Деятельность Н. Н. Демидова, направленная на финансовую поддержку православных церквей
«По усердию к храму Божию я всегда готов жертвовать на поправление оного…» (деятельность Н. Н. Демидова, направленная на финансовую поддержку православных церквей)
Православие в судьбе Урала и России: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г.). — Екатеринбург: ИИАУрО РАН; Изд-во Екатеринбургской епархии, 2010. — С. 76-79.
Мельчакова Ольга Анатольевна — Уральский государственный университет, старший преподаватель кафедры истории России
E-mail: istrus@usu.ru
Цель данной работы — составить некоторое представление о благотворительной деятельности, направленной на поддержку православных церквей, одного из представителей известного рода Демидовых, владельца Нижнетагильских заводов и многочисленных вотчин, Николая Никитича Демидова, основываясь на документах, содержащихся в фонде 102 («Демидовы — заводовладельцы») Государственного архива Свердловской области.
Уехав из России в 1815 г. Н. Н. Демидов жил в Западной Европе до своей смерти, последовавшей 22 апреля 1828 г. В 1824 г. он окончательно обосновался во Флоренции, где основал свою домашнюю церковь, для которой из России было присланы церковная утварь и книги.1
Находясь за границей, Н. Н. Демидов не только продолжал контролировать свое обширное горнозаводское хозяйство через управляющих своих контор в Петербурге, Москве и Нижнем Тагиле, но и решал проблемы финансирования строительства и ремонта храмов при Нижнетагильских заводах и в принадлежащих ему вотчинах. В частности, в переписке Н. Н. Демидова с управляющими его Петербургской домовой конторы конца 1823- 1826 гг. неоднократно обсуждался вопрос о выделении средств на ремонт церкви в подмосковной Петровской вотчине.
В ноябре 1823 г. Н. Н. Демидов, получив сведения о плохом состоянии как самого здания церкви, так и ризницы, о нехватке некоторых богослужебных книг, потребовал от петербургских управляющих обеспечить составление сметы предстоящих расходов архитектором Тюриным или одним из московских управляющих, а также высказал намерение самому купить ткани для священников за границей.2
Но даже в марте 1826 г. приказ Демидова все еще оставался не выполненным. Николай Никитич
обвинил руководство Московской конторы в игнорировании его распоряжений и предписал немедленно прислать необходимую смету. Побудительным мотивом для его решительных действий послужила просьба сестры, Екатерины Никитичны, о приведении храма в должное состояние.3
Наконец, получив нужную справку, в мае 1826 г. Николай Никитич отправил подробное предписание, которое позволяет охарактеризовать его отношение к храму, который был знаком ему с детства, так как, по его словам, он «с 10 лет до 18 почти всякое лето живал в Петровском» и даже хорошо помнит местный иконостас.4
При изучении содержания его «повеления» возникает впечатление, что, прежде всего, он пытается свести к минимуму предполагаемые расходы на обновление этого храма. При этом Демидов ссылается на подобного рода опыт при ремонте иконостаса в церкви его Одесской «экономии», где удалось сократить расходы вдвое по сравнению с первоначально предполагаемыми десятью тысячами.
По мнению Демидова, затраты на реставрацию иконостаса в Петровской церкви можно свести всего лишь к двум-трем тысячам рублей. Главные аргументы против сооружения нового иконостаса, которые приводит Николай Никитич, сводятся к тому, что, во-первых, для сельской церкви не нужна большая роскошь, а, во-вторых, управляющие Московской домовой конторы привыкли присваивать себе часть хозяйских денег, проходящих через их руки.5
Ссылаясь на мнение приказчика Белова, Демидов требует сэкономить и на покупке церковной утвари, обойдясь лишь ремонтом старой. Кроме того, он предлагает сшить ризы для облачения священника и дьякона из высланных им из-за границы тканей, хотя допускает и покупку других, «коли нужно получше». Но тут же расхваливает высланные ткани, утверждая, что для деревенской церкви некоторые из них даже слишком хороши. В конце концов, Николай Никитич предлагает управляющим высказать собственное мнение по поводу выбора тканей и украшения риз «глазетом», обещая без гнева рассмотреть их предложения («принять без сердца»).6
Демидов не усматривает необходимости и в покупке новой плащаницы, а при побелке церкви снаружи считает нужным «ей дать колер», не забыв оговорить, что для этого следует использовать только самую дешевую краску. Вместо обмена двух разбившихся колоколов на один новый с доплатой он предлагает отлить новый колокол на собственных заводах, либо в Москве из произведенной на них меди с добавлением разбитых колоколов.7
