УТРАЧЕННАЯ ДЕМИДОВСКАЯ РОДОВАЯ ИКОНА СОХРАНЯЛАСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ МУЗЕЕ
Демидовская икона в собрании Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Декабрьские диалоги Выпуск 22: Материалы Всероссийской научной конференции памяти Ф. В. Мелёхина, 4–5 декабря 2018 год.
М. Ю. Казакова
Нижний Тагил, НТМЗ «Горнозаводской Урал»
Нижний Тагил в XVIII–XIX вв являлся центром обширной горнозаводской империи, созданной многими поколениями рода Демидовых, представители которого внесли огромный вклад в развитие не только Урала, но и России в целом.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» ведет свою историю от Музеума истории и древностей, основанного в 1841 г. по указу Павла Николаевича Демидова (1798–1840).
В музее сосредоточено большое количество демидовских раритетов: фамильные портреты кисти известных русских и зарубежных художников, горнозаводские диковинки – магнитный штуф (первая половина XVIII в.), рудная горка (1728), стол из первой российской меди (1715) и др.
В настоящей статье речь пойдет еще об одной редкости – Демидовской родовой иконе «Корсунская Богородица» (Начало XVIII в. Дерево, темпера, золочение. 32,7 × 26 × 1,7). Сохранившаяся до наших дней чтимая святыня заводчиков Демидовых представляет Богоматерь Корсунскую и является произведением рубежа XVII–XVIII вв.
Икона исполнена в западноевропейской манере, скорее всего художником одной из московских иконописных мастерских. Известно, что уже в середине XVII в. иконы в Оружейной палате писали «живоподобно», послойное письмо сменила живописная моделировка светотенью, так создан и демидовский образ.
Лик Корсунской Богородицы дан со всеми нюансами светотени, с мягкой пластической моделировкой щек и подбородка, губы плотно сжаты, глаза широко открыты. На щеках и губах легкая подрумянка, контрастные тени в глазницах. Образ Богоматери поражает индивидуальностью черт и удивительным взглядом. Рисунок глаз со слезником ушаковского типа, слева от зрачка, на радужке, отметки прорисованы белилами. Своеобразным распределением светотени художник достиг впечатления как бы светящихся изнутри белков глаз, передана даже их влажность.
Богоматерь одета в красный мафорий с синим подкладом и синюю тунику, обозначающие соединение Девства и Материнства, Ее земной природы и Ее небесного призвания. Мафорий богато декорирован драгоценными камнями и жемчугом, на Ее правом плече и над челом золотые звезды.
Традиционный знак Пресвятой Троицы включает три звезды, каждая из которых символизирует одну из Сущностей Троицы На нижнетагильской иконе мы видим не три, а две звезды, на месте третьей изображен Младенец Христос. Он приник лицом к щеке Божией Матери в живом и ласковом движении. На Младенце белый хитон, затянутый красным поясом-клавом.
Сведения о времени появления иконы содержатся в многочисленных исторических источниках, государственных архивах, а также в местных преданиях, согласно которым митрополит Сибирский и Тобольский (будущий митрополит Ростовский) благословил отъезд тульского оружейника Никиты Демидовича Антуфьева (Никиты Демидова) (1656–1725), основателя династии Демидовых, с сыном Акинфием на Урал.
Он напутствовал их стихами, которые были вырезаны на иконе, подаренной священнослужителем Никите Произошло это событие в Москве, в Чудовом монастыре, где в то время пребывал Димитрий, желая освободиться от тягостного для него назначения в Тобольск, а позже был направлен в Ростов 1
Димитрий называет себя в виршах Тобольским архиереем, значит, посещение монастыря Демидовым могло состояться до назначения митрополита в Ростов, т. е. до января 1702 г. Следовательно, встреча состоялась до пожалования Никите Демидову Невьянского завода. Демидов мог просить благословения у митрополита еще до указа о передаче ему завода 4 марта 1702 г., может быть даже в надежде на его ходатайство перед властями.
В марте 1702 г Демидов отправил на Урал приказчика и первую партию работников; в июле туда выехал его сын Акинфий с мастерами, а в августе прибыл на завод и сам Никита Демидов с рабочими 2.
