РЕЛИГИОЗНЫЕ КАФЕДРЫ ТАГИЛА: ТИХОНОВСКАЯ И ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ

Алексей Вячеславович Ефанов родился в 1975 году в Нижнем Тагиле. В 1998 году крестился. С 1999 года поёт и читает на клиросе. Классный уставщик. Посвящен в алтарники, есть на все это и архиерейское благословение. В 2000 году окончил Нижнетагильский педагогический институт. Год работал в школе учителем истории, но решил делать карьеру в церкви.  

Фото Вид Входо-Иерусалимской церкви, заводоуправления и Лысой горы.

 М.В. Булавин в 1999 году писал в тезисах конференции, что раскол среди духовенства еще в 1922 году рекомендовал провести И.В. Сталин, бывший тогда секретарем ЦК партии. Он интересовался у свердловских товарищей: «назначен ли работник по руководству работой, связанной с вопросами церкви и раскола внутри духовенства… Необходимо взять на учет лояльное духовенство и побудить выступить против нынешней церковной иерархии, которая выступила контрреволюционно против Советской власти»1.

Однако это было связано еще с изъятием церковных ценностей. Рабочую лошадку по расколу церкви большевики приобрели только в 1923 году после так называемого 2-го Поместного собора. Он состоялся в апреле. Лишил патриарха Тихона не только сана, но и монашеского чина (как известно, что незаслуженные проклятия не сбываются). Это был собор так называемых «обновленцев». Они хотели обновить церковные обряды: выступали за новый стиль в церковном календаре, современный русский язык в богослужении, двоеженство священников, браки у епископов…

Эти обновленцы создали ВЦУ – Высшее церковное управление – и назвали себя Российской православной церковью. Они стремились подменить собой православие Восточного обряда. Разница была только в обрядах, Символ веры у них вроде бы был точно такой же.

Тут автор умолчал еще о том, что различие было и в политических воззрениях. Обновленческая церковь была лояльна большевикам. Она слушалась их во всем, выражая это даже иногда весьма оригинально. В Тагиле, например, один храм был выкрашен в красный цвет, а на колокольню другого была водружена звезда (это по случаю празднования годовщины Октября)2.

Большевикам обновленчество необходимо было только до времени. Когда обновленчество вытеснило бы Восточное православие из религиозной жизни страны, они бы прикрыли это обновленчество одним махом. Так большевики пытались бороться с православной церковью.

Православные архиереи в Екатеринбургской епархии служили до 1937 года, когда цепь преемственности прервалась. В Свердловске по 1937 год сменилось 11 архиереев: Григорий Яцковский, Аркадий Ершов, Корнилий Соболев, Стефан Знамировский, Валериан Рудич, Алексий Кузнецов, Софроний Арефьев, Макарий Звездов, Серафим Сулычев, Симеон Михайлов и Петр Савельев3.

В Нижнем Тагиле был и свой архиерей. Это местночтимый святой священномученик епископ Лев Черепанов.

«Будущий епископ Нижнетагильский Лев родился в 1888 году в семье священника, протоиерея Всеволода Черепанова. Когда он вырос и окончил Пермскую духовную семинарию, то женился и был рукоположен в сан священника и служил пастырем сначала в Оханске и Перми, затем в  Скорбященской обите­ли – благословен­ном месте Нижнего Тагила, которая насчитывала около 150 на­­­­­­сельниц.

С 1917 года он совмещал должность священника монастыря с должностью благочинного. После закрытия монастыря, когда на его территории расположился концетрационный лагерь, в 1919 го­ду окормлял приход бывших монастырских церквей. Но в 1923 году и приход закрыли, а храмы отдали Детскому городку «для работы и житья».

Детский городок разместился на территории концетрационного лагеря в бывшем монастыре. У отца Леонида, так звали епископа Льва до пострига в монашество, умерла жена, и его постригли и рукоположили во епископа с кафедрой в Нижнем Тагиле, в 1923 году. Он недолго правил: в том же году его репрессировали и отправили в лагерь. После выхода из которого в 1927 году его направили на кафедру в Алма-Ату, где он стал епископом Алма-Атинским и Туркестанским. Там он тоже проводил жесткую православную линию и опять не понравился властям, почему и был репрессирован. По возвращении из лагеря он не получил возможности вновь служить епископом. Служил он в 1932 году в храме Александра Невского в Нижнем Тагиле на клиросе регентом, но, по рассказу старожила, епископ Лев и церковнослужители иногда закрывали храм, и без посторонних глаз служили литургию по архиерейскому чину.  В 1933-34 годах был епископом Ставропольским. Потом его опять репрессировали, и он принял мученическую кончину в Казахстане»4.

