О ПРАВОСЛАВНЫХ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЯХ НИЖНЕГО ТАГИЛА 1919-1939 годы

ЦЕРКВИ НИЖНЕГО ТАГИЛА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1919-1939.

О ПРАВОСЛАВНЫХ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЯХ НИЖНЕГО ТАГИЛА.

 

Алексей Вячеславович Ефанов родился в 1975 году в Нижнем Тагиле. В 1998 году крестился. С 1999 года поёт и читает на клиросе. Классный уставщик. Посвящен в алтарники, есть на все это и архиерейское благословение. В 2000 году окончил Нижнетагильский педагогический институт. Год работал в школе учителем истории, но решил делать карьеру в церкви. 

 

О количестве молитвенных зданий в городе Нижнем Тагиле говорит документ февраля 1930 года. В нем приведена таблица, из которой следует, что до революции в Н. Тагиле было 17 молитвенных зданий. На тот момент времени действовало 13. Закрытыми числятся 4 здания молитвенных, из которых 3 принадлежали сергиевцам. («Сергиевцы», для справки, это последователи Российской православной церкви (русской она стала в 1943 году). Тех, кого называли раньше «тихоновцами». «Тихоновцы» — это последователи патриарха Тихона, законно избранного путем жребия на Поместном соборе 1917 года.

Патриарх умер в 1925 году, а местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Петр Полянский. После его смерти в 1926 году заместителем местоблюстителя патриаршего престола стал митрополит Сергий. В этой должности старшего иерарха церкви он пробыл до собора 1943 года, когда, наконец, разрешили избрать нового патриарха. Он и стал патриархом.)

Здания распределялись так: 2 сергиевцы, 2 обновленцы, 2 единоверцы, 2 старообрядцы, мечеть 1, молитвенные дома и часовни 4. Итого: 131.

1 апреля 1930 года в «Ведомости учета храмов и других молитвенных зданий по г. Н. Тагилу» статистика немного другая. До революции насчитали 16 молитвенных зданий, на то время осталось 8. Из которых: 1 сергиевцы, 2 обновленцы, 4 старообрядцы, 1 синагога. Закрыто зданий на 01.04.30. всего 4. Из них: 1 сергиевцы, 1 обновленцы, 1 старообрядцы, 1 мечеть2.

Странная арифметика получается: 16 было, 8 осталось и только 4 закрыто. Где-то еще 4 потерялись. Можно предположить, что 8 плюс 4 – это 12. А по описи молитвенных зданий февральской незакрытыми числятся 13 зданий. Почти сходится. Получается, что их закрыли за этот период: февраль – март.

Что это были за молитвенные здания, можно только догадываться. У нас есть предположение на этот счет. В архиве сохранились многочисленные списки молитвенных зданий: храмов, часовен, молитвенных домов. К ним мы и прибегнем.

Приведем список молитвенных зданий, которые существовали на  1 октября 1925 года3.

 

В большинстве документов исследуемого периода, то есть 20 годов 20 века, мы находим именно эти храмы и часовни. Есть только намек на существование других часовен, но других храмов в городе на тот момент действительно не существовало.

Были закрыты только 2 храма Скорбященского женского монастыря Нижнего Тагила. Об этом есть документ4, что закрытыми в городе на тот момент (27.01.25) числятся только эти храмы.

В других документах говорится вскользь часто, что существовали другие молитвенные здания, по статусу – это часовни. Одно около Патраковой горы (ее называют в документе Казанско-Никольской, 13.11.25)5, и другое молитвенное здание по улице Тагильской, усадьба № 3, 05.05.236.

Еще есть упоминание о часовне Никольской на Малой Рудянской улице, 16.12.25 и 10.12.257. Еще речь идет о какой-то часовне в Горбуново, 11.07.258. Известно, что там был храм Никольский православный, но что еще часовня единоверческая – это новость.

Итого, если не считать горбуновские церковь и часовню, у нас получается 17 молитвенных зданий. 12 в таблице, 2 храма монастырских закрытых, 3 часовни. Вроде бы сходится с со статистикой молитвенных зданий 1930 года. Однако, там еще учитывались синагога и мечеть. У нас что-то больше получается молитвенных зданий.

