К 100-летию памятника В. И. Ленину в Нижнем Тагиле
К 100-летию памятника В. И. Ленину в Нижнем Тагиле
Нижнетагильский музей-заповедник
Сергей Валерьевич Старков, заведующий Нижнетагильским историко-краеведческим музеем.
Марина Александровна Кенкишвили, специалист по выставочной деятельности.
В 2025 г. исполнилось 100 лет со дня открытия в Нижнем Тагиле одного из первых на Урале памятников вождю мирового пролетариата, создателю первого в мире социалистического государства Владимиру Ильичу Ленину.
В. И. Ленин был первым главой созданного после революции социалистического государства, председателем Совета народных комиссаров РСФСР и председателем Совета народных комиссаров СССР. В. И. Ленин, как глава государства, как политик оставил огромное наследие.
После его смерти, в 1924 г. Петроград был переименован в Ленинград и оставался таковым до 1991 г. В годы существования СССР именем Ленина называли улицы, заводы, колхозы, фабрики, ВУЗы и школы. Не было ни одной сферы или отрасли жизни советских людей, где бы ни почитали память о Владимире Ильиче. Во многих советских городах были поставлены памятники вождю мирового пролетариата.
Первым памятником Ленину считается выполненный из бетона монумент в Ногинске, установленный по инициативе рабочих Глуховской мануфактуры 22 января 1924 г. В нем сохранено портретное сходство и закреплены элементы символики его идей. Такая невероятная скорость объясняется тем, что решение об установке скульптуры тогда еще живого вождя было принято 2 ноября 1923 г.
В день похорон В. И. Ленина общее собрание рабочих состоялось и на Нижнетагильском металлургическом заводе. Портреты Ильича в черном крепе, траурные знамена, притихшая толпа людей. Зазвучала заводская сирена, люди в скорби склонили головы. Выступающие поклялись свято выполнить заветы Ильича. Собравшиеся единогласно решили воздвигнуть в Нижнем Тагиле памятник вождю мирового пролетариата. Депутаты Окружного исполнительного комитета поддержали это решение.
После смерти Владимира Ильича в Москве для увековечения памяти Ленина была создана «особая Ленинская комиссия». В числе ее первых решений было объявление конкурса на лучшие проекты скульптурных изображений вождя мирового пролетариата. По его итогам были утверждены несколько скульптур Ильича для установки памятников в городах.
Одной из одобренных комиссией скульптур была работа ленинградского скульптора Василия Васильевича Козлова. Он родился в 1887 г. в селе Владыкино Саратовской губернии, в семье крестьянина. Переехав в Санкт-Петербург, занимался в рисовальной школе Общества поощрения художников, затем был вольнослушателем в Императорской Академии художеств, но звания художника так и не получил. В 1919 г. он занимал должность председателя комитета скульпторов Петрограда, а позже был профессором скульптурного факультета Академии художеств. Именно он стал автором самого известного скульптурного изображения Ильича, выплавленного в тысячных экземплярах для памятников по всей стране.
Один из них оказался в Нижнем Тагиле.
По примеру Москвы в Нижнем Тагиле был создан Ленинский комитет, в дальнейшем переименованный в Ленинскую комиссию по созданию фонда сбора средств на строительство памятника Ленину.
Сбор средств шел по специальным подписным листам, которые сохранились в городском историческом архиве. В результате: железнодорожники сдали 176 рублей 07 коп., работники Нижнетагильского металлургического завода — 555 рублей 70 коп., сотрудники Окрисполкома — 23 рублей 50 коп. Большую организационную роль в установке в Нижнем Тагиле этого памятника сыграл заместитель председателя Окрисполкома Арефий Иванович Кабаков. Об отливке фигуры вождя Облисполком договорился с Ленинградским художественно-промышленным техникумом. Он взялся изготовить памятник из чистой бронзы размером 2 аршина 15 вершков (чуть более двух метров).
Отливали фигуру на ленинградском заводе «Красный выборжец».



Интересна история создания пьедестала памятника.
К вопросу о его строительстве Тагильский Окрисполкомом подошел творчески. Был объявлен городской конкурс проектов на создание оригинального пьедестала памятника.
Члены жюри конкурса под руководством председателя Нижнетагильского городского Совета Павла Андреевича Кина уже 25 июля 1925 г. подвели итоги и выбрали проекты трех победителей, которым присудили денежные премии.
Первое место занял проект пьедестала «Ленин жив в заветах», созданного учителем рисования и черчения школы № 1 Алексеем Ивановичем Фроловым. Он получил премию в 200 рублей. Алексей Иванович родился в Иваново-Вознесенске, учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, служил в Красной Армии. Работал с 1921 по 1923 гг. в школе № 1, занимался в любительском театральном ансамбле железнодорожного клуба, участвовал в восстановлении краеведческого музея. В дальнейшем, будучи уже жителем Москвы, он переписывался с музейными сотрудниками и сообщал, что «был одним из большевиков по выявлению ценных и уникальных картин». Фролов подчеркивал, что «прошло много лет с тех пор, как я покинул Тагил…у меня в душе есть своего рода маленькая гордость в том, что и я, наравне с тагильскими рабочими работал над сооружением памятника как автор проекта».