«В декабре 1922 года во Введенской церкви Нижнего Тагила происходил благочинный съезд священнослужителей при участии мирян. Всего на нем присутствовало 43 человека. Обсуждался вопрос об учреждении в городе епископской кафедры и избрании епископа, поскольку «тихоновское» течение на Урале было обезглавлено в связи с арестом архиепископа Григория Екатеринбургского. Ранее был также арестован и содержался в Бутырской тюрьме другой архиепископ – Андрей Уфимский (бывший князь Ухтомский). Вновь избранному епископу, таким образом, передавалось знамя борьбы за чистоту «тихоновского» течения православной церкви Урала. Эту ответственность взял на себя Леонид Всеволодович Черепанов, 1888 года рождения, уроженец Нижнетагильского уезда, выпускник Пермской духовной семинарии. Сначала он служил священником в Оханске и Перми, затем, до февраля 1917 года, священником женского Скорбященского монастыря Нижнего Тагила, а впоследствии был избран благочинным Тагильского округа.

Епископом в Нижнем Тагиле Лев Черепанов оставался с февраля 1923 года до ареста в середине июня 1923 года, но за эти четыре месяца он показал себя настоящим борцом за чистоту православного учения, против соглашательской позиции «обновленцев», которых он считал сектантами (в его время в Тагиле обновленцев не было.- А.Е.). По церковным канонам хиротонии еписко­па Льва не произошло вследствие тюремного заключения иерархов Урала. Архиепископ Григорий (Яцковский Гавриил Юлианович), арестованный 13 августа 1922 года и приговоренный Ревтрибуна­лом 21 января 1923 года за контрреволюционную деятельность и сопротивление изъятию церковных ценностей к пяти годам строгой изоляции, из-за тюремной решетки дал устное благословение для епископа Льва через священника Троицкой единоверческой церкви Василия Васильевича Нагаева.

Под единым руководством епископа Льва объединились «тихоновские» приходы Урала в борьбе против соглашательской политики «обновленцев». Среди них были Крестовая церковь, Лузинская церковь, Крестовоздвиженский монастырь, Резановская церковь № 2, Епаршинская церковь и Кафедральный собор в Екатеринбурге. К тагильскому епископу присоединились церкви городов Оханска и Осы, Кушвы («тихоновской» ориентации), Шадринская Николаевская церковь и руководимый архимандритом Ксенофонтом Верхотурским Николаевский монастырь.

Стремительный рост популярности епископа Льва вынудило ОГПУ арестовать 14 и 15 июня 1923 года сразу 9 священнослужителей за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения советской власти»… Всего было арестовано 13 человек, все препровождены в Екатеринбургскую тюрьму. Привлеченные по статье 119 УК РСФСР священники обвинялись в «устройстве нелегальных церковных собраний с целью дискредитации советской власти и возбуждения масс к неповиновению ее законами постановления». В результате учреждение тагильского епископа объявлялось незаконным из-за того, что он не был зарегистрирован административными органами Нижнего Тагила»5.

Есть документ, подтверждающий, что епископ Лев был на свободе после июня 1923 года. Это Устав Введенской религиозной общины. Он не имеет даты, но на нем стоит надпись властей, что приход зарегистрирован 18 октября 1923 года. То есть Устав написан позже регистрации. Подписан он в том числе и епископом Львом6.

Еще раньше 9 мая 1923 года было направлено заявление «В Отдел Управления Нижне-Тагильского Уездно-Городского Исполнительного Комитета», в котором в частности говорилось о представлении в 3-х экземплярах на регистрацию «Проекта Устава Союза Религиозно-православно-христианского Союза церковных приходов». Под ним есть подпись Всеволода Черепанова, но нет подписи епископа Льва7.

Можно процитировать отдельные положения Устава, потому что он есть в деле. «Проект Устава Религиозно-Православно-Христианского Союза церковных приходов. 1) Религиозно-Православно-Христианский Союз церковных приходов имеет своей целью объединить церковные приходы, стоящие на исповедании своей веры Вселенско-Восточночной Православной церкви, в пределах Нижне-Тагильского уезда для совместного и более успешного проведения в жизнь евангельских истин и для устройства религиозной жизни во всех ее направлениях…»8. Так же предполагалось для руководства организацией общее собрание, правление, представляющее приходы перед властью.