Попробуем определить хотя бы на местности положение всех молитвенных зданий, которые существовали в нашем Тагиле. Будем действовать по порядку. Начнем по списку с Александро-Невской церкви.

Где она находится знает каждый тагильчанин, который бывал в центре города у памятника отцу и сыну Черепановым. С этого места через пруд видна красивая гальянская церковь, которая стоит на возвышенности, на противоположном берегу пруда. Место это можно определить как старая Гальянка, бывшая улица Невская. Сейчас это ул. Совхозная 2.

Следующим храмом идёт Свято-Троицкая церковь. Ее колокольню так же хорошо видно от старого демидовского заводоуправления, то есть нынешнего Музея «Горно-заводской Урал». Адрес нам трудно назвать, потому что мы не прихожане этого и других храмов. Это начало Черноисточинского шоссе. Но Узловой станции там уже давно нет.

Демидовскую узкоколейку ныне совсем разобрали, и находилась станция в последнее время немного в другом месте.

О Свято-Троицкой часовне мы можем сказать, что она находилась на  улице Большерудянской. Её вообще позиционируют в пространстве там же где и Свято-Троицкую церковь (например, около Узловой станции (см. выше)). В одном документе нам показали, что эта часовня находилась на улице Старобазарной № 29, но там стояла часовня, именуемая во всех документах, как «на Старобазарной». Это просто ошибка. Так же Пантелеимоновскую часовню на Патраковом кладбище назвали Казанско-Никольской. Здесь неосвященную старообрядческую часовню назвали другим именем. Некоторые старообрядцы молитвенные здания не освящали.

Иоанно-Предтеченская кладбищенская церковь находилась на Сухоложском кладбище. Теперь это место занимает Коксохим Нижнетагильского металлургического комбината. Кладбище и церковь снесены.

Выйско-Никольская (если вы заметили, то большинство молитвенных зданий названы двойным именем, пишущимся через дефис) церковь. Это родовая усыпальница Демидовых. Нижний Тагил был их вотчиной, как у дворян были деревни. У Демидовых был целый город. На месте нынешнего д/к Юбилейный стоял это храм. Прежний екатеринбургский епископ Никон поставил там в сослужении тагильского духовенства памятный крест. Улица это теперь носит название пламенного большевика М.В. Фрунзе. Раньше была – Новый тракт.

Казанская церковь стоит и  сейчас на прежнем месте, только улица названа не Казанской, как прежде, а Выйская.

Скорбященский и Вознесенский храмы Скорбященского женского монастыря на Новой Кушве. Монастырь был преобразован в Женскую трудовую общину еще в 1920 году, почти сразу после прихода большевиков. Приход монастырских церквей просуществовал до 1923 года. Ровно через 70 лет храмы были отданы церкви. В них открылся Крестовоздвиженский приход. Так вспомнилось название Вознесенского храма. Там автор и крестился, и составил книгу об истории этого монастыря10. Храмы принадлежали долгое время Детскому городку; на его территории сейчас вновь открыт монастырь. Храмы сохранились и реставрируются.

Казанская часовня на улице Вогульской поперечной, что на Лебяжке, находилась в приходе Казанской церкви, что на Вые. Улица Вогульская поперечная называется теперь просто Поперечная и имеет два дома старого типа, двухэтажных. Она простиралась раньше от улицы Лебяжинской до Ермака. На перекрестке Ермака и Вогульской поперечной эта часовня и стояла. Там раньше, вдоль улицы Ермака было кладбище лебяжинское. Эта часовня, видимо, была кладбищенской. Старожилы – это родители автора – живущие на Вые с конца 50-х помнят, что в часовне был магазин. Потом ее снесли.

Казанско-Никольская часовня, или Выйско-Никольская, как ее часто называют в документах, находилась на рыночной площади на улице Черепанова № 69, около их дома. Там теперь разворачиваются автобусы №№ 4 и 6. Это около Казанской церкви. Автор раньше думал, что эта часовня находилась в ее приходе, но дальнейшие исследования сказали, что эта часовня находилась в приходе Введенской церкви, о чем говорит документ11. В нем написано, что приходской совет Введенского храма постановил закрыть часовню на рыночной площади, 25.04.25. Еще есть документ, что Введенский приходской совет одумался, было, хотел вновь открыть часовню, но власти им отказали, 21.05.2512. Здание снесено в середине 20 века. Рынок был и после революции; в часовне был магазин.

