1].

Обществу требовалась разнообразная печатная продукция. Это явилось толчком для активизации частного предпринимательства, также оказавшего влияние на культурную сферу общества.

Несмотря на отдаленность Нижнетагильского горнозаводского поселка от центра, во второй половине – последней четверти XIX в. развитие общественной и культурной жизни здесь не уступало губернским городам. В поселке действовали образовательные учреждения, госпиталь, библиотека, музеум, в заводском театре ставились спектакли, работала литография.

Нижний Тагил обслуживал типографские потребности близлежащих заводских поселков. Услугами типографий пользовались не только тагильские заказчики. Работы выполнялись для близлежайших заводов Салдинских, Висимского, Лайского, предприятий Богословского горного округа, заводов Туры.

Документооборот Нижнетагильских заводов в XVIII в. велся рукописным способом. В конце 1820-х гг. заводовладельцем Николаем Никитичем Демидовым, в связи с увеличением потока заводской документации принимается решение о создании литографии в Нижнем Тагиле. Данный проект, был последним творческим замыслом заводовладельца, успешную реализацию которого осуществили его сыновья Павел и Анатолий.

Летом 1832 г. заводская литография начала свою работу под руководством Ассона Анисимовича Серебрякова. Однако Ассон Серебряков, не сумев заслужить доверие Нижнетагильской конторы, уже в 1834 г. «за неумение и нехотение заниматься возложенными на него обязанностями по литографии от занимаемой должности был отстранен и помещен при главной конторе писарем». В дальнейшем деятельность заводской литографии связана с именем другого крепостного – Василия Образцова.

Василий Алексеевич Образцов 1810 г.р. после окончания Выйского заводского училища, в качестве лучших и талантливых учеников был направлен в Руан для изучения французского языка и коммерческим делам. Обучение за границей длилось четыре года, вероятно именно там проявились художественные способности молодого человека.

По возвращению на Родину, Образцов был определен в школу Общества поощрения художников в Петербурге. Там же он обучался профессиональному мастерству в литографической мастерской Максима Тюлева. В 1834 г. приняв от Ассона Серебрякова Нижнетагильскую заводскую литографию, сумел добиться ее перевода в новое помещение «Красные хоромы», находящейся в непосредственной близости от заводской конторы.

Литография, созданная для обслуживания нужд заводской конторы, имела необычайную популярность. На постоянной основе конторе требовались бланки, квитанции, расписки, пропуска, конторские книги. По специальным заказам на высоком уровне выполнялась декоративная отделка книг [2].

В 1860-е гг. литография была переведена из здания «Красных хором» на территорию Нижнетагильского завода. После смерти Василия Образцова в 1864 г., работа заведения продолжалась по установленному им порядку еще около десяти лет. Согласно сведениям о количестве мастеровых Нижнетагильского и Выйского заводов, на 1869 год в заводской литографии числилось 30 служащих [3]. Литографское заведение прекратило свое существование к концу 1870-х гг.

Потребности интенсивного экономического и социального развития, вовлечение различных слоев населения в общественную жизнь, способствовали развитию полиграфического производства в Нижнетагильском заводском поселке последней трети XIX в.

Со строительством горнозаводской железной дороги в 1878 г. оживилась вся деловая жизнь Нижнего Тагила. Развивалась заводская, кустарная промышленность, которая нуждалась в печатной продукции, потребляли ее клубы, театры, школы, различные общества. К этому времени в Нижнетагильском поселке начала действовать типография Алексея Хитрова.

На некоторых печатных изданиях, хранящихся в коллекции «Письменные источники» Нижнетагильского музея-заповедника стоит штамп типографии наследников А.Г. Хитрова.

Типография размещалась в кирпичном доме около ограды Входо-Иерусалимского собора, неподалеку от дома Жонеса-Спонвиля. Первоначально оборудование типографии было довольно скромным и состояло из одной плоскопечатной машины и касс со шрифтами, но растущие потребности общества, привели к тому, что мастерская обзавелась двумя плоскопечатными машинами и обслуживала не только заводскую и приисковую промышленность горнозаводского поселка.