18 июня 1924 Введенский храм подал прошение в Уисполком с просьбой о созыве съезда духовенства и мирян с целью создания епархии, независимой от обновленцев9. В прошении было отказано под предлогом отсутствия такого пункта в Уставе прихода10.

Если первое прошение, направленное в 1923 году, не представляло из себя прошения о создании епархии, потому что она, видимо, была. Хоть связь между ее членами была чисто евхаристической. Но кто мог возглавить епархию в 1924 году летом? Непонятно. Они так несвоевременны эти прошения: первое, потому что епископ был, а учреждать епархию не хотели; второе, потому что хотели создать епархию, а возглавить ее было некому.

Обновленцы появились в Тагиле не позже середины 1925 года. У них появилась кафедра в Нижнем Тагиле, и она находилась во Входо-Иерусалимском соборе.

Как известно, этому собору в качестве приписных были подчинены церковь на Сухоложском кладбище и часовня Николае-Пантелеимоновская на Выйском кладбище. Часовню Никольскую на торговой площади разрушили примерно в 1924 году. Оставшиеся строения культа и их общины перешли в обновленчество вместе и с главной церковью.

Другим храмом, доставшимся обновленцам, был Введенский храм Нижнего Тагила, который находился напротив Музучилища по современной улице Карла Маркса. Они не добровольно перешли под новую церковную власть; в этом им помогла власть советская, которая, как известно, благоволила к обновленцам.

Оба храма были закрыты властями по причине некомплекта в имуществе, преданном большевиками в аренду церквям. А храмы были переданы другим общинам, которые стали там служить. Общины новые были, конечно, обновленческими.

Входо-Иерусалимский храм был закрыт постановлением президиума ОКРИКа от 7 июня 1925 года. А Введенский храм был закрыт постановлением от 3 августа 1925 года. Похоже на хорошо спланированную акцию. Нет обновленчества в Тагиле – будет! Так что епископ Лев на Тагильской земле вряд ли сталкивался с обновленчеством. Оно было в Екатеринбурге, может, в округе Тагильском, но не в самом городе.

Приведем хотя бы одну таблицу в подтверждение своих слов. Она относится к июлю 1925 года11.

старообрядцы

Казанская церковь

Белокриницкая община

Выйско-Никольская часовня

На Старобазарной часовня

Свято-Троицкая

тихоновцы

Входо-Иерусалимская

Введенская

Выйско-Никольская

Свято-Троицкая

Александро-Невская

Есть и другая таблица. Она тоже составлена властями и относится к октябрю 1926 года. То есть примерно через год после предыдущей12.

 

Обновленцы

Александро-Невская

Иоанно-Предтеческая

Входо-Иерусалимская

Введенская

Старообрядцы

поповцы

Свято-Троицкая

Выйско-Никольская

Горбуновская

Казанская ц.

Казанская ч.

Пантелеимоновская

Старое течение

Николаевская Горбуново

Старообрядцы

беспоповцы

Казанско-Никольская ч.

На Старобазарной ч.

 

Что такое «старое течение» мы сказать не можем, но понятно, что относится к старообрядцам. Но главное, что можно сказать, что число обновленцев пополнилось Александро-Невской церковью.

Церковь Александро-Невскую отняли, видимо, тем же методом, что и Введенскую с Входо-Иерусалимской. Иоанно-Предтеченская находилась в приходе Входо-Иерусалимской и вместе с ней вошла в обновленческое движение. Еще можно сказать, что единоверческие и старообрядческие церкви не вошли в обновленческое движение. Это значило, что уничтожать стремились только пореформенное православие, то есть «новообрядцев».

В декабре 1925 года областные власти писали местным ОКРИКам, что изъятие храмов у тихоновцев и передача обновленцам проводится без должного такта. Это похоже, что власть поддерживает обновленцев (как будто это было не так.- А.Е.). Власть проводит перераспределение с целью равномерного распределения зданий13.

В 1925 году появилась и обновленческая епархия, кафедральным собором которой был выбран Входо-Иерусалимский собор. Она появилась как епархия в митрополии. Митрополит сидел в Свердловске, митрополия простиралась на всю Уральскую область, которая включала Пермскую, Тюменскую, Челябинскую и Свердловскую области. Епархия с центром в Нижнем Тагиле простиралась на Нижнетагильский округ, который простирался от Тагила до Ивделя по границам Свердловской области.