По задумке А. И. Фролова фигура Владимира Ильича должна была находиться на земном шаре, который был установлен на сложенные в высокие стопы труды Ленина. Это подчеркивало фундаментальное значение его работ. С четырех сторон постамента расположились мраморные изображения раскрытых книг вождя мирового пролетариата с высеченными и покрытыми золотом цитатами на страницах. Вся композиция опирается на овальное мраморное основание, к которому подходят с пяти сторон треугольные ступени, широкие вверху и суживающиеся внизу. Благодаря этому, если смотреть сверху, комплекс ступеней образует пятиконечную звезду. Это отражает тенденцию эпохи во все детали вкладывать революционные символы.
Вторую премию 130 рублей получил художник Анисимов за проект постамента «Звезда».
Третья, за проект «Только вперед», размером 70 рублей, была присуждена учителю черчения и рисования Григорию Ивановичу Форшеву.
Местом под памятник первоначально выбрали площадь напротив бывшего демидовского заводоуправления. Однако окончательно памятник решили разместить на предзаводской площади, на склоне Ягодной горы. Несколько позже, в 1928 г., вокруг памятника комсомольцы завода разбили сквер Рабочей молодежи.
Производителем работ на постройку памятника был назначен Михаил Александрович Бурдаков, известный в городе инженер-изобретатель многочерпаковых и электрических драг и другого золотопромывального оборудования.
Известно пять патентов Бурдакова — принципиально новых изобретений в области дражной добычи драгметаллов в период 1926-1936гг. По его разработкам на Мотовилихинских заводах были построены первые на Урале электрические драги с многоступенчатой системой извлечения металла, смонтированные и пущенные на Исовских приисках с 1931г. по 1940г. А в 1924-1925 гг. он возглавлял небольшую строительную артель.
Мраморный шар к пьедесталу памятника было поручено изготовить кустарно-промысловой кооперативной артели «Уральский кустарь». В договоре, подписанном А. И. Кабаковым и председателем артели Г. П. Петровских обозначалось, что «вся работа по изготовлению указанного мраморного шара должна быть выполнена артелью к 23-му октября 1925 года» за вознаграждение в сумме — 2.500 рублей. В технических условиях приложенных к договору подробно описаны требования, согласно которым поверхность шара должна «представлять собой земной глобус…», на котором «Поверхность, изображающая моря и океаны, должна быть отполирована, а поверхность материков обработана скарпелью без шлифовки».
Эта же артель подрядилась и на отделку облицовочных частей памятника. «Вся работа по изготовлению указанных… частей пьедестала должна быть выполнена к 20-му октября», а прием и сдача пьедестала — не позже 21 октября. Установлен график работ, в котором нижняя часть пьедестала должна быть установлена к 10 октября. Стоимость работ определялась в размере 10.000 рублей. В техническом условии на изготовление букв текста были четко определены размеры букв: высота -1 вершок — 4,445 см; ширина — 0,5 вершка = 2.22 см; расстояние между буквами — ¼ вершка = 1.11 см. Буквы должны быть высечены и вызолочены.
Для облицовки семи рядов ступеней брали серый мрамор, для всех лежащих книг — светло-серый, а для вертикальных раскрытых страниц — белый. Облицовочный камень наружных поверхностей не должен был иметь раковин и трещин.
Подготовительные работы начались в августе 1925 г., не дожидаясь окончательной сметы проекта. Котлован комиссия по постройке памятника приняла 31 августа 1925 г. Его вырыли на глубину в среднем 0,68 сажени (1,45 м). Комиссия посчитала эту глубину вполне достаточной. Дно котлована скалистого характера вполне надежно и в дальнейшем было выровнено бетоном.
Члены Президиум комиссии (три человека) посещали место строительства два раза в неделю: в среду и субботу. Следующим актом комиссии от 2 октября 1925 г. утверждено, что кладка фундамента памятника закончена, также как и кирпичная кладка его внутреннего пьедестала. Это было произведено согласно проекту и по «качеству работ вполне удовлетворительно».
Фигуру Ленина отлили из трех частей. Первая — туловище, ноги и левая рука; вторая часть — правая рука; третья — голова. Подъем скульптуры вождя осуществлялся при помощи конной тяги по предварительно возведенному деревянному помосту. Его специально поливали водой для образования ледяной корки, чтобы облегчить процесс.