Услугами типографии Алексея Хитрова пользовались и близлежайшие заводы: Висимо-Уткинский, Висимо-Шайтанский, Лайский, Верхне и Нижне-Садинские. К тому же у типографского заведения имелся филиал в Алапаевске. Всеми делами типографии заведовала учительница Павло Анатольевской женской гимназии Евлампия Михайловна Левитская [4].

В начале 1900-х гг. старая типография Хитрова перешла по наследству к дочери Прасковье Кузнецовой. Прасковья Алексеевна расширила производство, приобретя третью печатную машину большого формата, организовала переплетное отделение с большой резательной машиной, зажимной прессовально-линовальной машиной, проволочно-сшивательным станком, золотильным прессом с большим набором шрифтов, виньеток и украшений для тиснения на книгах золотом. Наследница разместила предприятие своего отца в доме под номером 2 по улице Александровской, (сегодня пр. Ленина, д. 2) и дополнила уже имеющийся штат сотрудников, квалифицированными кадрами из Екатеринбурга.

В связи с пополнением типографии такими специалистами как, квалифицированные печатники и наборщики, ассортимент выпускаемой продукции увеличился и к заказам стали доступны афиши в три краски, визитные карточки, брошюры и даже книги, объемом до двухсот страниц [5].

В 1911 – 1912-х гг. Кузнецова организовала издание первой в Нижнем Тагиле газеты «Нижне-Тагильский листок объявлений и извещений» в две страницы газетного формата, с периодичностью выхода два раза в неделю. Издание в основном содержало объявления рекламного характера, расписание железнодорожных поездов, данные метеорологических наблюдений, информацию о гостиницах, услугах различных заведений Нижнего Тагила. Размещенная один раз, 1 строка газетного шрифта стоила 8 к., а 1 квадратный дюйм, размещенный 2 раза – 15 к. Так же предоставлялась возможность скидки «лицам, ищущим труда» и «абонементным объявлениям».

Не сумев правильно распорядиться доходами предприятия, Прасковья Алексеевна прогорела и в 1914 г. была вынуждена продать типографское заведение местным купцам К.И. Хлопотову и А.П. Федоровскому [6]. В ее ведении остался лишь филиал в Алапаевске, занимавшийся выполнением заказов по печатанию, линованию и переплету, а также продажей ученических тетрадей.

На момент выкупа типографии у Прасковьи Кузнецовой, Александр Петрович Федоровский, уже состоявшийся предприниматель, занимался изготовлением и продажей скобяных изделий из железа, владел кузнечно-клепальной мастерской и магазином на Базарной площади.

Электро-типография новых собственников называлась товариществом «Федоровский и К» и занимала площади в самом центре Нижнетагильского поселка в бывшем доме Злоказова по ул. Александровской (сегодня пр. Ленина) [7]. Помимо печати деловой документации: бланков, смет, расчетных книжек, счетов, предприятие занималось изготовлением поздравительных карточек, афиш и программ, некоторые из них выполнялись на атласной ткани, и выглядели, как настоящие произведения искусства. В заведении доступными были линовально-переплетные услуги.

В конце XIX – начале XX вв. Нижнетагильский заводской поселок как промышленный центр Урала привлекал довольно много предпринимателей с целью открытия и ведения бизнеса. Среди таких предприимчивых бизнесменов оказался Василий Григорьевич Лебедихин, приехавший в Нижний Тагил из Екатеринбурга в 1904 г. и изначально устроившийся работать в типографию Хитрова.