По началу управлял епархией архиепископ Серапион, которого мы не нашли в качестве управляющего по началу, но так его называют в документах: «помня, что вами положено основание Тагильской епархии»14. Так ему пишет первый епархиальный съезд.

Управляющим епархией во время этого съезда был епископ Феодор Шадринский. Съезд начался 25 ноября 1925 года. Митрополитом Свердловской митрополии был Высокопреосвященнейший митрополит Корнилий15 с титулом Митрополит Свердловский и всея области Уральской.

На съезде духовенства и мирян предстояло выбрать нового управляющего Нижнетагильско-Верхотурской епархией. Наверно события развивались так. Сначала был управляющий архиеп. Серапион, потом временно Феодор, а первый съезд решил избрать нового управляющего. О духовенства приехало 24 человека, мирян 19 человек. Итого: 43 человека присутствовало на съезде16.

Кандидатами на кафедру были выдвинуты:

  1. архиепископ Михаил (Фивейский) Павлодарский
  2. епископ Николай (Рубцов) бывш. Курский
  3. епископ Феодор (Шадринский)
  4. епископ Александр (Смирнов) бывш. Челябинский
  5. епископ Василий —— бывш. Архангельский17

Избрали Михаила Фивейского18. Архиепископ Серапион был отправлен на Кавказ по состоянию здоровья19.

Согласно постановления съезда пленумы епархиального управления должны проходить не реже двух раз в год. Тут даже заметна большевистская терминология: съезд, пленум. Первый такой пленум прошел 10-11 марта 1926 года во Введенском храме20.

С 31 марта по 2 апреля прошел 2-й Епархиальный съезд. Он прошел по техническим причинам во Введенском храме21. А постановлением Синода 27 июля 1927 Высокопреосвященнейшему Серапиону, архиепископу Пятигорскому и Кисловодскому было назначено перейти на управление Нижнетагильской кафедрой по многочисленным просьбам прихожан22.

3-й Епархиальный съезд прошел 9 сентября 1926 года во Введенском храме города Нижнего Тагила со следующей повесткой:

  1. Доклад о деятельности Синода РПЦ
  2. О староцерковничестве
  3. О Григорианстве
  4. О миссионерстве
  5. Отчет о деятельности Епархиального управления
  6. Отчет о хозяйственной деятельности Е.У.
  7. Избрание Е.У. пленума и президиума
  8. Доклады с мест
  9. О помощи вдовам и сиротам духовного звания
  10. О кассе взаимопомощи и о похоронах
  11. Обновление обновленчества
  12. Доклад о единении и мире церковном23

Примерно такими были все повестки дня у съездов епархиальных и пленумов. Особенно значимыми темами для обновленцев были «О староцерковничестве» и «О миссионерстве». Они точно были в каждой повестке заседаний.

Второй пленум, на этот раз расширенный, прошел в городе Верхотурье, в Крестовоздвиженском соборе. Там перед мощами был отслужен молебен. 

Честно сказать, всю жизнь думал, что обновленцы к мощам плохо относятся (лет 10 назад видел документ в архиве Нижнетагильском, но не можем процитировать). Но кроме этого, на съездах епархии пели стихиру 6 гл. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…». Она поётся в празднике Входа Господня в Иерусалим. Тут-то как? Ведь это же церковно-славянский язык!

Участники пленума пропели многолетие Патриархам православным, Синоду Российской православной церкви, богохранимой стране Российской, участникам пленума. Из чего можно понять, что считали себя правопреемницей церкви Царской России (раз патриархов многолетствовали). Пленум начался 24 сентября 1926 года24.

На 1 апреля 1926 года ситуация по округу в связи с противостоянием тихоновства и обновленчества была следующей25:

  Приходы Члены Епископов Священников Дьяконов Псаломщиков
Тихоновцы 175 35130 ————- 90 17 50
Обновленцы 40 8871 2 38 14 19

 

Пономарей Церквей Часовен Молитвенных домов
34 141 30 3
2 35 5 ———

 

Таким образом, можно сказать, что в 1926 году обновленчество еще далеко не главное течение в Тагильском округе. Оно в 4 раза уступает по своим силам тихоновцам, если судить по многим показателям. Единственное по чему разброс показателей не велик, так это по количеству священнослужителей, которых арестовывали из-за тихоновской ориентации в политике. У обновленцев даже 2 епископа, а у тихоновцев нет ни одного. Конечно, властям надо было насаживать обновленчество, потому что без их подачи оно не приживалось. А вторым епископом епархии был епископ Феодор (Шадринский (?)), который возглавлял благочиние в Верхотурье26. Нам кажется, что епархия просто была слишком протяженная на север, и поэтому требовался еще один епископ, чтобы окормлять ее приходы. Он не назван викарным, но, пожалуй, выполнял его функции хотя бы в этом благочинии епархии, северном.