Решая проблемы, связанные с затянувшимся ремонтом церкви в селе Петровском, Н. Н. Демидов распорядился о том, чтобы Московская контора впредь заблаговременно «каждогодно отбирала сведения, какие нужно сделать поправки по церквам в подведомственных ей вотчинах и в чем настоит потребность по другим предметам, и об оном предварительно доставляла роспись» в Петербургскую контору для своевременного получения им необходимой информации.8
Демонстрируя свое рвение в выполнении этого «повеления» хозяина, петербургские управляющие немедленно предписали руководству Московской конторы: «Доставить сюда сведения, сколько при какой церкви и каких имеется риз для облачения священников, дьяконов и дьячков и в каком они виде, ибо здешняя контора получила от его превосходительства материи и сделала из оных несколько риз, из коих, смотря по надобности, может некоторые церкви удовлетворить в недостатках».9
Но и сам хозяин, и его управляющие явно лукавили. Что касается Демидова, то он выслал «старые», т.е., видимо, подержанные ткани.10 Ризы же из них еще не могли быть сшиты, так как посылку Демидова задержали на российской таможне и петербургским управляющим даже пришлось заплатить штраф.11
Придерживаясь скрупулезной экономии при финансировании ремонта церкви в селе Петровском, Н. Н. Демидов в то же врем проявлял щедрость при назначении жалованья известным ему священникам вотчинных церквей. Ярким примером является его решение повысить с 1 января 1824 г. с 380 до 550 руб. «денежный оклад» священнику церкви подмосковного вотчинного села Сергиевского Стефану Гаврилову по его просьбе, поданной управляющему Петербургской конторы М. Данилову, в которой он жаловался на то, что «доведен до крайней бедности, так, что не может себе рясы сшить или обуви, пристойной по его сану, иметь», а, кроме того, «имея четырех дочерей, уже невест, лишен средств выдать их в замужество».12
На средства Н. Н. Демидова были построены храмы во многих купленных им вотчинных селах, в том числе, в Ерахтуре, расположенном в Касимовском уезде Рязанской губернии. Осенью 1823 г. Николай Никитич высказал петербургским управляющим свое желание построить в этом селе церковь, затратив на ее возведение не более 40 ООО тыс. рублей. При этом он предлагал выяснить, намерены ли внести свои пожертвования на сооружение храма местные крестьяне.13
Получив письмо от хозяина, петербургские управляющие потребовали, чтобы для составления сметы на строительство этой церкви свое мнение по поводу сроков постройки, цен на строительные материалы и вклада в ее возведение ерахтурских крестьян высказали, как приказчик Ерахтурской вотчинной конторы А. Обедов, так и руководство Московской конторы.14
При этом они предусмотрительно не называли сумму, которую готов был вложить в строительство Н. Н. Демидов, возможно, рассчитывая присвоить какую-либо ее часть, а также делали акцент на участии ерахтурцев: «Между тем имеете вы переговорить с крестьянами, не сделают ли они, со своей стороны, пожертвование на сие благоугодное дело. Если у них есть кирпичные заводы, то не согласятся ли они поставить на всю церковь кирпич, и не сделано ли уже на сей случай какого-либо приуготовления?»15.
Поэтому Обедов воспринял ордер из Петербурга как приказ к подготовке строительства храма за счет населения управляемого им села, распорядился о приготовлении необходимых строительных материалов и отрапортовал, что «крестьяне нужный лес и бут своим счетом уже приготовляют ныне же», и ждут «приказания на заготовление прочих материалов».16
Вопрос о разработке проекта здания церкви в Ерахтуре был поставлен уже в 1823 г. В декабре этого года архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин представил в Петербургскую контору два проекта Ерахтурской церкви и смету на ее строительство,17 но, видимо, эти проекты не были одобрены Н. Н. Демидовым, так как в июне 1824 г. петербургские управляющие доложили Демидову о получении присланного им плана постройки церкви при Нижне-Салдинском заводе, который предполагалось использовать и для строительства храма в Ерахтуре.18
Несмотря на требование Николая Никитича построить Ерахтурскую церковь в течение двух-трех лет, даже в марте 1827 г. она все еще оставалась не достроенной, видимо, прежде всего, по вине петербургских и московских управляющих.19
Безусловно, руководство Петербургской конторы играло значимую роль в качестве посредников между Демидовым и населением принадлежавших ему вотчин при решении проблем, связанных с удовлетворением потребностей вотчинных крестьян в сфере отправления религиозных обрядов. Нередко именно от петербургских приказчиков в значительной степени зависело, выделит ли заводчик средства на строительство, ремонт и другие нужды вотчинных церквей и какие суммы сочтет необходимым предоставить.