Через несколько месяцев Лебедихин перешел в переплетную при Библиотеке школьного склада при Верхотурском земстве в земском доме на ул. Уральской. Там он занимался переплетом книг, учебников для земских школ и библиотек Горнозаводского и Городского училищ. Но уже через год переплетная при школьном складе ликвидировалась, и Василию Григорьевичу в счет будущих работ было передано мелкое оборудование для переплета, печатная машина «Бостонка» и несколько шрифтов. Переехав в дом №6 по ул. Шамина (современная ул. К.Маркса), к 1906 г. Лебедихин имел заказы от заводоуправления на переплет и, кроме того исполнял небольшие заказы на печать. Через пару лет Василию Григорьевичу удалось в кредит получить типографскую печатную машину среднего размера и заказы на срочное печатание и переплет расчетных книжек для Заводоуправления.

Энергичный, опытный, талантливый, выполняющий заказы в срок с предельной аккуратностью, Лебедихин быстро сумел расположить к себе жителей горнозаводского поселка. И вскоре, его переплетная называлась образцовым предприятием. Недаром, в 1908 г. на Кустарно-Промысловой выставке, организованной Верхотурским Земством, искусно выполненные работы: поздравительные адреса, изящные альбомы, коробки, пакеты для упаковки товаров, мастерской Василия Лебедихина завоевали серебряную медаль выставки [8]. После этого предприятие дополнилось большой печатной машиной, шрифтами и другим оборудованием.

Взаимоотношения с работниками в мастерской Василия Лебедихина отличала здоровая атмосфера, в которой все делились опытом в работе, конфликты отсутствовали, в пору срочной работы начислялась дополнительная зарплата. Если обратиться к адрес-календарю 1914 г. вместе с рекламой типографии В.Г. Лебедихина размещена информация о работе писчебумажного магазина.

В числе работников мастерской был печатник Ефим Алексеевич Бортнов, член коммунистической партии. Он с добровольного согласия Лебедихина печатал различные революционные материалы для подпольных парторганизаций.

С приходом Революции в 1917 г. Лебедихин лично передал свою типографию Уездному Исполкому. Когда красная Армия вынуждена была покинуть город, Василий Лебедихин дал городской парторганизации слово сохранить от колчаковцев типографию. При отступлении в Сибирь колчаковцы планировали демонтировать все печатные машины и вывезти их. Для этого в типографии была даже поставлена вооруженная охрана для наблюдения за разборкой оборудования. Однако благодаря Василию Григорьевичу Лебедихину осуществлены эти планы не были. После победы Красной Армии в типографии Лебедихина было отпечатано воззвание к трудящимся Тагила. К моменту освобождения города все хозяева иных типографий отступили с Колчаком в Сибирь, а Лебедихин остался. В 1919 г. Свердловским Полиграфтрестом ему было поручено собрать оставшееся типографское оборудование и организовать объединенную типографию, впоследствии названную «Тагильской типографией» [9].

Набравшись опыта, на должности заведующей типографии А.Г. Хитрова, Евлампия Михайловна Левитская, преподавательница Павло-Анатольевской женской прогимназии в 1905 г. открыла свою типографию в собственном доме № 17 по ул. Нижняя Ерзовка (сегодня ул. Папанина). В адрес-календарях конца XIX – начала XX вв., Левитская работала учительнице приготовительного класса Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской прогимназии/гимназии, за долголетнюю службу награждена золотой и серебряной медалью на Александровской ленте. Выгодно сочетая педагогическую деятельность, с предпринимательской, Евлампия Михайловна постоянно имела годовой заказ на бланки и книги для Пермского Губернского правления.

Предприятие было небольшим и имело всего одну печатную машину, однако было обеспечено заказом на большую партию в течение целого года. Такую стабильность, для предприятия Левитской, обеспечивали родственные связи с секретарем Пермского Губернского правления. Находясь в привилегированном положении, в сравнении с конкурентными предприятиями, сотрудники небольшого типографского заведения, работали в спокойном темпе на постоянной основе, имея уверенность в завтрашнем дне. Типография продолжала свою работу до революции 1917 г. и, будучи национализированной, была отправлена на фронт в 29-30-ю Дивизию Красной Армии, где печатался армейский орган «Красный набат» [10].