С этого времени начинает свою родовую историю икона, которая помнит и почитание, и забвение, и пышное празднество с поклонением в начале прошлого века, и исчезновение в период разрушения храмов после революции 1917 г.
О том, где хранилась святыня с середины 1920-х гг, нет сведений ни в одной научной статье до настоящего времени Известно, что в феврале 1930 г, со всех городских звонниц были сброшены колокола, а значит, храмы в Нижнем Тагиле закрылись.
Часть церковного имущества была передана в краеведческий музей Потом след святыни теряется. Правда, в фондах музея-заповедника находилась рама родовой иконы(рис. 1 ), изготовленная к празднованию 200-летия святыни в 1902 г. Саму икону научные сотрудники и хранители музея считали утраченной. Оказалось, что это не так.
Рис. 1. Рама к иконе «Корсунская Богоматерь». 1902.
Дерево, темпера, позолота. 69 × 59; 33 × 27 (окно).
НТМЗ «Горнозаводской Урал»
Первое упоминание об иконе было найдено в Описи имущества Павла и Анатолия Демидовых 1844 г, в списке экспонатов Музеума естественной истории и древностей. В нем сохранилась запись о старинной иконе Божией Матери, которой архиерей Тобольский благословлял Никиту Демидова и его сына Акинфия Никитича в начале XVIII в.3 Она подтверждает, что Корсунская икона Божией Матери почиталась как родовая святыня еще в первой половине XIX в.
В 1846 г в Нижнем Тагиле начались службы в новой Выйско-Никольской церкви, в которой располагалась родовая усыпальница Демидовых.
В 1851 г, родовую икону передали в этот храм, о чем есть запись в Епархиальных ведомостях за 1909 г.: «В Нижнетагильском заводе, в Выйско-Никольском храме есть св. икона Божией Матери, известная под именем “Демидовская”… Драгоценная святыня находится в Выйско-Никольском храме с 1851 г. Святыня древняя, достойная внимания, но, к сожалению, забытая и потомками Демидовых, и “насельниками Урала”!»4
Далее сообщается интересный факт, что в 1902 г, когда иконе исполнилось 200 лет, по просьбе настоятеля Выйско-Никольского храма Александра Хохлова, Елена Петровна Демидова, княгиня Сан-Донато (вдова Павла Павловича Демидова), пожертвовала 300 рублей на украшение ее сребро-позлащенною ризою с эмалью. Икона была поставлена на видное место – за правым клиросом среднего алтаря, в ценном киоте.
Кроме того, автор пишет, что бывший управляющий П. И. Замятнин в 1902 г. готовился праздновать особую для всех Демидовских заводов юбилейную дату и хотел приурочить к этому торжеству чествование Демидовской иконы. «…Но, увы! Год этот Нижний Тагил ничем не ознаменовал, и торжеств ни духовных, ни светских не было. И “древняя святыня” и теперь все еще для многих неведома и не знаема» 5.
4 октября 1909 г настоятель Выйско-Никольского храма А Хохлов на собрании совета Нижнетагильского братства святого Животворящего Креста Господня ради 200-летнего юбилея со дня кончины Святителя Димитрия просил устроить в Выйско-Никольском храме торжественное чествование Святителя Димитрия и древней святой иконы, полученной в благословение из рук угодника Божия.
1 ноября 1909 г празднество состоялось, и о нем также имеются подробные описания в различных источниках. Но, что самое главное, 30 июля 1909 г. настоятель А Хохлов отправил в Ярославскую губернскую ученую архивную комиссию письмо, в котором подробно изложил историю Демидовской иконы и обратился со следующей просьбой: «Было бы желательно, чтоб Ярославская ученая комиссия точно определила, к каким изображениям нужно отнести образ Божией Матери, и какой петь пред образом тропарь? В приходной книге Демидовская икона чтится “за Казанскую”. Особого дня чествования сего святого образа не установлено» 6.
Он дает для комиссии следующие пояснения: «Самое изображение Пречистой с Благомладенцем имеет большое сходство с Корсунской Богородицей, отчасти с Касперовской и с Горбаневской. С последней больше…»7.