Пантелеимоновская часовня находилась на Выйском кладбище. Место это теперь заброшенное. Там еще находилась раньше земская больница, в которой в середине 20 века успел полежать дед автора. Место сейчас как говорят с неприятной аурой. Давящая тишина, очень тяжело там быть. Это место расположено рядом с перекрестком улиц Тагильской и Черных. Туда, как если бы идти дальше по Тагильской, за перекресток. Автор раньше думал, что это церковь там была, но, видимо, ошибся. Здание часовни и больницы, а также кладбище – все снесено.

Часовня по Старобазарной улице, ныне – улица Носова. Ее не называют почему-то Никольской, как в некоторых книгах. Наверно потому что там молились какие-то совсем староверные люди, которые и зданий своих не освящали. Здание снесли, осталась фотопластинка с изображением его в архиве нижнетагильском. Улица Носова находится рядом со Свято-Троицкой церковью, примыкает к Черноисточинскому шоссе. Ошибочно Свято-Троицкую часовню в документах поставили на Старобазарной, № 2. Но там должна стоять эта неосвященная часовня без имени.

Входо-Иерусалимская церковь числится в 1925 году по улице Ленина, которая включила в себя в начале Александровскую, в конце – Салдинский тракт. Церковь снесли, на ее месте стоит Торговый техникум. Это Христос выгнал торговцев из Храма. Большевики наоборот поступили – на месте храма торговое училище. Рядом с техникумом стоит поклонный крест в память о храме, освященный тем же епископом.

Интересно отметить, что в Окружной музей был запрошен список памятников, как бы мы сказали, федерального значения. Ему был ответ из Наркомпроса, 25.06.27, где на первом месте стоял Входо-Иерусалимский храм 1764 года13.

Введенская церковь стояла напротив современного Училища искусств (бывшее областное Музучилище). Там не совсем верно определено, что это улица Никольская. Так как улиц с таким названием в Тагиле было очень много. Одна из Никольских была частью улицы Газетной современной. Но Введенская церковь стояла на улице Карла Маркса современной. Поперек ее раньше была улица Введенская, которых тоже насчитывалось несколько в городе. На этом перекрестке и стояла церковь. Ее, как вы уже поняли, снесли.

Часовня у Патраковой горы, о которой обмолвливаются в документе большевики, 13.11.2514 находилась на Патраковом кладбище, где хоронили своих жители Пырловки. Эта гора находится за Кирпичным заводом на соответствующем поселке Нижнего Тагила. На этой горе еще стоит какая-то башня из красного кирпича. Краевед Лапина нашла в Екатеринбургских епархиальных ведомостях упоминание о ней. В журнале сказано, что часовня заложена 8 сентября 1910 года, во имя целителя Пантелеимона. Принадлежала Выйско-Никольскому приходу15.

Ее снесли и  кладбище тоже. Есть воспоминания старожилов, что по Кушвинскому тракту (ул. Краснознаменная) находилась часовня, возле которой провожавшие на войну новобранцев расставались с ними. От чего часовня получила название «Расстани».

Часовня на Уральской улице, усадьба № 3. Здание принадлежало Белокриницкой иерархии старообрядцев и, как и часовня по Старобазарной, мало напоминает культовое здание. Это здание в 1923 году сильно обветшало16, и в 1924 году старообрядцы просили Казанскую церковь передать им здание Казанской часовни по улице Вогульской поперечной, 13.02.24, взамен отобранного здания по Уральской  № 317. Казанские не согласились18. Здание часовни до сих пор существует. Оно заброшено.

Белокриницкая иерархия просила после разрушения своей часовни здание Казанской часовни по улице Вогульской поперечной у Казанской церкви. Казанская община не согласилась. В 1925 году мы находим Белокриницкую иерархию в доме Чельешова (или Челышева) по улице М. Вогульской19.