Как же на низовом уровне, среди прихожан и духовенства происходили связи по поводу отношений тихоновских и обновленческих церквей. Свердловские власти писали, что «чаще всего… мы сталкиваемся с переходом, так называемых обновленцев к староцерковникам и наоборот». Постановили, что передавать церковь стоит большей общине27. Что и удивительно! Вроде бы власть должна была поддерживать обновленцев?

Есть еще заявление председателя общины Введенской  обновленческой церкви Михаила Галкова. Он в частности писал: 11/24 (новый и старый стиль.- А.Е.) сентября сего года (год не указан.- А.Е.) в окно был брошен камень во время всенощного бдения. 14/27 сентября брошено в меня несколько камней детьми из школы, находящейся в ограде церкви. «14/27 в 12 часов ворвались 3 женщины в квартиру мою и нанесли жене и малолетним детям оскорбление, обзывали псами и друг.»28

В документе еще написано, что к этому оскорблению, к его подготовке, приложил руку некий тихоновец, бывший причетник. Здесь, может быть, не стоит определенно говорить, что все напасти исходили от тихоновцев. Может, камни кидали и просто негативно настроенные по отношению к церкви люди.

Например, в Новой  Ляле (до сих пор мы не писали о церквях округа, только про вскрытие мощей в Верхотурье) доходило до рукоприкладства. 19 февраля 1926 года «Тихоновцы» учинили «дебош» в церкви во время прибытия в нее обновленцев. В том же 1926 году поступили те же жалобы от тихоновцев на обновленцев. Шла война за церковь29.

На этом «скучная» история, где только одни съезды и пленумы, заканчивается. Следующая история обновленческой Нижнетагильско-Верхотурской епархии начинает напоминать нам настоящую церковную историю с заботой о духовном росте подопечных прихожан епархии.

19 ноября 1926 года Епархиальное управление доводило до сведения властей, что архиепископ Серапион совершит пастырскую поездку в Алапаевский район по прилагающемуся к заявлению маршруту30.

С 13 февраля 1927 года архиепископ предполагал совершить поездку по северному району епархии по прилагающемуся к заявлению маршруту31. На это ему дано было разрешение от властей32.

Дано разрешение Адмотделом на совершение крестного хода по округу (епархии. – А.Е.) Крестовоздвиженской верхотурской общине с иконой Симеона Верхотурского33 с 15 июня 1927 года34. Но, как видно из документов, это мероприятие стало продолжительным. Потому что епархиальные власти просили советские разрешить им крестный ход по округу с иконой праведного Симеона с 1 января 1928 по 1 июля 1928 года, согласно приложенного маршрута. Административный отдел не возражал против этого крестного хода35.

В Административный отдел была направлена просьба от епархии провести съезд епархиальный 14 сентября 1927 года36. Власти не возражали37.

Последним зафиксированным историей деянием епархиального управления в Нижнем Тагиле обновленческого раскола было предложение властям провести миссионерские курсы в Алапаевске. Была предложена программа, курсы запланированы на время с 19 февраля по 4 марта 1928 года38. Что ответили власти, мы не знаем. Что стало с епархией, пока тоже.

Нам известно, что в 1929 году ее возглавил Николай Тихвинский, архиепископ. Вот его анкета во власть декабря 1929 года: Родился в 1859 году, с 1914 по 1924 год протоиерей Воскресенского собора в г. Вятка. С 16 марта 1924 года епископ Вятки по сентябрь. С сентября 1926 по 27 июня 1927 в Устье Верхо-Камского района. В городе Тагиле с апреля 1929 . «Культовые обязанности выполню по выбору Нижне-Тагильского Епархиального Совета Духовенства и Мирян»39.

В качестве постскриптума предложим информацию о благочинническом собрании единоверцев (то есть тех, кто принадлежит единоверию – смесь старообрядчества с пореформенным православием). Тагил, видимо, был центром единоверческого благочиния.