Осмотр памятника был произведен комиссией накануне его открытия шестого ноября 1925 г. Комиссия указала недостатки: несоответствие отделки шара техническим условиям, небрежно высеченные буквы на книгах, несоответствие облицовки углов стоящих книг рабочим чертежам и др., которые в дальнейшем необходимо было устранить. Работы были выполнены в срок.
В день годовщины Октябрьской революции, седьмого ноября 1925 г., состоялось торжественное открытие памятника.
На митинг тагильчане пришли с флагами и транспарантами. Присутствовали первые лица города, представители Уральского горно-металлургического треста, фотокорреспонденты, жители Нижнего Тагила.
В фондах Нижнетагильского музея-заповедника хранится уникальный альбом с фотографиями, зафиксировавшими пошагово процесс подготовки постамента для памятника и возведение монумента. Он выполнен в форме отчета, вероятно, по заданию партийных и советских органов.
Первая фотография с видом котлована под фундамент памятника датируется концом августа 1925 г. Далее идут снимки выполнения работ в сентябре и октябре. Фотосъемка завершающих работ проводилась ежедневно, последний снимок датируется восьмым ноября 1925 г.
В 1969 г. было проведено благоустройство памятника и прилегающей площади силами рабочих ремонтно-строительного управления Свердловского облремстройтреста. Это были люди разных специальностей: мостовщики, дорожные рабочие, механизаторы, столяры. Бригадиром был назначен Иван Ильич Богданов. Работники выровняли площадку, уложили бетонную плитку, произвели озеленение.

14 февраля 2006 г. произошел акт вандализма. Фигуру В. И. Ленина сбросили с постамента и обезглавили. Преступники похитили голову и руку Ильича. При свержении памятника они, вероятно, использовали цепи. Меньше, чем через месяц похищенные детали памятника были найдены в реке Тагил. Обнаружил их случайный прохожий, который кормил уток с пешеходного моста по улице Красноармейской. Так как уровень воды в этом месте низкий, голова лежала прямо посередине реки, а рука находилась под мостом.

Отреставрировали фигуру Ильича в мастерских предприятия «Тагильское литье». В процессе реставрации заново были смонтированы оторванные голова и рука вождя мирового пролетариата, усилен крепеж сваркой. На фигуре устранили все механические повреждения в виде вмятин и трещин, зачистили подиум, нанесли на монумент патину, усилили крепеж фигуры с постаментом.
Большую работу по воссозданию памятника провел реставратор по металлу Нижнетагильского музея-заповедника Андрей Витальевич Васильев. Бронзовая скульптура была установлена на прежнее место 26 сентября 2006 г.

С 2006 г. содержанием и ремонтом памятника занимается Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Последняя реставрация была ими произведена в 2025 г. в связи с празднованием столетнего юбилея В. И. Ленина.
Реставраторы тщательно очистили мрамор от загрязнений, укрепили проблемные участки, загерметизировали стыковочные швы и обновили позолоту.
Артель «Мраморный кустарь» где делали многотонный шар на котором стоит Ильич. Что за артель? Где находилась? Как его доставляли?
Отрывок из очерка Бориса Рябинина. «Золотое дно». Свердловск : Свердл. обл. гос. изд-во, 1941.
Изготовили его в Полевском районе, прямо в Мраморском карьере, рядом с посёлком Мраморский.
«…От Косого Брода уже рукой подать до Мраморского завода… Мраморский завод, действительно, тих. Стоит он около леса, рядом с линией железной дороги. Единственное около него здание — контора завода… Завод ни стукнет, ни брякнет. Людей почти не видно. Во дворе возвышаются горы битых плит. Они периодически просматриваются и идут в перепиловку на плиты меньшего диаметра.
В старину завод готовил изделия для императорских дворцов — плиты, вазы, столы, камины. Прославился художественностью и чистотой своей работы.
Сейчас, завод принадлежащий артели «Кустарь», перешёл исключительно на выработку мраморных плит и ступеней…
Механизация завода была произведена в 1935 году. До этого работали вручную…
От завода до каменоломен четыре километра.
На полпути между ними посёлок Мраморский.
В центре посёлка наискосок от сельсовета большой деревянный дом с башенкой на крыше. Это бывшая земская школа и камнерезная мастерская. По бокам дома два мраморных конусообразных столба сохранились от времён крепостничества. Перед домом на лужайке вкопан высокий мраморный столб с солнечными часами наверху. Судя по надписи, столб водружён 1773 году. Он слегка покосился, и часы утратили точность.
Сразу за посёлком на дороге начинают попадаться куски мрамора. Местами целые блоки лежат в стороне…
Близ выработки сохранился вертикально вкопанный в землю столб. Вокруг столба когда -то ходила лошадь, запряжённая в вагу, вращавшую барабан на столбе. На барабан накручивалась верёвка, которой тянули со дна выработки глыбу мрамора. Случалось, верёвка, не выдержав, лопалась, и вагу со страшной силой отбрасывало назад. Лошадь и погонщика убивало на месте или калечило.