Часовня на Малой Рудянской улице до сих пор существует, но в ней находится сейчас трансформаторная подстанция. В последнее время (конец 2009) идет речь о передаче ее верующим. Часовня Никольская. В 1925 году, 10 декабря, Административный отдел Нижнетагильского Окружного Исполкома запросил у начальника районной милиции сведения о часовне20. Ответ был следующий: «в ней бывают моления раз в год», 16.12.2521. Мы можем предположить, что это за моления, исходя из сведений другого документа22. В нем говорится, что Свято-Троицкой церкви разрешен крестный ход к Никольской часовне 22 мая (н. ст.), то есть в день Николая Чудотворца (Никола вешний). Это было в 1927 году.

О часовне на Горбуново нам известно мало, только в документе написано, что она была единоверческой8. Здание было деревянным, площадью 72 м2, построено оно было в 1844 году23. Здание не сохранилось.

Храм на Горбуново Никольский. До революции он был пореформенного православного исповедания. Был в приходе Александро-Невской церкви. Здание сохранилось, оно было воздвигнуто в 1900 году22, площадью 300 м2; там теперь единоверческий храм.

В краеведческой библиотеке есть «Справочные книжки Екатеринбургской епархии» дореволюционные. Там написано, что в приходе Входо-Иерусалимской церкви были храмы Иоанно-Предтеченский и Николае-Пантелеимоновский (при земской больнице). Так же часовня Николаевская24. Николае-Пантелеимоновский храм – это Пантелеимоновская часовня на Выйском кладбище большевистских документов. Краевед О.К. Лапина пишет, что Никольская часовня была на Александровской площади. Нам известно, что часовня была сломана по разрешению прихода от 25 марта предположительно 1924 года. В документе написано, что стояла она на торговой площади25. Сейчас там сквер с фонтаном «Каменный цветок». Этот сквер называется – Пионерский.

Еще в документах встретилась церковь при Реальном училище26 (Тагильская, 1). Краевед Лапина считает, что она была освящена в честь Покрова прст. Богородицы.

В этой таблице мы привели местоположение православных культовых зданий по дореволюционным названиям улиц. В следующей таблице все здания написаны по тем улицам, на которых они стоят сейчас или стояли бы.

Кампания по закрытию церквей началась ближе к 30-му году 20 века. Она совпала с коллективизацией, свертыванием НЭПа и переходом страны на сталинский социализм.

Вот как это отразилось в документах НТГИА (Нижнетагильского государственного исторического архива). Есть документ о проведении в жизнь декрета Советской власти об отделении церкви от государства 23 января 1918 года.

4 июня 1927 года свердловские власти писали «Всем Окружным исполнительным комитетам Уральской области».

В очередной раз высказываются нарекания по работе местных властей с церковными органами. К наиболее существенным относятся.

«1) Постановления Окрисполкомов не достаточно мотивируются или проводится мотивировка недостаточно обоснованная.

2) Постановление на утверждение в Облисполкоме в большинстве не направляются в тех случаях, когда Окрисполкомы и направляют их, не прилагается ни докладной записки, объясняющей необходимость данного мероприятия. Молитвенные здания при расторжении договоров на пользование таковыми, подавно при закрытии их, отбираются у верующих не ожидая результатов возможного рассмотрения дела в Облисполкоме и ВЦИКе.

3) Страховые премии за сгоревшие храмы используются на местные нужды без постановлений Окрисполкомов о ликвидации молитвенного здания утверждении их Облипоскомом.

4) При утверждении Облисполкомом того или иного постановления ОКРИКа верующим не представляется 3-х недельный срок на обжалование во ВЦИК.

Кроме того, Президиум Облисполкома указывает на чрезвычайно медленное по всем вышеуказанным вопросам движение дел, переходящее нередко в настоящую волокиту: достаточно указать, что есть переписки, насчитывающие до 2-х лет с момента возникновения»27.

Это можно отнести к тем нареканиям, которые повторяются из года в год. Таких нареканий можно обнаружить великое количество в разные годы. Что было всегда, то проявилось в опасный для церкви момент, когда храмы стали закрывать большими группами. Вот документ из той эпохи.