Так, например, от руководства домовой конторы зависела судьба Вознесенской церкви села Сметанино Ярославского уезда Вятской губернии, купленного Николаем Никитичем в ноябре 1825 г. у Александра Акакиевича Демидова. В марте 1826 г. священник этой церкви Иван Юшин прислал в Санкт-Петербургскую домовую контору письмо, адресованное Н. Н. Демидову, с просьбой помочь в ее достройке.20
Отвечая на обращение Юшина, петербургские управляющие выразили свою готовность способствовать удовлетворению его просьбы, но в то же время попытались переложить затраты на достройку церкви на прежнего владельца села, А. А. Демидова, который, якобы говорил им, что «его особенное усердие и желание есть по сделанному обету означенную церковь стройкою покончить на свой счет и просил, чтобы в оном ему не препятствовать».21
Экономя на ремонте храмов в вотчинах, Николай Никитич не жалел денег на содержание Входо-Иерусалимского церкви в Нижнем Тагиле, посещаемом высокопоставленными особами из числа представителей горного ведомства и гражданских чиновников. Об этом свидетельствует передача в октябре 1826 г. в дар Входо-Иерусалимского храму церковной утвари, сделанной по его заказу из нижнетагильского золота и украшенной драгоценными камнями, которую предписывалось «начать … употреблять при службе, по надлежащем освящении, в день тезоименитства господина Николая Никитича, а впоследствии — во время храмового и других больших праздников».22
В письме, прилагаемом к посылке с этими дорогостоящими вещами, петербургские управляющие требовали от приказчиков Нижнетагильской заводской конторы сообщить об этом даре Н. Н. Демидова руководству местной коронной и горной администрации и пермскому преосвященному для того, чтобы пожертвование их хозяина получило широкую известность и имело бы ожидаемый им резонанс.23
Видимо, нижнетагильские приказчики предприняли активные действия с целью широкого разглашения об этом пожертвовании Демидова, поскольку Синод объявил дарителю благодарность.24
Ориентация на общественное мнение прослеживается и в пожертвованиях Н. Н. Демидова на церкви, находящиеся за пределами его заводов и вотчин. В этом отношении представляет интерес его письма в Петербургскую контору от 16 августа и 23 октября 1825 г. по поводу просьбы Пермского губернатора внести пожертвование «на устройство церкви приказа общественного призрения».25
Н. Н. Демидов считает, что пожертвование уже сделано внесением 500 пудов листового и 300 пудов полосного нижнетагильского железа на строительство этой церкви, а в ответ на предложение петербургских управляющих дополнить этот Дар 5 ооо рублей, сначала декларирует свое нежелание делать пожертвования «на украшение губерний и прочих заведений», но затем заявляет о необходимости сделать исключение для Пермской губернии, на территории которой расположены принадлежащие ему заводы.
Однако, прежде чем санкционировать передачу 5 ООО рублей в дар Пермскому приказу общественного призрения, Демидов пытается выяснить, каким пожертвованием откликнулся на просьбу Пермского губернатора заводчик А. И. Яковлев, что обнаруживает еще один побудительный мотив его действий — стремление не выглядеть хуже на фоне других дарителей, заниматься благотворительностью «сообразно прочих заводчиков».26
Следует отметить, что Н. Н. Демидов пресекал любую попытку его управляющих самостоятельно заниматься благотворительностью от его имени, оставляя за собой право решения вопроса о необходимости того или иного дара. Именно поэтому в январе 1822 г. петербургские управляющие, по поручению Николая Никитича, передали его «особенное неудовольствие» нижнетагильским приказчикам за самовольное пожертвование ими 5 ооо рублей на строительство церкви при горном кадетском корпусе и писали им по этому поводу следующее: «Пожертвования по каковым бы то ни было предметам не зависят и не могут зависеть от контор или управляющих, но от самого господина хозяина и иначе быть не может. У нас здесь предложения или требования на пожертвование бывают весьма часто, но мы никогда не делаем оных без позволения его превосходительства, чего рекомендуем Вам держаться в полном смысле».27
Экономия в расходах на содержание вотчинных храмов не может преуменьшить общий вклад Н. Н. Демидова в поддержку Русской православной церкви. Он известен неоднократными дарами на благо отдельных церквей. Так, например, в мае 1826 г. он сообщил петербургским управляющим о своем намерении внести от 1500 до 2000 рублей на нужды московской церкви Вознесения на Гороховом поле и отремонтировать главный придел церкви Георгия в Ендовах, разрушенный во время Отечественной войны 1812 г.28
1 См.: ГАСО. Ф. 102. On. 1. Д. 161. Л. 3006.-31.
2 См.: Там же. Л. 5-506.
3 См.: Там же. Д. 170. Л. 91-9106.
4 См.: Там же. Л. 18506.
5 См.: Там же.
6 См.: Там же. Л. 186-18606.
7 См.: Там же. Л. 18606.
8 См.: Там же.
9 Там же. Л. 187.
10 См.: Там же. Д. 178. Л. 24.
11 См.: Там же. Л. 79-7906.
12 Там же. Д. 158. Л. 95~95об.; Д. 161. Л. 46-4606.
13 См.: Там же. Л. 5306.
14 См.: Там же. Д. 158. Л. 5606., 5706.-58.
15 Там же. Л. 5706.
16 Там же. Л. 107.
17 См.: Там же. Л. 23906.
18 См.: Там же. Д. 161. Л. 262-26206.
19 См.: Там же. Д. 178. Л. 62.
20 См.: Там же. Д. 170. Л. 114.
21 Там же. Л. 11406.
22 Там же. Л. 339.
23 См.: Там же. Л. 33906.-340.
24 См.: Там же. Д. 178. Л. 151.
25 Там же. Д. 168. Л. 10506.-10606.
26 Там же. Л. юбоб.
27 Там же. Д. 170. Л. 43~43об.
28 См.: Там же. Л. 164-16406