До начала прошлого века Демидовская икона могла называться и записываться по-разному – Пречистая Дева с Предвечным Младенцем, Казанская, Корсунская или просто Божия Матерь.
Весной 2015 г при знакомстве с описью имущества Выйско-Никольской церкви Нижнего Тагила 8, составленной в ноябре 1924 г, автором данной публикации было отмечено, что из 167 описанных икон храма 28 икон представляли изводы Богородичного ряда: Рождество Богородицы-1, Введение во храм-1, Благовещение-2, Успение-2, Коронование-1, Покров-1, Тихвинская-1, Знамение-1, Всех скорбящих Радость-2, Похвала Богоматери-1, Скоропослушница-1, Иверская-1, Казанская (полукруглая)-1, Божия Матерь-8 и три иконы Пречистой Девы из Царских врат. Как видим, здесь нет ни одной Корсунской иконы, а именно такой извод имела Демидовская святыня.
Описание одной из икон – «Божия Матерь» (размером 7 × 6 вершков) – с натяжкой, но все-таки подходило к Демидовской иконе. Возвращаясь к письму А. Хохлова, стоит отметить, что настоятель храма отправил в ученую комиссию также и фотографию иконы. Если бы не этот факт, чтимая икона, возможно, вообще не была бы найдена. Важно указать, что это первый и пока единственный фотографический снимок святыни, хранящийся в архиве.
О существовании письма и фотографии иконы стало известно из статьи научного сотрудника Ярославского историко-архитектурного музея, доктора исторических наук Т. А. Рутман. В 2008 г. она обнаружила в архиве документы о пропавшей святыне 10 и написала статью «Святитель Димитрий и Демидовская икона Богоматери», которая была опубликована в книжном сборнике «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский»11.
Здесь представлены фотографии, присланные А. Хохловым из Нижнего Тагила. Согласно исследованиям Т. А. Рутман, образ «Корсунской Богоматери» хранился первыми Демидовыми сначала в Невьянском господском «дворце», а затем – в Нижнетагильском.
Пречистая Дева покровительствовала роду в их более чем успешной деятельности Демидовы упрочили горное дело в России, создали огромный металлургический комплекс.
Следующие поколения жили уже в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Флоренции, родовая святыня была забыта потомками и, в конце концов, оказалась на чердаке демидовских покоев среди старого хлама. Ее отыскали и передали в Нижнетагильское заводоуправление. Позже, когда в городе открылась Выйско-Никольская церковь, Корсунская икона Божией Матери была установлена в храме.
Святительская надпись на деревянной раме иконы была перенесена на новый оклад (старая рама хранилась отдельно). На оклад поместили изображения Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. Демидовская икона, выставленная в 1902 г. на солее перед иконостасом, стала предметом чествования и поклонения прихожан 12.
В своей работе Т. А. Рутман предполагает, что оклад с иконы (сребропозлащенная риза) был сорван в 1922 г., когда из Выйско-Никольской церкви большевики изъяли более шести пудов серебра. Ее мнение оказалось ошибочным. Икона в окладе и раме находилась перед иконостасом на солее в Демидовской усыпальнице вплоть до 1927 г., возможно, до 1924 г., о чем свидетельствует снимок из Архива кино и фотоматериалов Нижнетагильского музея-заповедника, сделанный в 1927 (1924?) г.
Оклад, как теперь ясно, исчез позже. Статью Т. А. Рутман завершают следующие слова: «Демидовская икона Богородицы, даже если она погибла, должна занять достойное место в ряду святынь, чтимых Православной Церковью».
В 2015 г, музейные сотрудники систематизировали Богородичные иконы основного фонда коллекции и обнаружили две Корсунские иконы, которые по времени написания подходили к данному периоду. Этот факт был освещен в докладе на Всероссийской научно-просветительной конференции «VII Худояровские чтения», прошедшей в Нижнем Тагиле в октябре 2015 г. На выступлении также говорилось о необходимости дальнейших исследований Корсунской иконы Божией Матери.