«Выписка из протокола № 7 от 23 апреля 1930 года.

Слушали: О перегибах в работе по изъятию церквей.

Постановили: Категорически предложить всем РИКам и Горсоветам, прекратить в дальнейшем закрытие церквей без наличия на то разрешения Облисполкома, и в случае обжалования решений Облика о закрытии церквей со стороны верующих во ВЦИК. Фактическое изъятие церквей производить лишь после получения подтвердительного решения ВЦИКа.

Одновременно улучшить антирелигиозную работу, проводя таковую в плановом порядке»28.

После 1939 года в нашем Тагиле осталась только одна церковь – Казанская, в которой община стала пореформенного православия, а не единоверческая. Просто в 1939 году была закрыта Александро-Невская церковь, которая наряду с Казанской оставалась до последнего. Вот список закрытия молитвенных зданий на 1937 год, 15 февраля29.

В списке нет Входо-Иерусалимской церкви. Но о ее закрытии у нас есть информация из других источников. 20.06.30 власти обратились в секретариат председателя ВЦИК. Входо-Иерусалимский собор был закрыт. Была направлена просьба подтвердить закрытие. Власти писали, что он закрыт по просьбам рабочих, а не административными методами. Там был открыт музей30.

А вот документы о закрытии Александро-Невской церкви. В докладной записке Президиуму Свердловского Облисполкома от 23 мая 1939 года написано, что остались только Александро-Невская и Казанская церкви31. А закрыли церковь по становлению Президиума Нижнетагильского Горсовета от 20 мая 1939 года. Там было в частности написано. «Учитывая ходатайство граждан Ленинского района в количестве 6000 человек, а так же ходатайство религиозной общины о добровольной сдаче церкви Ленинскому Райсовету, Президиум Н-Тагильского Горсовета Постановляет:

1)… удовлетворить ходатайство трудящихся и Президиума Ленинского Райсовета о закрытии Александро-Невской церкви и передачи ее под кинотеатр»32.

Мы встретили в этом документе странное желание самих церковников (это слово из Типикона!- А.Е.) самим отказаться от культового здания. Но тоже самое мы встретили и при закрытии Свято-Троицкой церкви, что отражено в таблице. Что это было, мы не знаем. То ли они сами постановили, то ли их довели до этого, тут не понятно.

ПРИМЕЧАНИЕ.

  1. 1. НТГИА ф.211, оп.1, д.153, л.54
  2. 2. Там же, л.1
  3. 3. ф.211, оп.1, д.46, л.46
  4. 4. ф.211, оп.1, д.47, л.131
  5. 5. ф.211, оп.1, д.46, л.118
  6. 6. ф.211, оп.1, д.41, л.3
  7. 7. ф.211, оп.1, д.78, лл.229 и 239.
  8. 8. ф.211, оп.1, д.42, л.663
  9. 9. ф.70, оп.2, д.8, лл.221 и 222.
  10. 10. Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре. (С акафистом священномученику Льву Нижнетагильскому) / Автор-составитель А.В. Ефанов. Нижний Тагил, 2007.
  11. 11. ф.211, оп.1, д.78, л.312
  12. 12. там же, л.308
  13. 13. там же, л.803
  14. 14. ф.211, оп.1, д.46, л.118
  15. 15. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1910, № 41.
  16. 16. ф.211, оп.1, д.41, л.2
  17. 17. ф.211, оп.1, д.78, л.282
  18. 18. там же, лл.270 и 273
  19. 19. там же, л.521
  20. 20. там же, л.239
  21. 21. там же, л.229
  22. 22. там же, л.683
  23. 23. ф.130, оп.1, д.266, л.29
  24. 24. Справочная книжка Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1905, с.154
  25. 25. ф.211, оп.1, д.5, лл.32-33
  26. 26. ф.211, оп.1, д.44, лл.70-71
  27. 27. ф.70, оп.2, д.30, л.47
  28. 28. ф.130, оп.1, д.397, л.60
  29. 29. ф.70, оп.2, д.8, лл.221,222
  30. 30. ф.21, оп.1, д.1179, л.22
  31. 31. ф.70,оп.2, д.116, л.195
  32. 32. там же, л.188