Благочиннический съезд собрался по указанию некого епископа Павла. У единоверцев тоже есть свои епископы, рукоположенные у православных пореформенного образца. Служат только они по старым книгам и живут по своим старым обрядам. Любят очень старину. Да и современные православные тоже ее очень любят. Повестка дня была следующей:

  1. Переизбрание благочинного.
  2. Ознакомление с деяниями III Всероссийского съезда православно-старообрядцев.
  3. Выборы благочиннического совета40.

От Тагила были представители Свято-Троицкой и Казанской церквей.

Вот так, две епархии были в Нижнем Тагиле и одно благочиние. Только первая не была оформлена юридически и состояла только в евхаристическом общении между ее членами. Власти, конечно, не давали воли православному епископу, да и документов не осталось от его деятельности такой короткой (1923 год).

В 1925 году пришли в Тагил обновленцы. Точнее их привели за собой советские власти. Они отобрали ряд приходов (Входо-Иерусалимский, Введенский, Александро-Невский), создали епархиальное управление, к которому были лояльны. Епархиальное управление сначала занималось делами, связанными с организацией, потом стало заниматься и духовным совершенствованием. Однако, по некоторым данным позиции обновленцев были шаткими: их просто было меньше.

Чем эти обновленцы, которые пели по церковно-славянски, почитали мощи и даже не вводили григорианский календарь, отличались от православных, по внешнему виду не ясно. Про Григорианский стиль видно (точнее про его отсутствие) из документов Входо-Иерусалимской общины, которая продолжала по Юлианскому жить даже будучи кафедральным собором обновленческой епархии. Крестные хода устраивались на Богоявление 19 января и на начало Успенского поста 14 августа. По Григорианскому эти даты должны быть другими: 6 января и 1 августа, как и в Типиконе написано. Типикон – это не обновленческая книжка. Просто обновленцы должны были проводить свои мероприятия в те дни, когда они указаны Типиконом. Мы, современные православные, прибавляем к дате Типикона 13 дней, чтобы согласовать расхождение календарей: Юлианского, по которому написан Типикон, и Григорианского, по которому мы живем.

ПРИМЕЧАНИЕ.

  1. Булавин М.В. Православные общины Тагильского округа и церковный раскол 1920-х гг. В. сб.: Тагильский край в панораме веков. Екатеринбург, 1999, сс.91-92
  2. Булавин. Указ соч., с.93
  3. Зыков Ю.А. Архиереи Урала. В сб.: Православие на Урале: история и современность. Екатеринбург, 2001, сс.25-26
  4. Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре. /Автор-составитель А.В. Ефанов. Нижний Тагил, 2007, сс.109-110
  5. Чевардин В.В. Дело епископа Льва Черепанова. В кн.: Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре. /Автор-составитель А.В. Ефанов. Нижний Тагил, 2007,сс.90-91; или В кн.: Низвергнутый мир: Книга памяти: в 2 ч., Ч. 1 / Автор-составитель В.В. Чевардин. Екатеринбург, 2003.
  6. НТГИА ф.211, оп.1, д.44, л.19
  7. там же, ф.99, оп.1, д.274, л.116
  8. там же, лл.117-117 об
  9. ф.211, оп.1, д.44, л.41
  10. там же, л.40
  11. там же ф.211, оп.1, д.78, л.521
  12. ф.211, оп.1, д.108, лл.3,4,5,7
  13. ф.211, оп.1, д.42, л.95
  14. ф.211, оп.1, д.79, лл.18 и 24
  15. там же, л.8
  16. там же, л.9
  17. там же, л.12
  18. там же, л.13
  19. там же, л.24
  20. там же, л.44
  21. там же, лл. 59 и 63
  22. там же, л.92
  23. там же, л.106
  24. там же, л.102
  25. ф.211, оп.1, д.46, л.418
  26. ф.211, оп.1, д.108, л.100
  27. ф.211, оп.1, д.78, л.13
  28. там же, л.174
  29. там же, лл.405 и 411
  30. ф.211, оп.1, д.79, л.114
  31. там же, л.139
  32. там же, л.140
  33. там же, л.148
  34. там же, л.146
  35. там же, л.165
  36. там же, л.152
  37. там же, л.150
  38. там же, л.178
  39. ф.211, оп.1, д.154, лл.45-46.
  40. ф.211, оп.1, д.79, лл.174-176