Страшное дело…
Самое трудное — транспортировка мрамора.
Здесь (в Мраморском) помнят, как в первые годы революции делали памятник В.И.Ленину для Нижнего Тагила. Нужно было вытесать две половинки «земного шара». Делали их прямо на карьере. Везли до станции весной на санях из бревён. Упряжка была из пятидесяти лошадей. Несколько лошадей покалечили. Везли несколько суток каждую половинку.
И это ещё считалось в то время хорошо!»…
Тагильский рабочий — 17 Июля 2025 года
Старый памятник новому времени
Старейший памятник города прихорашивается в преддверии своего юбилея. Ленину на шаре исполняется 100 лет. Прекрасный повод провести реставрационные работы.
— Это не первый советский памятник Нижнего Тагила, — рассказывает заведующий сектором городской скульптуры Александра Шемякина. – Первым был памятник Свободы, установленный в 1918 году на главной торговой площади (на его месте сейчас памятник Демидову). Все остальные монументы советской поры появились намного позже.
Решение об установке памятника Ленину было принято на траурном митинге, где объявили о смерти Ильича. На объявленный конкурс представили три варианта. Победил проект учителя рисования школы №1 Алексея Фролова. 7 ноября 1925 года монумент торжественно открыли.
— Скульптура Ленина – типовая, памятник уникален своим авангардным постаментом, — подчеркивает Александра Шемякина. — Таких нет нигде. За счет него памятник выглядит очень величественно и фундаментально.
В феврале 2006 года скульптура Ленина исчезла со своего постамента. До сих пор неизвестно, имел ли этот акт вандализма политический подтекст или кто-то решил «навариться» на вожде, сдав бронзовую скульптуру на цветной металл. Но история получила широкий резонанс. Возможно, это заставило похитителей отказаться от идеи реализовать украденное. Как бы то ни было, дедушку Ленина в пойме реки Тагил нашли дети. Когда водолазы достали скульптуру, стало очевидно, что ей потребуется реставрация: отбиты правая рука и голова. Реставратор по металлу Андрей Васильев полностью восстановил скульптуру, обновления удостоился и уникальный постамент.
С тех пор прошло 19 лет. Под воздействием перепада температур, влажности и атмосферных загрязнений мрамор потрескался, швы между плитами разошлись, а позолота потускнела. И легкой косметикой, как предполагали сначала, уже не обойтись.
— К реставрации такого старого памятника надо подходить очень вдумчиво, — уверена Александра Шемякина. — Главные его проблемы — это «усталость» материала, хрупкость и отсутствие герметичности конструкции. А с северной стороны начались еще и биопоражения, которые необходимо вычищать. Поэтому мы обратились к подрядчикам, уже работавшим с нашим постаментом. Это очень грамотные мастера по камню, умеют обращаться со старым материалом.
Мастеров я застаю на объекте. Алексей Леско «завис» у каменных страниц и старательно обводит позолотой изречения Ленина. Увидев меня с фотоаппаратом, спрашивает:
— Блестит? На два раза буквы обведем, чтобы ярче было. Краска — отличная! Плюс 700 градусов выдерживает, не выгорит на солнце.
Напарник Алексея шлифует мраморные плиты щадящими мастиками, которые не могут навредить мрамору. Но основные ремонтные работы еще впереди. Мастера планируют укрепить наиболее проблемные участки постамента и загерметизировать стыковочные швы, чтобы исключить попадание влаги внутрь конструкции и дальнейшее расхождение швов.
Алексей Леско и компания провели не один ремонт на скульптурных объектах города: укрепили отвалившиеся плиты на памятнике первым комсомольцам у «Современника», провели работы к 9 мая на мемориалах площади Славы и площади горняков, обновляли каменную часть памятника на Лисьей горе, ремонтировали знак Европа-Азия.
— Этот постамент — сам по себе памятник камнерезного искусства, — объясняет Алексей Леско. — Представьте 1925 год, когда он был открыт: электричество только появилось, никаких станков ЧПУ нет в помине, даже болгарка – современный инструмент. Все сделано вручную. При этом форма плит очень непростая, они с поворотами вырезаны из цельных блоков. А о земном шаре и говорить нечего! Я сомневаюсь, что кто-то сейчас способен сделать вручную земной шар такого размера с изображением всех материков. Хочу прикоснуться к искусству мастеров-камнерезов начала ХХ века и постараюсь сделать все, чтобы его сохранить.
Реставрационные работы должны завершиться к августу. День города вождь мирового пролетариата встретит на обновленном постаменте, который и в свои 100 лет сохраняет авангардную концепцию и остается старым памятником новому времени, как бы к нему не относились.