Скопив нужную сумму и набив руку в типографии П.А. Кузнецовой, бывший наборщик, Евграф Ефимович Широков – мастеровой Выйско-Никольской волости, в 1914 г. открыл свое дело, приобретя шрифты, небольшую плоскопечатную машину, и другое оборудование [11]. Мини-типография Широкова размещалась в небольшой квартире в доме И.Я.Черемных на «Вшивой горке», рядом с ювелирным и часовым магазином С.О. Кагана. Евграф Ефимович работал с женой и сыном, не привлекая посторонних в семейный бизнес. Типография занималась изготовлением афиш, брошюр, визитных карточек, аккуратно к назначенному заказчиком сроку.

Жесткая конкуренция со стороны других типографий вынудила Широкова уехать из Нижнетагильского поселка в Нижнюю Салду. В Салде дела не пошли, и Евграф Ефимович вернулся обратно, продолжив свое дело до революции [12].

Частные типографии Нижнетагильского горнозаводского поселка были важным инструментом удовлетворения нужд растущих потребностей заводского правления в печатной продукции. К тому же играли важную просветительскую роль, способствуя распространению литературы, информации, ученических принадлежностей, поддерживали образовательные учреждения, общественные организации.

Занимаясь изготовлением различной акцидентной продукции, способствовали развитию частного бизнеса и повышению уровня культуры общества, положительно сказываясь на общем уровне социокультурного развития Нижнего Тагила во второй половине XIX – начале XX вв.

Список источников и литературы:

1 Травникова И.В. Тенденции развития провинциальных типографий в России в конце XVIII–середина XIX вв. // Электронный ресурс. https://cyberleninka.ru/ article/n/tendentsii-razvitiya-provintsialnyh-tipografiy-v-rossii-v-kontse-xviii-seredine- xix-vv/viewer [дата обращения: 08.11.2024 г.]

2 Силонова О.Н. Из истории художественной культуры Нижнетагильских владений Демидовых в XIX в.: Заводская литография (1832-1879-1880-е). Крепостной литограф В.А.Образцов (1810 – 1864) // IX Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 24 – 25 октября 2019 г. Нижний Тагил: ООО Издательская группа «Восток» – с. 22-28.

3 Сведения о количестве мастеровых Нижнетагильского и Выйского заводов. // Научный архив НТМЗ. Ф.11 оп.1.ед.хр.9.

4 А.Ф. Кожевников. Типографии и переплетные мастерские в Н.Тагиле до революции) Рукопись.1959 г. // Научный архив НТМЗ Ф. 5 Оп. 6 ед. хр. 8

5 Текст доклада Кожевникова А.Ф. Печатное дело в Тагиле. Роль тагильских типографщиков в революционном движении. 1968 г. // Научный архив НТМЗ Ф.5. Оп. 6

6 А.Ф. Кожевников. Типографии и переплетные мастерские в Н.Тагиле до революции) Рукопись.1959 г. // Научный архив НТМЗ Ф. 5 Оп. 6 ед. хр. 8

7 «Тагильская летопись, часть II, XX век» т.1, 190-1950 гг. Ганьжа С.В. 2006 г. стр.51.

8 https://monuments.library.karelia.ru/exlibris/lebedihin/ [дата обращения: 12ноября

9 Воспоминания Василия Григорьевича Лебедихина о типографии. 1962 г. // Научный архив НТМЗ Ф.5. Оп.6. ед.хр.11.

10 А.Ф. Кожевников. Типографии и переплетные мастерские в Н.Тагиле до революции) Рукопись.1959 г. // Научный архив НТМЗ Ф. 5 Оп. 6 ед. хр. 8

11 Текст доклада Кожевникова А.Ф. Печатное дело в Тагиле. Роль тагильских типографщиков в революционном движении. 1968 г. // Научный архив НТМЗ Ф.5. Оп. 6 ед.хр. 19

12 Текст доклада Кожевникова А.Ф. Печатное дело в Тагиле. Роль тагильских типографщиков в революционном движении. 1968 г. // Научный архив НТМЗ Ф.5. Оп. 6 ед.хр. 19