В ходе работы с книгой поступлений выяснилось, что одна икона происходила из Верхотурья, а вторая – из Выйско-Никольской церкви, из Окрисполкома в 1924 г. Смущало только одно – образ был написан маслом, живописный слой неплохо сохранился для трехсотлетнего памятника (икона предположительно была поновлена маслом).
Затруднения возникли и в вопросе авторства митрополита, потому что в словаре Верхотурского уезда Пермской губернии И. Я. Кривощекова указано, что икона «… писана митрополитом Тобольским»13.
Профессиональное иконописное письмо также ставило под сомнение, демидовский ли это образ? Запись в инвентарной книге, согласно которой памятник был датирован началом ХХ в., еще более запутывала исследователей.
В марте 2015 г вместе с научным сотрудником отдела фондов Д. М. Симоновой были тщательно изучены все имеющиеся негативы интерьера Выйско-Никольской церкви, в т. ч. на стекле. Рассмотреть образ так и не удалось. Четко была видна рама (о наличии рамы на Демидовской иконе, как писалось выше, было хорошо известно всем исследователям), очень плохо просматривался объемный мафорий Богородицы со складками, лик не был заметен.
По контуру мафория стало понятно, что на снимке другая икона Кто бы мог подумать, что мафорий был отчеканен на окладе, следы которого имелись на иконе, потому он и был таким объемным и немного другой формы, чем на доске с живописью? К тому же ни один из архивных документов, касающихся Выйско-Никольской церкви, в Государственном архиве Свердловской области и Нижнетагильском городском историческом архиве не приближал к разгадке Демидовской святыни.
В это время Нижнетагильским музеем-заповедником велась подготовка к первой масштабной выставке икон «Зримые свидетели мира не видимого». Решили икону как Демидовскую не экспонировать, слишком мало было подтверждений ее происхождения и отсутствовали какие-либо конкретные факты.
К открытию выставки основателем музея «Невьянская икона» Е. В. Ройзманом (летом 2016 г. историк-исследователь помог атрибутировать и реставрировать отдельные памятники, коллектив очень оценил его поддержку) было подарено много изданий по уральской иконе, в т. ч. книга «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» со статьей Т. А. Рутман.
Сомнений не осталось. Икона, которая считалась автором сгоревшей при пожаре, жива! «Корсунская Богоматерь», отмеченная в докладе, и есть Демидовская. И подтверждение тому – фотографии к публикации Т. А. Рутман. Оставалось одно – связаться с автором, поблагодарить ее и порадовать новостью. Однако следы Т. А. Рутман терялись в Израиле, а позже пришла печальная весть о ее смерти.
Таким образом, благодаря работе историков и искусствоведов, искавших святыню, чудесная мозаика событий, раскрывающих тайну нахождения Демидовской иконы, сложилась.
Спектр сегодняшних вопросов и проблем, связанных с дальнейшим изучением памятника, достаточно широк и, конечно, не может быть полностью освещен в рамках одной статьи. Икона и рама нуждаются в реставрации, при помощи современных технологий можно восстановить и «сребропозлащенную ризу с эмалью». Для этого требуются средства.
Есть надежда, что по окончании всех исследований демидовская реликвия будет выставлена для всеобщего обозрения и займет достойное место в новой экспозиции музея истории Нижнего Тагила.
1 Шишонко В. Н. Пермская летопись 1263–1881 гг. V период. Ч. 2. Пермь, 1889. С. 643.
2 Кофенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVIII–XIX вв. Опыт исследования по истории Уральской металлургии. Т. 1.М.-Л., 1949. С. 103.
3 Музей горнозаводского дела. Екатеринбург, 1995. С. 16.
4 Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1909. № 39. С. 588–590.
5 Там же. С. 589.
6 ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д.76. Л. 161 об.
7 Там же.
8 НТГИА Ф. 211. Оп. 1. Д. 4. С. 27.
9 ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 76. Л. 157–162 об.????????
10 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. Ростов Великий, 2008. 11 Там же. С. 268.
12 Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. И. Я. Кривощеков. Пермь, 1910. С. 367.
13 Там ж